|
|
Образовательные порталы России
Образовательные порталы необходимый элемент единого образовательного пространства, создание которого широко декларируется различными федеральными программами. Однако, основная масса образовательных порталов Рунета создана в рамках государственных инициатив и целевых программ, частные порталы скорее, редкость. Причина проста отсутствие либо денег, либо понимания, зачем это нужно, либо того и другого одновременно. Создание образовательных порталов в рамках ФЦП Основной целью ФЦП «Электронная Россия» и ряда правительственных инициатив является создание единого информационного образовательного пространства на всей территории РФ. Создание единого образовательного пространства комплексный многоступенчатый процесс, включающий последовательную реализацию программ федерального и регионального уровня, направленных на повышение качества образования, сохранение, развитие и эффективное использование научно-педагогического потенциала. ИТ в новой образовательной среде приобретают институциональный характер от средства, сопровождающего образовательный процесс, информационные технологии становятся централизующим механизмом системы образования, накопителем интеллектуального потенциала и основным носителем новых методик. Важным элементом новой информационной среды являются образовательные порталы. Интегрированные в единую образовательную систему, порталы создают возможности для дополнительного образования, повышения квалификации, получения необходимой информации по интересующим вопросам в любой момент времени. Значение образовательных порталов заключается и в создании возможностей для экспорта российского интеллектуального потенциала, оказания услуг обучения русскоязычному населению, проживающему за рубежом. В настоящий момент в русскоязычном Интернет насчитывается множество разнородных образовательных порталов. Часть из них представляют собой инициативы федеральных ведомств, как например, Министерства образования и социального развития. Другие деятельность общественных институтов, и лишь незначительная часть представляет собой частные порталы. Специфика Рунета заключается в том, что масштабные порталы с большим количеством материалов представлены в основном в рамках федеральных инициатив, практически отсутствуют публичные порталы, созданные по инициативе ВУЗов и исследовательских центров. Безынициативность учебных заведений в отношении создания публичных образовательных порталов понятна на их создание и поддержку необходимы средства, а также, зачастую, и связная концепция финансирования. Кроме того, часто для создания портала определенной тематики необходимо если не официальное обоснование, то хотя бы понимание целей создания портала, и видение аудитории, на которую создаваемый портал будет ориентирован. В силу перечисленных факторов частные образовательные порталы в Рунете представляют собой достаточно редкое явление. Типология образовательных порталов Весь спектр образовательных порталов можно разделить на несколько категорий. Наиболее масштабную категорию представляют собой системы образовательных порталов и ресурсных сетей, созданных в рамках Федеральных целевых программ по инициативе Министерства образования и других федеральных структур. Одной из наиболее масштабных является сеть государственных порталов с единым индексом edu.ru. В настоящее время в сети функционируют 15 порталов, среди которых специализированные порталы «Российское образование», «Экономика. Социология. Менеджмент.», «Юридическая Россия», образовательный портал, посвященный естественным наукам, портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование», специализированный портал, посвященный информационно-коммуникационным технологиям в образовании. Основой телекоммуникационной инфраструктуры единой образовательной информационной среды является сеть RUNNet (Russian University Network), которая была создана в 1994 году в рамках государственной программы «Университеты России». В настоящее время RUNNet представляет собой объединение ресурсов региональных сетей, а также крупных научно-образовательных учреждений: ВУЗов, исследовательских центров. В число пользователей RUNNet входят такие крупные научно-образовательные сети как RBnet, FREEnet, RUHEP/Radio-MSU, RELARN-IP, сети Московского и Санкт-Петербургского государственных университетов1. География сети RUNNet. Среди российских образовательных сетей федерального масштаба интерес представляет сеть RBnet (Russian Backbone Network). Создание RBnet началось с принятием в 1994 году программы «Создание национальной сети компьютерных коммуникаций для науки и высшей школы». Развитие RBnet продолжалось 1996 2001 в рамках межведомственной программы Министерства науки, Министерства образования РФ, Российской академии наук и Российского фонда фундаментальных исследований. Головной организацией сети RBnet является НИИ развития общественных сетей. Целью создания RBnet является обеспечение единой инфраструктуры региональных и ведомственных сетей различной тематики, сегодня RBnet охватывает более 50 российских регионов2. Еще одной крупнейшей некоммерческой системой образовательных порталов является FREE.net, которая объединяет, в основном, академические компьютерные сети, сайты ВУЗов, организаций Академии наук, научно-исследовательские организации. Помимо перечисленных федеральных систем существует ряд ресурсных некоммерческих сетей, объединяющих различные образовательные учреждения. Среди таких сетей следует назвать RELARN-IP, которая тесно интегрирована с RBnet и объединяет ряд образовательных учреждений, школ, ВУЗов. Сеть RUHEP-Radio-MSU объединяет