|
|
Сергей Ковалевский: Аналогичных по масштабу и сложности задач в России пока не решалось
Создание системы мониторинга национальных проектов в режиме реального времени возможно аналогичная система уже несколько лет работает в Фонде социального страхования РФ. О том, какие возможности она предоставляет пользователю, рассказал в интервью CNews доктор технических наук, профессор, академик РАЕН, заместитель председателя Фонда социального страхования РФ Сергей Ковалевский.
CNews:Каковы возможности использования информационных систем при реализации национальных проектов? Насколько необходимо создание государственной информационной системы мониторинга управления национальными проектами?
Сергей Ковалевский: Мониторинг национальных проектов задача чрезвычайно важная и сложная. О ее актуальности говорится на самом высоком уровне: президентом, спикером Государственной Думы и спикером Совета Федерации. На реализацию национальных проектов выделяются огромные деньги, задачи, которые поставлены и должны быть решены, сложные. Поэтому необходимо контролировать результат вложения федеральных средств в решение поставленных задач в режиме реального времени, а не в виде ежемесячных или ежеквартальных отчетов.
Мониторинг социально-экономических показателей, так же, как и мониторинг национальных проектов, задача многогранная, и требует системного подхода. Аналогичных по масштабу и сложности задач в России пока не решалось. Из-за отсутствия опыта создания подобных систем любые непродуманные, необоснованные решения могут привести к отрицательному результату.
CNews: Когда президент России объявил о запуске приоритетных национальных проектов многие говорили, что ИТ-система будет осуществлять их мониторинг в режиме реального времени, но в последнее время, как правило, упоминается только слово «мониторинг». В тоже время на федеральном уровне все активнее используются разнообразные ИТ-системы для сбора статистических показателей. Какой может быть роль подобных ИТ-инструментов в рамках реализации национальных проектов? Если разработать и внедрить подобную ИТ-систему мониторинга, то какие функции она должна выполнять в первую очередь? Какие подходы и решения, на ваш взгляд, необходимо использовать?
Сергей Ковалевский: На сегодняшний день существует привычная технология сбора и подготовки данных, в соответствии с которой на местах раз в неделю, раз в квартал, раз в месяц заполняются некие справки, а потом через интернет, через web-сервера они отправляются в вышестоящие региональные ведомства. Там данные обобщаются, и далее поступают в ситуационные центры, где вся информация собирается, суммируется, делится, создаются графики и делаются выводы. Такую систему сбора отчетных данных едва ли можно назвать мониторингом.
Если говорить о системе мониторинга в реальном масштабе времени, то и требования, и характеристики, и технологии, и архитектура должны быть принципиально иными. Под системой мониторинга в реальном масштабе времени понимается следующее: пользователю должны быть доступны показатели, индикаторы, параметры, не обобщенные по региону, стране (как средняя температура по больнице), а непосредственно образующиеся в разных городах. Именно они формируют инфраструктуру, информационное пространство. Пользователю необходимо получать достоверную информацию, пусть с отрывом от реального времени, но на несколько часов, а не месяцев или недель.
Становится понятным, что такую технологию, такие возможности система сможет предложить, будучи построена совсем по иному принципу. Нет необходимости собирать и обобщать первичные данные, тем более что их количество очень велико. Не должно быть никакого централизованного хранилища информации. Каждый пользователь должен иметь возможность удаленного доступа к первичным данным, которые будут обрабатываться сразу при запросе. Любое событие, произошедшее в регионе, пользователь должен видеть на экране своего монитора.
Поэтому для реализации мониторинга национальных проектов в реальном масштабе времени система должна включать в себя следующие составляющие:
- удаленный доступ к первичным документам, к базам данных,
- технологию удаленной обработки данных в масштабах всей страны,
- технологию распределенных баз данных.
Присутствует еще один фактор, доказывающий, что мониторинг в виде сбора отчетности не является продуктивным. Сводная информация, сформированная человеком, может быть далекой от реальности. Например, человек может искусственно увеличить какой-то показатель или индикатор. Проверить это невозможно, так как отчетные данные обобщены и оторваны от первичных.
