|
|
Борис Логинов: На лекции ходить совершенно не обязательно
Вместе с развитием технологий на смену традиционным учебникам постепенно приходят электронные мультимедийные учебные пособия. Не приведет ли это к тому, что студенты перестанут посещать лекции, а электронные библиотеки вытеснят традиционные читальные залы? Возможно ли полностью отказаться от возможности перелистнуть страницу, сделать заметку на ее полях? Об этом в интервью CNews рассказал Борис Логинов, директор Центральной научной медицинской библиотеки Московской медицинской академии (ЦНМБ ММА) им. Сеченова.
CNews: Центральная научная медицинская библиотека ММА им. Сеченова является одним из лучших в России центров разработки и внедрения информационных библиотечных технологий. Расскажите об истории электронной библиотеки. С какими сложностями приходится сталкиваться в процессе ее создания? Какие результаты достигнуты на сегодняшний день?
Борис Логинов: Идея электронной библиотеки родилась у меня лет десять назад, в тот самый момент, когда стало ясно, как создавать электронный каталог, и когда появился национальный формат, поддерживающий возможность многоуровневой записи. Появление этого инструментария натолкнуло меня на мысль, что на его основе можно построить очень хорошую систему доступа к учебным материалам разного рода. Я решил попытаться для каждой дисциплины, которая преподается в вузе, собрать все учебные материалы, используемые в учебном процессе. Я подчеркиваю: абсолютно все, то есть 100%.
Изначально было понятно, что это должны быть мультимедийные приложения: учебники, различные графические материалы, включая анатомические атласы, результаты лабораторных исследований; это лабораторные работы, которые выполняют студенты, контрольные задачи и тесты для самоконтроля полученных знаний. В нашу задачу не входило создание системы для проведения экзаменов или мероприятий по оценке работы преподавателей это задачи дистанционного образования. Но элементом дистанционного образования, на мой взгляд, является хорошо скомплектованная библиотека разнообразных материалов.
Наша цель со временем, собрав материалы по всем дисциплинам, составить всеобъемлющую «базу знаний» для обучения. Для этого нужно дифференцировать все учебные материалы по темам каждой дисциплины. Дисциплина представляет собой набор тем и вопросов, которые освещаются в процессе изучения темы. Сами формулировки вопросов отражают, практически, название темы, систематическую рубрику. Аннотация на каждую тему более детальная, она описывает элементы этой темы, которые также могут являться поисковыми. Построив такую структуру, можно на любой вопрос из сферы образования предоставить соответствующие материалы.
Итак, идея состояла, прежде всего, в создании библиотеки по дисциплинам. В этом заключался основной принцип её построения: дисциплины это темы, с каждой из которых связан набор учебных материалов, которых бывает очень много: до 20-30 учебников, как правило, многотомных. Также в него входят методические пособия, разработанные на кафедрах (ценнейший, кстати, материал), которые обычно недоступны студентам, потому что издаются в тонком переплете и быстро изнашиваются, в результате чего хорошие методические материалы становятся редкостью. Есть и статьи преподавателей, и их лекции. Весь этот набор материалов должен быть построен таким образом, чтобы при выборе темы система могла выдать все приложения, связанные с этой тематикой, вплоть до отдельных параграфов или страниц. Обычно преподаватель рекомендует несколько учебников, поэтому немаловажным было создание возможности освещать одну проблему с разных сторон.
Ранее были попытки построить такую систему на базе уже имеющихся автоматизированных библиотечных систем, но делалось это на любительском уровне. Возможность реализовать идею появилась только после того, как было начато финансирование нашего проекта. В качестве рекламного материала мы сделали пробную версию по одной дисциплине биологии. Демонстрировали её сначала ректору, потом на ученом совете, в результате получили положительные отзывы, и тогда было решено инвестировать средства в создание электронной библиотеки. Это были не бюджетные средства бюджетом такие расходы не предусмотрены. Выбор специальности пал на фармацию, которая включала 36 дисциплин, и постепенно, шаг за шагом, мы начали подбор материалов.
CNews: Какие результаты достигнуты на сегодняшний день?