ряд научно-исследовательских центров в области физики, RSSI (Russian Science Space Internet) создана на базе Института космических исследований РАН, MSUnet - создана на базе сети МГУ, однако, по количеству подключенных пользователей, в число которых входит ряд учебных заведений, является на текущий момент одной из крупнейших сетей. Сеть IIP (Integrated Internet Project) создана по инициативе института «Открытое общество» Фонда Сороса и объединяет организации в сфере науки, культуры и здравоохранения. Во многих регионах действуют специализированные академические сети, объединяющие ВУЗЫ, научно-исследовательские центры. К таким сетям следует отнести РОКСОН (Региональная объединенная компьютерная сеть науки и культуры), созданная в Северо-Западном регионе, Южно-уральскую сеть EUNet, сеть Новосибирского Академгородка Akadem.org, научно-исследовательскую сеть юга России, созданную на базе Ростовского государственного университета. Важной составляющей образовательных сетей являются порталы ВУЗов. Сегодня порталы высших учебных заведений являются носителями не только официальной информации университета, но и образовательных ресурсов, отчетов о научно-исследовательской деятельности, информации о внутренней жизни ВУЗов, студенческих мероприятиях. Сегодня сложно найти ВУЗ, в котором не было бы собственного Интернет-сайта. Однако, большинству из них далеко до полноценных публичных образовательных порталов таковыми можно считать лишь единицы. К примеру, 99% европейских ВУЗов используют порталы для размещения учебных и научно-исследовательских материалов, как закрытых, для собственной студенческой аудитории, так и публичных, доступных для всех желающих. Ресурсное обеспечение российских ВУЗов пока не позволяет использовать потенциал порталов в полном объеме, однако, шаги в данном направлении делаются. Например, многие российские ВУЗы сегодня размещают на порталах информацию и учебные материалы для абитуриентов, тесты, результаты экзаменов. Однако, этим нередко все и ограничивается, не говоря о том, что в Рунете практически нет публичных порталов, созданных по инициативе учебных заведений. В качестве исключения можно назвать несколько ВУЗов, выигравших тендеры по созданию государственных образовательных порталов. В отдельную категорию следует выделить библиотечные порталы и созданные на их основе библиотечные сети. Региональные библиотечные сети, а также порталы отдельных библиотек интегрируются в системы порталов федерального масштаба. В качестве примера государственного библиотечного портала следует привести объединенный портал «Библиотеки России», созданный при содействии федерального агентства по культуре и кинематографии РФ. «Библиотеки России» представляет интерес и с точки зрения создания информационного партнерства между российскими библиотеками разного уровня, предоставляемой возможности обмена информационными ресурсами, документами, опытом и методиками управления библиотечным фондом, так и с точки зрения пользователей библиотек, - портал содержит описания более 2000 библиотек, ключевых направлений и специализации, контактной информации. Портал содержит также ссылки на сайты библиотек, профессиональных мероприятий библиотечной сферы, а также список образовательных порталов, как государственных, так и более узкой тематики. В список библиотечных порталов, содержащих информацию о российских библиотеках, следует отнести информационно-справочный портал «Library.ru», созданный специалистами Межрегиональной ассоциации деловых библиотек и Централизованной библиотечной системы «Киевская» (Москва). Задачи определяют базовую аудиторию портала: это профессиональные библиотекари, читатели, а также потенциальные читатели, которые не посещают реальную библиотеку, но хотели бы. Таким образом, портал выполняет, наряду с информационными, еще и рекламные функции. Особенностью портала является библиотека редких текстов, которые читатели портала чаще других пытались и не смогли найти в Интернет. Федеральные образовательные порталы
Частные образовательные порталы, созданные по инициативе частных лиц или организаций, следует выделить в отдельную категорию. Несмотря на общий хаос, царящий среди частных образовательных порталов, в данной категории можно выделить несколько подвидов. Порталы различаются по возрастной направленности, - например, в Рунете достаточно много порталов, ориентированных на детей дошкольного и младшего школьного возраста и их родителей. Порталы для школьников определенной тематики, как правило, создаются либо при участии региональных администраций, либо по инициативе Министерства образования РФ, часть порталов создается детскими фондами и благотворительными организациями, лишь небольшая часть порталов для школьников создаются частными лицами и организациями. К числу последних следует отнести портал «Школьный мир», портал «В мире науки» для школьников, созданный группой преподавателей Самарского университета, интерактивный портал «Большая перемена», созданный «Агентством гуманитарных технологий» в рамках контракта с Федеральным агентством по образованию, проект «Ум-nik». Кроме того, следует различать публичные (общественные) порталы и частные, ориентированные на определенную аудиторию. Условием доступа к таким порталам является либо принадлежность к определенной группе, например, студентам университета, либо оплата. К категории таких порталов принадлежат, например, интерактивные порталы языковых школ, которые содержат материалы для обучения. Юлия Граванова / CNews 2 В.В.Герасимов «Система образовательных порталов: анализ телекоммуникационной инфраструктуры». Источник: www.ecsocman.edu.ru |