|
|
Информатизированное образование 21 века: практика развитых странСовременное общество требует глубокой подготовки всех его членов к использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в своей профессиональной деятельности. В связи с этим особую актуальность приобретает внедрение средств ИКТ в систему образования. На сегодняшний день наиболее развитыми странами уже накоплен опыт первичной информатизации образовательной деятельности. Высокие темпы развития информационных технологий стали причиной лавинообразного накопления информации. В этой связи возникает потребность в приобретении новых знаний и навыков для активного участия в жизнедеятельности общества. Таким образом, обучение становится непрерывным процессом, в котором каждый человек в той или иной мере участвует всю свою жизнь. Необходимость информатизации системы образования Традиционная система образования оказалась неспособной удовлетворить потребности людей в постоянном получении и совершенствовании знаний, которые оставались бы актуальными в любой момент времени. Ценность профессиональных навыков уменьшается с той же скоростью, с которой происходит обновление фактической информации. Одновременно происходит все большее обособление центров накопления информации, вследствие чего возникает фактическое неравенство людей в получении знаний. «Очевидно, что решить проблему «образовательного неравенства» исключительно финансовыми и организационными мерами невозможно. Также невозможно, используя традиционные образовательные технологии, предоставить каждой школе, каждому классу, каждому вузу лучших преподавателей, лучшие образовательные программы, сказал в интервью CNews Тагир Яппаров, президент Группы компаний Ай-Ти. На мой взгляд, в развитии народного образования ХХI века ИТ могут сыграть уникальную роль. Технологии дистанционного обучения, доступ учащихся и учителей с помощью телекоммуникационных систем к курсам и авторским программам лучших педагогов России, электронным библиотекам уравняют шансы на получение качественного образования жителей Москвы и самого удаленного уголка нашей страны». Необходимость перехода от традиционной системы образования к системе открытого непрерывного образования становится все более очевидной. Наиболее характерными чертами этой системы должны являться:
Одновременно местоположение преподавателя и обучающегося должно перейти в разряд несущественных факторов. Вышеназванные возможности могут быть реализованы посредством информационно-коммуникационных технологий. Их роль сводится к построению единого информационно-образовательного пространства между преподавателем и обучающимся. Последнему достаточно обладать персональным компьютером, подключенным к глобальной информационной сети (например, интернет). Тенденции развития использования ИТ
Источник: конференция «Образование в 21 веке», В то же время, внедрение средств ИКТ в учебный процесс лишь одна из составляющих процесса информатизации. Ее важность зависит от нескольких параметров, среди которых: готовность существующей системы образования к переходу на «электронные рельсы», уровень «цифрового неравенства», уровень квалификации преподавательского состава. Примеры реализации Конечным результатом информатизации образовательной системы является предоставление образования посредством дистанционного обучения (ДО, e-learning). При этом под системой дистанционного обучения может пониматься любая форма учебного процесса, когда преподавателя и слушателя разделяет существенное расстояние. Помимо доступа к учебным материалам, такая система организации учебного процесса подразумевает возможность связи с преподавателем, получение консультации в режиме on-line, а также проверку знаний по окончании обучения. «Существующие курсы повышения квалификации, рассчитанные на один или два месяца, обычно предполагают расход немалых средств, к тому же связаны с отрывом от работы, проживанием в Москве и так далее, прокомментировал ситуацию Борис Логинов, директор Центральной научной медицинской библиотеки Московской медицинской академии (ЦНМБ ММА) им. Сеченова. Использование метода дистанционного образования позволило бы значительную часть подготовки проводить на местах, знакомясь с новой литературой, осваивая новые методы, проверяя себя, контролируя полученные знания. Если приезжать только на экзамены и практические занятия, то это значительно сократило бы время пребывания в другом городе и, соответственно, затраты, связанные с этим». Несмотря на общую идеологию, система дистанционного обучения (СДО) в развитых странах Запада имеет свои отличия. Можно выделить две концепции организации СДО: североамериканскую и европейскую. Опыт США Начало использования технологий дистанционного обучения в США принято относить к середине 60-х годов прошлого века. Именно тогда несколько инженерных колледжей начали использовать телевидение для предоставления учебных курсов слушателям. Эта инициатива привела к созданию Национального Технологического Университета (National Technological University) в 1984 году. К началу 90-х годов он превратился в консорциум из 40 университетов, предоставляющих слушателям инженерные дисциплины. Примечательно, что непосредственное участие в организации СДО в США приняли коммерческие корпорации. Таким образом, дистанционное обучение в этой стране развивалось в соответствии с требованиями и потребностями прямых работодателей и изначально носило коммерческий характер. Уже в 1991 году суммарный доход Национального Технологического Университета составил $13,5 млн. К 1995 году