|
|
Алексей Аносов: Для реализации программы ДЛО необходимо автоматизировать все процессы взаимодействияСогласно ФЗ №122, с 1 января 2005 года начала работу Федеральная программа Дополнительного Лекарственного Обеспечения (сокращенно – ДЛО) декретированных слоев населения РФ. В шестнадцати субъектах РФ по договору с крупнейшим в стране фармацевтическим дистрибьютором «СИА Интернейшнл ЛТД.» работает комплекс программ, разработанных компанией «Фирма «Эскейп»». В основе комплекса автоматизированная система управления (АСУ) «М-Аптека льгота». Об особенностях автоматизации ДЛО и комплексном подходе в решении вопросов, связанных с ней, рассказал CNewsгенеральный директор компании «Фирма «Эскейп»» Алексей Аносов. CNews: Начнем с истоков. Москва была первым городом, где начался автоматизированный учет льготных рецептов. Ваша фирма занимается автоматизацией ДЛО в Москве с конца 90-х гг. Пригодился ли вам опыт работы в сфере столичного ДЛО при автоматизации федеральной программы? Алексей Аносов: Действительно, софтверная компания «Фирма «Эскейп»" один из старейших разработчиков ПО для государственных социальных программ. АСУ «М-Аптека льгота», разработанная нашими специалистами, эксплуатируется товаропроводящими сетями в трех округах города Москвы с июня 1998 года. С того же периода мы начали тиражирование АСУ для розничных аптек «М-Аптека», имеющую общие со льготной программой принципы учета товара и подход к полному контролю за его движением. За это время мы накопили большой опыт работы в области автоматизации ДЛО с учетом потребности всех участников процесса, включающего в себя поставку медикаментов, распределение их по точкам отпуска, выписку рецептов в поликлиниках и реализацию медикаментов в аптечных пунктах. Именно программа «М-Аптека льгота», успешно прошедшая все испытания в системе московского ДЛО, легла в основу автоматизации всех процессов ДЛО федерального уровня. На данный момент в системе реализован функционал, позволяющий автоматизировать работу точки отпуска, розничного склада аптечной сети, оптового склада в регионе, и лечебно-профилактических учреждений, выписывающих рецепты, а также полностью автоматизировать все процессы взаимодействия участников ДЛО. При этом мы используем не только наработки на программном и техническом уровне, но и опыт наших сотрудников как в области программирования, так и в области внедрения ПО на местах. Кстати, параллельно с программой «М-Аптека льгота» в регионах устанавливается и программа для розничной торговли «М-Аптека» в версии под ОС DOS (в Москве эта программа на данный момент активно используется в сетях муниципальных аптек), и наша последняя разработка «М-Аптека плюс» под Windows. CNews: Есть ли принципиальные отличия системы автоматизации московского ДЛО от федеральной и в чем состоят характерные особенности последней? Алексей Аносов: Технологическая сложность внедрения АСУ в регионах заключается в присутствии на территориях трех уровней распределения лекарственных средств и сбора информации об их реализации. Первый уровень это оптовый региональный склад, второй – розничный склад (или точка снабжения аптечной сети), и, наконец, третий точка отпуска лекарственных средств. Взаимодействие всех трех уровней между собой обеспечивается за счет использования АСУ «М-Аптека льгота». Однако автоматизация контроля отпуска лекарственных средств не способна полностью решать проблемы правомерности выписки рецептов, поэтому для улучшения взаимодействия между точкой выписки рецептов (ЛПУ) и точкой отпуска медикаментов (аптека) нами разработан модуль «Поликлиника. Выписка рецептов», устанавливаемый в ЛПУ. Государственная программа дополнительного лекарственного обеспечения охватывает довольно большое число организаций и учреждений, имеющих разные типы собственности (государственные и коммерческие), виды деятельности, решаемые задачи, технологии работы, уровни технической оснащенности и, наконец, позиции в программе. Контролирующими органами системы ДЛО являются Центры Обработки Данных (ЦОД) и Территориальные Фонды Обязательного Медицинского Страхования (ТФОМС). В их задачу входит проведение экспертизы счетов по реализации лекарственных средств, а так же сбор, обработка и обмен данными с региональными аптечными складами и фармацевтической организацией, поставляющей лекарственные средства в регионы. При этом в системе ДЛО чрезвычайно сложными являются схемы подчиненности товарной, а также финансовой отчетности, которые включают как иерархические элементы, так и перекрестные связи. При этом программа ДЛО регламентируется не только на федеральном уровне: в рамках каждого региона так же существуют свои нормативные документы и положения, применяемые в ТФОМС, ЦОД, РАС и УФО. Учитывая сложные схемы взаимосвязи внутри федеральной программы ДЛО, напрашивается вывод, что для обеспечения ее жизнеспособности, эффективной работы и развития в целом, необходим комплексный подход к