|
|
Николай Кречетов: Перспектива очень простая начинать и делатьРоссийский рынок информатизации здравоохранения только начинает развиваться и обладает огромным потенциалом, поскольку в настоящее время на нем представлено незначительное число хороших решений. Основываясь на опыте реализации подобных решений в развитых странах, представители бизнеса считают, что не стоит ждать, пока появятся средства на крупные интеграционные проект. Уже сегодня можно начинать с автоматизации лечебных учреждений первичного звена. Об этом в интервью CNews рассказал глава филиала InterSystems в России, странах СНГ и Балтии Николай Кречетов и директор по развитию бизнеса филиала InterSystems в России, странах СНГ и Балтии Виталий Кондратенков. CNews: В рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» предусмотрено выделение значительных средств на информатизацию сферы здравоохранения. Как вы оцениваете существующий уровень информатизации системы здравоохранения России? Существуют ли регионы, где уже началось внедрение комплексных проектов информатизации системы здравоохранения? Николай Кречетов: Главное в информационных системах здравоохранения это акцент на человеке, то есть предоставление информации о пациенте. Каково предназначение информатизации в здравоохранении? Повышение качества медицинских услуг. Любой врач, любой сотрудник, который относится к медицинскому персоналу, должен иметь моментальный доступ к информации о своем объекте принятия решений, которым, как правило, является пациент. Только в случае реализации этой функции информатизация начинает приносить пользу обществу, социуму, конкретным людям. К сожалению, у нас в стране уровень информатизации здравоохранения очень низкий. Из почти 20 тысяч ЛПУ в России максимум 1% имеет комплексные информационные системы. Если провести сегментацию этого рынка, то в верхнюю часть пирамиды попадут ведомственные лечебные учреждения, где начинает внедряться система электронной истории болезни, предпринимаются какие-то попытки автоматизировать некоторые процессы. Я не говорю о бухгалтерии, о кадровых системах это практически везде есть. Средний сегмент это банки, Центробанк, РЖД, флагманы министерств, крупные клиники, НИИ и т.д. У них, в принципе, ситуация похуже, но тоже что-то начинает появляться. А если рассматривать нижний уровень районные поликлиники, городские больницы, амбулатории и пр. там автоматизация вообще на начальном этапе. Виталий Кондратенков: Поэтому если оценивать уровень финансирования здравоохранения, то это даже не капля в море... Это неощутимая такая величина на уровне гомеопатических молекул, которые в нас проникают вот что такое существующее финансирование. Поэтому когда вы пишете «выделение значительных средств на информатизацию», то попробуйте выделить из этой гомеопатической молекулы еще и на информатизацию. Правда, какая-то часть средств выделяется из местных бюджетов, но тут многое зависит от руководства, от уровня доходов самого региона. CNews: Не преждевременно ли говорить об информатизации здравоохранения, когда не решены вопросы заработной платы медиков, финансирования лечебных учреждений, обеспечения лекарственными препаратами? Можно ли на общем фоне выделить передовые регионы (кроме Москвы и Санкт-Петербурга)? Николай Кречетов: Все не так плохо. Во-первых, информатизация здравоохранения обладает огромным потенциалом, поскольку на рынке пока немного хороших решений. Во-вторых, в этой сфере постепенно начинают появляться деньги, конечно, не в том объеме, который требуется. Но, собственно, никто легких путей и не ищет. У нас, например, для государственных ЛПУ разработана специальная программа лицензирования, которая предусматривает приобретение дорогостоящего программного обеспечения за небольшие деньги. Предоставляя очень серьезные скидки, мы почти ничего на этом не зарабатываем, но зато имеем возможность поддерживать наших партнеров при создании эффективных решений. То есть цена вхождения в технологию для новых разработчиков это, по сути, величина, близкая к нулю. Мы немало усилий и средств затрачиваем на поддержку разработчиков. Что касается передовых регионов, то Москву и Санкт-Петербург я к таковым вообще бы не стал относить. Как