Борис Логинов: К настоящему моменту переведен в цифровой формат и размещен на компакт-дисках материал по 25 дисциплинам. Компакт-диски в качестве носителей информации были выбраны специально для удобства студентов. Вся навигационная система построена так, чтобы пользоваться ею было легко и удобно. Конечно, изначально на эти средства мы не могли создать интернет-библиотеку с возможностью удаленного доступа, с перспективой интеграции в единую «базу знаний». Это стало возможным после того, как вследствие развития нашей работы был закуплен хороший сервер, к тому же, по времени это совпало с появлением национального проекта в области образования.
В рамках нацпроекта предусмотрены мероприятия по созданию электронной библиотеки медицинского образования. В ближайшие полтора года планируется завершение формирования материала по фармации, перевод всех материалов в интернет-среду и расширение электронной библиотеки еще на 30 дисциплин. Следующие дисциплины, скорее всего, будут охватывать лечебное дело. Там уже появляется необходимость включения видеоматериалов с приемами работы, элементами операций, отдельными манипуляциями. Все это будет связано с литературой, справочными материалами и т.д.
Все эти планы вполне реальны, потому что имеются структуры, которые могут это изготовить, а в интернете уже представлен опытный образец. В начале каждого учебного года мы проводим консультации студентов, как пользоваться этими материалами. Отзывы студентов очень хорошие.
CNews: С какими сложностями приходится сталкиваться в процессе создания электронной библиотеки?
Борис Логинов: Сейчас мы предоставляем факультету учебный материал, как я уже сказал, на компакт-дисках по каждой дисциплине по мере их изучения. Все это выдается бесплатно, как книжки. Известно, что обеспечить всех студентов книгами по всем дисциплинам и со всеми вариантами невозможно, институт очень большой. Проблемы библиотек в данном случае складываются, прежде всего, из огромных материальных затрат. Мы имеем право хранить наши книги в любом виде, в том числе электронном. Внутри библиотеки они предоставляются читателям в виде электронной копии, что не противоречит законодательству, поэтому мы находимся в легальном положении относительно вопросов защиты авторских прав. Но это, конечно, сдерживает более широкое использование этих библиотек студентами, скажем, других вузов.
Здесь нужно какое-то принципиальное решение. Я считаю, что таким решением может являться использование литературы на лицензионной основе: надо платить деньги за лицензионное использование. Существует также практика корпоративной подписки. В любом случае, для вузов медицинского профиля это будет более выгодно в экономическом плане, чем приобретение огромного количества книг. Реальная выгода будет и для издателей, и для пользователей. Найдется тот самый компромисс, когда покупательские способности совпадут с предложением. На западе существует широко используемая практика предоставления корпоративных подписок, и эта идея может быть реализована у нас. То есть, оплата происходит либо за каждого пользователя, либо за многопользование электронными формами. В принципе, наше учреждение, с точки зрения программного обеспечения, к такому механизму готово, и если будет разрешена правовая стороны этого вопроса, то, я надеюсь, мы сможем это осуществить.
CNews: Каким образом формируется фонд электронной библиотеки?
Борис Логинов: Конечно, основную ответственность за контент несет преподавательский коллектив. Мы, со своей стороны, создаем форму представления этих материалов. Но содержание материалов, выбор изданий, подбор учебников, методических руководств, лабораторных работ, тестов все это определяется преподавателями. Иначе наши учебники просто не будут востребованы, тем более, что мы пользуемся утвержденными программами, а в утвержденных программах есть разделы «Обязательная литература» и «Дополнительная литература».
CNews: Как организован перевод бумажных источников в электронную форму?
Борис Логинов: Перевод в электронную форму осуществляется самым традиционным способом путем сканирования, распознавания, редактирования. Это, конечно, очень трудоёмкий процесс, но цель оправдывает средства. Затраты, которые идут на выполнение этой работы, по всем экономическим показателям оправдываются, включая весь цикл закупки, хранения, выдачи, доступа и т.д.
