|
|
КИС в здравоохранении
Оборот российского рынка медицинских информационных систем (МИС) по итогам 2005 года достиг величины $20 млн., что в почти в 400 раз меньше оборотов американского рынка. Столь впечатляющий разрыв обусловлен низкой платежеспособностью российских ЛПУ, нехваткой обслуживающего персонала и отсутствием государственных программ поддержки внедрений МИС в медицинских учреждениях. Рынок информационных решений для медицины развивается сегодня стремительными темпами. С одной стороны, это лишнее доказательство того, что ИТ постепенно проникают во все сферы человеческой жизни, в том числе и медицину. С другой стороны, растущая потребность ЛПУ и других медицинских учреждений обусловлена быстрым ростом объемов информации, которые возникают как следствие появления новых методов диагностики и анализа данных, а также увеличение потребности пациентов в более качественных методах лечения. Естественно, бумажные архивы не справляются с возрастающей нагрузкой, что приводит к увеличению временных и физических затрат на хранение документов, их поиск и обработку, и, соответственно, к необходимости автоматизации основных бизнес-процессов в рамках медицинских учреждений. Информационные решения для здравоохранения: факторы спроса «Очень важным является также создание в здравоохранении и социальной сфере единой инфраструктуры обмена электронными документами с использованием электронной цифровой подписи, считает Андрей Столбов, доктор технических наук, заместитель директора Медицинского информационно-аналитического центра РАМН. И надо сказать, что здесь уже многое сделано в ходе реализации закона № 122-ФЗ и организации информационного взаимодействия в системе дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан. Хочу при этом заметить, что система электронного документооборота может заметно сократить расходы и время ожидания гражданами высокотехнологичной медицинской помощи в федеральных клиниках еще одного направления приоритетного национального проекта». Росту спроса на информационные системы в медицинских учреждениях способствует и начавшаяся реформа здравоохранения, отчасти потому, что одним из главных приоритетов реформы является информатизация медицинской отрасли, отчасти вследствие изменения структурных взаимосвязей в сфере здравоохранения, что постепенно приведет к возрастанию конкуренции между ЛПУ, диагностическими, медицинскими центрами разного уровня. В условиях практически свободного выбора ЛПУ или медицинского центра основными мотиваторами потребительских предпочтений наряду с качеством лечения становятся техническая оснащенность медицинских учреждений, наличие необходимых специалистов, возможность проведения консилиумов со специалистами специализированных медицинских центров. Все это возможно только при наличии автоматизированного документооборота и электронных архивов медицинской информации, наличия электронной карты каждого пациента. В качестве важного фактора спроса медицинских учреждений на информационные системы следует назвать развитие медицинского страхования, причем, как обязательного, так и частного. В основе такого прогноза лежит принцип коммерциализации любой страховой системы, когда приоритетной становится эффективность внутренних бизнес-процессов медицинского учреждения, и, соответственно, снижаются непрофильные затраты. Хотя такой подход является более характерным для частного страхования, с развитием отрасли медицинского страхования государственные страховые фонды также осознают невыгодность дополнительных затрат, что приводит к возникновению давления «сверху», и заставляет ЛПУ автоматизировать основные процессы. Естественно, информатизация процессов ЛПУ должна сопровождаться разработкой адекватных программ финансирования, в противном случае «неэффективность» в масштабах системы будет нарастать, а с ней будет расти и неэффективность распределения средств в рамках бюджетов фондов ОМС. Однако утверждать, что спрос на информационные системы в сфере здравоохранения предъявляют только ЛПУ и медицинские центры, было бы не совсем верным необходимость автоматизации внутренних процессов, документооборота, хранения и обработки информации остро ощущают и другие субъекты рынка территориальные и федеральные фонды ОМС, органы управления здравоохранением, аптечные учреждения, научно-исследовательские и научно-практические центры. Возникает потребность создания единых информационных систем в рамках городских и региональных медицинских структур, примером реализации такой системы является КАИС МОСГОРЗДРАВ г. Москвы и проекты других российских регионов. Специфика медицинских информационных систем Специфика информационных систем, использующихся для автоматизации медицинских учреждений, во многом обусловлена спецификой медицинской информации, а также особенностями ее использования. Медицинская информация обладает прежде всего такими отличительными характеристиками, как многообразие факторов влияния и комплексность процессов, что существенно осложняет формализацию процедур принятия решений. То есть, функционирование такой информационной системы невозможно без