известно, в столицах высокая концентрация ведомственных ЛПУ, а если эту составляющую убрать, то ситуация ничуть не лучше, чем в любом другом регионе. Явных лидеров здесь нет, однако есть регионы, которые начали активно внедрять комплексные информационные медицинские системы. Это Пенза, Татария, Башкирия. Виталий Кондратенков: В данном случае можно говорить о неких точках роста, точках кристаллизации. К ним можно отнести и Самарский онкологический центр, и Пензенский проект комплексной информатизации здравоохранения области. Николай Кречетов: То есть пока нет ни одного региона, о котором можно было бы сказать: да, сделали ребята информатизацию всей медицины, получили такие-то результаты. На мой взгляд, складывающуюся ситуацию во многом определяют люди. CNews: Ваш опыт показывает, что многое зависит от администрации региона? Николай Кречетов: Точнее, от руководителя региона и от конкретного человека руководителя местной информатизации либо руководителя местной медицины, которые берут на себя решение этого вопроса. Мы, например, можем сделать хороший прогноз относительно Астраханской области, потому что познакомились с людьми, которые там занимаются реальным решением таких проблем. Сразу видно, что это профессионалы, способные что-то сделать. Но о результатах еще рано говорить. CNews: Цифровой разрыв между медицинскими учреждениями различных субъектов Федерации уже превратился в пропасть или пока разница в возможностях не катастрофическая? В каких сферах работы российских ЛПУ отсутствие либо низкий уровень информатизации сказывается особенно болезненно? Виталий Кондратенков: Я бы не оценивал разницу в возможностях как катастрофическую. Скорее всего, разрыв есть между ведомственными ЛПУ, где системы работают уже по пять-десять лет. Там уже обучен весь персонал, и люди просто не представляют, как можно по-другому работать. Например, вторая поликлиника Медицинского центра мэрии Москвы, где система работает 15 лет. Хорошая она или плохая, устаревшая или современная это не принципиально. Важно, что имеется база данных за 15 лет работы обо всех пациентах. Медицинских карт в бумажном виде уже нет. А в том же центре, только в первой поликлинике нет вообще ничего. Вот вам тот самый разрыв на примере только одного управления, причем московского. Николай Кречетов: То есть ситуация порой доходит до абсурда. Особенно болезненно низкий уровень информатизации сказывается там, где нужно оперативно принимать решения. Скорая помощь, например. Здесь цена ошибки самая высокая, потому решения надо принимать очень быстро. Распространенная ситуация: человек попадает в скорую помощь без сознания, а его истории болезни ни в каком виде нигде нет. У него аллергия на какой-то препарат, а ему делают инъекцию именно этого лекарства он может погибнуть просто от анафилактического шока. CNews: Медицинские учреждения при выборе информационных систем, как правило, либо ориентируются на фактор стоимости, либо предпочитают лучшее специализированное решение в определенной области. В результате объективные и весьма значительные потребности в интеграции. Возможно ли объединение различных медицинских информационных систем и разных ЛПУ в единую информационную среду с помощью ваших решений? Виталий Кондратенков: Вопрос, насколько я понимаю, затрагивает проблему информационного «зоопарка». Николай Кречетов: Банковский рынок через эту процедуру проходил лет десять назад. Тогда каждый ИТ-директор мечтал приобрести одну систему, которая позволит решить все задачи компании. Увы! Нет такого поставщика, нет такого решения, нет такой платформы. В результате конкуренции те же банки пришли к выводу, что проще и лучше купить готовые решения, например, для розничного бизнеса. И вот мы опять приходим к тому самому «зоопарку». Вопрос в качестве составляющих и в подходе к интеграции. Ничего плохого в том, что в лаборатории работает одна система, в бухгалтерии другая, на наш взгляд, нет, особенно если это лучшие системы, которые при этом между собой связаны. Когда у нас две системы, интегрировать их, наверно, проще всего попарно. Если их 22, то целесообразна интеграция с помощью некоего коммуникационного центра. Интеграция востребована в тех ЛПУ, где