|
|
Николай Ильин: Воссоздание системы информационного обеспечения управления страной может претендовать на роль пятого национального проектаО новой стратегии государственного управления и связанных с ней задачах информационного обеспечения органов государственной власти в интервью CNews рассказал начальник Управления информационных систем спецсвязи ФСО России, заслуженный деятель науки РФ, доктор технических наук, профессор, генерал-лейтенант Николай Ильин. CNews: Какие перемены в системе госуправления, на ваш взгляд, имеют наибольшее значение? Николай Ильин: Сегодня в системе государственного управления происходят очень значимые изменения, причем именно на качественном уровне. В каком-то смысле, можно говорить о новой парадигме управления. Перемены в данной сфере начались после 5 сентября 2005 года, когда президент объявил о начале реализации четырех национальных проектов. Я считаю этот день исторической датой, своеобразной точкой отсчета воссоздания системы комплексного государственного планирования и программирования социально-экономического развития страны. Переход от мониторинга ситуации в отдельных регионах с целью выявления и сглаживания наиболее острых текущих социально-экономических и общественно-политических проблем к их комплексному системному анализу, прогнозированию и планированию конкретных мероприятий, направленных на их решение, вот одно из ключевых изменений с точки зрения концентрации усилий органов власти различных уровней при решении стоящих перед ними задач. По сути, государством впервые предпринимаются попытки реализовать понятные обществу социально значимые проекты в масштабе целой страны. При подобном подходе перед органами власти встает целый спектр новых задач: управление стоимостью, рисками, человеческими ресурсами, качеством, контрактами, сроками и т. д. При этом, понятно, что уже невозможно обойтись только подготовкой обоснованных управленческих решений, хотя и это само по себе достаточно сложная задача, учитывая размеры территории, сложность административного устройства, разнородность экономической и демографической ситуации, этно-конфессиональные и иные особенности населения регионов нашей страны. Сегодня на первый план выходит жесткое требование достижения заявленных результатов, причем в четко установленные сроки и в пределах выделенных ресурсов. В таких условиях очевидной становится необходимость внедрения в органах государственной власти методов проектно-ориентированного управления, согласованного применения государственного регулирования стратегических и рыночных механизмов на оперативных направлениях развития экономики и социальной сферы как отдельных регионов, так и страны в целом. Речь идет о создании системы индикативного планирования, увязывающей интересы федерального центра, субъектов Федерации, муниципальных образований, с одной стороны, и бизнес сообщества, с другой. CNews: В сложившейся ситуации какие векторы развития систем информационного обеспечения управления страной наиболее актуальны? Николай Ильин: Сегодня, в отличие от ситуации, которая имела место всего каких-нибудь 5-7 лет назад, уже никого не надо убеждать, что именно информация, ее качество полнота, достоверность, актуальность, оперативность составляют основу для принятия руководителем грамотного управленческого решения и во многом определяют последствия его выполнения. Поэтому когда говорят о количестве построенных систем сбора, обработки и хранения информации, приводят очень высокие показатели: 300 тысяч баз и банков данных. К слову сказать, я считаю, что на самом деле качественных баз данных, содержащих актуальную и достоверную информацию о ситуации в стране, не более 2000. Но собрать информацию это только половина дела. Что делать с этими гига- и терабайтами данных, в разных форматах и на разных носителях непрерывно поступающих со всех уголков страны? Одним из путей решения этой проблемы является комплексное «встраивание» в информационные технологии различных инструментально-моделирующих средств, позволяющих обеспечить решение конкретных задач планирования, бюджетирования, оценки рисков, расчета ресурсов, необходимых для достижения тех целей, которые ставит сегодня государство. Помимо этого, реализуется целый ряд функциональных задач: сопровождение выборов, паспортизация, электронный документооборот, электронные торги, реестры объектов управления. На мой взгляд, создание, а точнее, воссоздание государственной системы информационного обеспечения управления страной вполне могло бы претендовать на роль пятого национального проекта. CNews: Каковы предпосылки и возможности использования информационных систем при реализации национальных проектов? Николай Ильин: Первый опыт реализации приоритетных национальных проектов однозначно подтвердил крайнюю актуальность задачи создания в максимально короткий срок государственной системы, обеспечивающей информационную поддержку заинтересованным органам власти от президента до руководителей муниципальных образований на всех этапах управления приоритетными национальными проектами от планирования до контроля и прогнозирования результатов. Назову лишь несколько