автоматизации. К примеру, специально для улучшения взаимодействия между всеми структурами в рамках программы ДЛО нами разработаны и внедрены дополнительные программные модули: «Льгота ФармКонтроль» для ТФОМС и «Льгота Экспертиза» для ЦОД. Комплексный подход к автоматизации включает в себя три основные составляющие: разработку единой технологии работы и взаимодействия всех участников программы, разработку средств автоматизации технологических процессов и подготовку кадров. CNews: Вы коснулись кадров… А каким образом осуществляется их подготовка и обучение программе медицинских работников в регионах? Ведь IT специалистов там наверняка не хватает… Алексей Аносов: Да, поначалу мы действительно столкнулись с этой проблемой. Однако эффективность работы АСУ «М-Аптека льгота» обусловлена не только качеством автоматизации отдельных объектов, но и, как я уже говорил, комплексным подходом, включающим передачу технологии, средств автоматизации и подготовку специалистов. На базе нашей компании организован интеллектуальный центр, решающий задачи по передаче пользователям подробной информации о внедряемом ПО. Мы проводим ознакомление сотрудников с изменениями в технологии работы и готовим инструкторов, сопровождающих деятельность конечных пользователей на местах. Кроме того, мы разрабатываем всю необходимую документацию, помогающую пользователям системы, и самое важное разъясняем сотрудникам, занятым в программе ДЛО, их собственные задачи и место их организации во всей программе, стараясь, таким образом, как-то нивелировать недостаток специалистов в регионах. CNews: Есть ли еще какие-то существенные препятствия в регионах на пути глобальной автоматизации процессов, связанных с ДЛО? Существуют ли проблемы непосредственно с технической частью? Алексей Аносов: С техникой серьезных проблем нет, так как системные требования к серверному оборудованию нашей программы, даже с учетом ее завидного быстродействия, по нынешним меркам невысоки, а к клиентскому рабочему месту и вовсе крайне лояльны. Кроме того, техническое обеспечение в регионах заметно улучшилось и проблем в этой области в дальнейшем не предвидится. Главная техническая проблема – это отсутствие постоянной, надежной связи, вследствие чего не всегда удается вовремя передать требуемые данные. Однако постепенно решается и эта проблема. Еще одна проблема заключается в крайней удаленности некоторых районов от крупных территориальных центров, что приводит к сложностям с обслуживанием и ремонтом техники. Для решения этих вопросов мы рекомендуем организовать резервы запасных частей на местах и максимально повысить квалификацию местных работников, что позволяет удаленно производить диагностику оборудования. CNews: На конференции "Информационное обеспечение реализации приоритетного национального проекта «Здоровье»" вы представили доклад об интегрированной региональной информационной системе, цель которой более эффективное выполнение программы дополнительного лекарственного обеспечения. Могли бы вы подробнее рассказать о вашем видении такой системы? Алексей Аносов: Как уже было сказано выше, исключительно большое значение для реализации программы ДЛО имеют процессы взаимодействия всех организаций и учреждений: обмен данными, своевременное предоставление всей необходимой информации контролирующим органам, сведение потерь данных и временных затрат к минимуму. Таким образом, очевидно, что необходимо автоматизировать все процессы взаимодействия для того, чтобы обеспечить информационный обмен на должном уровне, а также создать целостность информации за счет синхронизации баз данных. К примеру, в отличие от автоматизации обычных процессов аптеки как торгового предприятия, автоматизация процессов льготного лекарственного обеспечения декретированных слоев населения сталкивается с наличием двух встречных потоков информации: от Поставщика в аптеку идут лекарственные средства, а аптека Поставщику передает свою реализацию по бесплатным рецептам врачей для формирования счета, выставляемого на оплату в Территориальный Фонд Обязательного Медицинского Страхования. При этом взаимодействие аптеки и аптечного склада происходит следующим образом: сначала врачи составляют месячную заявку на лекарства для медикаментозного лечения своих пациентов, затем аптека транслирует эту заявку на региональный аптечный склад, куда так же приходят заявки от аптек на срочную поставку лекарств под необеспеченные рецепты. Сотрудники регионального аптечного склада, в свою очередь, встают перед необходимостью регулировать товарные остатки в аптеках, передавая их из одной аптеки в другую для удовлетворения медикаментозной потребности в регионе. Далее региональный аптечный склад (РАС), получая от Уполномоченной фарморганизации (УФО) лекарства для льготников, отчитывается перед ним реализацией в виде реестров рецептов, получаемых от аптек. Соответственно, региональный аптечный склад несет перед аптеками ответственность за предоставление информации об оплате и отказах в оплате реестров рецептов, а аптеки при этом должны иметь возможность исправить ошибки ввода в неоплаченные данные и выставить рецепты на повторную экспертизу. Однако источником информации для РАС и аптек обо всех оплатах и отказах в оплате является УФО, т.