|
|
Андрей Борейко: В этой мутной воде деньги теряют и граждане, и предприятияРост тарифов на услуги ЖКХ заставляет граждан все более внимательно относиться к тому, каким образом рассчитываются затраты на коммунальные услуги. К сожалению, отсутствие современных биллинговых систем не позволяет сделать прозрачной систему начислений. О том, как решить эту проблему, рассказал в интервью CNews Андрей Борейко , заместитель директора по развитию бизнеса ООО «Заказные ИнформСистемы» CNews: Для начала такой провокационный вопрос: правильно ли нам рассчитывают квитанции за коммунальные услуги? Цены растут и, если уж нельзя избежать инфляции, хотелось бы понять, нет ли тут простого надувательства. Андрей Борейко: В целом ответ будет неутешительный. Когда мы начинаем работать в новом городе, то довольно часто выясняется, что начисления выполняются с нарушением законодательства. Иногда это может быть связано с низким качеством программного обеспечения, иногда — с фантазиями персонала, ответственного за расчеты, иногда — по обеим этим причинам. Отчасти появлению ошибок способствует и само законодательство. Свежий пример: в мае федеральное правительство издало постановление о порядке расчетов за ЖКУ, в котором все алгоритмы расчетов по приборам учета предусматривают использование общедомовых счетчиков. А на сегодня общедомовые счетчики в целом по стране — скорее исключение, чем правило. Рост цен на жилищные и коммунальные услуги связан с ростом тарифов. Тарифная политика не относится непосредственно к процессу расчетов. Но рядовому плательщику до этого, понятно, дела нет. И если уж нельзя сдержать рост тарифов, то он требует справедливых расчетов, и это его неоспоримое право. Право на справедливые расчеты может нарушаться, например, при учете недопоставки услуг. Довольно типична ситуация, когда в городе не хотят или не могут учесть в квитанции недопоставку отопления или горячей воды. Справедливости ради надо сказать, что случаются и злоупотребления со стороны населения. Сплошь и рядом имеют место ситуации, когда плательщик может «договориться» с персоналом расчетного центра о сумме платежа или задолженности. Знаете, прямо как с кондуктором в автобусе. Так что в этой мутной воде деньги теряют и граждане, и предприятия. Поэтому ответственные градоначальники и руководители ЖКХ ищут способы улучшения ситуации, ищут решения. И чем дальше, тем больше людей понимает, что при растущих объемах расчетов только современные информационные технологии могут гарантировать надежность и прозрачность. Ищут такое решение, которое уже включает в себя отлаженные алгоритмы, которое соответствует самым последним нормативным актам, гарантирует всем участникам расчетов «игру по правилам». Подобная тенденция до недавнего времени наблюдалась среди малых и средних коммерческих банков. Они покупали информационные системы с таким расчетом, чтобы в них была «зашита» готовая технология работы с клиентами. На рынке коммунального биллинга мы видим сейчас похожие ожидания. И, конечно, стараемся их оправдывать. CNews: Вы много говорите и пишете про «биллинг полного цикла». Что это — отраслевой стандарт? Что включает в себя это понятие? Андрей Борейко: Коммунальные расчеты очень слабо регулируются. Стандартов, по сути, нет. Ни в отношении правил расчета, ни в отношении автоматизации. В этом плане ситуация сильно отличается, к примеру, от телекоммуникационной сферы. Возможно, причина в том, что в ЖКХ, в отличие от телекома, еще не созданы мощные операторы федерального уровня, способные «продавить» нужные нормы. Реальная деятельность, по большей части, привязана к муниципальному, реже к региональному уровню. Сейчас делаются отдельные, как видим, не всегда удачные, попытки законодательно закрепить основные правила. Но до настоящей стандартизации еще далеко. В этих условиях поставщик серьезного промышленного решения Поэтому мы систематизируем свой опыт не только для того, чтобы совершенствовать программный продукт. Не менее насущная задача — предложить адекватные концепции развития коммунального биллинга. Одной из таких ключевых концепций является «биллинг полного цикла». Что такое биллинговая система «полного цикла»? В нашем понимании это система, которая, как минимум, объединяет в себе функции расчетной и платежной системы. То есть обеспечивает поддержку единой базы данных населения, жилищного фонда, услуг, тарифов и льгот, выполняет начисления, позволяет выставлять счета на оплату, производить сбор, обработку и диспетчеризацию платежей, выпускать отчеты. Нам