Вообще, будущее развитие всех библиотек мне видится именно таким. В любом случае, мы будем переводить в электронную форму все наши ресурсы, тем более, часто запрашиваемые. Интернет сейчас входит в каждый дом, и, я думаю, в ближайшие, скажем, пять лет, использование электронных библиотек станет общедоступным. Мы должны к этому готовиться, как и другие крупные библиотеки, ступившие на современный путь развития. В этом плане интересен опыт Российской государственной библиотеки, использующей, на мой взгляд, очень разумный подход, при котором не оцифровывается весь библиотечный фонд (да это было бы и невозможно). Существует система экспертов, которая отбирает из фонда конкретные издания, подлежащие оцифровке. Процент их небольшой, но они самые востребованные.
Очень важна финансовая сторона, определяющая, на какого пользователя ориентированы материалы. Если мы создаем систему для нужд образования, то наш потребитель имеет поддержку в виде национальной программы, которая позволяет нам решить эту задачу. Если бы не было этой программы, такая работа могла растянуться на многие годы.
CNews: Какие технологические решения помогают осуществлять доступ к ресурсам электронной библиотеки?
Борис Логинов: Технологические решения, которые мы применяем для обеспечения доступа к ресурсам библиотеки, представляют собой компакт-диски с мультимедийным содержанием и интернет, который обеспечивает доступ ко всем материалам.
Например, информацию о клетке можно найти в разных дисциплинах, что обусловливает разные подходы к изучению. У студента есть возможность при изучении конкретной дисциплины найти сначала эту дисциплину, потом в ней найти темы, связанные с клеткой. Для того, чтобы посмотреть на клетку с разных сторон, можно, сделав запрос, собрать из разных дисциплин материалы, связанные с этой темой. В интернете наши материалы сейчас присутствуют только в экспериментальном варианте одна дисциплина, на примере которой можно убедиться в достоинствах системы. В результате реализации нацпроекта, до конца этого года мы планируем разместить в интернете уже 25 дисциплин, а в следующем году еще около шестидесяти.
CNews: Привлекаете ли вы коммерческие структуры к сотрудничеству для создания электронной библиотеки?
Борис Логинов: Мы не обращались к бизнес-структурам за финансовой поддержкой по одной простой причине: чтобы привлечь к себе интерес представителей бизнеса, надо иметь уже некоторый результат. Я думаю, что вопрос привлечения финансовых партнеров целесообразно поднять в следующем году, когда можно будет продемонстрировать масштабность использования системы, что важно для коммерческих структур. В рамках нацпроекта мы можем сделать электронную библиотеку доступной для всех студентов, а это около пятидесяти вузов по всей стране и множество потенциальных врачей. Поэтому, думаю, интерес к этому будет очень большой, но его надо подготовить.
CNews: Будет ли коммерческим доступ к интернет-фондам, когда они будут созданы?
Борис Логинов: Я думаю, что если мы получим поддержку со стороны национального проекта и если мы сможем решить проблему авторского права за счет этих средств, то он будет бесплатным. Но если не удастся решить это за счет бюджетных средств, то придется строить взаимоотношения на основе платного доступа. Каковы эти платные условия мы не имеем представления, не просчитывали, да и рано пока. Надо полностью закончить формирование материалов хотя бы по одной специальности и представить их в интернете тогда можно будет проводить какие-то исследования. Для вузов, конечно, хотелось бы сделать доступ к библиотеке бесплатным, хотя какая-то компенсация издательскому бизнесу должна быть. Издательства производят тот же учебный материал, на котором строится вся электронная библиотека. Мешать им и снижать эффективность все равно, что рубить сук, на котором сидишь.
Некоторые говорят, что существует идея интернет-издательств. Конечно, интернет-издательства будут развиваться, но кто будет этим заниматься? Существует, к примеру, мировая практика: журналы по медицине выпускаются как в печатном, так и в электронном виде. И все это обеспечивается самими издательствами.
CNews: Существуют ли зарубежные аналоги ЦНМБ? Сотрудничаете ли вы с библиотеками других стран, и в какой области? Насколько российская электронная библиотека соответствует мировому уровню?
