|
|
ИТ в медицине: много систем, мало правил
На сегодняшний день в России существует 16753 лечебно-профилактических учреждений. 76% из них оснащено средствами вычислительной техники, среди которой только 14% можно отнести к категории «устаревшей». 34% ЛПУ имеют выход в интернет, а 37% используют в работе электронную почту. Медицинские информационные системы распространены слабо, и про их стандартизацию говорить не приходится. Тем не менее, подумать об этом имеет смысл уже сейчас. Многообразие мединформсистем По некоторым оценкам, в России внедрено около 250-300 медицинских информационных систем, призванных решать различные задачи: Медико-технологические ИС (МТИС), предназначенные для информационного обеспечения процессов диагностики, лечения, реабилитации и профилактики пациентов в лечебно-профилактических учреждениях. (Мониторные системы и приборно-компьютерные комплексы средств для постоянного, интенсивного наблюдения за состоянием больных в послеоперационных палатах, реанимационных отделениях, системы вычислительной диагностики, системы клинико-лабораторных исследований, включая программно-аппаратные комплексы средств для функциональной, лабораторной и рентгеновской диагностики, экспертные системы, основанные на базах знаний, собранных от экспертов - опытных специалистов в определенной области, системы передачи и обработки изображений, представляющих медико-биологическую информацию). МТИС подразделяют на: автоматизированные системы постоянного, интенсивного наблюдения больных для послеоперационных палат, реанимационных отделений, ожоговых центров ЛПУ; автоматизированные системы консультативной вычислительной диагностики в ЛПУ; автоматизированные системы клинико-лабораторных исследований в ЛПУ, включая программно-аппаратные комплексы для функциональной, лучевой и лабораторной диагностики; автоматизированные системы профилактических осмотров населения.Информационно-справочные системы (БИИС), содержащие банки медицинской информации для информационного обслуживания медицинских учреждений и служб управления здравоохранением. Они делятся на ИСС ЛПУ поликлиник, стационаров, родильных домов и др. ЛПУ, СКУ; ИСС территориальных медицинских служб здравоохранения, включая персонифицированные регистры специализированных служб (онкология, фтизиатрия, психиатрия, наркология, венерология) и специальные регистры больных врожденными заболеваниями, диабетом и другие; ИСС с базой данных на все население административной территории, в т. ч. фонды ОМС и страховые организации. Статистические ИС (СМИС) органов управления здравоохранением подразделяются на СМИС «Здоровье населения», содержащие статистические данные по группам населения в целом по России, регионам, муниципальным образованиям; СМИС «Среда обитания», содержащие статистические данные по социальным институтам и экологическим нишам (зонам); СМИС «Учреждения здравоохранения», содержащие данные с описанием типов и характеристик деятельности учреждений (БД паспортов ЛПУ); СМИС «Кадры здравоохранения», содержащие данные о персонале учреждений здравоохранения; СМИС «Медицинская промышленность», содержащие сведения о предприятиях и их продукции (лекарства, медицинские приборы и оборудование). Научно-исследовательские ИС (НИИС), предназначенные для информационного обеспечения медицинских исследований в клинических научно-исследовательских институтах (НИИ). Выделим: ИС научной медицинской информации, содержащие сведения о научных публикациях в области медицины, в т. ч. электронные библиотеки; организационные ИС, содержащие описание тематик научных исследований и их результатов; системы автоматизации медико-биологических исследований. Обучающие ИС (ОМИС), предназначенные для информационного обеспечения процессов обучения в медицинских учебных заведениях. Это обучающие ИС по принципу «вопрос-ответ», контролирующие знания по ответам учащихся на вопросы системы, выбранным из числа возможных вариантов; обучающие ИС, предоставляющие знания в виде электронных учебных курсов и учебных пособий и контролирующие усвоение знаний по принципу «вопрос-ответ»; обучающие ИС, основанные на базах знаний и содержащие сведения о методах решения задач, в т. ч. экспертные системы, системы логического вывода и так далее. Интеграция необходимо и невозможно В рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» возникла необходимость интеграции имеющихся в наличии систем, но оказалось, что сделать это чрезвычайно сложно, а частенько и совершенно невозможно. Причин для такой ситуации несколько. Во-первых, в каждом регионе существуют свои правила и требования по представлению данных для отчетности. Это связано с тем, что медицинские учреждения и территориальные подразделения Фонда обязательного медицинского страхования подчиняются администрации региона, которая и выставляет собственные требования к форматам предоставления результатов их деятельности. Региональные и муниципальные программы информатизации зачастую никем не курируются и не связаны друг с другом. «Единого подхода к разработке информационных систем нет, считает Георгий Лебедев, заместитель директора по информационным технологиям (ИТ) ФГУ «Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения Росздрава». В каждом регионе все службы, в том числе медицинские, подчиняются администрации главы региона, а территориальные фонды обязательного медицинского страхования органам управления здравоохранения. Администрации городов подчинены губернатору и, следовательно, разрабатывают свою идеологию, свою политику, свои подходы к информационным системам, свои муниципальные целевые программы по информатизации, которые никем не курируются и никаким образом не связаны друг с другом в разных регионах». Одновременно каждое лечебное учреждение самостоятельно покупает то программное обеспечение, которое его устраивает, не задумываясь над проблемой совместимости собственного ПО с информационными ресурсами других организаций. При этом уровень информатизации того или иного региона отнюдь не определяется его удаленностью от столицы. Главной