представляется, что такой подход является более целостным и более эффективным в условиях реформирования отрасли, чем распространенный взгляд на биллинг как процесс выставления счетов и сбора денег. В целом же эти подходы не исключают друг друга. Примитивные схемы биллинга успешно используются во многих платежных системах. CNews: Вы хотите сказать, что платежные системы не относятся к системам «полного цикла»? Андрей Борейко: Как правило, в платежных системах отсутствует или слабо развит механизм начислений, то есть расчет суммы, предъявляемой к оплате. Это не то чтобы Кстати, концепция «полного биллингового цикла» учитывает эту особенность платежных систем. Система полного цикла проектируется таким образом, чтобы взаимодействовать с неограниченным количеством сборщиков и платежных систем. Это создает дополнительные удобства для плательщиков и максимально расширяет каналы сбора денежных средств. Таким образом, удается согласовать интересы поставщиков и потребителей. Поскольку платежная система проще, чем система полного цикла, ее легче внедрять. Не нужно перегружать базы данных, не нужно согласовывать алгоритмы начисления. Но, с другой стороны, в отсутствие ключевых баз данных и начислений информативность системы существенно ниже. Кроме того, в крупных городах рынок услуг по сбору платежей является высококонкурентным. И это может существенно ограничивать масштаб тонкого биллинга как бизнеса. Развитие услуг сбора до недавнего времени сдерживалось пробелами в законах. Например, во многих городах оспаривалась правомерность сбора денег у населения Мы почти сразу ощутили последствия этих поправок. Нам начали звонить люди, которые увидели в биллинге новые возможности для бизнеса. К сожалению, далеко не все из них представляют себе проблемы коммунального биллинга и принципиальную разницу между предлагаемыми системами. Но, думаю, время все расставит по местам. CNews: Почему поставщики жилищных и коммунальных услуг не могут обеспечить собственный биллинг? Андрей Борейко: Отчего же не могут, могут. Но это сопряжено с определенными трудностями. Я бы обозначил здесь три наиболее важных аспекта. Поэтому остается объективная потребность в такой структуре, которая будет «равноудалена» от всех участников расчетов и при этом сможет обеспечить качественную статистку для администрации, насколько это допускает законодательство и договорные отношения с поставщиками ЖКУ. CNews: Насколько можно понять из официальных источников, цель коммунальной реформы — создание конкурентного рынка управляющих организаций. О биллинге там вообще речь не идет. Как ваша концепция «биллинга полного цикла» и ориентация на Андрей Борейко: Вы совершенно правы. Одна из основных целей реформирования ЖКХ — создание конкурентного рынка услуг управляющих организаций. Но жизнь складывается так, что сроки достижения этой цели неясны. Сама возможность демонополизации обслуживания жилья у многих вызывает сомнения. Сейчас все управляющие организации можно грубо разделить на две большие группы. К первой группе относятся кооперативы и ТСЖ. Ко второй — специализированные управляющие организации, включая муниципальные дирекции единого заказчика, их клоны, созданные в результате акционирования, а также частные управляющие организации разного происхождения. Практика показывает, что товарищества и кооперативы за редкими исключениями не способны на реальное управление жильем. В подготовленном Минрегионразвития комплексе мероприятий по развитию ЖКХ в Что же касается специализированных управляющих организаций, то основная проблема заключается в том, что мы имеем дело со сложной системой отношений, в которую вовлечено, по меньшей мере, четыре стороны: население, управляющая организации, поставщик коммунальной услуги и местная власть. Местная власть не может устраниться от проблем управления жильем хотя бы потому, что в представлении граждан она продолжает быть «крайней» при любых условиях и независимо от форм собственности на жилье. Это вопрос политический и, в не меньшей степени, вопрос конкурентоспособности муниципального образования, его привлекательности для жизни и бизнеса. Ведь не секрет, что конкуренция между поселениями существует всегда, а муниципальная реформа ее только усилила. По мере коммерциализации отрасли муниципальные органы управления теряют рычаги влияния на ситуацию. Члены ТСЖ информацию предоставлять никому не обязаны. Обязанности специализированных управляющих организаций в отношении властей в надлежащем объеме не определены. Не установлен порядок обеспечения