|
|
Нацпроект и политика России в ИТ-обеспечении образованияНа сегодняшний день в России не существует обязательного всеобщего среднего образования. По имеющимся данным, за последние 5 лет число общеобразовательных школ уменьшилось на 7%, зато приблизительно на 20% увеличилось количество лицеев и гимназий. В то же время, число студентов ВУЗов за последние 10 лет увеличилось в 2,5 раза. Российское образование сегодня В ельцинской Конституции 1993 года, за которую проголосовало большинство граждан России, было зафиксировано обязательное 9-летнее образование. Таким образом, всеобщее среднее образование, которым так гордился Советский союз, отошло в прошлое. В настоящее время в Российской Федерации насчитывается более 62 тыс. школ, из них около 40 тыс. находятся в сельской местности. По данным Рособразования, в 2005 году по сравнению с 2000 годом общее число общеобразовательных учебных заведений уменьшилось на 7%, в том числе число начальных школ сократилось на 25%, число школ 9-леток (так называемых «основных») уменьшилось на 10%, а число полных средних школ увеличилось на 2%. За этот период на 10% уменьшилось количество школ с углубленным изучением разных предметов, зато увеличилось на 20% число гимназий и на 21% число лицеев, появились кадетские учреждения. До настоящего времени 26% общеобразовательных учреждений работает в 2 смены, а 0,4% даже в 3 смены, а около 2% детей вообще не посещает школу.
Структура системы общего дневного образования Источник: CNA За последние 5 лет произошли изменения и в системе среднего профессионального образования. На 4% выросло число средних профессиональных учебных заведений, из числа которых 94% составляют государственные учреждения, а 6% негосударственные. По сравнению с 1995 годом число студентов средних профессиональных учебных заведений увеличилось почти на 35%, а число выпускников на 49%. При этом «до финиша» доходит около 80% учащихся, а 20% отчисляются из учебного заведения в процессе обучения. 29% выпускников средних профессиональных учебных заведений получают образование заочно. Социально-политические изменения в стране не обошли стороной и систему высшего образования. Количество ВУЗов за последние 10 лет выросло на 41%, в том числе на 10% за последние 5 лет. Среди них 62% составляют государственные учебные заведения, 38% негосударственные. Численность студентов ВУЗов за последние 10 лет возросла в 2,5 раза. Заочное обучение предпочли около 50% студентов. Стремительный рост числа молодых людей, стремящихся получить высшее образование, является одним из основных факторов, определяющих тенденции в сфере образования России. Одновременно происходит коммерциализация системы обучения страны. Если в 1995 году число коммерческих студентов составляло 10% от их общего числа, то к 2000 году число «бюджетников» и «платников» практически сравнялось. По итогам 2005 года из 1,4 млн. студентов бесплатно обучается 600 тыс. Потребности рынка труда диктуют свои требования к выпускникам учебных заведений. В последние годы в связи с ростом значения подготовки, основанной не только на теоретических знаниях, но на практическом опыте, становится все более актуальным внедрение новых технологий образования. Это, в первую очередь, дистанционное обучение, позволяющее совмещать работу по специальности с получением теоретических знаний в выбранной области, а также интерактивные курсы по основным предметам, позволяющие студентам работать самостоятельно и обращаться к преподавателям лишь за консультацией. «Показатели качества образования вместе с уровнем развития здравоохранения, доходами на душу населения и прочими факторами являются одним из важнейших элементов, который характеризует качество жизни в стране в целом, ее регионах, отдельных городах и селах, сказал Тагир Яппаров, президент Группы компаний Ай-Ти. В течение последних 15 лет мы наблюдаем крайне негативную тенденцию в российской образовательной системе усиливающийся разрыв в качестве высшего и среднего образования между центром и регионам, городом и селом. Статистика Организации объединенных наций показывает, что разрыв в качестве знаний между регионами не сокращается, и качество образования в Москве и Санкт-Петербурге существенно выше, чем в других городах и, тем более, селах нашей страны». Внедрение новых программ обучения неразрывно связано с использованием последних достижений информационных технологий, и это