|
|
ИТ в медицине: средний класс так и не сложился
Рынок информационных технологий в медицине развивается достаточно активно, однако реальных заказчиков в России пока еще не так много. В итоге складывается ситуация классического «расслоения» на полубезграмотное (в сфере ИТ) большинство и высокотехнологично оснащенное (преимущественно, ведомственное) меньшинство. «Средний» же «класс» в контексте базовой автоматизации в отечественной системе здравоохранения пока не появился. Высокие технологии в медицине это не только «умные» скальпели или микроскопические роботы-хирурги. Клиники по всему миру осваивают ИТ и на вполне обыденном уровне в первую очередь, автоматизации документооборота. Постепенно приобщаются к передовому краю инноваций RFID, IP-коммуникациям, видеоконференцсвязи. Задачи информатизации этой отрасли в общем совпадают с теми, которые ранее начали решать другие секторы экономики. Стремление избавиться от рутинной бумажной работы, сократить издержки, увеличить производительность. Наконец, повысить качество обслуживания клиента, каковым по большому счету является приходящий на прием пациент. С другой стороны, ИТ-решения, ориентированные на медицинские учреждения, безусловно, должны учитывать местную специфику. Их разработка сложна и видится многим поставщикам экономически нецелесообразной. Особенно в российских условиях низкой платежеспособности здравоохранения как заказчика. На Западе же активно продвигают высокие технологии в среду эскулапов такие ИТ-гиганты, как IBM, Cisco Systems, Siemens и EMC. Мировой рынок медицинской информатизации оценивался General Electric в 2005 г. более чем в $50 млрд. При этом в ближайшие пару лет прогнозируют его увеличение чуть ли не на два порядка. В России, где даже простая компьютеризация больниц запоздала на 20 лет, ожидать высокотехнологичного бума в медицинской сфере пока явно не приходится. Однако чуткая восприимчивость к мировым трендам уже стимулирует отдельных разработчиков к тому, чтобы предложить отечественным медучреждениям информационные системы, электронные архивы, программно-аппаратные лечебно-диагностические комплексы, аналитические системы и технологии телемедицины. Не слишком торопясь, но начинают знакомить российскую медицину со своими инновационными решениями и мировые бренды. Конвергентные сети и минимум проводов Североамериканская и европейская медицина, уровень информатизации которой оценивается на порядок выше отечественной, до сих пор окончательно не перешла на электронные записи и обмен данными. Бумаги все еще остается много даже в высоко компьютеризованных обществах. В рамках решения проблем автоматизации документооборота, на медицинских ИТ-рынках Европы и США пользуются спросом программные продукты для отслеживания записей о пациенте, а также для архивирования цифровых изображений больницы постепенно отказываются от прежней продукции на основе пленки. Распространение электронных медицинских карт требует организации соответствующей ИТ-инфрастуктуры для управления жизненным циклом информации. Это значит оптимизировать доступ к данным, обеспечить их защиту, архивирование, а также свести к минимуму время простоя и в конечном счете дать врачам возможность сосредоточиться на непосредственной работе с пациентами. В рамках комплексных проектов Intelligent Hospital, направленных на упрощение коммуникаций между персоналом, предполагается использование беспроводных КПК для дистанционной работы с электронными картами. Врач, совершающий обход в больнице, может получить мгновенный доступ к историям болезни и к фармацевтической информации для назначения необходимых препаратов. Электронные средства могут быть использованы для дистанционной беседы с пациентом, уточнения симптомов, хранения или демонстрации рентгеновских снимков, электрокардиограмм и т.д. Радиочастотные метки (RFID) позволяют отслеживать перемещения персонала, оборудования и пациентов, а также устройств мониторинга в палатах для предупреждения медицинского персонала о состоянии больных. Возможность внедрения RFID рассматривается и для учета продуктов, которые требуются оперативно (например, запасы крови для переливания) или для безопасной утилизации медицинских отходов. Из «хитовых» сегодня на рынке высокотехнологичных решений производители ориентируют на медицинский сектор в первую очередь IP-телефонию, которая позволяет объединить изолированные сети передачи голоса, видео и данных в единую систему. Переход больницы на IP-коммуникации и конвергентные сети значительно улучшает процесс обмена информацией между персоналом. Беспроводной телефон может использоваться как пейджер, переносная радиостанция и сотовый телефон одновременно. Сети другого рода телемедицинские позволяют осуществлять дистанционную диагностику и удаленные консультации. Например, больница может обратиться в специализированный центр, переслать по интернету необходимые снимки и информацию и быстро получить квалифицированный диагноз и рекомендации по лечению. ВКС для богатых, БИС для всех На тезисы о бедственном положении российского здравоохранения и крайне низком уровне его информатизации постепенно начинает формироваться антитезис. Безусловно, в первую очередь инвестируют в высокие технологии крупные ведомственные предприятия. Так, например, в начале 2006 года в системе здравоохранения ОАО «Российские Железные Дороги» был завершен проект по созданию мобильных телемедицинских решений, построенных на базе реанимобиля и спецпоезда. Сегодня два таких средства уже используются в Москве и Санкт-Петербурге. Подобные передвижные центры дистанционной диагностики и консультирования позволяют значительно сократить затраты, связанные с командировками врачей и с необходимостью отправки пациентов в крупные медицинские центры. Параллельно в головном лечебном учреждении «РЖД» ЦКБ им. Н. А. Семашко был открыт телемедицинский центр. Стоимость проекта для транспортного гиганта составила 350 млн. рублей, при этом более 50 млн. было выделено на медико-технологическое оснащение главного корпуса больницы, объединив в единый комплекс операционные, хирургические отделения и телемедицинский центр. В дальнейшем за три года планируется создать сеть телемедицинских центров на всех железных дорогах страны. Однако по большей части информатизация медицинского обслуживания в России реализуется в рамках менее масштабных проектов. Интерес лечебных учреждений вызывают, в первую очередь, недорогие медицинские информационные системы (МИС). Отечественные разработчики («Аналит», «БиоХимМак», «Гарант», «Метео-П», «Криста», StatSoft), уже предлагают некоторый ассортимент подобных продуктов, часто на платформе «1С», которые позволяют планировать прием, вести электронные карты или статистическую отчетность. ABBYY поставляет специализированную систему для автоматизации ввода медицинской информации и медицинские электронные словари. «Алтей» внедряет технологии штрихового кодирования пробирок с биоматериалом. Те, кто «перерастает» МИС, переходят на ГИС — госпитальные информационные системы (HIS Hospital Information Systems), комплексные решения, аналоги КИС. Здесь отечественным разработчикам также есть что предложить — за 10 лет развития подобных программных продуктов уже наработана экспертиза и сформирован позитивный опыт реализации проектов. Помимо коммерческих организаций (Пост Модерн Текнолоджи (система “МЕДИАЛОГ”), MasterLabs, «Коста», «ЦентрИнвестСофт», «Тонлайн») развитием систем этого класса занимаются и академические институты — Центр медицинской информатики ИПС РАН (система «Интерин») и «Медсанчасть-168» («ДОКА+»). Разумеется, темпы роста, аналогичные европейскому рынку информатизации здравоохранения, в России прогнозировать преждевременно. Поставщиков и собственно решений для этого сектора пока не так много, да и те, что есть, далеко не каждой больнице по карману. Однако медленное, но верное повышение уровня информатизации в целом по стране должно сказаться на более активном приобщении к ИТ и этой сферы. Мария Попова / CNews Analytics |