уже достаточно далеко продвинулись в процессе внедрения решений. На нижнем уровне будущее за простейшими, легкими во внедрении и сопровождении системами. У наших партнеров, разрабатывающих системы на СУБД Caché, есть несложные решения и для электронной истории болезни, и для лаборатории, и др. В тех ЛПУ, где уже внедрен целый ряд информационных систем целесообразно подумать об интеграции. В частности, совместно с компанией «Медкор» в одном из проектов мы хотим попробовать использовать нашу платформу для быстрой интеграции приложений Ensemble для связывания электронной истории болезни с лабораторией. Таким образом, перспективы мы рассматриваем в последовательности «сверху вниз». Безусловно, «внизу» пока будут пользоваться спросом решения на основе Cache, потому что там необходимы простые решения; на более высоком скорее всего, Ensemble. Любой проект по интеграции в любом случае штучный товар. Это как подгонка костюма в ателье. Реализация бухгалтерской системы на 1С в разных больницах настроена по-разному. Безусловно, существуют определенные общие принципы, некое пакетирование интеграционного решения, стандартизация. Однако останется часть работ, которую придется «делать руками». Вопрос в сложности интеграции подобных доработок. Хорошо, если у системы, с которой нам нужно интегрироваться, открытые интерфейсы, лучше прикладные системы, прикладные функции. Но может быть такая ситуация, что система вообще полностью закрыта, код потерян, разработчиков найти невозможно. Тем не менее, ей пользуются. Можно ли с ней интегрироваться в таком случае? Приведу любопытный пример. Наш сотрудник ездил на интеграционный проект министерства планирования Бразилии. Там одна из систем была сделана на Mainframe. Менять ее очень дорого, тем более что она вполне работоспособна, и еще как минимум лет пять будет использоваться. Обращение к ней возможно только через зеленый экран терминала необходимо эмулировать нажатие пользователем клавиши и считывать из определенной позиции экрана какие-то значения. Ensemble такие вещи делать умеет, это несложно. Вот таким образом тоже можно интегрировать. Потребовалось немного смекалки и наличие специализированных адаптеров, которые у нас есть. CNews: Рынок разработки программного обеспечения и системной интеграции в области здравоохранения достаточно новый для нашей страны. Представленные в России крупные игроки имеют опыт работы на западных рынках. Насколько сложно для них адаптироваться к отечественным реалиям? Николай Кречетов: Прежде всего, хотелось бы немного рассказать о нашей компании. На рынке здравоохранения InterSystems работает уже почти тридцать лет. Для нас здравоохранение это не просто некий вертикальный рынок, а одна из основных отраслей, в которой мы, во-первых, уверенно себя чувствуем, во-вторых, получаем 65-70% дохода. Мы поставщики технологических платформ, у нас два продукта постреляционная система управления базами данных Cache и ПО для быстрой интеграции корпоративных приложений Ensemble. Обе платформы продвигаются на рынок как высокопроизводительные средства, предназначенные для использования профессиональными разработчиками готовых решений. Это достаточно важный момент, потому что, с одной стороны, компания наша небольшая у нас работает примерно 500 человек, с другой, учитывая количество наших партнеров более 1500 во всем мире, причем многие из них занимаются разработкой систем именно для здравоохранения, получается весьма внушительная сила. Объем рынка решений, которые построены на базе наших технологий, измеряется уже десятками миллиардов долларов. Таким образом, охват очень большой, практически 60% западного рынка это наши партнеры. Однако здесь есть один специфический момент. Дело в том, что, поскольку мы инструментальная компания и работаем с разработчиками, про нас не очень хорошо осведомлены конечные пользователи. Они могут просто не знать, что решения, которые они используют, основаны на наших технологиях. Начало процесса информатизации в медицине относится к 60-м годам, когда появились первые мини-машины в США, а затем в России. Возникла необходимость в технологии, которая обладала бы способностью управлять неструктурированными записями и подходила