сегодня понимают на государственном уровне. Проблема информационного обеспечения сферы образования рассматривается как необходимое условие и важный этап развития высоких технологий в России в целом. Первые шаги в данном направлении были предприняты в 2004 году, когда Министерством образования и науки РФ был получен займ МВФ на сумму $300 млн., который был направлен на программу интернетизации российского образования. Эти работы будут продолжены в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Кроме того, одним из направлений национального проекта «Образование» является стимулирование образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. Информационные технологии призваны коренным образом изменить процесс обучения и самообразования. Программы по использованию в учебном процессе информационных ресурсов, мультимедийных технологий и электронных учебных материалов направлены на увеличение эффективности обучения и расширение контингента учащихся, получающих хорошее образование, и, в конечном счете, на формирование информационного общества, способного активно участвовать в инновационных программах страны. ИТ-обеспечение среднего образования Национальный проект «Образование» особое внимание уделяет информатизации средних школ. Во-первых, школы должны получить техническую основу для внедрения современных образовательных технологий. В частности, планируется, что в 2006 году более 28500 школ получат выход в интернет, и 2500 школ будут оснащены новыми компьютерными классами. На эти цели из федерального бюджета выделяется 1,5 млрд. рублей. Такое же финансирование и объем работ предусмотрены и на 2007 год. Всего в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» до конца 2007 года к сети интернет будет подключено 52940 общеобразовательных учреждений, список которых был утвержден в Москве соответствующим приказом 30 июня 2006 года. Приоритетной задачей при этом считается подключение к глобальной сети сельских школ. В августе нынешнего года будет произведен отбор организации-исполнителя работ по подключению образовательных учреждений и состоится подписание контракта с ней. Наряду с обеспечением доступа в интернет, решается вопрос по оснащению школ компьютерной техникой. Причем, как сообщил заместитель министра информационных технологий и связи РФ Дмитрий Милованцев, заказ на производство компьютерной техники для российских школ предполагается производить централизовано на федеральном уровне. В первую очередь компьютерную технику должны получить те регионы, где уровень информатизации школ наиболее низок. Таких школ пока еще довольно много, многие из них оборудованы всего одним-двумя компьютерами, а о скоростном выходе в интернет приходится только мечтать. При этом, как отмечает директор департамента стратегии построения информационного общества Министерства информационных технологий и связи РФ Олег Бяхов, аренда каналов, необходимых для подключения, является на сегодняшний день самой дорогой услугой из тех, что предлагают телекоммуникационные компании. В этой нелегкой ситуации он предлагает действовать поэтапно. «На сегодняшний момент по школам мы решили: 128 килобит в секунду для каждой школы до конца 2007 года практическая задача. Все, что выше этого давайте будем после 2007 года решать», сообщил он. Национальным проектом «Образование» предусмотрено создание новых обучающих информационных систем, например, разработка и размещение на федеральном сайте 100 дистанционных образовательных программ для школ. Современные компьютерные технологии позволяют оптимизировать и сам процесс управления средней школой: создать единую базу данных учеников и преподавателей, а также ресурсов школы, автоматизировать работу бухгалтерии и рутинные работы с данными. Таким образом, появляется возможность упростить процесс формирования классов и учебного расписания, контролировать успеваемость школьников и учебную нагрузку педагогов. Архитектура системы управления школой
