|
|
Георгий Лебедев: Единого подхода к разработке информационных систем нетИнформатизация здравоохранения подразумевает создание единого информационного пространства, объединяющего все медицинские системы. Более того, предстоящее вступление в ВТО предполагает интеграцию отечественных информационных ресурсов в мировое пространство. Для эффективной реализации этого процесса необходимо в кратчайшие сроки разработать и внедрить единые стандарты информатизации. Эта работа поручена недавно созданному ТК-468, о работе которого в интервью CNews рассказал Георгий Лебедев, заместитель директора по информационным технологиям (ИТ) ФГУ «Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения Росздрава» (ЦНИИ ОИЗ) РФ CNews: Несмотря на то, что здравоохранение продолжительное время финансировалось по остаточному принципу, работы по информатизации все же проводились. Как вы оцениваете достигнутый уровень оснащенности учреждений сферы здравоохранения как лечебно-профилактических, так и медицинских образовательных аппаратными средствами? Специализированными информационными ресурсами и системами? Георгий Лебедев: Я могу привести следующие данные:
Мы видим, что средствами вычислительной техники оснащено 76% лечебных учреждений. Фактически, это все лечебные учреждения до уровня центральной районной больницы. Что касается участковых больниц, то здесь ситуация иная. Средствами вычислительной техники оснащена меньшая часть. Компьютеры используются для автоматизации деятельности лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) в области обязательного медицинского страхования, ведения взаиморасчетов. Практически во всех регионах территориальные фонды обязательного медицинского страхования профинансировали как оснащение ЛПУ компьютерной техникой, так и закупку необходимого программного обеспечения. Поэтому все процедуры, связанные с деятельностью фонда обязательного медицинского страхования, на сегодняшний день автоматизированы: это и взаиморасчеты по медобслуживанию пациентов, и взаимоотношения в системе дополнительного лекарственного обеспечения, и сбор медицинской статистики. Сейчас автоматизируются взаиморасчеты по дополнительной диспансеризации. CNews: В поликлиниках врачи заполняют много бумажных форм документов. Какой необходимостью это продиктовано? Георгий Лебедев: У нас не существует нормативно-правовой базы, которая позволяет отказаться от ведения бумажных форм документов, поэтому врач обязательно заполняет либо карту, либо историю болезни. Рабочий день врача включает такое понятие, как неэффективное рабочее время, то есть специальное дополнительное время на заполнение карты медицинского страхования, поэтому врач делает это не за счет своей врачебной функции. Полностью перейти к автоматизированному учету на сегодняшний день нельзя, потому что, в соответствии с законодательством, в истории болезни обязательно должна быть запись о приеме, нужна «живая» подпись врача. В лучшем случае, в крупных лечебных учреждениях распечатывается результат обследования, который врач сам подписывает и вклеивает в историю болезни. CNews: По вашим данным выход в интернет имеют только 34% лечебных учреждений. Каким образом остальные учреждения поддерживают связь с системой? Как происходит передача данных? Георгий Лебедев: Данные передаются обычно на дискетах, но это не создает большой проблемы, потому что после заведения информации несколько дней отводится на то, чтобы лечебное учреждение представило ее в выплачивающую организацию. Выплачивающая организация должна ее обработать в течение 1-2 дней. Поэтому на сегодняшний день не обязательно, чтобы все лечебные учреждения были подключены к сети интернет и обменивались данными по электронной почте. Ведь предоставление каналов связи 16 тысячам лечебных учреждений это дорогостоящее решение. Наличие компьютера и введение в него информации обеспечивает потенциальную возможность передавать ее по сети впоследствии, когда произойдет подключение к сети и выделенному каналу. Вопрос автоматизации обязательного медицинского страхования в России решен практически повсеместно. Проблема здесь в том, что в каждом регионе существуют разные способы учета выполненных объемов медицинской помощи, разные понятия медицинской услуги, разные алгоритмы взаиморасчетов. Тем не менее, можно сказать, что обязательное медицинское страхование на сегодняшний день действительно автоматизировано. Частично автоматизирована функция учета сбора медицинской статистики: годовые отчеты о