для автоматизации электронной истории болезни, записи медицинских карт и т. д. Такой продукт был создан это Massachusetts General Hospital Utility for multiprogramming system, сокращенно МUMPS. Собственно, это была и операционная среда, и язык программирования, и собственная база данных все «в одном флаконе». На базе данной разработки и появился ряд компаний в США, в том числе InterSystems. На новом стандарте многие компании стали основывать свои разработки для баз данных. В конце 70-х80-е годы появился ряд продуктов у Digital Equipment Corporation, у InterSystems, Micronetics. У нас появился продукт ISM Intersystems Standard МUMPS, у DEC продукт DSM Digital Standard МUMPS, у Micronetics MSM. В начале 90-х годов наша компания как наиболее агрессивная и стратегически мыслящая «поглотила» своих конкурентов. В частности, была приобретена часть компании DEC, которая занималась базами данных. Мы консолидировали свой опыт на рынке медицинских информационных технологий и сделали на его основе продукт под названием Cache. Любопытна этимология этого слова. Первое значение качество или свойство, которое приносит известность или престиж, второе это нечто скрытое, но ценное. Таким образом, оно подчеркивает использование продукта, встроенного в предложения наших партнеров. В 1998 году была создана СУБД Cache, которая интегрировала в себя самые передовые наработки четырех компаний, гигантский опыт больших коллективов разработчиков. Продукт Ensemble появился на рынке в конце 2003 года как интеграционная платформа, изначально тоже разрабатывающаяся с учетом требований для интеграции медицинских информационных систем. В частности, мы априори поддерживаем такие стандарты как HL7 и X.12 (HIPAA) и ряд других. Наша задача обеспечить максимально качественную работу на этапе создания инновационной, производительной, современной системы и дальнейшее ее продвижение своим заказчикам. Цикл создания прикладной системы занимает от одного года до трех лет, не меньше. Это не просто продажа технологии, а серьезные инвестиции: это и техническая поддержка, и консалтинг, и маркетинг. Многие партнеры считают, что InterSystems в определенном смысле уникальное явление. Такого рода сервис встретить на рынке сейчас довольно сложно. Многие крупные компании его просто не в состоянии обеспечить. CNews: Как вы оцениваете перспективы востребованности в России платформы для интеграции и разработки приложений InterSystems’ Ensemble? Николай Кречетов: Если брать рынок в целом, то он еще не насыщен. Не все актуальные решения внедрены. Несколько десятков ЛПУ имеют реальную потребность в интеграции. Всем остальным необходимы простейшие системы: автоматизированная система в лабораторию, электронная история болезни, специализированные компьютерные рабочие места. Интегрировать здесь пока нечего. Виталий Кондратенков: Я бы этот вопрос поставил по-другому: насколько регионы готовы к интеграции всего того, что относится к медицине. А, может быть, даже конкретнее к человеку. На региональном уровне проблема интеграции весьма актуальна. Там для интеграции рассматриваются, как минимум, четыре класса объектов: собственное региональное руководство; руководство медициной департамента (или министерства, или управления здравоохранения); территориальный фонд обязательно медицинского страхования; страховые компании. И плюс огромный класс ЛПУ. Где-то что-то автоматизировано, где-то совершенно «нулевые варианты». Вот на этом уровне интеграция может быть востребована. CNews: В тоже время, многие главврачи не готовы согласиться с тем, что интеграция может стоить в несколько раз дороже «железа», да и суммы, которые ЛПУ готовы выделить, не настолько велики, по сравнению с, например, банками и промышленными предприятиями. Насколько, если судить по вашему опыту, главврачи российских поликлиник и больниц готовы к затратам на интеграцию? Насколько интересны подобные заказы для вашей компании? Для ваших партнеров? Николай Кречетов: Я бы немного уточнил вопрос. Не просто интеграция, а программное обеспечение с услугами должно стоить в несколько раз дороже «железа». Это мировая практика. В России «потолок» пропорция один к одному: на рубль «железа» на 70–90 копеек ПО. Не более