факторов, обуславливающих объективную необходимость создания такой системы. Прежде всего, это существенная организационная и территориальная распределенность участников национальных проектов. Нужно учитывать и значительные объемы выделяемых бюджетных ассигнований. Необходимо обеспечить оперативный контроль эффективности их расходования. Кроме того, сроки выполнения приоритетных проектов ограничены, а их социальная значимость очень высока. В этой связи президиумом совета по реализации приоритетных национальных проектов при президенте Российской Федерации принято решение об автоматизации процедур сбора, обработки и представления отчетности о ходе их выполнения как на федеральном, так и на региональном уровне. CNews: Можно ли уже сегодня говорить о возможной архитектуре создаваемой системы информационного обеспечения управления национальными проектами? Николай Ильин: Уже сама постановка задачи предопределяет стратегию ее решения —создание двух взаимосвязанных контуров управления: одного для проектов, реализуемых заинтересованными министерствами на федеральном уровне, другого для проектов, выполняемых на уровне субъектов Российской Федерации. Такой подход позволит не только решить задачу управления нацпроектами, но и, что не менее важно, обеспечить оценку эффективности деятельности конкретных органов власти по их реализации. При этом, создание каждого из этих контуров управления и системы в целом сегодня осуществляется по двум основным направлениям. В первую очередь, это адаптация существующей информационно-коммуникационной инфраструктуры органов государственной власти, обеспечивающая возможность ее максимального использования для решения новых задач. При этом очевидно, что создание профильными министерствами самостоятельных информационных систем только для управления нацпроектами в рамках своей компетенции не позволит обеспечить эффективное решение поставленных президентом задач в целом, в масштабах страны. Поэтому вторым и, по-видимому, наиболее науко- и ресурсоемким направлением является разработка и внедрение на основе существующей инфраструктуры новых информационных технологий и программно-технических комплексов, позволяющих решать весь спектр характерных для управления проектами задач: управление стоимостью, рисками, человеческими ресурсами, качеством, сроками выполнения проектов и так далее. Результатом интеграции работ, выполненных по этим двум направлениям, должно стать создание единой государственной автоматизированной системы информационного обеспечения управления приоритетными национальными проектами ГАС «Управление». Создание системы будет осуществляться поэтапно и потребует слаженной, скоординированной работы многих министерств и ведомств, а также представителей отечественных и зарубежных ИТ-компаний. Сегодня я могу констатировать, что в целом у всех основных участников этого проекта есть понимание важности поставленной задачи и ответственности за общий результат. Поэтому уже в текущем году в интересах администрации президента и аппарата правительства мы, совместно с Мининформсвязи, планируем ввести в эксплуатацию ряд приоритетных системообразующих компонентов на федеральном и региональном уровнях. В целом же создание системы планируется завершить в 2008 году. По сути, ГАС «Управление» должна стать единой информационно-коммуникационной средой, в режиме реального времени обеспечивающей руководителям всех уровней от федерального до муниципального возможность эффективной подготовки, принятия и доведения обоснованных управленческих решений до исполнителей. Фактически, она является прообразом, первой очередью будущей полнофункциональной системы государственного управления. CNews: Каково значение ситуационных центров для решения задач государственного управления? Как они могут применяться для управления национальными проектами? Николай Ильин: Ситуационные центры должны стать технологической основой системы государственного управления. За последние годы построена единая система ситуационных центров госорганов, которые активно используются. Это ситуационный центр президента, центры в министерствах, в аппаратах полномочных представителей президента в федеральных округах и руководителей субъектов Российской Федерации. Эта система работает в трех режимах. В повседневном режиме центр функционирует постоянно, каждую минуту отслеживая ситуацию на управляемых объектах. Второй режим реализация плановых мероприятий, когда проводится какое-то совещание. Третий режим необходим для управления в условиях кризиса, в случае, когда нужно смоделировать развитие ситуации и принять оперативные решения. Система должна учитывать, что руководители государства сегодня очень мобильны. Необходимо обеспечивать им непрерывное взаимодействие с министрами или с руководителями органов государственной власти на местах. Будь они на предприятиях, в банке, в больнице или в любом другом учреждении, необходимо иметь набор мобильных компонентов, которые можно «разбрасывать» по местам пребывания этих руководителей. CNews: Насколько активно используются сегодня системы видео-конференц-связи в органах госуправления? Николай Ильин: За