преемственности при смене управляющих организаций, порядок использования и передачи технической информации и абонентской базы. Это означает, что при замене управляющей организации преемнику придется начинать практически «с нуля». Если город действительно хочет создать конкурентную среду, то он должен найти способ отчуждать информацию о жилье, об инфраструктуре и об абонентах управляющих организаций. Создание соответствующих банков данных на базе единого Еще один ключевой фактор — позиция поставщиков ЖКУ. Они, как правило, не очень доверяют управляющим организациям в финансовом плане, если только эта организация не создана самим поставщиком. При определенных условиях ЕИРЦ может выступать гарантом сохранности денег поставщика, и это будет устраивать все стороны. Обобщая, можно сказать, что потребность в общегородских информационных ресурсах по мере реформирования ЖКХ не исчезает, а обостряется. А надежным источником для таких информационных ресурсов могут быть только такие программные решения, в которых актуализация данных является производственной необходимостью и происходит из дня в день. CNews: Речь идет о готовых программных решениях, или требуется адаптация? Если ситуация так различается в разных городах, то, наверное, не так просто обеспечить единое решение. Вы только поставляете программное обеспечение или оказываете и услуги внедрения? Андрей Борейко: Еще с Поэтому стал более востребован проектный подход, который подразумевает адаптацию решения и активное участие разработчика решения либо его авторизованного партнера во внедрении. Мы изначально придерживались именно этого подхода. Старались найти баланс между общностью, универсальностью базового решения и спецификой конкретной площадки. При этом, чем дальше, тем больше востребована консультационная помощь. Если пять лет назад мы считали себя только производителями ПО, то сейчас от нас ожидают поддержки в таких областях, как формирование системы договорных отношений ЕИРЦ, планирование экономики предприятия, маркетинг биллинговых услуг и так далее. Приходится соответствовать. Отчасти эта ситуация спровоцирована внешними условиями, отчасти она отражает рост нашей внутренней экспертизы. Таким образом, стихийная логика развития отрасли плюс опыт конкретных проектов подталкивает нас к тому, чтобы предлагать внедрение «под ключ» — от анализа требований и CNews: От поставщика Андрей Борейко: В целом вы верно охарактеризовали ситуацию. Только в нашем случае она еще жестче. В устоявшихся видах бизнеса при правильной постановке проектного управления есть неплохие шансы четко прописать распределение функций и обязанностей между поставщиком и клиентом на старте проекта. У нас же обычным делом является создание «с нуля» нового биллингового центра или коренная модернизация существующего. Одна из основных особенностей создаваемого производственного комплекса — мощный человеческий фактор и большая потребность в обучении. Причем обучать нужно практически всех — от кассира и оператора абонентского пункта до директора. Для рядового персонала и менеджеров среднего звена существуют апробированные программы обучения. А вот обучение высшего руководства, без которого невозможно добиться слаженной работы расчетного центра, происходит по необходимости в фоновом режиме, что требует от руководителей большой организованности, большого интереса к тонкостям работы информационной системы. Здесь имеет место системное противоречие. Биллинговый центр, как практически любой финансовый институт, ориентирован на процессную деятельность. Но внедрение промышленной системы — это проект, и довольно сложный. Он требует ориентации на проектную деятельность. Поэтому идеальная управленческая команда на стороне клиента — это команда, способная поддерживать и процессную, и проектную работу, переключаться между ними. Понятно, что в реальности даже процессная сторона деятельности бывает организована не лучшим образом, что уж тут говорить об идеалах. Одно из ближайших следствий такого положения вещей — отсутствие четкой границы между функциями заказчика и исполнителя. Нас, исполнителей, частенько «засасывает» в производственную деятельность клиента. Естественно, трудно предусмотреть все неожиданности на начальном этапе, отразить их в бюджете и сроках проекта. Особенно, когда команды клиента еще не существует, и она создается по ходу внедрения. Причем это касается и технических специалистов, и линейных менеджеров заказчика. CNews: Не удивительно. Насколько мне известно, ваша система разработана на Oracle, а в