того. Надеемся, этот психологический барьер будет преодолен в ближайшее время. Собственно, отсюда и проблемы, связанные с ценовым диапазоном, в котором предлагаются решения, до 1000 долларов за рабочее место. К более высокой цене рынок пока не готов. Насколько главврачи поликлиник и больниц готовы к затратам на интеграцию? Если иметь в виду затраты на внедрение информационных систем, то здесь было бы правильно говорить о культуре управления вообще. Ведь что такое ЛПУ это, по сути, предприятие по оказанию медицинских услуг. И от позиции руководителя, от его отношения к передовым технологиям зависит очень многое. Человек должен понимать, что эффективно управлять без хорошей компьютерной системы он не может просто потому, что информации нет. В медицине эта культура управления складывается именно сейчас. Существует проблема с расстановкой приоритетов. Если не хватает более насущных вещей, чем компьютерная система, о чем можно говорить? Естественно, что интересы информатизации на последнем месте. CNews: Можно ли на основе ваших ИТ-решений работать в режиме удаленного/распределенного доступа? Требуются ли при этом какие-то специальные настройки? Насколько высоки гарантии безопасности при работе с медицинской информацией? Николай Кречетов: Мир развивается по спирали. Десять лет назад терминальные решения, доминировавшие в то время на рынке, начали вытесняться клиент-серверными, которые имели более красивый интерфейс, и у которых бизнес-логика была распределена между серверной частью и клиентской. Сегодня мы, по сути, возвращаемся к той же точке, в которой находились с терминальными решениями. Веб-овские решения очень эффективно работают в распределенном режиме, их несложно разворачивать и сопровождать. На удаленном рабочем месте не нужно устанавливать никакую математику. Мы считаем, что это сейчас самый правильный вариант для создания любых систем, масштаб которых отличается от трех-пяти пользователей. То есть любые территориально распределенные системы будут априори в этом режиме гораздо лучше работать. У нас есть специальные компоненты, специальные технологии, которые позволяют быстро создавать такие решения. Требуются ли при этом какие-то специальные настройки? Пожалуй, нет. Если решение основано на наших продуктах, например, на Cache Server Pages, то оно полностью реализует все преимущества веб-овской технологии. Насколько высоки гарантии безопасности при работе с медицинской информацией? Это комплексный вопрос, его нужно оценивать по огромному количеству параметров. В рамках базовой технологии у нас имеются все необходимые элементы для создания защищенного решения. Как этим будет пользоваться разработчик, как при развертывании системы все будет включено следующий вопрос. В любом случае мы можем дать гарантию, что будет известно, что, кто и когда делал. CNews: Как вы оцениваете перспективы создания единого информационного пространства здравоохранения в России с последующей интеграцией такового в мировое информационное пространство здравоохранения? Виталий Кондратенков: Все зависит от людей. От политической воли, как принято сейчас говорить. Если есть понимание у людей, появится и финансирование. Мы не только технологически готовы, но уже есть примеры реализации подобного рода пространства. Николай Кречетов: Перспектива очень простая начинать и делать. Не нужно ждать какой-то глобальной идеи, каких-то стандартов, которые когда-то будут приняты. Имеет смысл воспользоваться теми стандартами, которые уже работают в других странах. Есть стандарт HL7 вот с ним и надо работать, причем делать это можно и без адаптации. Виталий Кондратенков: На мой взгляд, сегодня Россия лучше готова к созданию единого информационного пространства, чем Запад. У нас не потеряна управляемость здравоохранением, а там они только создают ее. Николай Кречетов: Когда внедряются масштабные системы, цикл внедрения у которых составляет несколько лет, у людей, которые взялись за это дело, порой просто опускаются руки от неудач, и через полтора-два года они теряют веру в успех. Лучше идти маленькими шагами, добиваясь конкретных промежуточных результатов, которые можно измерять. Поэтому в масштабах страны построить информационное