В случае применения технологии реального масштаба времени человек вообще не участвует в сборе информации, не заполняет никакие формы отчетов. При необходимости получения какой-либо сводки на данный момент времени, пользователь обращается в систему со своего компьютера, делает запрос в удаленную базу данных и на основе первичных данных формирует отчет. Искусственно увеличить или уменьшить показатели в данном случае невозможно, информация поступает реальная, поэтому отчет, полученный в данный момент времени, будет соответствовать реальной картине. Это еще одна существенная особенность, определяющая различия между первой и второй системами мониторинга.
Система социального страхования насчитывает 3 млн. 3 тыс. организаций-страхователей, в которых работает 60 млн. человек. В среднем, на одно предприятие приходится примерно 20 человек. Если мы воспользуемся технологией сбора сводной информации, то через месяц могут поступить отчеты, в которых фигурирует увеличение до 3 млн. 350 тыс. организаций и 61 млн. человек. Но по этим сведениям виден только факт увеличения численности, а реальная картина отсутствует из агрегированных данных сделать какой-то аналитический вывод невозможно. При наличии же первичных данных можно определить, например, как распределено работающее население по предприятиям, какие предприятия перестали существовать и т.п.
Поэтому, если мы говорим о системе мониторинга на основе современных информационных технологий, то информация должна быть актуальная, оперативная, достоверная и полная. Человек не должен участвовать в процессах системы, она должна работать автоматически на основе принципа: сведения должны формироваться там, где они возникают.
CNews: Возможно ли создать систему, отвечающую всем этим требованиям?
Сергей Ковалевский: Идеальную систему, думаю, не создаст никто и никогда, потому что меняется жизнь, меняются требования и подходы. С точки зрения архитектуры, если говорить образно, при правильной закладке фундамента многоразовый ремонт не разрушает здания. Главное заложить хороший фундамент. Еще 10 лет назад, когда решали проблему финансового контроля над исполнительными органами Фонда социального страхования РФ, задача, по сути, была та же, что и при создании системы мониторинга нацпроекта: 750 городов, десятки тысяч сотрудников. Необходимо было разработать систему финансового контроля над деятельностью органов ФСС.
Такая система была создана, и в 2000 году она вступила в эксплуатацию с теми характеристиками, о которых мы говорили: руководство фонда имело достоверную, актуальную и полную информацию. Как только на ФСС возложили решение задач в рамках программы «Здоровье», система финансового контроля была адаптирована под задачи системы здоровья, и за один день появился мониторинг нацпроекта в реальном масштабе времени, отвечающий всем предъявленным требованиям. Существующий технологический фундамент и информационно-технологическая база позволяют ФСС решать задачи из любой предметной области.
CNews: В сентябре 2006 года выходит ваша книга о создании межведомственной системы мониторинга. Чем вызвана необходимость выхода этой книги в данный момент?
Сергей Ковалевский: Я до сих пор считаю себя ученым, и совместно со специалистами Академии наук мы пишем работы. Систематика должна быть научно обоснована. Сейчас разработкой разнообразных программ заняты многие фирмы и ведомства. В итоге создаются системы, которые через какой-то срок перестают удовлетворять предъявляемым требованиям и переделываются, что требует затрат времени, денег и т.д. Поэтому в моей деятельности всегда существовал подход: любая технология или архитектура должны быть научно обоснованными. Это главный критерий, которым необходимо руководствоваться при реализации нацпроектов, и который лежит в основе моей книги. Она выйдет в сентябре под названием «Мониторинг национальных проектов. Как его создавать».
Перед тем как в 1997 году приступить к разработке информационной системы для Фонда социального страхования, у нас уже был опыт взаимодействия с РАН, и вышла первая в России книга о создании распределенных баз данных.
CNews: В послании президента Федеральному собранию большое внимание уделялось решению демографической проблемы в стране. Как вы видите участие Фонда социального страхования в этой программе? В каких формах это участие возможно?