регионах, наверное, не так уж много готовых специалистов по Oracle, тем более — в коммунальной сфере? Андрей Борейко: Дело не только в недостатке квалифицированных программистов. Тут мы как раз создали достаточно эффективную модель обучения и развития партнерской сети. Основная проблема в менеджерских командах. Вернее, в их отсутствии. Сейчас с этой проблемой приходится сталкиваться при автоматизации практически всех отраслей. Но в сфере ЖКХ она острее, чем где бы то ни было. И заметных улучшений в ближайшее время ожидать не приходится. Поэтому мы стараемся снижать проектные риски за счет повышения технологичности внедрения, своего рода бюрократизации проектной деятельности. Что касается СУБД Oracle, то несмотря на дефицит кадров в регионах, мы ни разу не пожалели о выборе платформы. С точки зрения надежности, безопасности и производительности Oracle остается лидером. Кроме того, мы сознательно сделали ставку на доступные для муниципалитетов условия лицензирования базового ПО. Наше партнерство с компанией VDEL и операционной системой Linux Red Hat также обусловлено не только техническими преимуществами этого ПО, но и его доступностью для заказчика. CNews: А можно поподробнее рассказать про партнерскую сеть и обучение Андрей Борейко: Да, конечно. Наш подход заключается в том, чтобы обеспечить оперативную техническую поддержку в каждом регионе внедрения, максимально используя возможности местных специалистов. Обычно это выражается в том, что мы создаем там свой филиал или дочернее общество. Это предприятие комплектуется полностью из местных профессионалов. Затем они проходят обучение в нашей московской Для площадок, расположенных недалеко от Москвы, а также для тех случаев, когда создание местного техцентра по CNews: Раз коммунальный биллинг находится в фокусе процессов реформирования отрасли, то вам, наверное, должны быть заметны основные тенденции информатизации ЖКХ. Чего можно ожидать в ближайшие годы? Андрей Борейко: Ну, понятно, что раз мы занимаемся биллингом, то верим, что он будет развиваться и дальше. Причем как в варианте полного цикла, так и тонкий биллинг, платежные системы. Хотя, для последних конкуренция будет выше и насыщение произойдет раньше. Платежеспособный спрос можно разделить на два очень разных сегмента. Один из них формируется в результате целенаправленной активности государства. К примеру в рамках провозглашенных национальных проектов или других программ на Второй сегмент формируется наличием конкретных прикладных задач, потребностями отрасли и в результате законодательных изменений. Это и автоматизация управляющих организаций, автоматизация производственных процессов и сбытовых служб поставщиков, геоинформационные системы и оцифровка коммунальных сетей, земельные кадастры. Далеко не везде поддержаны автоматизацией такие насущные задачи государственных служб, как, например, регистрация прав на недвижимость. При этом, безусловно, актуальными остаются проблемы интеграции различных приложений в масштабах региона или города. Большой потенциал имеется у таких смежных направлений как социальные и транспортные карты. Хотя здесь присутствует элемент моды. Далеко не всегда появление социальных карт сопровождается внедрением полезных приложений. Большой потенциал карточных технологий используется лишь в незначительной степени. Понимая это мы заключили партнерское соглашение между нами и лидером в области производства и обслуживания пластиковых карт — компанией «Розан». Они — профессионалы в части создания инфраструктуры для пластика, мы — в области расчетных приложений. В коммунальном хозяйстве еще практически не задействованы центры обработки вызовов абонентов (call center). А между тем, ЖКХ — один из самых массовых потребительских рынков, где применение центров обработки звонков способно значительно улучшить взаимодействие с массовым клиентом. На сегодня лишь очень немногие Наконец, довольно перспективное направление — процессинг и аутсорсинг приложений. На сегодня он активно развивается в сфере приема платежей. Например, мы сотрудничаем с компанией «Дельта Телеком», которая может оперативно предоставлять ЕИРЦ возможность принимать платежи за мобильную связь, что безусловно дает дополнительный биллинговый эффект. Как видите, ставка на партнерские цепочки, о которой мы с вами говорили в апреле 2005 года, оказалась вполне оправданной. Есть и другие направления развития, например, дистанционное информационное обслуживание управляющих организаций, но это уже более отдаленная перспектива. CNews: Спасибо. |