привлечения человеческих ресурсов и затрудняет использование автоматизированной техники. Отсутствие единых стандартов представления медицинской информации, различия в терминологии и форматах хранения создает сложности как при интеграции разнородных данных в единую систему, так и при взаимодействии различных систем. Хотя системы диагностического кодирования становятся в настоящее время более универсальными, но детальная номенклатура признаков и симптомов, форматы для регистрации данных, а также организация записей определяются индивидуально. Кроме того, хранение медицинских данных в электронном виде определяет величину требований к характеристикам компьютеров и других составляющих системы по скорости доступа, объему памяти, качеству графики1. Среди основных требований, предъявляемых сегодня к медицинским информационным системам, аналитики РФФИ выделяют следующие:
Помимо перечисленных факторов, важными являются и такие вопросы, как скорость работы системы и обработки данных, емкость и защищенность архивов хранимой информации, возможность предоставления выделенного доступа для различных участников системы, распределение прав доступа к информации, хранимой в системе. Успех медицинских информационных систем на рынке определяется массовыми продажами, что нередко затрудняется узостью отдельных сегментов отечественного медицинского рынка. В таких условиях успех информационной системы предопределяется ее универсальностью возможностью применения одной и той же системы в разных направлениях медицинской сферы. Российский рынок медицинских информационных систем По данным РФФИ, объем российского рынка информационных систем, использующихся в медицинской сфере, в 2005 году не превышал $20 млн. В то же время, объем инвестиций США в создание МИС составили более $8,5 млрд. Узость российского рынка МИС объясняется рядом факторов, среди которых низкая платежеспособность медицинских учреждений, отсутствие подготовленной инфраструктуры учреждений для приобретения МИС, низкий уровень подготовки персонала для работы с МИС, а также нехватка специалистов для поддержки и обслуживания систем. В силу ряда других факторов например, отсутствия государственных программ поддержки внедрений систем в ЛПУ, также как и развитой системы госзаказов на разработку МИС, средняя стоимость информационных систем, использующихся в российской медицине, гораздо ниже стоимости западных систем, причем, чаще всего, снижение цены достигается за счет более низкой функциональности отечественных систем. Согласно результатам исследования российского рынка МИС, проведенного компанией «Кондопога» разработчиком одноименной системы, средняя стоимость российских систем в 10 раз ниже стоимости западных решений. Величину оборотов российского рынка МИС существенно ограничивает и небольшое число внедрений комплексных информационных систем, что объясняется как высокой стоимостью таких систем, так и отсутствием условий для их внедрения в ЛПУ. Значительную часть рынка составляют локальные системы, целью применения которых является автоматизация отдельных направлений деятельности медицинских учреждений. По результатам исследования российского рынка МИС, проведенного Александром Гусевым, наиболее популярными являются локальные системы для стоматологии, офтальмологии, рентгенологии, анестезиологии и реаниматологии. Существует несколько локальных МИС, предназначенных для управления административной, бухгалтерской информацией, записями регистратуры. Узость российского рынка МИС определяется и отсутствием массового рынка внедрений, большинство систем являются, по сути, продуктами «on-demand», полностью созданных под потребности заказчика. Только 20% систем представлены в виде коробочных продуктов, но число внедрений таких систем незначительно. Александр Гусев указывает, что каждая инсталляция «коробочных систем» является уникальным проектом, который вряд ли может быть реализован в виде свободно тиражируемого программного продукта По данным исследования Александра Гусева, доля МИС в обороте отечественного рынка медицинского ПО не превышает 12-18%, значительно большая рынка принадлежит программам автоматизации административной и бухгалтерской деятельности, а также ПО для решения задач обязательного медицинского страхования. Однако, согласно данным, приводимым А.Гусевым, еще в 2003 году МИС составляли более 2/3 оборота российского рынка медицинского ПО. По мнению авторов, стагнация этого показателя связана с тем, что на разработку новой МИС требуется 2-3 года, а за это время рынок медицинского ПО уходит далеко вперед, что вынуждает разработчиков уменьшать время разработки систем, и, соответственно, пересматривать продуктовую линейку в пользу выпуска локальных МИС. Интерес представляет и анализ статистики внедрений МИС. По имеющимся данным, наибольшее число внедрений МИС по результатам 2005 года было осуществлено в государственных и муниципальных городских поликлиниках и стационарах (51,63% всех внедрений). Вторым основным потребителем МИС являлись ведомственные учреждения (35,72%). Наименьшее число внедрений МИС пришлось в 2005 году на