Борис Логинов: Подхода, когда учебный материал комплектуется в соответствии с тематикой, я не встречал нигде. Сегодня электронные библиотеки строятся по принципу: есть документ, он оцифрован; существует поиск через электронный каталог, мы находим этот документ и можем его просмотреть. То есть, если в документе отражено несколько тем или аспектов, то он будет доступен для поиска в разных рубриках, его можно найти, но результаты поиска не структурированы. На мой взгляд, это очень принципиальный момент, здесь и закладывается будущее «баз знаний»: когда создается возможность выделять из полного документа отдельные темы, отдельные проблемы, отдельные элементы знания. Подробная предметизация документов, их классификация, на мой взгляд, и есть та самая перспектива перехода к полноценному электронному хранилищу знаний.
Такой реально действующей системы на сегодняшний день нет. Я общаюсь со многими зарубежными и отечественными издательствами, и информация о нашей электронной библиотеке была воспринята с большим интересом. Многие выразили желание предоставить лицензии на книги в нашу электронную библиотеку, оценив ее перспективность.
CNews: Налажен ли обмен мультимедийными материалами с другими библиотеками или издательствами?
Борис Логинов: Сейчас мы ведем переговоры с зарубежными издательствами, в частности, с очень крупным немецким издательством Springer, которое выпускает научную медицинскую литературу. Они обратились к нам с предложениями по предоставлению своих материалов. Для них важно позиционировать себя в этой области и не создавать запретов на использование своих материалов. Для нас интересны эти предложения, тем более что издания на иностранном языке малопопулярны у массового читателя студента, поэтому открытая публикация их электронных версий не нанесет ущерб бизнесу, зато интерес к совместной деятельности будет развиваться.
Конечно, мы сотрудничаем с зарубежными библиотеками: Национальной медицинской библиотекой Германии, библиотекой Каролингского института в Швеции, и уже давно с Национальной медицинской библиотекой США. Работая с этой библиотекой, мы создали поисковую систему. В рамках нашего сотрудничества мы каждый год получаем обновления тезауруса, переводим его на русский язык, ищем аналогичные термины, предоставляем наш перевод американцам, а они пополняют свою систему русскоязычными терминами. То есть, как я говорил, переход к базам знаний происходит посредством предметизации. Это очень перспективная работа, она у нас ведется, и довольно успешно. Сегодня этот тезаурус, поисковый язык, доступен для всех медицинских библиотек в нашей стране.
CNews: Способно ли широкое внедрение электронных библиотек решить проблему развития дистанционного и последипломного обучения?
Борис Логинов: Что касается роли такой библиотеки в дистанционном и последипломном образовании я вижу очень большую перспективу этого направления работы, особенно для последипломного образования. Методическими рекомендациями Министерства образования предусматриваются ежегодные обновления учебных материалов на 20%. Естественно, что для врачей, которые должны проходить аттестацию и переаттестацию, уследить за всеми новыми изданиями чрезвычайно сложно, особенно в глубинке. Если же они будут иметь доступ только к одному нашему порталу, то у них будет единый источник всех изменений, нововведений и добавлений, то есть всего нового в учебном процессе.
В самом начале этого проекта предполагались, прежде всего, перспективы развития именно дистанционного образования. Для экономики это очень существенный фактор. Существующие курсы повышения квалификации, рассчитанные на один или два месяца, обычно предполагают расход немалых средств, к тому же связаны с отрывом врача от работы, проживанием в Москве и так далее. Использование метода дистанционного образования позволило бы значительную часть подготовки проводить на местах, знакомясь с новой литературой, осваивая новые методы, проверяя себя, контролируя полученные знания. Если приезжать только на экзамены и практические занятия, то это значительно сократило бы время пребывания в другом городе и, соответственно, затраты, связанные с этим. Поэтому, мы ориентируем этот проект на дистанционное и последипломное обучение.
CNews: Каковы ваши планы по дальнейшему развитию библиотеки?
Борис Логинов: Планы, я бы сказал, у нас скромные. По разным данным, в медицинских вузах преподается примерно 150 дисциплин. Соответственно, наша задача достаточно проста: перевести в цифровой формат все дисциплины, сделать их доступными для студентов не только нашего, но и всех других медицинских вузов, и главное наладить постоянный непрерывный процесс обновления системы. Тогда она всегда будет актуальна в содержательном плане. Это самая важная задача ближайшего будущего.