Сергей Ковалевский: Этот вопрос очень сильно пересекается с темой мониторинга национальных проектов в реальном масштабе времени. Именно такие задачи сегодня решает Фонд социального страхования. К ним относятся вопросы социального страхования работающего населения, выплаты пособий по родам и беременности, выплаты пособий по уходу за ребенком до полутора лет, оплаты путевок в детские оздоровительные лагеря и т.д. Хочется обратить внимание на то, что президент поставил задачу не в рамках национального проекта, а в рамках решения всей демографической проблемы: не только повышение рождаемости в Японии рождаемость не выше, чем в России, там смертность ниже, но и создание паспорта здоровья, паспорта территории.
Поэтому круг вопросов, очерченных президентом, гораздо шире, чем национальный проект «Здоровье», и задачи, которые решает Фонд социального страхования, содержат все многообразие вопросов в своей и смежных областях деятельности. Это и родовые сертификаты, которые не входят в программу «Здоровье», и проблемы заболеваемости и смертности, и профилактика работающего населения, инвалидность, санаторно-курортное обслуживание, и выплата детских пособий, социальное страхование.
Система, работающая в Фонде социального страхования в настоящее время, позволяет учитывать и информацию о каждом отдельном человеке, и финансовые потоки, и информацию об обслуживающих гражданина территориальных организациях, то есть решает гораздо более широкий круг задач, нежели предусмотрено национальным проектом «Здоровье».
Поэтому в рамках участия в решении демографической проблемы Фонд социального страхования обеспечивает мониторинг в реальном масштабе времени обеспечения льготных групп граждан санаторно-курортным обслуживанием; проезда больных к месту лечения; социального страхования, обслуживания инвалидов, ветеранов техническими средствами реабилитации, профилактики несчастных случаев и профзаболеваний и др. С точки зрения решения демографической проблемы необходимо вести учет всех услуг, которые получает человек в течение жизни.
Национальный проект это небольшая часть всех задач, которые обозначены в послании президента. Фонд социального страхования с помощью системы мониторинга, которую мы проводим, решает все эти задачи. С ними можно ознакомиться на нашем портале.
CNews: Построение ЕИИС «Соцстрах» началось в 1997 г., а с 2000 г. она вступила в промышленную эксплуатацию. Чем была вызвана необходимость разработки и внедрения такой системы? Какие задачи она призвана решать?
Сергей Ковалевский: До 1997 г. во всех ведомствах, особенно в региональных структурах, шла стихийная информатизация. Каждый заказчик самостоятельно заключал договор с фирмой-разработчиком, выбирал, приобретал, эксплуатировал программное обеспечение по своему усмотрению. Фонд не был исключением. В Москве была установлена система на Oracle, где-то на периферии на MsSQL. Несмотря на то, что решались одни и те же задачи, в различных регионах программное обеспечение дублировало друг друга, что, естественно, порождало огромные затраты. А каждый разработчик программного обеспечения писал в своем формате. В-третьих, одни фирмы-разработчики прогорали, другие разваливались, в результате поддерживать установленные в ведомствах системы становилось некому.
У нас было принято решение: техническая политика Фонда должна быть единой, информационная политика единой, программное обеспечение единым. Разработали программу технологического и технического оснащения, в которой четко учли потребности и цели каждого подразделения Фонда социального страхования. Более того, с целью выработки единой информационной политики ФСС совместно с Академией наук и ВУЗами, а также специалистами в области проектирования больших информационных систем и различных баз данных создали Научно-технический совет.
Так и была разработана ЕИИС «Соцстрах», которая позволила ликвидировать дублирование; обеспечить контроль; прозрачность и адресность.
CNews: ЕИИС «Соцстрах» охватывает 88 регионов РФ, все исполнительные органы Фонда социального страхования. С какими сложностями вы столкнулись при внедрении столь масштабной территориально-распределенной системы?
Сергей Ковалевский: Прежде всего, с «внутренним отторжением» ведь люди уже привыкли работать определенным образом, существовали давно налаженные связи. А мы, фактически, заставляли их забыть все старое и начать работать по-новому.
