|
|
Тагир Яппаров: Перспективы e-Learning в России самые оптимистическиеСовременное образование немыслимо без широкого использования информационных технологий. Существующие проблемы усиливающийся разрыв между качеством образования в столице и регионах, между потребностями рынка труда и возможностями образовательной системы необходимо решать при помощи самых современных технологий. Об опыте применения ИКТ, перспективах и приоритетах в данной области рассказал в интервью CNews Тагир Яппаров, президент Группы компаний АйТи. CNews: В последнее время вопросам использования ИТ в образовании уделяется все больше внимания. В чем на Ваш взгляд заключается та уникальная роль, которую могут сыграть информационные технологии в развитии системы образования в РФ? Тагир Яппаров: Показатели качества образования вместе с уровнем развития здравоохранения, доходами на душу населения и прочими факторами являются одним из важнейших элементов, который характеризует качество жизни в стране в целом, ее регионах, отдельных городах и селах. В течение последних 15 лет мы наблюдаем крайне негативную тенденцию в российской образовательной системе усиливающийся разрыв в качестве высшего и среднего образования между центром и регионам, городом и селом. Статистика Организации объединенных наций показывает, что разрыв в качестве знаний между регионами не сокращается, и качество образования в Москве и Санкт-Петербурге существенно выше, чем в других городах и, тем более, селах нашей страны. Уровень знаний российских школьников в зависимости от места проживания(баллы по международной шкале)*
Источник: UNDP Уровень квалификации педагогов школ в селах и малых городах также ниже, чем в областных центрах и тем более мегаполисах. При этом огромные размеры нашей страны препятствуют концентрации образовательных учреждений. В результате средние (полные) школы, например, составляют всего лишь около 50% всех сельских школ России. Очевидно, что решить проблему «образовательного неравенства» исключительно финансовыми и организационными мерами невозможно. Также невозможно, используя традиционные образовательные технологии, предоставить каждой школе, каждому классу, каждому вузу лучших преподавателей, лучшие образовательные программы. На мой взгляд, в развитии народного образования ХХI века ИТ могут сыграть уникальную роль. Технологии дистанционного обучения, доступ учащихся и учителей с помощью телекоммуникационных систем к курсам и авторским программам лучших педагогов России, электронным библиотекам уравняют шансы на получение качественного образования жителей Москвы и самого удаленного уголка нашей страны. Конечно, чтобы реализовать эти и другие возможности ИТ в образовании необходимо решить целый ряд задач: создать инфраструктуру, разработать методики и содержание электронных образовательных ресурсов, подготовить преподавателей и т.д. Думаю, сегодня мы находимся на этапе формирования базисной инфраструктуры для образования, впереди большая работа по наполнению этой инфраструктуры образовательным контентом, методиками, новыми подходами к созданию учебных программ. CNews: Одна из компонент приоритетного национального проекта «Образование» компьютеризация школ, обеспечение доступа к интернету и информационным образовательным ресурсам, в том числе и к электронным учебникам, большую часть которых еще необходимо создать. В таких условиях ключевое значение приобретают ИТ-навыки учителя. Компания «АйТи» выиграла тендер Рособразования по обучению около 5,5 тыс. учителей информатики, математики и естественнонаучных предметов в семи регионах страны. Расскажите подробнее об этом проекте. Тагир Яппаров: География проекта обширна и затронет 7 крупных регионов нашей страны: республику Татарстан, Краснодарский и Приморский край, Московскую, Свердловскую, Новосибирскую и Ленинградскую, включая Санкт-Петербург области. При этом, чтобы обеспечить выполнение проекта в поставленный срок, планируем применять как очную, так и дистанционную форму обучения. В качестве технологической платформы будет использоваться система управления обучением компании IBM, которая позволит вести централизованное управление проектом, а также проводить семинары в режиме online. После завершения обучения предусмотрено дистанционное тестирование, а для тех школ, где пока еще нет выхода в Интернет выполнение проектных выпускных работ. CNews: Как Вы уже говорили, «цифровой разрыв» между столичными и региональными, в особенности сельскими школами, которых в России около 2/3, весьма значителен. Как будет учитываться влияние этого фактора при планировании вашего проекта? Тагир Яппаров: В рамках проекта эта особенность, безусловно, была предусмотрена и «цифровой разрыв» не является критичным фактором. Те школы, которые еще не подключены к Интернету, будут пользоваться специальными комплектами материалов CD-дисками, методическими материалами, методической поддержкой по телефону, для отправки работ они могут воспользоваться услугами традиционной почты. Кроме того, школы для участия в проекте выбирались по принципу «закрытости вакансии». То есть во всех школах, которые затронет проект, имеются учителя информатики и учителя-предметники и они хотя бы частично оснащены техническими средствами, как минимум, компьютером. Но главным условием успеха мы видим то, что практически все участники проекта это учителя-инноваторы, провайдеры прогрессивных идей и методик в сфере школьного образования. Кроме того, сам процесс обучения будет построен с учетом изначального уровня знания. Так тестирование определит ИКТ-грамотность преподавателей, а по его результатам сформируются разные группы, которые будут обучаться по разным программам. CNews: В рамках другого тендера Рособразования «АйТи» будет участвовать в «Создании электронных образовательных ресурсов нового поколения, обеспечивающих реализацию образовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования в учреждениях общего, начального и среднего профессионального образования» по двум предметам по физике и естествознанию. Как вы видите эти мультимедийные учебные пособия? Тагир Яппаров: Требования к содержанию ЭОР в значительной степени совпадают с требованиями к полиграфическим учебным изданиям. То есть содержание этих ресурсов будет соответствовать учебной программе, утвержденной Министерством образования или авторской программе. В тоже время ЭОР не будет копировать учебные издания, а будет дополнять их за счет возможности использования мультимедийных компонентов. Возможности ИТ заставляют разработчиков и специалистов в этой области совершенно по-новому отбирать и компоновать учебный материал. В основном контент образовательного ресурса будет составлять информация в текстовом, звуковом и графическом формате. А доступ к нему будет бесплатен и организован через специальный Интернет-ресурс. CNews: Как вы оцениваете реальные потребности и возможности внедрения технологий дистанционного обучения в России в целом? Тагир Яппаров: Дистанционные технологии в какой-то степени становятся альтернативой традиционной форме обучения как для образовательных структур, так и многих россиян. Острая нехватка времени вынуждает нас использовать для получения новых знаний любую свободную минуту и оставляет меньше возможностей для очного обучения. Поэтому в последнее время люди все чаще обращаются к «цифровым» учебным методам. Особая актуальность модели e-Learning в России во многом обусловлена масштабом нашей страны. На сегодняшний день дистанционное образование востребовано крупными, особенно территориально-распределенными коммерческими и государственными структурами. Перспективы e-Learning в нашей стране самые оптимистические. России вполне по силам выйти в лидеры по объемам e?Leaning, благодаря сочетанию огромного спроса на альтернативные способы обучения и возможности перенять наиболее удачный опыт иностранных компаний. Тем более что стремительному развитию этого рынка способствует ряд условий – и готовность потребителей, и наличие поставщиков, и уровень развития рынка ИТ-образования в целом. CNews: Ваша компания разработала для вузов решение по построению кампусного электронного городка. Расскажите о нем подробнее. Тагир Яппаров: Российские вузы сегодня активно обновляют и развивают свои информационные системы. Очень важно, чтобы информатизация не свелась к простым закупкам компьютерной техники. На наш взгляд, комплексная информационно-коммуникационная система вуза должна включать ряд важных элементов: инфраструктурные решения, решения для управления учебным заведением и для образовательного процесса, решения для организации досуга и быта преподавателей и студентов. Основу ИТ-инфраструктуры вуза, по нашему мнению, составляет кампусная мультисервисная сеть, а также различные системы интеллектуального здания, системы информационной безопасности и т.п. К системам управления учебным заведением можно отнести, например, системы электронного документооборота, решения для управления финансово-хозяйственной деятельностью вуза, системы управления персоналом и т.п. В образовательном процессе мы предлагаем использовать системы дистанционного обучение «по требованию», электронные библиотеки, виртуальные учебные аудитории, интерактивные системы обучения, интерактивные системы голосования, обсуждения и др. Нельзя рассматривать вузы исключительно как место обучения для тысяч и тысяч студентов университетские кампусы на время обучения становятся еще и домом. Поэтому в нашей концепции автоматизации вуза большое внимание уделяется организации доступа к информационным решениям из общежитий, университетского IP-телевидения и т.п. Наша концепция «электронного кампуса» предполагает также внедрение на территории университетского городка многофункциональной университетской смарт-карты. Такая карта способна не только обеспечить безналичные расчеты на территории кампуса, но и быть пропуском в здания и на территорию, электронным читательским билетом и даже электронной зачетной книжкой. CNews: Еще в прошлом году Мининформсвязи разработало квалификационные требования и основные направления совершенствование системы подготовки сотрудников федеральных органов государственной власти в сфере использования ИТ. Отразилось ли это (требования не утверждены) на динамике обучение госслужащих в учебном центре вашей компании за последние три года (2004-2006гг.)? Насколько активно используются средства дистанционного обучения для повышения квалификации госслужащих? Тагир Яппаров: Действительно, обучение и сертификация всех пользователей компьютеров работе с офисными приложениями одна из современных мировых тенденций. Крупные компании европейских стран давно признали необходимость внедрения общего стандарта знаний пользователей персональных компьютеров, с помощью которого можно прямо на интервью определить насколько соискатель знаком с компьютером. Также на западе существует сертификация пользователей. В нашей стране программа сертификации компьютеров также используется и число людей получивших европейский сертификат ECDL/ICDL (The European Computer Driving Licence европейские компьютерные права / ICDL международные компьютерные права) растет. В будущем данный сертификат может стать общим стандартом подготовки в сфере ИКТ.Обучение госслужащих в ближайшее время одно из приоритетных направлений для многих госорганов. Наша компания на протяжении последних лет активно сотрудничает с Федеральной налоговой и налоговой службами, Пенсионным фондом, Государственной Думой и по нашим оценкам тенденция роста спроса на обучение компьютерной грамотности в этом секторе рынка сохранится. Практика «Академии АйТи» показывает, что спрос на услуги ИТ-обучения госслужащих растет в среднем на 20% ежегодно. CNews: Спасибо. |