пространство мы, наверно, сразу не сможем. В рамках каждого региона задача вполне подъемная. Потом их можно объединить друг с другом. CNews: Информационные технологии становятся инструментом повседневного пользования: все больше медицинской информации записей, фото- и видеоизображений изначально записывается, обрабатывается и хранится в цифровом виде. Именно по такому сценарию развивается ситуация в здравоохранении в целом. Насколько быстро, по вашим оценкам, растет спрос в России на решения в сфере хранения медицинской информации? Николай Кречетов: Такие системы хранения приобретаются обычно вместе с оборудованием. Спрос растет достаточно высокими темпами. Если еще три года назад мы продавали тысячу «пользователей» в год, то в текущем году уже 3 тысячи. Надеемся, что эта тенденция сохранится. CNews:Как с позиций международной компании вы оцениваете насущные потребности в автоматизации и информатизации российской сферы здравоохранения в целом (помимо упомянутых ранее интеграционных потребностей)? Какие меры необходимо предпринять в первую очередь в оснащении АРМ и по каким направлениям? Николай Кречетов: Массовый спрос лежит в сфере простых систем. То есть это электронная история болезни, учет медицинских услуг, регистратура, амбулаторная система и т. д. Виталий Кондратенков: Прежде всего, нужно наладить учет оказываемых услуг. Потом уже идет медицинская часть, та же электронная история болезни. Николай Кречетов: Следующий шаг переход от чисто учетных задач к специализированным медицинским. От того, что можно просто что-то посчитать, сколько стоит, сколько денег должны, к специализированной медицинской системе. Достаточно серьезный и затратный шаг. CNews: Широкое внедрение ИКТ в медицине это не только технологический, но и культурный прорыв. Между тем, по имеющимся данным, 30% врачей и 25% медсестер люди пенсионного возраста, соответственно 58% и 63% в возрасте от 30 до 55–60 лет и лишь 12% медперсонала первичного звена моложе 30 лет. Какие сложности, связанные с переподготовкой персонала и ломкой сложившихся стереотипов, возникают в процессе автоматизации деятельности медучреждений? Николай Кречетов: Конечно, человека в немолодом возрасте сложнее научить пользоваться компьютером. У него, возможно, нет этого компьютера дома, скорее всего, он имеется у детей, у внуков. Однако сейчас ситуация проще, чем была десять лет назад. Все-таки компьютер уже стал частью массовой культуры. Люди понимают, что без этого у них перспектив нет. Кто хочет работать, тот будет учиться. Возрастные сложности, конечно, не исчезнут, но все проблемы можно решить. Виталий Кондратенков: Приведенная вами статистика интересна не столько в отношении компьютерной грамотности, сколько с точки зрения потери кадрового потенциала. Что стоит за этими цифрами? Что через пять-десять лет врачей не будет вообще. И вопрос отпадет сам собой, в том числе в компьютерной области. В промышленности это уже произошло, сейчас на очереди медицина. Вопрос комплексный, системный, и решать его надо на высшем уровне. Мы инвестируем и будем продолжать вкладывать средства в направления, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров. Главное, чтобы кадры остались. Было бы, кого обучать. CNews: Компания InterSystems принимала активное участие в создании национальных электронных медицинских карт в Европе (в Нидерландах, Германии, Хорватии, Финляндии), Австралии, США и Канаде. Насколько применим опыт этих государств в России? Как вы оцениваете перспективы реализации аналогичного проекта на территории нашей страны? Николай Кречетов: Опыт вещь хорошая. Использовать его, безусловно, можно. Самое главное не наступать на те же грабли, на которые наступали, в частности, в Великобритании. Например, работа по принципу «давайте сделаем сразу все, задорого», создадим электронную историю болезни федерального масштаба, огромный дата-центр, сложнейшую систему хранения. Увы, не работает. У нас, может быть, денег еще больше, чем в Великобритании. Но подобный подход сам по себе неправильный, он изначально неэффективный. ЛПУ это никоим образом не затрагивает имеется в виду создание регистров сверху. Возникает вопрос: кто этим владеет, как этим пользоваться, проблема