CNews: Некоторые организации в такой ситуации пытаются как-то адаптировать уже имеющиеся системы.
Сергей Ковалевский: Это не приводит к экономии денежных средств, а лишь усложняет ситуацию. Мы сразу отказались от постепенного перехода от имеющихся в наличии систем к единой интегрированной информационной системе (ЕИИС) «Соцстрах». Просто потому, что нет систем, которые могли бы быть интегрированы по той технологии, которая необходима в данной ситуации. Впервые в России мы применили принцип распределенных баз данных и принцип «удаленный доступ в базу данных». Пока это ни у кого не повторяется.
Что касается проблем, возникших в процессе внедрения ЕИИС «Соцстрах», то кроме упомянутой выше проблемы «внутреннего отторжения», существовала еще и проблема конвертации данных. Осуществить конвертацию справочников, изменить их структуру, формат и т. д. очень сложно.
И естественно, нужно было переучить сотрудников. При этом нужно было параллельно работать как с эксплуатируемыми системами, так и с обновляемыми. Ведь проблема развития системы по сложности ничуть не уступает проблеме ее создания.
Необходимо было наладить процесс обслуживания установленной системы. Для решения этой задачи мы объединили все региональные подразделения, создали форум и конференцию, обеспечив тем самым, пользователям возможность в режиме реального времени решать возникающие вопросы. Сразу начали обновлять дистрибутивы, чтобы можно было посмотреть, что нового есть в базе данных. Кроме того, был налажен технический контроль какой сервер «завис», какова загруженность сети и т. д. Постепенно начали расставлять людей, которые могли настраивать и корректировать программное обеспечение у пользователей. Мы в корне изменили подход к организации обслуживания: закрепили техническую поддержку на весь период эксплуатации за теми, кто устанавливал оборудование и строил локальную сеть. Генеральный подрядчик этих работ находится в Москве, а в каждом регионе свой обслуживающий центр.
CNews: Отсутствие стандартов по разработке и внедрению информационных систем препятствует формированию единого информационного пространства. Как в рамках ЕИИС «Соцстрах» решается проблема информационного взаимодействия и интеграции с информационными ресурсами других ведомств и организаций?
Сергей Ковалевский: Проблема создания единого информационного пространства исполнительных органов власти Российской Федерации существует уже 10–15 лет и, вероятно, еще долго не будет решена. Пенсионный фонд, Медстрах, ЗАГС, МВД, «Выборы» и др. у каждого собственный информационный ресурс, который каждый считает лучшим. А нужна единая политика. В условиях единой политики, при эффективной организации обмена данными, достижении договоренности о протоколах, о правилах взаимодействия можно закрыть все существующие ресурсы электронным ключом и спокойно, практически одновременно осуществить переход на новый принцип работы.
Какие-то шаги уже, конечно, делаются. Например, когда было принято постановление о монетизации льгот, мы начали работать вместе с Пенсионным фондом и нам удалось наладить такое взаимодействие в недельный (!) срок. Так же с Федеральным казначейством. Сейчас решается проблема обмена данными с Фондом обязательного медицинского страхования (ФОМС) и лечебно-профилактическими учреждениями (ЛПУ). Основная проблема нормативно-правовая: кто, когда, кому, в каком формате должен передавать данные. С технической точки зрения ФСС готов к этому процессу. У других ведомств есть сложности из-за разнообразия форматов программного обеспечения на региональном уровне. Нам проще, поскольку программное обеспечение единое.
CNews: В настоящее время налоговую отчетность можно сдавать в электронном виде. Существует ли такая возможность при сдаче отчетности по форме 4 ФСС РФ?
Сергей Ковалевский: В Нижнем Новгороде сейчас идет эксперимент по сдаче отчетности в ФСС в электронном виде. Примерно через месяц будут ясны результаты. У нас на портале проводится анкетирование страхователей по вопросам взаиморасчетов, кассовых характеристик, камеральных, документальных проверок и т. д. Интерес к электронным видам отчетности, несомненно, есть, и по мере накопления информации и опыта мы будем подстраиваться. Но сказать, что мы сдаем отчетность в электронном виде, нельзя. Техническая база у нас готова. Но пока это не подкреплено законодательно.