По сути, это информационная индустрия, потому что меняется не только литература, но и план учебных процессов, содержание дисциплин, появляются абсолютно новые дисциплины, некоторые из них модифицируются. Эти изменения должны постоянно отслеживаться, информационная оболочка, информационная среда учебного процесса все время должны быть на актуальном уровне это огромная задача. Мы надеемся её решить.
Технологически процесс у нас создан. Самая главная задача сделать его регулярным, естественным элементом учебного процесса. Должны быть выделены специальные средства для создания новой индустрии. Эта индустрия должна иметь своего заказчика и планомерно развиваться не только в содержательном плане, но и в техническом: появляются новые средства телекоммуникации, программные средства, и наиболее интересные наработки и новшества надо применять. Как любой бизнес-процесс, это требует своего потребителя, своего производства. Производство налажено значит, теперь нужно определить постоянного заказчика.
CNews: Как вы думаете, не вытеснят ли в конце концов электронные носители бумажные? Не перестанут ли студенты, имея ваши материалы, ходить на лекции? Не станут ли невостребованными традиционные библиотеки?
Борис Логинов: А на лекцию и необязательно ходить. Наиболее престижные в мое время вузы МГУ, Физтех, МИФИ огромное внимание уделяли обучению студентов работать с литературой, потому что все будущее человека после вуза это самообразование. Оно связано не только с умением человека читать, но и с тем, как он научился осваивать, перерабатывать новый материал. Лекции это, на мой взгляд, дополнительный метод обучения, как общение с живым человеком, учителем. Но это сугубо мое личное мнение.
Я думаю, что какое-то время, довольно продолжительное, электронная и печатная форма будут существовать вместе. Что замечательно в печатной продукции это возможность потрогать бумагу. Это явление, наверное, нужно изучать. Использование бумажного материала имеет свои особенности и достоинства, такие как возможность полистать, вернуться назад, сделать заметку на полях, загнуть листочек, подумать, лежа на кровати, походить, поменять позу. Но я думаю, что, как была найдена замена лошади, так и электронная форма заменит бумажную. Может быть, создадут какие-то условия комфорта. Я был на конференции в Сеуле и видел программное обеспечение для чтения книг: например программные продукты, создающие иллюзию перелистывания страниц. Оказывается, само перелистывание может быть доведено до совершенства: создается ощущение восприятия бумаги. Вот к чему стремится сегодня умный разработчик: если он хочет заменить бумагу цифровым полем, то он должен сохранить ощущения, которые привлекают к книге как таковой. Я думаю, это с успехом будет решено, но сколько на это уйдет времени?
Конечно, работа с архивами, с рукописными материалами всегда останется, потому что в ней присутствует дух уходящей эпохи. Но это и не для массового потребления. Сейчас вообще существует проблема чтения, и чтобы привлечь к ней внимание общественности, следующий год будет объявлен годом чтения.
С другой стороны, что понимать под чтением? Ведь чтение в интернете тоже чтение. В электронной форме удобно читать справочную информацию. А художественная литература, философская или научная воспринимается с экрана не так хорошо, как короткие статьи. Сегодня размещение электронной книги научного плана в интернете является компенсацией невозможности получить ее в печатном виде. Потому что, если бы была возможность взять ее в руки, любой человек предпочел бы книгу электронному варианту. Но, если говорить об обеспечении равнодоступности информации, то такой вариант был бы решением этой проблемы. Не в каждом городе, большом или маленьком, есть одинаковый набор литературы. Конечно, он разный и не все доступно. Сегодня книга в интернете носит именно характер компенсации.
Вопрос о проблеме чтения, безусловно, надо поднимать и обсуждать. Но при этом необходимо помнить, что условия жизни изменились. В нашей стране менталитет, ценности и жизненные позиции в 50-70-е годы были одни, а сейчас совершенно другие. Так почему мы хотим, чтобы освоение информации сохранялось в прежней форме?
CNews: Спасибо.
|
|