|
|
Юрий Акаткин: Говорить о том, что сегодня построена полноценная система мониторинга нацпроекта, еще раноСельскому хозяйству России долгое время не уделялось достаточно внимания. Включение в число приоритетных национальных проектов направления «Развитие АПК» позволяет надеяться на положительные изменения в этой отрасли. О том, какую роль в этом процессе должны сыграть информационные технологи, рассказал в интервью CNews Юрий Акаткин, заместитель директора департамента экономических программ, анализа и управления государственным имуществом Министерства сельского хозяйства РФ. CNews: Какие задачи, стоящие перед приоритетным национальным проектом «Развитие АПК», планируется решить путем широкого использования достижений информационных и коммуникационных технологий? Какие меры по Юрий Акаткин: Прежде всего нужно сказать, что реализация национального проекта «Развитие АПК» разворачивается в не совсем обычном режиме: гораздо более высокий темп самих работ, более жесткий контроль, и поэтому вопрос применения ИТ очень актуален. Мы прилагаем значительные усилия для того, чтобы собирать информацию и представлять ее заинтересованным лицам. В интернете есть сайт, посвященный национальным проектам, на котором мы активно работаем: размещаем свои материалы, отчитываемся перед руководством страны, предоставляя электронные документы, презентации и т.д. Но говорить о том, что сегодня построена полноценная система мониторинга нацпроекта, еще рано. Работа над этим происходит совместно с Мининформсвязи, предпринимающим довольно серьезные шаги в построении национальной системы мониторинга, в которую мы интегрированы, начиная с создания рабочей группы. На сегодняшний день согласованы все подходы к разработке новой системы, определен ее принципиальный облик. В ближайшее время должно выйти соответствующее распоряжение правительства, и мы приступим к созданию системы мониторинга уже в полном объеме. CNews: Предполагается в рамках национального проекта внедрение высоких технологий в сфере АПК? Юрий Акаткин: В сельскохозяйственном производстве есть, например, биотехнологии, в том числе генные технологии, которые, безусловно, применяются, но это не мой круг вопросов. К сожалению, в рамках национального проекта средств на внедрение информационных технологий не предусмотрено. Действительно, в проектах по здравоохранению, по образованию есть отдельные блоки, связанные с внедрением высоких технологий. В «Развитии АПК» такого раздела нет. Но у нас есть программы, над которыми мы работаем не в рамках нацпроекта, а в рамках своей ежедневной работы. CNews: Минсельхозом России разработана Концепция целевой ведомственной программы «Создание единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса России» (ЕСИО АПК; I этап 2006 — 2008 годы). Что будет представлять собой эта система? На решение каких задач направлено ее создание? Какие результаты достигнуты на сегодняшний день? Юрий Акаткин: В настоящее время понятие единой системы существует на бумаге. Это не концепция, это проект ведомственной целевой программы, которая одобрена и Мининформсвязи, и Минэкономразвития, и Минфином. Но вопрос, как она будет финансироваться — в рамках бюджета Минсельхоза или дополнительно — остался открытым. Основную задачу создаваемой системы сформулировать можно так: «Решение управленческих задач и информирование населения». По существу, все подходы, заложенные в этой программе, не вызывают сомнения и прошли экспертизу. Пока нет программы, которая позволила бы нам делать единую информационную систему, мы создаем отдельные подсистемы, проводим работы, которые впоследствии выстроятся в единую структуру. Фактически мы говорим о четырех базовых системах: дистанционного мониторинга земель, информации о рынках, информационной системе министерства и телекоммуникационной системе, которая позволяет увязывать работу территориальных министерств и департаментов сельского хозяйства. По всем четырем системам работы ведутся в рамках тех денежных средств, которые заложены в бюджет. Будет программа — и темп работ будет другой, и их целостность будет другая. Сейчас приходит время проводить работы комплексно, начиная с проектирования системы и заканчивая ее сдачей в целом. CNews: Какие значимые работы планируется завершить до 2009 года? Юрий Акаткин: И, наконец, планируется развитие системы информации о рынках: мы должны открыть 86 филиалов в регионах и охватить значительную часть сельских районов. Часть из них уже работает, часть находится в стадии оформления, оснащения и т.д. Эта система принципиально важна для сельского хозяйства, потому что доступность информации о рынке создает совершенно другие условия для сельхозпроизводителей. Они в значительной степени оторваны от информации, так как находятся не в муниципальном центре, а в селе, где доступ к информации ничтожен. На этом, к сожалению, играют очень многие участники рынка, которые ставят сельхозпроизводителя в худшие условия, в том числе — ценовые. Поэтому сбор информации о состоянии рынка сельхозпродукции и качественное ее представление — понятность и открытость — очень важная задача. CNews: ЕСИО АПК представляет собой Юрий Акаткин: Да, конечно, условия в регионах разные, и разные они не только в технологическом аспекте, но и кадровом. Поэтому многие информационные функции сложно поддерживать, и они централизуются. Надо учесть, что основой централизации должны стать современные, высококачественные каналы