CNews: Каким образом обеспечивается прозрачность деятельности Фонда социального страхования? Какие интерактивные сервисы предлагаются гражданам в настоящее время, и каковы перспективы их расширения?
Сергей Ковалевский: У нас создана система государственного финансового контроля. В чем ее смысл? У нас и во всех региональных отделениях есть бюджетополучатели. Мы, как орган курирующий, как центральный аппарат, должны посмотреть, на что потрачены деньги, какая проводка сделана, каковы ее характеристики и т. д. Реализованная в ФСС технология обеспечивает удаленный доступ в базу данных, обработку, позволяет контролировать расход бюджетных средств. Кроме того, все имеет конкретный «адрес» так называемый паспорт (карточка) дает возможность проследить, куда, в какой санаторий, каким видом транспорта съездил человек, какое лекарство получил и т. п. То есть любые федеральные деньги на карточках у нас «привязаны» к конкретному человеку.
По поводу интерактивных сервисов. У нас есть сайт для граждан, где общение строится по принципу «вопрос ответ». И существует пока единственный в стране портал fz122.fss.ru. Он позволяет производить мониторинг исполнения нашей части национальных проектов в реальном масштабе времени. Здесь опять-таки используется технология распределенных баз данных. Например, сегодня в каком-то роддоме родилось пять детей, информацию об этом вводят его работники, и она сразу становится нам доступной.
Другой пример: бухгалтерия, скажем, на Сахалине, ввела накладную о каких то расходах отделения эту информацию руководство Фонда тоже увидит. При этом никто эти данные специально для руководства не готовит, они появляются автоматически.
Мы пошли по пути создания портала как средства агрегирования информации в масштабе страны, поскольку у нас отделения по всей России. С помощью портала мы делаем запросы к реальным базам данных, к агрегированной информации, производим ее сортировку, группировку и т.д. С помощью портала граждане могут получить конкретную информацию по регионам: средняя зарплата, рождаемость, заболеваемость, смертность, уровень травматизма и т. д.
CNews: Одной из проблем информатизации является низкий уровень информационной безопасности. Каким образом обеспечена информационная безопасность в ЕИИС «Соцстрах»? Были ли попытки взлома вашей системы?
Сергей Ковалевский: Была попытка взлома нашей системы. Техасские хакеры «залезли» в базу Нижнего Новгорода и начали ее «долбить» примитивным способом. Они полагали, что это либо Oracle, либо MsSQL. Но это оказалась HyTech, наша отечественная система. Они ее не «поняли» и ушли. Информационная безопасность ЕИИС «Соцстрах» обеспечена благодаря тому, что ее ядром является собственная система управления базами данных. HyTech. Это единственная система в стране, которая построена по принципу распределенных базах данных. У нее нет аналогов.
CNews: Расскажите об основных задачах дальнейшего совершенствования и развития ЕИИС «Соцстрах». Какие из них вы считаете приоритетными?
Сергей Ковалевский: Задачи совершенствования ЕИИС «Соцстрах» диктует жизнь. Раньше наша система работала только в социальном страховании, теперь с ее помощью реализуется Закон о монетизации льгот. Например, встал вопрос о том, как наладить выдачу и учет технических средств реабилитации инвалидам. Мы решили проблему с помощью ЕИИС. В этом году в жизнь пошли «родовые сертификаты». Мы обеспечили их персонифицированный учет по всей стране в нашей системе. Сейчас Фонд начал участвовать в диспансеризации работающего населения. Соответственно, ЕИИС уже настроена на учет и анализ данных, связанных с этим направлением в работе Фонда.
Одним словом, решаются текущие задачи. Меняется законодательство, например, в сфере оплаты больничных листов мы вносим изменения в программу. Наша программа легко масштабируется: Потребовалось создать систему расчетов с лечебно-профилактическими учреждениями, в которой будет не 100 млн, а 500 млн записей никаких проблем. Это будет самая большая база данных в Российской Федерации.