видео-конференц-связью будущее. Сегодня мы наблюдаем взрыв спроса на эту технологию. Видео-конференц-связь реально становится одним из действенных рычагов принятия и подготовки управленческих решений. Это одна из технологий, которые позволяют в режиме реального времени адекватно реагировать на быстрые изменения обстановки, в том числе и в регионах. В следующем году подобными системами должны быть оснащены руководители всех субъектов, полномочные представители президента в округах, министры. Все те, у кого таких систем пока нет. Важно, что, помимо традиционных функций передачи голоса и изображения, современные системы видео-конференц-связи способны передавать и иные типы данных, что позволяет визуализировать обсуждаемые сторонами вопросы. Николай Ильин: Кадровая проблема действительно стоит довольно остро. По сути, она имеет две составляющие. С одной стороны, это необходимость повышения квалификации персонала, который занимается эксплуатацией и сопровождением государственных информационных ресурсов и систем. C другой стороны обеспечение готовности самого управленческого персонала к использованию новых решений. Такой подход позволяет обеспечить необходимую обратную связь между разработчиками и пользователями информационных систем, а, следовательно, сделать их (системы) более адекватными решаемым задачам государственного управления. Для этого организуются специализированные курсы обучения по использованию ситуационных центров. Специалисты учатся работать с интегрированной системой управления, вести фонд видеопрезентаций, проектировать формы представления проблем на нескольких экранах и т. д. Готовятся расширенные курсы обучения базовым информационно-аналитическим системам, учебно-методические материалы по систематизации информационных технологий, используемых в ситуационных центрах. Отдельно разрабатывается программа изучения методов и средств подготовки презентаций, в том числе в форме дистанционного обучения. Нельзя внедрять сложные информационные системы и при этом пренебрегать обучением пользователей. Эффективное использование информационных технологий возможно только в случае их полного принятия сотрудниками органов государственной власти. А для этого они должны не только не бояться технических новшеств, но и полноценно использовать все их возможности. CNews: Как вы оцениваете актуальность вопросов защиты информации в контексте информатизации органов госвласти? Николай Ильин: Вопрос информационной безопасности сегодня актуален как никогда ранее. Количество используемой техники резко увеличивается, следовательно, возрастает и значимость организационной и программно-технической защиты от НСД, значимость криптографической защиты данных. К сожалению, сегодня не всегда на этапе проектирования учитываются вопросы информационной безопасности. Понятно, что цена решения этой проблемы составляет от 10 до 20 процентов стоимости самой системы и заказчику не всегда хочется платить дополнительные деньги. Между тем, нужно понимать, что надежная защита информации может быть реализована только в случае комплексного подхода, когда организационные мероприятия сочетаются с внедрением технических средств защиты. CNews: Какие задачи в сфере информатизации госуправления сейчас стоят на повестке дня? Какие проекты вы планируете реализовать в ближайшее время? Николай Ильин: Перед нами стоит широкий комплекс задач, которые можно разбить на два стратегических направления. Первое это ревизия созданных ведомственных информационных систем. После этого, определив стандарты и порядок их интеграции между собой, необходимо создать на их основе единую государственную систему информационных ресурсов. Второе направление это развитие информатизации функций, присущих тем или иным органам государственной власти, с учетом их профиля. Здесь стоят задачи повышения уровня аналитических возможностей ИТ-систем и оперативности их работы. Если говорить о конкретных проектах, которые мы планируем реализовать в ближайшее время, то, в первую очередь, это, конечно, ситуационный центр президента, модернизация и вывод его на современный программно-технический и информационный уровень. Создание и развитие системы управления национальными проектами, о которой мы подробно сегодня говорили. Отдельно нужно отметить единую общегосударственную систему долгосрочного стратегического планирования Российской Федерации. Кроме того, на этот год намечен важный проект по внедрению системы электронного документооборота в администрации президента. Это колоссальный проект десятки аппаратных, тысячи рабочих мест, десятки функциональных систем по всем управлениям администрации. В правительстве планируется создание нескольких функциональных информационных систем. На очереди интересный проект в Совете Федерации: мониторинг функционирования информационной и телекоммуникационной систем. В верхней палате столкнулись с тем, что людских ресурсов уже недостаточно для мониторинга работы десятков серверов и тысяч рабочих станций. Поэтому создается система, которая будет наблюдать и выявлять кризисные моменты, которые возникают в процессе эксплуатации этой системы. Работы много. CNews: Спасибо. |