связи. Давно работает сайт Центра рыночной информации, на котором можно найти цены на многие продукты за последние пять лет. На этом сайте мы публикуем свою информацию, кстати, гораздо более подробную, чем та, которую дает Росстат (он представляет информацию только по группам продуктов, а мы — более детально). Эту информацию получают наши консультационные службы, которые действуют в регионах, ее могут обнародовать местные издания. Никакого ограничения по ее распространению нет. Более того, у тех филиалов, которые мы открываем в регионах, есть обязанность по распространению этой информации в других формах, помимо электронной. Такая практика оказалась полезной. Если рассматривать перспективы развития этого направления, они выглядят так: есть программа социального развития села, где уже сегодня финансируется развитие связи в интересах населения, фактически, создаются каналы доступа к той информации, которую мы формируем. В этом смысле, наша программа создания ЕСИО и программа социального развития села взаимно дополняют друг друга. В рамках ведомственной программы создаются информационные ресурсы, а в рамках программы развития села — каналы, позволяющие этими ресурсами пользоваться. CNews: В 2006 году проведена Всероссийская сельскохозяйственная перепись. Когда проводилась предыдущая перепись? Как планируется использовать результаты переписи 2006 года при решении задач планирования, прогнозирования развития сельского хозяйства? Юрий Акаткин: Предыдущая перепись была проведена в 1920 году. Все остальное время переписи не проводились, и сельскохозяйственная статистика, в основном, занималась обработкой отчетности. Для того чтобы получить полную информацию о современном сельском хозяйстве, нужно учитывать его многоукладность и такую особенность, как небольшое количество юридических лиц в общем числе частных сельхозпроизводителей. Поэтому, нужно не только иметь отчетность, которую сдают юридические лица, но и знать, что происходит в хозяйствах населения, фермерских хозяйствах (они более мелкие, но весьма многочисленные), садоводческих товариществах и т.д. Для получения такой информации, нужно иметь генеральную совокупность объектов наблюдений — то, с чего начинается статистика. До проведения переписи ее не существовало. Соответственно, первая проблема, которая решалась в ходе переписи: создание перечня сельхозпроизводителей для того, чтобы данные статистических обследований были достоверны и научно обоснованны. Для понимания масштаба задачи скажу, что таких объектов 35 миллионов. Вторая задача состояла в том, чтобы определить, какими материальными средствами располагает сельское хозяйство, какие земли находятся в активном пользовании, какие трудовые ресурсы имеются. Все эти вопросы содержались в анкетах. Порядок проведения анкетирования был следующий: юридические лица обязаны были предоставить отчеты в виде анкет, которые для этой части опрашиваемых были самыми емкими. Что касается переписи индивидуальных хозяйств, то законом было предусмотрено добровольное участие в переписи, поэтому она не носила обязательного характера. Предварительно была проведена работа по разъяснению населению цели переписи, чтобы люди не воспринимали ее как фискальное мероприятие. Это обеспечивается существующей технологией переписи, по которой при обработке результатов принципиально не сопоставляются персональные данные и данные анкетирования. По результатам переписи мы рассчитываем получить большой объем информации о производственных ресурсах, которые есть в хозяйстве. Законом утверждено, что проводить перепись населения нужно не реже, чем один раз в 10 лет, а в промежутке проводится статистическое исследование. Теперь у нас будут полноценные статистические данные о сельскохозяйственной отрасли. CNews: Какие задачи можно будет решать, исходя из результатов переписи? Юрий Акаткин: Для того чтобы выстраивать эти мероприятия, обосновывать их и согласовывать с другими органами исполнительной власти, например с Министерством экономического развития и торговли, мы должны иметь возможность оценить последствия тех или иных шагов. А начинать надо с полной информированности о том, в каком состоянии находятся дела. Для этого недостаточно иметь информацию о регионе в целом. Регион — очень большое образование, и надо иметь детальное представление, к чему приведут те или иные процессы миграции. CNews: Иногда встречается мнение, что в нашем российском климате сельское хозяйство убыточно. Так ли это? Юрий Акаткин: Действительно, есть много примеров убыточных хозяйств, но есть и примеры, убеждающие в обратном. Есть предприятия, которые с социалистических времен остались миллионерами. Сегодняшнее состояние сельского хозяйства очень сильно связано с периодом перестройки, когда шла борьба за передел, когда имущество выводилось, а долги списывались на предприятия и т.п. Я не думаю, что все причины слабого развития надо приписывать климату. С другой стороны, ясно, что территория у нас большая, и условия в разных регионах сильно отличаются друг от друга. Например, в Якутии нет смысла также развивать растениеводство, как в Краснодарском крае. Но растениеводство — не единственная область сельского хозяйства, есть еще оленеводство, коневодство, которые всегда кормили местных жителей и давали прибыль. Поэтому, правильное выстраивание и стимулирование отраслевого развития сельского хозяйства на разных территориях — это очень важный фактор. CNews: Спасибо. |