деятельности лечебных учреждений и о заболеваемости все 89 регионов сдают в электронном виде. Но пока нельзя сказать, что от всех региональных ЛПУ в местный орган управления здравоохранения статистическая информация поступает в электронном виде около 15 регионов собирают информацию в электронном виде, а все остальные получают заполненные вручную формы, вручную вводят данные, а потом уже сдают отчетность в электронном виде. CNews: То есть, полностью автоматизированы две сферы деятельности: взаимодействие с фондом обязательного медицинского страхования и статистика? Георгий Лебедев: Да, в общем и целом по России эти два направления автоматизированы, а все остальные «отданы на откуп» самим ЛПУ, если у них есть средства. Вот ведомственная медицина это достаточно обеспеченная область, там уже осуществляются закупки дорогостоящих программных комплексов, дополнительных средств автоматизации. Только при наличии учета медицинской помощи, позволяющей полностью управлять финансовыми потоками, можно говорить о том, чтобы расширять автоматизацию здравоохранения. Но мне представляется, что наиболее правильно в первую очередь автоматизировать функции учета и управления ресурсами. Еще раз подчеркну, что этот вопрос в основном решен в системе обязательного медицинского страхования. CNews: По некоторым оценкам, в России создано около 250-300 различных медицинских информационных систем. Какие задачи решаются с их помощью? Как вы могли бы оценить эффективность их использования? Георгий Лебедев: Создание и классификация медицинских информационных систем зависит от многообразия решаемых задач. Например, статистические ИС, системы учета и управления ресурсами здравоохранения, внедряемые практически повсеместно, позволяют получить результаты управления ресурсами. Есть достаточно широкий класс медико-технологических ИС. Они предназначены для информационного обеспечения процессов диагностики, лечения, реабилитации и профилактики пациентов в лечебно-профилактических учреждениях, а также для реализации определенных врачебных функций и дополнительных возможностей, которые повышают эффективность лечебного процесса. Научно-исследовательские ИС используются для информационного обеспечения медицинских исследований в клинических научно-исследовательских институтах. Обучающие ИС предназначены для информационного обеспечения процессов обучения в медицинских учебных заведениях. Весь спектр задач и созданных для их решения систем очень широк и ведет к следующему этапу внедрению. CNews: Предусмотрено ли в рамках национального проекта «Здоровье» отдельной строкой финансирование программ информатизации? Георгий Лебедев: Основу национального проекта составляет непосредственно медицинская деятельность, а информатизация это только вспомогательная часть. Одной из главных задач является подготовка специалистов-врачей, повышение качества медицинской помощи за счет дополнительных выплат врачам и медицинским работникам. Другая задача закупка средств вычислительной техники; создание широкого доступа к дорогостоящим видам медицинской помощи по всей России. Третья проведение дополнительной диспансеризации, вакцинации населения. Финансирование этих направлений деятельности служит одной цели повышению качества обслуживания населения. В этом смысле информатизация «подтягивается» под основное решение, и информационной поддержке национального проекта конечно отводится отдельное место. Это в первую очередь мониторинг выполнения мероприятий национального проекта. Если мы говорим о реализации права граждан на дорогостоящую медицинскую помощь необходимо наладить электронную систему, автоматизирующую процесс постановки на очередь пациентов и информирующую лечебные учреждения о том, кто направлен к ним на лечение. При решении проблемы вакцинации информатизация дает возможность автоматизировать расчет количества вакцины в каждом регионе. Скажем, если мы знаем потенциальное количество людей, которые должны быть вакцинированы, то можно рассчитать, сколько должно быть закуплено вакцины. Для этого нужно сформировать регистр граждан, которым должна быть предоставлена медицинская помощь. В системе дополнительного лекарственного обеспечения это федеральный регистр льготников, в сфере дополнительной диспансеризации регистр граждан, которым в соответствии с постановлением правительства РФ такая диспансеризация полагается. В данном случае информационные процессы касаются реализации основного проекта, а не внедрения каких-то побочных технологий