той же самой информационной безопасности, производительности. По нашей оценке, позитивный опыт голландский. Конкретные результаты информация хранится в тех местах, где она порождается, есть центральный регистр, который представляет собой некую транспортную инфраструктуру, где учитываются просто факты наступления каких-то событий, но информация о них не хранится. Руководит этим проектом в Голландии Национальный Институт Медицинских Информационных Технологий (NICTIZ). Его представители часто приезжают в Россию делиться опытом. Например, недавно они принимали участие в международной конференции в Красноярске. CNews: В настоящее время компания InterSystems принимает участие в проекте создания единого информационного медицинского пространства Пензенской области. В чем особенности этого проекта? Расскажите о нем подробнее. Виталий Кондратенков: Речь идет о том, что компания «Медкор 2000» на основании нашей технологии реализует свой проект. Там очень большая кооперация есть и поставщики «железа», и поставщики прикладных решений. Мы просто одна из «шестеренок», пусть даже любимая. Переговоры о создании единого информационного медицинского пространства Пензенской области велись еще в 2004 году, в 2005 году был реализован пилотный вариант, а с 2006 года этот проект идет полным ходом, но очень сильно зависит от финансирования. Пензенская область не относится к числу богатых российских регионов, тем не менее, там очень большое внимание уделяется здравоохранению. В отличие от других регионов, где традиционно происходит локальная автоматизация, здесь взят курс на комплексный подход к информатизации всей сферы здравоохранения. В настоящее время мы рассматриваем возможность расширения этого проекта вплоть до создания единой интегрированной управленческой системы, включающей в себя и Минздравсоцразвития, и Федеральные агентства, и региональные органы власти, и страховые компании и медицинские учреждения всех уровней. Реализация проекта началась с создания инфраструктуры. Опробовав в рамках пилотного варианта ведущие клиники, компания «Медкор 2000» приступила к информатизации первичного звена. Работы будут проводиться в 3 этапа. Для того чтобы проект был успешно реализован, очень важно иметь нормальную информационную поддержку в каждом конкретном ЛПУ, но нельзя забывать и об управленческом аспекте. В настоящее время проект переходит в «рутинную» фазу все технологии уже опробованы, сейчас самое главное финансирование, политическая воля и внедренческая команда. Все это в регионе есть. CNews: Технологии InterSystems успешно работают и в других российских ЛПУ: Национальном медико-хирургическом центре им. Н.И.Пирогова Минздравсоцразвития РФ, НИИ скорой помощи им. Склифосовского, Медсанчасть №1 АМО ЗИЛ, Центр экстренной и радиационной Медицины МЧС России, Центр реабилитации Управления делами Президента РФ, Московском лечебно-санаторном объединении, Европейском медицинском центре, Самарском онкологическом центре и т.д. Какой или какие из этих проектов вам хотелось бы отметить особо и почему? Николай Кречетов: Трудно особо выделить какой-либо из приведенных вами проектов. Можно лишь рассказать об одном из них, например о Национальном Медико-Хирургическом Центре им. Н.И. Пирогова. Это многопрофильное государственное медицинское учреждение, сочетающее в своей работе научную деятельность и практическую высококвалифицированную медицинскую помощь. Помимо периферийных медицинских комплексов различной направленности в состав НМХЦ им. Н.И. Пирогова входят Инновационный научно-клинический комплекс РАН Пироговский центр и Институт усовершенствования врачей. Каждый день в Центр обращаются сотни людей. На каждого заводится персональная амбулаторная карта, за каждым закрепляется конкретный врач. Карты, бюллетени, процедурные отчеты, диспетчеризация пациентов и направлений, необходимость учета лекарственных препаратов поддержка этого документооборота на бумаге при условии постоянно растущего количества пациентов становилась крайне затруднительной по нескольким причинам. Во-первых, необходимо было единообразие, добиться которого в случае заполнения десятков разных бланков от руки разными людьми просто невозможно. Во-вторых, это, конечно