через Систему Публичного Телевещания (Public Broadcasting System) в США обучалось более миллиона студентов. Развитие компьютерных сетей передачи данных предоставило новый инструмент для передачи курсов ДО Internet. На сегодняшний день Ассоциация дистанционного обучения США объединяет в своем составе более пяти тысяч учебных заведений. Совместно с Юнеско ведутся работы по организации распределенного университета, обучение в котором будет происходить независимо от границ, без ограничений по времени. Типичным примером организации дистанционного обучения является Акронский университет. Здесь организовано взаимодействие на всех уровнях включая видео- и звуковую связь, совместное использование документов и других средств. Сегодня в рамках университета действует 3 программы, а четвертная находится в процессе реализации. Первая программа предусматривает сотрудничество со школами, в рамках которого старшеклассникам предоставляются интерактивные занятия по ряду предметов. Второй проект программа высшего образования для выпускников школ, дающая возможность старшеклассникам и выпускникам школ выбрать дисциплины университетского курса для изучения. Последняя программа, реализованная в Акронском университете, представляет собой дистанционные курсы повышения квалификации, рассчитанные на людей с высшим образованием. Одним из наиболее развитых центров e-learning в США является Массачусетский технологический университет (MTI). Уже сегодня в рамках университета открыто бесплатное дистанционное образование по шестидесяти дисциплинам, включая химию, инжиниринг, историю, математику, управление. В ближайшее время предполагается расширить список дисциплин до двух тысяч. По окончании прослушивания отдельно взятого курса учащийся может сдать экзамен и получить сертификат от MTI, а в случае прослушивания всего курса дисциплин по выбранной специальности диплом. Дистанционное обучение в Европе За пределами Северной Америки дистанционное образование развивается в основном за счет «открытых» университетов, финансируемых правительством. Появившаяся в Британии система дистанционного обучения была в значительной мере похожа на систему заочного образования, действующую в Советском Союзе. В системе существовали специальные преподаватели (т.н. tutors), которые проживали недалеко от студентов и были призваны консультировать их в процессе обучения, проводить семинары. В отличие от США, в Британии лишь небольшая часть курсов предоставлялась с использованием телевидения и радио. Таким образом, главное отличие североамериканской и европейской школ ДО состоит в том, что первая изначально была ориентирована на новейшие технологии, вторая же представляла собой надстройку над традиционным образованием. Кроме того, в Европе развитие ДО носило некоммерческий характер. Технологическая разница между США и ЕС начала стираться к середине 90-х годов прошлого века, когда страны Европы приступили к активному использованию современных информационных технологий. В настоящее время в каждой европейской стране существуют учебные заведения, реализующие программы ДО. Самым крупным считается британский «Открытый университет», основанный в 1969 году. По состоянию на 2003 год в нем обучалось около 200 000 студентов со всего мира. С момента основания британского «Открытого университета» более трех миллионов студентов прошли обучение по программам ДО. Еще одним крупным центром ДО является Национальный Университет Дистанционного образования (Universidad National de Educacion a Distancia) в Испании, основанный в 1972 году. Университет расположен в Мадриде и включает в себя 58 учебных центров в этой стране и 9 за рубежом, в том числе в Лондоне, Париже, Бонне, Брюсселе, Нью-Йорке и Риме. Для поддержания постоянного диалога со студентами используются очные встречи по обсуждению учебного материала в учебных центрах и интернет-конференции. Общее количество студентов, обучающихся в университете, составляет 124 000 человек. От дистанционного образования к e-learning На сегодняшний день в развитых странах существует развитая сеть университетов дистанционного образования, использующих информационные технологии при подготовке студентов. Вместе с тем в большинстве случаев средства ИКТ используются лишь как надстройка над существующим учебным процессом. Наиболее заметная тенденция развития дистанционного образования сегодня это переход к системе e-learning получения образования, независимо от страны проживания и в любое удобное время. В результате процессов глобализации и установления общих стандартов в сфере образования обучающие материалы становятся частью мировой системы хранения и управления данными. «Дистанционные технологии в какой-то степени становятся альтернативой традиционной форме обучения как для образовательных структур, так и многих россиян, - считает Тагир Яппаров, президент Группы компаний Ай-Ти. Острая нехватка времени вынуждает нас использовать для получения новых знаний любую свободную минуту и оставляет меньше возможностей для очного обучения. Поэтому в последнее время люди все чаще обращаются к «цифровым» учебным методам». Дальнейшее развитие рынка дистанционного образования приведет к созданию нового подхода к построению учебных систем. Их главной задачей должна стать адаптация к сложившемуся образу жизни людей и создание среды неразрывного образования на основе управления временем. В новых условиях меняется и роль преподавателя. Его главным умением становится способность разрабатывать и использовать открытые методики обучения. Евгений Ермолаев/CNews |