|
|
ЕИРЦ первый шаг к финансовому оздоровлению
Создание Единых информационно-расчетных центров (ЕИРЦ) было рекомендовано государством еще в 1999 году. В настоящее время они существуют во всех крупных, большинстве средних и многих небольших городах страны. Расчетные центры позволяют повысить уровень собираемости платежей с 70-80% до 100% за счет минимизации цепочки «поставщик-потребитель». Финансовое оздоровление жилищно-эксплуатационных предприятий лежит в основе любой из существующих концепций реформы ЖКХ. Первой задачей на этом пути оказывается работа по выяснению запутанной картины финансовых потоков. Передача функции начисления и сбора коммунальных платежей в ведение расчетного центра при Службе единого заказчика или в ведение отдельного расчетно-информационного центра города значительным образом совершенствует всю схему расчетов. В централизованном варианте расчетов жилищные организации рассматриваются как поставщики жилищных услуг и перестают фигурировать в роли должников. Роль ЕИРЦ в цепочке «поставщик-потребитель» Задавшись целью создания Единого информационно-расчетного центра (ЕИРЦ) для ведения жилищно-коммунальных расчетов, администрация муниципального образования способна изменить всю систему договорных отношений в системе городского ЖКХ. Главное изменение состоит в том, что жилищные организации превращаются в поставщиков жилищных услуг и становятся клиентами ЕИРЦ, равноправными с прочими организациями — поставщиками коммунальных услуг. Схема взаимодействия «поставщик ЕИРЦ население»
Источник: CustIS1 Это выводит жилищные организации из состояния хронической задолженности перед последними, но, с другой стороны, лишает привычных оборотных средств. Данный факт обостряет отношения между ЕИРЦ и жилищными организациями, но он необходим для старта реформы ЖКХ, так как выявляет дисбаланс между тарифами на коммунальные и жилищные услуги. Создание подобных центров было рекомендовано постановлением российского правительства № 887 от 02.08.1999 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения» и осуществлено уже во многих городах страны. Однако, в реальной ситуации зачастую основным интересом и точкой приложения сил муниципальных властей по созданию ЕИРЦ является элементарное получение — как основного инструмента автоматизации, — механизма для снижения затрат на обработку платежей и информационных сервисов для потребителя, перехода на безбумажный принцип работы и ведения статистической базы данных. Возможности единых расчетных центров Но есть и прецеденты более совершенных систем, когда работа ЕИРЦ упорядочивает и взаимоотношения поставщиков ЖКУ с бюджетами различных уровней, уменьшая, с одной стороны, долю невозмещенных льгот и субсидий (за счет точности их предоставления). С другой стороны, сами контролирующие бюджетные органы получают от ЕИРЦ максимум информации о расходовании бюджетных средств и имеют все возможности для ее проверки и согласования. Таким образом, стимулируется упорядочение законодательства по социальной поддержке, и высвечивается ответственность бюджета (и соответствующего уровня власти) за конкретные недоплаты по льготам и субсидиям. Безусловно, хотя исполнителями задач по разработке, созданию и поддержанию жизни многочисленных ЕИРЦ являются десятки различных компаний, стержневой функционал центров схож и позволяет выполнять приблизительно одинаковый перечень задач:
Единые расчетные центры в разных видах и с различными степенями функциональности начали появляться в России еще до выхода упомянутого постановления российского правительства (№ 887 от 02.08.1999), и сегодня они существуют во всех крупных, большинстве средних и многих небольших городах страны. Что касается облегчения жизни потребителя, к сожалению, пока что нынешнее функционирование ЕИРЦ предусматривается лишь в качестве улучшенного инструментария для произведения оплат и получению информации, а осуществления светлой мечты о прозрачности ценообразования на услуги, отчетности расходов и улучшения качества ЖК-услуг как не было, так и нет. Основным же мотивом работы через ЕИРЦ для самих жилищных предприятий, помимо, безусловно, явных преимуществ автоматизации, является обладание инструментом для отслеживания должников по оплате услуг с последующей процедурой взысканий в судебном порядке. Однако, своим фактом успешного существования и принципами работы ЕИРЦ с очевидностью демонстрируют, что прозрачность финансовых потоков ЖКХ локально возможна уже сейчас. Единая система обработки платежей — не мечта, а реальность В деле комплексного подхода к автоматизации жилищно-коммунальной сферы уже существуют реально работающие решения, позволяющие создать на уровне города единую систему сбора и обработки платежей от населения. С 2001 года тиражируется и на сегодня охватывает 75 городов страны система «Город». Самым ярким примером грамотного воплощения технологии в жизнь стал Новосибирск, где через эту систему собирается более 90% всех коммунальных платежей. Ныне проект находится в активной стадии развития в Новокузнецке, Челябинске, Иркутске, Красноярске и других городах. Стоит отметить многофункциональность системы и глобальный размах разработчика в деле воплощения идеи о создании общегородского биллингового центра, дающего возможности не просто автоматизировать прием и обработку платежей любых видов (наличными, по пластиковым картам, в банкоматах, через интернет, с мобильных телефонов), создать сеть пунктов приема наличных и безналичных платежей, работающих в онлайне с центральным сервером, отказаться от бумажных носителей счетов (квитанций и расчетных книжек) и предоставить населению возможность оплаты и получения информации о платежах в любой точке этой инфраструктуры. Функционал системы содержит также модуль центра начислений, предназначенный для автоматизации работы подразделений ДЗ, УЖХ, ЖЭУ, ОПВС, отделов социальной защиты и других участников городской информационной среды. Перечень операций, способных осуществляться программным комплексом модуля, велик, и включает возможности: ведения нормативно-справочной информации (тарифы, услуги, виды льгот, районы, улицы, балансодержатели, поставщики услуг и т.