Источник: конференция «Образование в 21 веке», Наконец, приоритетный национальный проект «Образование» предусматривает стимулирование школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы, содержащие принципиально новые подходы в обучении, широкое использование вычислительной техники и информационных обучающих систем. В конкурсе инновационных проектов могут принимать общеобразовательные учреждения (школы, лицей, колледжи, кадетские корпуса), отвечающие серьезным требованиям, определенным Министерством образования и науки Российской Федерации. В их числе наличие государственной аккредитации, органов самоуправления, утвержденной программы развития, предоставление ежегодной отчетности о работе, отсутствие в работе учреждения нарушений образовательного и трудового законодательства. Список школ, чьи инновационные программы оказались лучшими в 2006 году, был утвержден на конкурсной основе в июне. Согласно отчету Рособразования от 3 августа 2006 года, 3 млрд руб, предназначенные для денежного поощрения инновационных школ, уже перечислены в регионы. Три тысячи школ-победителей получат по 1 миллиону рублей на реализацию проектов. Школы будут иметь возможность использовать эти деньги на модернизацию материальной базы, приобретение программного и методического обеспечения и повышение квалификации преподавателей. Следующий конкурс инновационных программ будет проведен в 2007 году. Информационные технологии в ВУЗах В высших учебных заведениях страны проблемы с компьютерным оборудованием и доступом в интернет большей частью решены. Задачей информатизации высших учебных заведений сейчас является создание единых информационных сред учебных заведений, объединяющих информационные ресурсы библиотек, лабораторий, студенческих городков воедино и с органами администрации. Доступ к единой информационной системе должен предоставляться всем без исключения сотрудникам и учащимся независимо от их местоположения. Важный шаг в этой области сделан в Московской медицинской академии им. Сеченова, в которой реализуется проект по созданию полноценной электронной библиотеки ВУЗа. «По разным данным, в медицинских вузах преподается примерно 150 дисциплин. Соответственно, наша задача достаточно проста: перевести в цифровой формат все дисциплины, сделать их доступными для студентов не только нашего, но и всех других медицинских вузов, и главное наладить постоянный непрерывный процесс обновления системы, поделился своими планами Борис Логинов, директор Центральной научной медицинской библиотеки Московской медицинской академии (ЦНМБ ММА) им. Сеченова. Тогда она всегда будет актуальна в содержательном плане». Структурные подразделения других учебных заведений, например МГУ им.Ломоносова, также имеют на своих серверах различные обучающие мультимедийные материалы: тексты, программы, учебники, видеоролики. Но они зачастую невысокого качества, разрознены и нуждаются в систематизации. Следующим шагом на этом пути должно стать создание распределенных вычислительных сред, объединяющих ресурсы различных ВУЗов страны. В рамках нацпроекта «Образование» высшие учебные заведения страны, также как и школы, соревнуются в качестве инновационных проектов. По итогам конкурса, проводимого в рамках нацпроекта, 17 высших учебных заведений, предложивших инновационные проекты, получили гранты на общую сумму 5 млрд. руб, причем значительная часть денег досталась региональным ВУЗам. Лучшим проектом жюри, в которое кроме чиновников и ученых входили и представители крупных российских компаний РАО ЕЭС, «Газпром», «Северсталь», IBS и др., признало инновационную программу МГТУ имени Баумана. Всего в конкурсе участвовало 197 вузов страны. Перспективы Несмотря на то, что срок действия реализуемых в настоящее время национальных проектов составляет 3 года, уже принято решение финансировать их и дальше примерно в том же объеме. На проект «Образование» в будущем 2007 году из бюджета выделяется 53 млрд. руб. Более того, по мнению вице-премьера Дмитрия Медведева, вскоре могут быть разработаны еще два нацпроекта, один из которых «Наука». Между тем, согласно результатам исследования, которые публикует Всероссийский центр изучения общественного мнения, работники системы образования пока довольно скептически настроены по отношению к предлагаемым нацпроектом мерам. Если 74% респондентов согласны с тем, что целями проекта должно предусматриваться укрепление материально-технической базы образовательных учреждений, то программу поощрения инновационных образовательных учреждений поддерживают только 10% участников опроса. В целом, только треть опрошенных считают, что цели проекта будут способствовать решению проблем образования. Возможно, с течением времени и при условии успешного выполнения задач проекта, достижения ощутимых результатов, количество его сторонников возрастет. Андрей Ралько, Наталья Рудычева / CNews |