с помощью автоматизированных систем. Главная задача национального проекта это обеспечение возможности на ранней стадии предупредить тяжелые заболевания, увеличить продолжительность жизни человека и продлить работоспособный возраст. Еще раз подчеркну, что эффективны те информационные системы, которые связаны с системой ресурсов и взаиморасчета. Они в первую очередь востребованы и эффективно используемы, потому что благодаря им лечебное заведение вообще получает финансирование. Остальные системы способствуют развитию основной функции лечебных учреждений. Хотя, если говорить об обучающих системах или системах дистанционного обучения, то в рамках основного проекта предусмотрено вводить новые методы обучения, повышающие его эффективность и позволяющие с минимальными затратами охватить большее количество людей. Именно за счет этого достигается массовость обслуживания. CNews: Можно ли охарактеризовать информатизацию российского здравоохранения как «лоскутную»? Георгий Лебедев: Она «лоскутная» потому, что в каждом регионе существуют свои правила, требования по представлению данных. Единого подхода к разработке информационных систем нет. В каждом регионе все службы, в том числе медицинские, подчиняются администрации главы региона, а территориальные фонды обязательного медицинского страхования органам управления здравоохранения. Администрации городов подчинены губернатору и, следовательно, разрабатывают свою идеологию, свою политику, свои подходы к информационным системам, свои муниципальные целевые программы по информатизации, которые никем не курируются и никаким образом не связаны друг с другом в разных регионах. Это первый фактор, влияющий на так называемую «лоскутность». Второй фактор заключается в том, что каждое лечебное учреждение само покупает программы, которые ему понравились, благодаря чему все программные продукты никоим образом не связаны между собой. Оценить какой-либо программный продукт очень сложно, потому что отсутствуют критерии оценки. CNews: Насколько велик «цифровой разрыв» (разница в аппаратно-програмной оснащенности) в информатизации здравоохранения между столицей и крупными городами, между столицей и небольшими городами в регионах? Какие факторы в первую очередь влияют на оснащенность региональных учреждений сферы здравоохранения высокотехнологичной медицинской техникой, компьютерными средствами? Как вы оцениваете действующую систему сбора статистических показателей в сфере медицинской информатики? Георгий Лебедев: Я бы не сказал, что существует значительный разрыв. Иерархической системы на сегодняшний день не создано. Некая иерархия присутствует при сборе статистики, потому что существует единая государственная система сбора медицинской статистики. Что касается внутреннего учета движения информационных потоков на территориях, то я бы не сказал, что Москва сильно отличается от кого-то отдаленного города. В Москве достаточно простая, но устойчивая система учета, никаких излишеств в ней не существует. В системе обязательного медицинского страхования создана сеть, соединяющая все медицинские учреждения Москвы в единую информационную систему, и передача информации в электронном виде происходит ежемесячно. В некоторых регионах есть даже более интересные системы и модели информационного учета. Уровень автоматизации зависит от финансовых вложений, которые были сделаны. Например, в Ханты-Мансийском округе были сделаны достаточно большие вложения, и в настоящее время информационные системы там могут быть на порядок лучше, чем московские. Словом, богатые регионы могут себе позволить больше, чем другие. Национальный проект подразумевает оснащение лечебных учреждений современной техникой в соответствии с потребностями и вне зависимости от того, богатый или небогатый регион. Министр здравоохранения и социального развития выдвинул идею создать в каждом регионе хорошо оборудованный медицинский центр, который будет проводить основную диагностику и лечение пациентов. Это более оправдано, чем закупать дорогостоящую технику и поставлять ее непосредственно в участковые больницы поселков, сельские акушерские пункты. Если мы поставим задачу довести возможность высококачественного обслуживания до труднодоступных мест, то целесообразнее создать мобильный медицинский комплекс, так называемый телемедицинский пункт, обслуживающий территорию в целом. Он будет приезжать на отдаленные территории, обеспечивать диагностику, диспансеризацию, а группа врачей будет проводить