академические учреждения и НИИ (5,51%) и коммерческие клиники. Это легко объяснимо число крупных коммерческих клиник широкого профиля в России пока единицы, как правило, это узкоспециализированные медицинские учреждения, оказывающие 1-2 вида помощи (чаще всего, это стоматологические клиники, диагностические центры). Использование комплексных МИС в таких учреждениях экономически невыгодно, так как связано с большими затратами, при этом потенциал системы используется незначительно. Внедрения МИС в ЛПУ, обслуживающих отраслевые предприятия, представляют собой следующую картину. Наибольший процент внедрений МИС приходится на ЛПУ министерств и ведомств (30,72%), на втором месте находятся банковские ЛПУ (18,75%). За ними следуют клиники предприятий газодобывающей и нефтяной промышленности 14,59%, «РЖД» 14,06%. Авторы исследования выделяют интересную особенность отраслевые ЛПУ, как правило, оказывают предпочтение одной и той же системе. Например, 50% внедрений у «Эвереста» банковская сфера, и 50% в газодобывающей отрасли. АИС ЛПУ, главным образом, внедряли в ОАО «РЖД» (87,5%) и в клиниках МВД Пример внедрения: КАИС Мосгорздрав Внедрение медицинских информационных систем в ЛПУ лишь первая стадия развития сферы здравоохранения. На повестке дня сегодня находится создание единого информационного пространства медицинской сферы, которое подразумевает объединение локальных информационных систем организационно независимых медицинских учреждений в единые территориальные и региональные системы. Основными характеристиками таких систем являются принцип распределения, иерархическая организация и гетерогенность среды, а также обеспечение совместимости и интероперабельности локальных информационных систем медицинских учреждений. Единая информационная система Источник: конференция «Государство в 21 веке», 20062 Примером создания такой объединенной системы является КАИС МОСГОРЗДРАВ, реализация которой началась в 2005 году в Москве. В качестве основных задач системы следует назвать3:
С точки зрения системности, КАИС МОСГОРЗДРАВ представляет собой интеграцию двух иерархических слоев: слой городского уровня, реализуемый в рамках программы «Электронная Москва» и слой ведомственного уровня, предназначенный для нужд корпоративных пользователей Департамента здравоохранения. На ведомственном уровне взаимодействие организуется следующим образом: локальные МИС медицинских учреждений (стационаров, поликлиник, диагностических центров, диспансеров) интегрируются в единую систему, образуя таким образом нижний слой системы КАИС МОСГОРЗДРАВ, на следующем, промежуточном уровне в единую среду интегрируются базы данных городских служб общего (центр медицины катастроф, «Служба СМЭ», служба крови и другие) и специального (онкологическая, туберкулезная, психиатрическая, кардиологическая, наркологическая) назначения. На третьем, верхнем слое осуществляется взаимодействие серверов баз данных КАИС МОСГОРЗДРАВ и серверов приложений Департамента здравоохранения. На «городском» уровне базы данных КАИС МОСГОРЗДРАВ интегрируются в систему «Электронная Москва». Использование иерархического принципа организации позволяет использовать данные ЛПУ на любом уровне системы, тем самым более полно учитывать потребности медицинских учреждений, являющихся элементами системы, и повысить точность прогнозов функционирования отдельных элементов и системы в целом. Интерес представляет также функционирование КАИС МОСГОРЗДРАВ в рамках программы «Электронная Москва», с точки зрения возможностей, предоставляемых пользователям городской системы. К таким возможностям, относятся, прежде всего, бронирование медицинских услуг и запись на прием к специалистам, возможность получения лекарств по электронным рецептам, удаленный мониторинг и консультации пациентов. Для ЛПУ Москвы создание единой системы означает возможность обмена медицинскими картами, медицинскими изображениями, ускоренное представление отчетности, эффективное распределение коечного фонда, возможность представления срочных заявок в городские службы, а также обмен заявками на заявки на госпитализацию, обследования, консультации пациентов. АИС «Удаленная регистратура» Источник: конференция «Государство в 21 веке», 20064 Важными составляющими системы КАИС МОСГОРЗДРАВ является проект АИС «Удаленная регистратура», к списку задач которого принадлежит интеграция информации о лечебно-профилактических учреждениях города, интеграция информации о свободных ресурсах, реализацию ряда on-line сервисов для пациентов и врачей поликлиник, диагностических центров, стационаров:
1 РФФИ, Статья «Медицинские информационные системы. Экспертные системы и базы данных», 2005 2 Доклад А.Столбова «Единое информационное пространство здравоохранения: архитектура и принципы интеграции ИС» 3 Доклад Г.Илюшина и Т.Шаренской «Создание корпоративной информационной системы здравоохранения г. Москвы с использованием технологий Microsoft» на конференции «Государство в 21 веке». 4 Доклад Г.Илюшина и Т.Шаренской «Создание корпоративной информационной системы здравоохранения г.Москвы с использованием технологий Microsoft |