скорость, которой явно не хватало. От этого страдали как пациенты, так и сотрудники Центра. В-третьих, для грамотного управления учреждением, администрации требовалась возможность мгновенного доступа ко всем картотекам и базам для адекватной оценки текущей ситуации. Кроме того, нельзя забывать о неизбежном человеческом факторе #151; постоянная работа с бумажными бланками провоцировала ошибки. Руководством Центра были рассмотрены несколько вариантов автоматизированных информационных систем российских разработчиков, после чего выбор был остановлен на АИС «Интрамед» компании Медкор. Решающим фактором, определившим выбор именно этой системы, стало то, что она написана на основе СУБД Cache компании InterSystems #151; постреляционной объектно-ориентированной СУБД нового поколения. Дело в том, что традиционные реляционные базы данных не обладают достаточным быстродействием и масштабируемостью в случаях, когда требуется быстрая обработка информации. Медицинские информационные системы предъявляют к СУБД именно такие требования, ведь от их безотказной работы порой зависят жизни пациентов. Cache обеспечивает феноменальную скорость, существенно превосходящую реляционные аналоги, имеет широкие возможности масштабирования и вместе с тем, предъявляет весьма скромные требования к аппаратным ресурсам, оставаясь очень экономичным решением. Автоматизированная информационная система (АИС) «Интрамед» позволила автоматизировать учет коечного фонда, оказанных пациентам медицинских услуг, формирование персонифицированных данных и документов для передачи в финансирующие организации, составление отчетных документов, контроль выполнения финансовых расчетов, с ее помощью была создана база данных историй болезни на основе электронной медицинской карты пациента, которая является электронным аналогом стандартных форм Министерства здравоохранения РФ «Медицинская карта амбулаторного больного» (форма 025/у-87) и «Медицинская карта стационарного больного» (форма 003/у). В январе 2005 года, через 6 месяцев после начала внедрения, система была успешно запущена в промышленную эксплуатацию. На сегодняшний день решение полностью встроено в ежедневную рутинную деятельность КДК № 1 ГУ НМХЦ им. Н.И. Пирогова, и с ним работают 170 пользователей, 20 клинических отделений стационара, администрация ЛПУ, экспертный отдел, отдел договоров, экономическая служба. В результате внедрения системы «Интрамед» в НМХЦ им Н.И Пирогова полностью автоматизированы ведение электронной истории болезни, ведение электронной амбулаторной карты, формирование отчетов, диспетчеризация пациентов и направлений, персонифицированный учет лекарственных препаратов, складской учет. CNews: Каковы, на ваш взгляд, ближайшие перспективы развития информатизации в медицинской сфере в России? Какие направления будут развиваться наиболее активно? Какие из них вы считаете приоритетными для InterSystems? Николай Кречетов: Мы делаем стратегическую ставку на эту отрасль. Наша первостепенная задача увеличение количества разработчиков и продаваемых решений на этом рынке. Возможно, какие-то решения будут привозиться из-за границы, хотя, на мой взгляд, заимствоваться могут только узко специализированные решения. Опыт адаптации западных систем у нас есть. В свое время мы привезли известную австралийскую систему MedTrack, сейчас она полностью локализована нашим партнером, имеет несколько внедрений в России. Определенные проблемы при ее внедрении, конечно, есть. В частности, вопрос стоимости рынок не готов столько платить. Естественно, работа с существующими проектами и существующими партнерами. Без готовых решений любые технологии, от какой бы компании ни были, бесполезны. Пока нет прикладных систем в достаточном количестве. Вот это для нас основное. Виталий Кондратенков: Безусловно, было бы интересно заняться высокотехнологичными медицинскими центрами. Насколько нам известно, они приходят «голые», без информационных систем. Мы могли бы дополнить их современными решениями…. Николай Кречетов: …а также передовым международным опытом. Кроме того, по-прежнему приоритетное направление для нас развитие региональных проектов. Мы считаем, что будущее именно за регионами. CNews: Спасибо. |