|
|
Автоматизированная лаборатория — дорого, но необходимо
Лабораторные информационные системы позволяют автоматизировать одну из важнейших составляющих процесса диагностики — лабораторные исследования. Внедрение таких систем — весьма серьезный шаг, требующий значительных материальных и административных ресурсов. Тем не менее, не сделав это шаг, невозможно создать современную, эффективно работающую и приносящую прибыль лабораторию. Функциональные возможности лабораторных информационных систем весьма многообразны, их набор в значительной мере варьируется различными производителями. Возможность выбора тех или иных функций в зависимости от потребности лаборатории позволяет получить систему, максимально отвечающую требованиям учреждения. Область применения лабораторных информационных систем Источник: При этом каждая система содержит общий для всех подобных систем, достаточно ёмкий набор основных функций. К ним относятся:
От Возможность обмена данными с другими подразделениями медучреждения и информационными системами также является достаточно обычным требованием к лабораторным информационным системам и присутствует у всех производителей, но варианты обмена данными могут быть различными. Цифровая фотомикроскопическая система Источник: Intermedica, Inc Например, ЛИС — врач медучреждения позволяет обеспечить врачам медучреждения автоматическую передачу результатов выполненных исследований. ЛИС — ЛИС позволяет строить распределенные информационные системы работающих совместно лабораторий, в частности, этот вариант создает возможность построения информационной системы централизованной лабораторной службы. ЛИС — ГИС реализует получение из медицинской системы учреждения заказов на лабораторные исследования и обратную передачу результатов выполненных исследований в электронную карту пациента. ЛИС — Стыковка лабораторной информационной системы с другими системами значительно упрощается в случае поддержки стандартов хранения и обмена данных (HL7, LOINC, XML) обеими информационными системами. К сожалению, данная возможность пока редко встречается на отечественном рынке информационных систем. Что входит в состав лабораторной информационной системы? В состав лабораторной информационной системы входит как программное, так и аппаратное обеспечение. Но следует помнить, что, кроме программ и оборудования самой системы, требуется также наличие работающей компьютерной сети. Программное обеспечение (ПО) подразделяется на системное (операционные системы рабочих станций и сервера), прикладное и, в некоторых случаях, ПО сервера базы данных. К сожалению, в России пока еще не сложилась практика цивилизованного приобретения программ, поэтому большинство компьютеров, в том числе в медицинских лабораториях, работают под управлением так называемых пиратских версий Windows. Однако в последнее время наметилась тенденция к ужесточению контроля за используемым программным обеспечением, поэтому обязательное приобретение лицензионного системного ПО в скором времени станет неизбежным. Главным элементом лабораторной информационной системы является прикладное программное обеспечение, с которым непосредственно работают сотрудники лаборатории. Оборудование, необходимое для построения лабораторной информационной системы, можно разделить на две категории: компьютерное и специальное. К компьютерному относятся сервер системы, персональные компьютеры рабочих мест, принтеры для печати отчетов, а также устройства бесперебойного питания и сетевое оборудование, включающее коммутаторы сети и кабельные линии. К специальному оборудованию относятся устройства взаимодействия с анализаторами, автоматические считыватели На первый взгляд, большое количество компонентов системы может показаться сложным, однако пользователь имеет дело только с верхушкой этого айсберга — прикладным программным обеспечением, все же остальное устанавливается и налаживается однократно, требуя лишь профилактического обслуживания. ПО и железо — выбираем вместе При решении вопроса информатизации лаборатории необходимо обратить внимание на ряд моментов, которые при разных подходах могут быть как плюсами, так и минусами приобретения. Первое, что оценивают при любой покупке, включая информационную систему, это соотношение стоимость/качество. Под качеством, в случае лабораторных информационных систем, понимается совокупность многих факторов. Прежде всего, необходимо определиться с «происхождением» лабораторной информационной системы, при этом выбирать придется из следующих вариантов:
Вне зависимости от выбранного производителя информационной системы следует учитывать опыт и успехи поставщика на рынке России, так как внедрять систему в вашей лаборатории будет тот, кто ее продает. Было бы полезным самим увидеть ее в работе, посетив работающую лабораторию, и учесть отзывы независимых экспертов (если таких удастся найти). Также можно рекомендовать стажировку специалиста заказчика на работающей системе. Приобретение лабораторной информационной системы с гибкой Следует обратить внимание на технологии, используемые в системе — это уже упоминавшееся Наконец, немаловажным фактором является организация системы обслуживания системы поставщиком или его уполномоченными представителями, а также возможности развития системы и условия получения новых версий программного обеспечения. При выборе оборудования для построения автоматизированной лабораторной системы можно руководствоваться различными соображениями, однако при этом надо учитывать требования и рекомендации поставщика к компьютерной технике. Часто организация, внедряющая информационную систему в лаборатории, рекомендует поставщика вычислительной техники, с которым накоплен положительный