п.), поддержки организационной структуры организации (ЖКХ, отделов социальной защиты населения, органов городского управления), ведения реестров (услуг, тарифов по услугам, поставщиков услуг), ведения различных учетов (физических лиц, льгот, лицевых счетов, сведений о проживающих, начислений, возвратов, поступлений, льгот, субсидий — как по лицевым счетам, так и по поставщикам услуг) и многие другие операции. Глядя на вышеперечисленные возможности системы «Город», становится очевидным то, что прозрачность всех финансовых и информационных транзакций в сфере ЖКХ — вещь не только реальная, но и успешно живущая в нашей стране уже не первый год. Программный комплекс системы активно используется: а) физическими клиентами — для проверки своих счетов, контроля учета их льгот и субсидий через интернет, б) ЖК-хозяйствами и поставщиками услуг — для просмотра отчетных реестров по платежам, отслеживания различного рода информации о клиентах и поставщиках, в) муниципальными властями — для получения реальной информации по финансовым поступлениям в сфере подведомственных организаций. Полный цикл коммунального биллинга Еще большим потенциалом обладает технология программно-технологического биллингового комплекса, внедрение которой позволило автоматизировать ЕИРЦ ЖКХ в Саратове, Нижегородской области и ряде других городов. В основе этой технологии лежит несколько концепций, среди которых обеспечение прозрачности финансовых потоков в ЖКХ, комплексной автоматизации процессов начисления, сбора, обработки и перечисления платы за жилищно-коммунальные услуги с учетом льгот и субсидий, а также процессов сбора и обработки информации и предоставления ее участникам системы: поставщикам услуг, органам власти и другим организациям. «Одной из таких ключевых концепций является «биллинг полного цикла», — рассказывает Андрей Борейко, заместитель директора по развитию бизнеса компании «Заказные ИнформСистемы». — Что такое биллинговая система «полного цикла»? В нашем понимании это система, которая, как минимум, объединяет в себе функции расчетной и платежной системы. То есть обеспечивает поддержку единой базы данных населения, жилищного фонда, услуг, тарифов и льгот, выполняет начисления, позволяет выставлять счета на оплату, производить сбор, обработку и диспетчеризацию платежей, выпускать отчеты.Нам представляется, что такой подход является более целостным и более эффективным в условиях реформирования отрасли, чем распространенный взгляд на биллинг как процесс выставления счетов и сбора денег». Полный цикл коммунального биллинга
Источник: CustIS1 Разработанный компанией «Заказные ИнформСистемы» ПТК «Радей» опирается на современные информационные технологии CustIS. Создаваемая на его основе информационная система коммунального биллинга является расширяемой, она обеспечивает значительное увеличение числа транзакций без доработки программного кода. Она также позволяет при ограниченных объемах доработки обслуживать новые виды услуг. «Радей» позволяет поставщикам услуг отказаться от использования расчетных книжек и принимать платежи населения в любом пункте сбора платежей, подключенном к системе. Система эксплуатируется на базе городского расчетного центра (расчетно-кассового, единого расчетно-кассового центра РКЦ, ЕРКЦ). Она позволяет реализовывать следующие функции:
Одной из особенностей системы является гибкая топология, позволяющая развернуть систему с минимальным уровнем затрат на серверное оборудование и линии связи. Улучшение телекоммуникационной инфраструктуры позволит в дальнейшем без перерывов в работе системы менять ее топологию и расширять функциональные возможности. Таким образом, в ПТК «Радей» изначально закладывается возможность роста и развития. Модернизация и расширение возможностей рассматриваются как рабочий процесс, который определяется эффектом от текущей деятельности РКЦ, потребностями города, населения (плательщиков и потребителей), поставщиков услуг и других участников системы. Топология системы «Радей» КП Кассовый пункт Источник: CustIS1 Таким образом, становится очевидным, что все в этом мире возможно, и автоматизация способна если не чудеса творить, то, по крайней мере, претворять в жизнь многие социальные задачи. В числе дальнейших задач не только равнение на положительный опыт и его тиражирование, совершенствование структуры, интеграция на глобальных уровнях. Жилищно-коммунальной сфере все еще предстоит переход на принцип работы «качественно оказанная услуга полученный платеж», а также визуализация тарифообразования и повышение эффективности расходов. А в такой ситуации и потребитель получит свое законное право на высокое качество услуг и право владеть информацией. Загородняя Татьяна / CNews 1 Источник: компания «Заказные Информ Системы» (CustIS), предлагаемая система «Радей». |