обследование. Это более целесообразно создать одну лабораторию на один субъект федерации, чем покупать оборудование в каждый медицинский пункт. CNews: В рамках реализации национального проекта «Здоровье» предусмотрен существенный рост объемов бюджетного финансирования ИТ-проектов системы здравоохранения. При этом отмечается, что отсутствие координации зачастую приводит к неэффективному использованию государственных средств. Какие меры предпринимаются, и какие необходимо предпринять для решения этой проблемы? Георгий Лебедев: Организационная координация национального проекта в действительности осуществляется, а ИТ-координация сейчас создается. CNews: Можно утверждать, что главная проблема создания единой информационной системы здравоохранения заключается в объединении всех существующих в настоящее время в различных организациях систем в единое информационное пространство. Более того, назрела потребность в интеграции российских информационных ресурсов в мировое пространство, что связано, в том числе, с ожидаемым вступлением в ВТО. Какие меры предпринимаются для выработки и внедрения единых стандартов информатизации здравоохранения? Георгий Лебедев: Учитывая большую социальную значимость эффективного применения в нашей стране информационных технологий, Минздравсоцразвития России совместно с Ростехрегулирования было принято решение о целесообразности активизации работ по стандартизации информационных технологий. В частности, в области жизнеспособности и здоровья определены следующие основные направления стандартизации:
CNews: Какие работы по стандартизации работ в области информатизации здравоохранения запланированы? Каковы сроки их выполнения? Какие из них выполнены к настоящему времени? Георгий Лебедев: Существует соглашение по техническим барьерам в торговле для стран-участниц ВТО, в соответствии с которым все национальные стандарты, действующие в России, должны быть приведены к единым европейским и международным стандартам. Это касается всех видов продукции, которая выпускается в Российской Федерации, в том числе информационных технологий. Во всем мире стояла проблема объединения информационных ресурсов по определенному формату, следования определенным правилам обмена информации, потому что управление любой областью деятельности требует ее прозрачности для руководителя. Создание прозрачности осуществляется за счет внедрения информационных технологий и единых подходов к описанию бизнес-процессов. В мировом сообществе по инициативе Америки было принято решение разработать единые стандарты для стран Европы, Америки и других. Этот вопрос касается и области здравоохранения, поэтому в рамках Международной организации по стандартам был создан технический комитет по стандартизации ИТ, названный «Информатизация здоровья». Он занимается стандартизацией информационных ресурсов в области здравоохранения. На сегодняшний день разработано 29 стандартов, и эти стандарты действуют, в основном, в Америке и странах ЕС. Не могу сказать, что они успешно внедряются в России. Необходимость вхождения России в ВТО и преодоления технических барьеров, а также наличие существующей «лоскутности» в ИТ, сделали актуальным вопрос о создании органа по разработке и контролю за национальными стандартами, который должен действовать в РФ. В сентябре прошлого года такой технический комитет был создан приказом Ростехрегулирования на базе Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения (ЦНИИОИЗ), называется он «Информатизация здоровья». Основной задачей технического комитета является приведение в соответствие международным стандартам нормативных документов и стандартов РФ. Мы должны перевести на русский язык, адаптировать к условиям РФ и ввести в действие прямым применением в область ИТ принятые в мире 29 стандартов. Затем появится возможность заняться разработкой собственных стандартов, которые будут управлять всеми процессами движения информации в системе здравоохранения. В информационном письме заместителя министра здравоохранения Владимира Ивановича Стародубова определено, что координацию в области стандартизации ИТ здравоохранения должен осуществлять ЦНИИОИЗ. С помощью стандартов мы сможем все информационные системы перевести от «лоскутности» к единому информационному пространству. Другими словами, каждая область деятельности или управления в системе здравоохранения должна подтверждаться национальными стандартами. И тогда все информационные системы, которые есть в здравоохранении, будут исполнять