опыт работы. Идеальным вариантом является поставка техники и монтаж компьютерной сети под ключ одной организацией, которая в дальнейшем возьмет на себя техническое обслуживание оборудования. Не стоит забывать о простом правиле выбора техники — качество пропорционально стоимости. Пренебрежение этой истиной и погоня за сиюминутной экономией может обернуться незапланированными расходами на ремонт и даже замену парка компьютеров, и, само собой, сбоями в работе всей лабораторной системы. Стратегия запуска и сопровождения Настоятельно рекомендуется требовать от поставщика создание рабочей документации, которая описывает состав и функции системы, еще до ее установки. При выборе варианта запуска желательно отказаться от соблазна одновременного ввода в действие всей системы. Как показывает практика, более эффективным оказывается поэтапный запуск системы в различных отделах лаборатории. Стоит упомянуть о необходимости выделить из числа сотрудников специалиста (администратора системы), который будет осуществлять контроль работы системы в целом, а при необходимости — модификацию и настройку. Очень важно позитивное отношение к внедрению ЛИС со стороны персонала лаборатории, а также понимание проблем и заинтересованность со стороны администрации медицинского учреждения. Для повышения эффективности обучения сотрудников работе с информационной системой в некоторых случаях полезно провести предварительное обучение работе с компьютером. Обучение только наиболее способных сотрудников лаборатории может оказаться более эффективным, чем обучение всех подряд инженерами поставщика, так как обученные сотрудники смогут донести знания до своих коллег в виде, адаптированном к конкретному рабочему процессу. Разумеется, обязательным требованием является предоставление инструкции пользователя на русском языке. После ввода информационной лабораторной системы в эксплуатацию, как правило, требуется ее техническое обслуживание, хотя из этого правила бывают и исключения — известны случаи, когда заказчик после установки системы отказывался от обслуживания силами поставщика и, прибегая только к аварийным вызовам, без проблем работал самостоятельно годами. Помимо обязательного профилактического обслуживания иногда может требоваться аварийное обслуживание с экстренным выездом к заказчику, а также консультации по горячей телефонной линии или через интернет. До приобретения системы следует выяснить, как организовано послепродажное обслуживание у поставщика лабораторных информационных систем, заключается ли договор обслуживания, каковы его условия. Программное обеспечение часто развивается и модернизируются, выходят новые версии. Некоторые поставщики предоставляют возможность льготного получения новых версий программного обеспечения системы. Также важно обратить внимание на возможности развития системы — организации новых рабочих мест, подключения новых анализаторов и другие. При наличии в медицинском учреждении своей компьютерной службы, по согласованию с поставщиком часть работ по обслуживанию и сопровождению ЛИС может быть переложена на собственных специалистов заказчика после проведения соответствующего обучения. Надежная бесперебойная работа ЛИС зависит не только от качества программного обеспечения, но также и от соблюдения ряда правил и требований к эксплуатации и проектированию системы. С технической точки зрения можно выделить следующие факторы:
Очень полезно на стадии проектирования включать в систему резервный сервер, который способен взять на себя функции основного сервера при его отказе. К сожалению, из соображений экономии этим требованием часто пренебрегают. Не менее важными для надежной работы системы является ограничение доступа в сеть посторонних, что позволяет сохранять конфиденциальную информацию для сотрудников, имеющих к ней доступ, а также ограничивает проникновение в сеть компьютерных вирусов. Тем же целям служит и отказ от подключения ЛИС к интернету. Чудес не бывает Лабораторная информационная система — лишь один из видов современного ПО с четко регламентированными возможностями. Не стоит ожидать от ее внедрения решения всех проблем, возникающих в лечебном учреждении. Например, такая система не способна полностью обеспечить переход на безбумажную технологию. Совсем без бумаги обойтись не удается, в том числе и по соображениям юридического характера. Даже после внедрения ЛИС в лаборатории печатаются результаты исследований, отчеты и журналы, требуется вести служебные протоколы, особенно для ручных методов исследования. Не стоит ожидать от лабораторных информационных систем мгновенного роста производительности лаборатории. Реально рост производительности лаборатории наблюдается после адаптации коллектива к ЛИС и работе с ней, когда автоматизированы все рабочие процессы. Необходимо помнить, что надежная работа ЛИС достигается за счет грамотности разработки программного обеспечения, высокого качества используемой вычислительной техники, а также соблюдения требований эксплуатации и обслуживания системы. Работа по внедрению лабораторных информационных систем очень трудоемкая, причем не только со стороны поставщика системы, но и со стороны заказчика. Один поставщик без активного участия коллектива лаборатории в процессе внедрения никогда не достигнет успеха. Поэтому для совместной работы с поставщиком должны быть запланированы определенные ресурсы времени и средств. Помимо затрат на приобретение техники и системы предстоят расходы на поддержание работоспособности ЛИС. Прежде всего, это расходы на техническое обслуживание оборудования и программного обеспечения. Расходные материалы (бумага, картриджи для принтеров, этикетки для печати Георгий Отставнов |