к. именно она выставляет счёт в ТФОМС и получает ответ на него. Отсюда рождается мотивация для аптеки работать в единой с Поставщиком программе. Этот же принцип заложен нами и в основу работы АСУ для розничных аптек и аптечных сетей «М-Аптека плюс» при их работе с коммерческим товаром. Он позволяет контролировать весь перечень процессов, как в коммерческих сетях аптек, так и в муниципальных. С его помощью можно автоматизировать не только отдельную аптеку или аптечную сеть, но и создать сетевой офис с функциями аналитического центра и заказа товара, а так же крупный оптовый склад, что для региональных сетей, в особенности – муниципальных, должно представлять особый интерес. CNews: Какие основные тенденции в развитие программы ДЛО в связи с этим вы ожидаете в регионах и на федеральном уровне в целом? Алексей Аносов: Мы считаем, что в рамках национального проекта «Здоровье» в части программы ДЛО внутри каждого региона необходимо применять комплексную АСУ в автоматизации товаропроводящих сетей субъектов Российской Федерации. Причем рациональная интеграция таких АСУ с другими программами возможна вне процессов, связанных с движением медикаментов. В качестве примера можно привести интеграцию региональной информационной системы с программами выписки рецептов и проведения экспертизы за счет унификации форматов файлов обмена данными и нормативно-справочной информации. Подобные решения, в частности, реализованы нами в Саратовской области, где АСУ «М-Аптека льгота» работает в связке с местной программой, созданной для регионального ТФОМС, и в Краснодарском крае, где реализована интеграция с программой для учета выписки рецептов местного МИАЦ. Возможность обмениваться информацией в единой информационной среде позволяет региональному аптечному складу видеть реальные остатки аптеки и регулировать поставку, получать информацию о необеспеченных рецептах при обработке заявок от аптек, сопоставлять необеспеченные рецепты разных аптек, что, в свою очередь, дает возможность находить одинаковые рецепты одного пациента в разных аптеках и производить отгрузку по факту первого обращения льготника в точку отпуска. Кроме того, для сопоставления отгрузки лекарств аптечным складом в аптеку с фактическим приходом целесообразно иметь во всей товаропроводящей сети единую нормативно-справочную информацию (НСИ). Это необходимо и для того, чтобы региональный аптечный склад мог контролировать легитимность бесплатного отпуска лекарств по рецептам врачей аптекой, так как размер получаемых денежных средств склада напрямую зависит от величины оплаты ТФОМС по счету УФО, и в случае обнаружения неправильно отпущенного лекарства мог принять соответствующие меры пресечения. Имеет смысл говорить и об интеграции комплексной автоматизированной системы для ДЛО с серьезными аналитическими продуктами для коммерческой торговли, каковым является «М-Аптека плюс». Подобная интеграция позволит региональному Управлению Фармации иметь актуальную информацию о наличии лекарственных препаратов как в системе льготного обеспечения, так и в розничной торговле, всецело контролировать движение лекарственных средств в регионе. Среди многочисленных возможностей АСУ «М-Аптека плюс» можно выделить, например, выявление фальсифицированных лекарств посредством отслеживания забракованных серий. Таким образом, если забракованная серия попадает в регион, ее легко можно вычислить, изъять из реализации и отследить источники ее поставки. CNews: Как должен повлиять комплексный подход к автоматизации ДЛО на контроль всех процессов со стороны вышестоящих организаций? Проще говоря, будет ли выгодно государству создание общей информационной среды? Алексей Аносов: Единый инструмент выявления технических и программных проблем минимизирует затраты на содержание инженерно-технических ресурсов и их инфраструктуры, а наличие механизма исправления рецепта, который неразрывно связан с предметно-количественным учетом, позволит проводить корректировку неоплаченных рецептов под контролем всех вышестоящих организаций. Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что комплексная автоматизированная система является гарантом организации полного контроля над процессами ДЛО в каждом регионе и единственным всесторонним инструментом управления. А интеграция программного обеспечения системы ДЛО с аналитическим продуктом для аптек и аптечных сетей позволит установить контроль вышестоящих организаций над движением товара в регионе и поможет любому региональному Управлению Фармации выполнить свою главную задачу: своевременное обеспечение населения лекарственными средствами. CNews: Спасибо. |