движущей силой внедрения ИКТ является или наличие политической воли руководителя (как, например, происходит в Чувашии) или высокий уровень экономического развития региона (например, Ханты-Мансийский АО или Чукотка). Кроме объединения имеющихся в России информационных ресурсов в связи с предстоящим вступлением в ВТО остро встает вопрос об интеграции национальных систем в мировое пространство. В связи с этим назрела необходимость выработки и внедрения единых стандартов информатизации здравоохранения Российской Федерации. «Нужно сформулировать некоторые конечные, понятные и прозрачные требования к медицинским информационным системам», считает директор департамента стратегии построения информационного общества Мининформсвязи России Олег Бяхов. Стандартизация на старте В настоящее время Минздравсоцразвития России совместно с Ростехрегулирования определены основные направления стандартизации:
В марте 2006 года на базе ФГУ ЦНИИОИЗ Росздрава был создан Национальный технический комитет № 468 «Информатизация здоровья», который является постоянно действующим рабочим органом ИСО ТК 215 «Информатика здравоохранения» («Health informatics») по разработке требований в области информатизации здоровья, охране здоровья, взаимодействия, совместимости и обмена данными между автономными информационными системами. «Сегодня основные положения теории федеративных систем находят свое практическое воплощение в стандартах открытых информационных систем, которые активно разрабатываются ISO, в том числе техническим комитетом ISO/ТC215 «Health Informatics» для медицинских ИС, полномочным представителем России в котором является ТК468 «Информатизация здоровья», созданный в сентябре прошлого года на базе Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения (ЦНИИОИЗ)» сказал в интервью CNews Андрей Столбов, доктор технических наук, заместитель директора Медицинского информационно-аналитического центра РАМН. На сегодняшний день приняты 29 стандартов ISO в области медицинской информатики, они должны быть переведены на русский язык, адаптированы к нормативным документам РФ и введены в действие в качестве национальных стандартов. Решение этой задачи возложено на НТК №468. Одновременно комитет будет заниматься подтверждением соответствия медицинских информационных систем требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, рассмотрением нормативных документов и стандартов организаций здравоохранения на предмет соответствия закону «О техническом регулировании» и разработкой национальных стандартов в области информатизации здоровья и стандартов медицинских организаций по применению информационных технологий. Технический комитет «Информатизация здоровья» состоит из 7 профильных подкомитетов. Осуществлять организацию и координацию работ по стандартизации в области информатизации здоровья и нормативного обеспечения проектов информатизации здравоохранения в Российской Федерации будет ФГУ ЦНИИОИЗ Росздрава. На первом этапе предполагается осуществить следующие работы:
Одновременно с выработкой стандартов информатизации необходимо приступить и к формированию нормативно-правовой базы. «На сегодняшний день нет ни одного общегосударственного нормативного документа, касающегося информатизации здравоохранения», прокомментировал ситуацию заместитель директора МИАЦ РАМН Андрей Столбов. Правовой вакуум ИКТ в медицине В настоящее время область ИКТ в медицине регулируется лишь приказом Минздрава и РАМН 2001 года «О введении в действие концепции развития телемедицинских технологий», да несколькими ведомственными распоряжениями. Это приказ Федерального фонда ОМС 2000 года №70 «О межтерриториальных расчётах», приказ Федерального фонда ОМС №91 2004 «Об информационном обмене в системе дополнительного лекарственного обеспечения», приказ Федерального фонда ОМС №42 «Информационный обмен при учёте дополнительной диспансеризации», совместный приказ Федерального фонда ОМС и Фонда социального страхования №53/102, регулирующий информационный обмен между территориальным фондом и Фондом социального страхования при учёте дополнительной диспансеризации, а также совместное письмо Пенсионного фонда и Федерального фонда ОМС «Об информационном обмене при оплате лечения неработающих пенсионеров». Но даже эти немногочисленные документы часто вступают в противоречие друг с другом. Национальная система e-health должна объединить все области здравоохранения страны. Она должна гарантировать отсутствие дублирования медицинских служб и доступность полной информации о каждом больном на основе внедрения единых стандартов данных и обеспечения непрерывной и простой системы передачи информации по всей территории Российской Федерации. Создание такой системы возможно в том случае, если вопросами автоматизации здравоохранения в России будет заниматься одна организация. На сегодняшний день эти проблемы решают сразу несколько ведомств, которые не могут согласовать свои действия. Вопросами информатизации занимаются медицинские информационно-аналитические центры, которых сегодня 61 в России; управления информатизации органов управления здравоохранения их 36; службы АСУ территориальных фондов обязательного медицинского страхования; страховые медицинские компании, работающие в системе обязательного медицинского страхования; территориальные управления Росздравнадзора; областные республиканские клинические больницы, во многих регионах работающие там, где нет медицинских информационно-аналитических центров. Каждая из этих организаций оказывает определенное влияние на внедрение ИКТ в деятельность лечебных учреждений. «Я думаю, что у нас появится система национальных стандартов и система подтверждения соответствия информационных технологий этим самым стандартам. Надеюсь, что будет создан орган, координирующий информатизацию здравоохранения, сказал с интервью CNews заместитель директора ЦНИИОИЗ Росздрава РФ Георгий Лебедев. Тогда уже можно будет что-то планировать и говорить, что мы начали работать. Можно будет создавать программу развития». Наталья Рудычева / CNews |