|
|
ИТ залог прозрачности ЖКХ
По данным министерства регионального развития РФ, в начале 2005 г. российским населением оплачивалось порядка 82% от общей стоимости жилищно-коммунальных услуг (для сравнения, в начале 90-х годов размер оплаты составлял всего лишь 2%). В нынешнем году в ряде крупных городов эта доля увеличилась, достигнув, к примеру, в Санкт-Петербурге рекордных 90%. К 2009 году планируется повсеместный выход на 100% оплату услуг ЖКХ. Неуклонный рост тарифов на услуги ЖКХ является одним из главных источников инфляции, всячески бороться с которой настроены российские власти. Как полагают эксперты, в перспективе к снижению цен приведет прозрачность тарифов и расходов предприятий ЖКХ, а, в свою очередь, прозрачность тарифов повысит эффективность расходов и качество услуг. Повышение тарифов или снижение издержек? Решение финансовой проблемы как таковой видится министерству регионального развития РФ не только за счет увеличения платежей населения, но и за счет снижения издержек, внедрения энергосберегающих технологий, привлечения в отрасль частного капитала, выделения бюджетных средств на поддержание и развитие коммунальной инфраструктуры. Также для решения проблемы необходимой представляется и методика долгосрочного регулирования, без которого эффективность финансирования коммунальной сферы будет непрерывно снижаться. На сегодняшний день отсутствие методик оценки эффективности и институтов независимой общественной экспертизы жилищно-коммунальной политики городских и местных властей способствуют коррупции в этой важнейшей по социальной значимости сфере экономики. Зачастую муниципальные власти не заинтересованы в реформировании системы, их вполне устраивает непрозрачность нынешнего ЖКХ, которая позволяет ссылаться на нехватку собственных средств и недофинансирование из бюджетов разных уровней. Но достаточно проанализировать поступление платежей хотя бы за одну из коммунальных услуг одного многоквартирного дома, чтобы увидеть, что существуют немалые средства для качественного обслуживания и содержания жилья. «Я сравнил, какую сумму по утвержденным тарифам заплатили за отопительный сезон 2004-2005 годов жители одного из домов, со счетами, выставленными Самарскими тепловыми сетями (СТС) за фактическое потребление тепла и горячей воды, рассказал заместитель генерального директора самарской управляющей компании «Экономсервис» Вячеслав Лаврук. Жители переплатили более 300 тысяч рублей!» «Коммунальные расчеты очень слабо регулируются. Стандартов, по сути, нет, прокомментировал ситуацию Андрей Борейко, заместитель директора по развитию бизнеса ООО «Заказные ИнформСистемы». Ни в отношении правил расчета, ни в отношении автоматизации. В этом плане ситуация сильно отличается, к примеру, от телекоммуникационной сферы. Возможно, причина в том, что в ЖКХ, в отличие от телекома, еще не созданы мощные операторы федерального уровня, способные «продавить» нужные нормы. Реальная деятельность, по большей части, привязана к муниципальному, реже к региональному уровню». Оздоровление ЖКХ направления и решения Очевидно, что для того чтобы конкретный платеж не «терялся» в потоках платежных транзакций городского ЖКХ, необходимо максимальное сокращение цепочки отношений «потребитель-поставщик услуг». С этой целью ныне активно создаются партнерства между товариществами собственников жилья (ТСЖ) и управляющими компаниями (УК), в управление которым жильцы вверяют эффективное ведение домового хозяйства. Но такая практика не имеет пока широкого распространения и не спасает общей ситуации на уровне страны. В глобальном масштабе необходимо повышение эффективности и прозрачности финансово-хозяйственной деятельности органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Требуются выработка методик, направленных на предотвращение коррупции и расширение общественного участия в местном самоуправлении, актуально проведение оценок обоснованности затрат на ЖКХ и качества предоставляемых услуг. Также есть потребность в методиках и системах показателей (критериев) оценки обоснованности затрат на жилищно-коммунальное хозяйство и качество предоставляемых в этой сфере услуг, в подготовке соответствующих нормативных положений о создании институтов независимой экспертизы в сфере ЖКХ. Апеллируя к более конкретным и кратким тезисам, для оздоровления российской системы ЖКХ абсолютно необходимы: совершенная и прозрачная схема тарифообразования, технологический аудит, существование системы оценки необходимых затрат и соответствия качества предоставляемых услуг, проведение оплат за услуги по договорному механизму «оказание услуги ее оплата». ИТ и ЖКХ взаимовыгодное сотрудничество Обеспечить работу единого слаженного механизма новой формации, способного учесть все вышеназванные требования на заказанном уровне, невозможно без применения современных информационных технологий и, благо, уже сегодняшняя степень их развития способна решить многие проблемы были бы желание и усердие, подкрепленные бюджетными финансами. Следует отметить, что инвестиции в информационные технологии на несколько порядков меньше инвестиций в основные фонды ЖКХ, а эффект от них сравним, так как затрагивает основополагающие принципы наведения порядка, реализации социальной справедливости и предоставления услуг на современном уровне сервиса. Выстроив цепочку деятельности, сопровождающую жизненный цикл любой коммунальной услуги от первой стадии ее производства до завершающей операции по финансовому планированию в освоении полученной прибыли (в самой оптимистичной ситуации), получим и вполне определенное разнесение по категориям деятельности, находящихся и/или нуждающихся в информатизации. Внедрение высоких технологий в ЖК-отрасль способно сегодня послужить:
Решать некоторые из вышеназванных задач способны многие современные программные продукты, тиражируемые компаниями-лидерами в области ИТ-технологий для финансового сектора. Информационные системы, работающие в сфере автоматизации деятельности ЖКХ и поставщиков прочих услуг для населения, представлены на территории России неравномерно и спектр разработчиков таких систем весьма широк. К сожалению, решений по автоматизации всего комплекса задач ЖКХ на основе системного подхода пока на рынке нет. Появляются единичные разработки информационной поддержки жизненного цикла инфраструктуры, так называемые ИПИН-системы отдельных объектов, которые призваны детализировать в большей степени инженерную сторону вопроса. Это конечно актуально и важно. Но информационная система ЖКХ должна создаваться как элемент информационной системы муниципального образования (МИС муниципальная информационная система). МИС представляет собой информационно-программный комплекс, предназначенный для информационной поддержки муниципального управления путем создания комплексной информационной модели муниципального образования. Структурно МИС состоит из модулей основных направлений деятельности муниципального образования и информационных систем, созданных на базе информационных потоков от отраслевых систем в центральное хранилище. Структура муниципальной информационной системы (МИС) Источник: Кодекс Подавляющее большинство организаций, предоставляющих коммунальные услуги населению, в той или иной степени уже доверились современным технологиям и подвергли автоматизации, как минимум, процессы расчета и начисления платежей, ведения учёта средств, поступивших на содержание жилого фонда, и одновременного осуществления собственного бухучета. Разработку и внедрение подобного ПО осуществляют сотни компаний, но стоит упомянуть, что перевес сил на стороне основных поставщиков систем автоматизации бухучёта: 1С, БЭСТ, Инфософт, Корпорация Парус, Инфо, Инфин и ряда других. На сегодняшний день актуальной проблемой является интеграция таких систем в единый комплекс городского и регионального масштаба, что под силу только крупному, имеющему опыт системному интегратору или разработчику. Заказчиком такой системы должен выступать представитель бюджетной сферы муниципальное образование или регион. Загородняя Татьяна / CNews |