Наша система работает с персонифицированной информацией о населении роженицы, больные, льготники, инвалиды и др. Поэтому основные приоритеты развития системы в области защиты информации. Я уверен, что это та сфера, в которой, как говорится, лучше «пере», чем «недо».
CNews: Как вы оцениваете социально-экономический эффект от внедрения данной системы?
Сергей Ковалевский: Я считаю самым важным, что система помогает обеспечивать прозрачность деятельности Фонда социального страхования. Мы доказали, что тезис «налогоплательщик должен знать, куда идут его деньги» не теория, а реальность. И первыми это реализовали.
CNews: Эксплуатация современной информационной системы требует соответствующих навыков у персонала. Как решается проблема обучения сотрудников ФСС?
Сергей Ковалевский: Наша система основана на том, что она должна быть простой в использовании. С HyTech работают специалисты, прошедшие стандартное обучение.
CNews: Обеспечение эффективного взаимодействия между территориально распределенными подразделениями ФСС требует внедрения систем электронного документооборота. Удалось ли ФСС полностью или частично перейти на безбумажные технологии обмена документами?
Сергей Ковалевский: Обеспечение эффективного взаимодействия между территориально распределенными подразделениями ФСС основная проблема мониторинга, контроля и оборота. Обычно схема следующая: информация собирается на местах и по электронной почте пересылается в центр. С точки зрения современных технологий, это прошлый век. В такой ситуации отсутствует возможность проверить соответствие документа, отчета, который прислали, тому, что содержится в базе данных.
Поэтому мы не требуем отчетов с региональных отделений. Если руководству Фонда необходимо посмотреть, сколько за конкретный день прошло денег, для этого надо зайти в базу данных регионального отделения и получить требуемые цифры. Необходимо узнать, сколько и куда выдано путевок, нажимаем «кнопку» и готов ответ. Сколько вчера инвалидов пришло на конкретный вид протезирования? Аналогичная процедура и есть полная информация. Таким образом, человеческий фактор исключается совершенно. Вот в чем главное преимущество нашей системы. CNews: ЕИИС «Соцстрах» яркий пример эффективной российской информационной системы. Как вы относитесь к требованию запретить использование иностранного ПО в госструктурах России?
Сергей Ковалевский: В своих статьях идею законодательного запрета иностранного ПО в госструктурах России я всегда поддерживал. Необходимы меры, закрепленные законодательно вот тогда информационная безопасность будет обеспечена на государственном уровне. Ведь, используя закрытое иностранное ПО, чиновник может поставить под угрозу свою информационную систему, которая в любой момент может рухнуть.
Все разговоры о том, что не существует российских аналогов операционных систем пораженческая позиция. У продавцов систем Microsoft, Oracle свой интерес, естественно, они будут рассказывать, что мы отстали, в России ничего нет. Так мы никогда не решим проблем, и по-прежнему будем отправлять деньги и интеллектуальные ресурсы за рубеж на развитие частных западных компаний. А у нас, несмотря ни на что, отечественные системы, не имеющие аналогов на Oracle или MsSQL, создаются. Преодолеть сложившиеся стереотипы, конечно, очень тяжело. Но ситуация не безнадежная.
CNews: В прессе была информация о том, что европейцы обратились с требованием к Microsoft открыть исходный код, в противном случае компания будет ежедневно платить штраф в размере два миллиона долларов.
Сергей Ковалевский: Эти меры бессмысленны. Недокументированную функцию, которая может сработать при каких-то обстоятельствах и без сигнала, найти невозможно. Разговоры о сертификации закрытой системы, даже при наличии исходных текстов, вызывают лишь улыбку этот сертификат дается лишь на доступную, документированную часть системы, а недокументированная так и остается тайной за семью печатями. Если система рухнет, никто не сможет обвинить разработчика и доказать, что это сделано преднамеренно.
Во избежание подобных проблем необходимо создавать отечественный программный продукт. А для этого нужна государственная воля и государственная программа.
CNews: Спасибо.
|
|