требования национальных стандартов. После этого можно будет говорить, что единое информационное пространство создано. Задачи технического комитета очень широкие и очень важные. С другой стороны, в соответствии с законом о техническом регулировании, стандарты являются добровольными. Есть обязательная система стандартизации и сертификации, например, в областях, связанных с государственной безопасностью. Это информационные системы, которые действуют в Министерстве обороны, ФСБ, МВД. Они подлежат регламентации. Регламент это обязательный стандарт, который вводится в действие постановлением правительства, указом президента или федеральным законом. Национальный стандарт имеет необязательный характер. И система сертификации, соответственно, тоже добровольная. Если мы создаем свой национальный стандарт для всех видов деятельности здравоохранения, то постепенно все информационные системы начинают выполнять единые требования. Тогда мы говорим, что у нас все информационные системы подчиняются одним законам, одним правилам, и это позволяет им работать друг с другом. Основные направления деятельности технического комитета это внедрение международных стандартов методом прямого применения и разработка недостающих базовых стандартов как для учреждений здравоохранения, так и для всей иерархии управления здравоохранением. Сейчас решаются организационные вопросы, определен состав комитета. Национальный стандарт разрабатывается за счет средств, получаемых дополнительно от тех организаций, которые заинтересованы в его осуществлении, поэтому сейчас мы формируем список тех стандартов, которые должны быть сделаны. Как только он будет сформирован, мы начнем их разработку. Процесс это небыстрый, на один стандарт уходит не меньше полугода. Результаты будут в следующем году. К тому времени как раз будут решены организационные вопросы. Параллельно будет идти разработка информационной системы и соответствующего стандарта. А потом все новые стандарты, которые действуют в информационной структуре, будут гармонизироваться с национальным стандартом. Мне кажется, это процесс пойдет достаточно быстро. CNews: Расскажите подробнее о работе недавно созданного технического комитета ТК-468 «Информатизация здоровья»? Георгий Лебедев: В целях реализации Федерального закона «О техническом регулировании», повышения эффективности работ по стандартизации и подтверждения соответствия в области информатизации здравоохранения на национальном и международном уровнях Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии издало приказ № 1135 от 02.03.2006 года о создании Национального технического комитета № 468 «Информатизация здоровья» на базе ФГУ «ЦНИИОИЗ Росздрава». На технический комитет возложены функции постоянно-действующего рабочего органа ИСО ТК 215 «Информатика здравоохранения» по разработке требований в области информатизации здоровья, охране здоровья, взаимодействия, совместимости и обмена данными между автономными информационными системами. Основными задачами комитета являются:
Для решения поставленных задач в структуру технического комитета входят 7 профильных подкомитетов (ПК).
В целях развития организации работ по нормативному обеспечению в области информатизации здравоохранения заместителем министра здравоохранения и социального развития РФ Стародубовым В.И. направлено письмо от 20.04.2006 г. № 1997-ВС, адресованное директорам департаментов Минздравсоцразвития России, руководителям подведомственных федеральных служб и агентств, руководителям координируемых государственных внебюджетных фондов, руководителям органов управления здравоохранения субъектов Российской Федерации. В письме определяются следующие поручения:
Во исполнение приказа о создании ТК-468 и настоящего письма на 1-ом этапе предполагается выполнение следующих первоочередных работ:
CNews: Существующие в настоящее время нормативные документы, регламентирующие внедрение информационных технологий в области здравоохранения, часто противоречат друг другу. Какие меры необходимо принять для совершенствования нормативно-правовой базы? Георгий Лебедев: Существует ряд приказов по разным ведомствам, в том числе и совместных, которые устраняют противоречия в нормативно-правовой базе:
CNews: В последнее время стали говорить о необходимости создания Единой информационной системы (ЕИС) Минздравсоцразвития. Как вы оцениваете потребность в такой ИТ-системе? Какие основные задачи могут быть решены благодаря ее созданию? Георгий Лебедев: Первая задача уменьшение затрат на разработку и эксплуатацию ИТ-систем. Регионы используют свои схемы, свои системы, каждый гордится своей уникальностью, но это требует огромных денежных вложений в разработку. Следующая задача в повышении системности управления здравоохранением за счет оперативного доступа к необходимой информации. Когда мы создадим единое информационное пространство, все информационные системы будут построены по принципу единообразия, что создаст возможность оперативного доступа к информационным ресурсам для любого руководителя, принимающего решения, независимо от региона. Третье улучшение качества оказания медицинской помощи за счет возможности оперативного обмена информацией между субъектами РФ, независимо от ведомственной принадлежности, статуса, категории и т.д. CNews: Каковы планируемые сроки создания такой системы? Георгий Лебедев: Все определяется целями и задачами: когда сформулирована концепция и определено направление развития всей информационной системы. Конечно, в первую очередь надо решить все вопросы финансово-статистического учета, а потом уже можно говорить о создании банка данных, паспорта здоровья пациента, доступа к этому паспорту здоровья из любой точки мира. Если человек хочет быть защищенным максимально, он должен быть уверен, что врач в нужный момент сможет получить всю информацию о нем. Поэтому нам нужно отметить первоочередные задачи и долгосрочную перспективу: банки данных с фотографиями, которые можно будет качать по сети, это вопрос второго третьего порядка. А вот определение противопоказаний для доступа к информации это нужно решать быстро. Должен быть разработан процессинговый центр для оперативного получения информации и кодированная система защиты, устойчивая при любых нестандартных ситуациях. При этом санкционированный доступ должен предоставлять максимально полную информацию о пациенте. Это уже будет в скором времени. Я знаю, что в Минздравсоцразвития уже стоит вопрос о создании паспорта здоровья, который, кстати, относится к национальному проекту. Сначала будет реализации паспорта здоровья, потом разработка смарт-карт, на основании которых будет происходить идентификация человека, и уже при наличии идентификатора доступ к той информации, которая необходима для лечения пациента. Этим и определяется высокая цена канала связи и хранилища данных, как и самой системы сбора информации. Чтобы ввести полную информацию о пациенте, нужно в каждое лечебное учреждение поставить программный комплекс для ее ввода. Минимальный набор данных это вопрос в какой-то степени уже решенный, как я говорил, за счет средств обязательного медицинского страхования. CNews: Протяженные размеры России подталкивают к созданию телемедицинской сети. Как вы оцениваете приоритетность решения этой задачи? Какие, на ваш взгляд, шаги необходимо предпринять для развития телемедицины в России? Георгий Лебедев: На сегодняшний день нет правовой базы для развития телемедицинских технологий. Существует приказ о первичной медицинской помощи, приказ о различных видах медицинской помощи, который регламентирует деятельность лечебного учреждения и каждого конкретного врача в той или иной ситуации, а по телемедицине нет. Есть документ, описывающий концепцию развития телемедицинских технологий, но он не дает ответа на главные вопросы: где их использовать? как их использовать? при каких условиях? В Госдуме состоялось специальное заседание, где обсуждались эти вопросы, и, скорее всего, какой-то закон будет готовиться. Помимо правовой обеспеченности должен быть нормативный документ от Министерства здравоохранения, в котором будет четко расписано, кто за что отвечает, и определены обязанности и ответственность каждого специалиста. Если это медицинская система, то там должен быть определен порядок дежурств, врач, который несет личную ответственность за ту консультацию, которую он дает. Для полноценной работы телемедицинского центра должен быть обеспечен канал связи и определена организация, которая его поддерживает. Вообще, телемедицинские технологии очень дорогостоящая вещь. Если в эту область переместить ресурсы, то мы не сможем оснастить лечебные учреждения чем-то другим. Мне кажется, каждый регион должен решать этот вопрос самостоятельно. Если где-то будет накоплен положительный опыт, то уже тогда его можно распространять на другие регионы. Еще раз подчеркну, что должна быть нормативно-правовая база для осуществления телемедицинской деятельности. Очень много решений сводилось вообще к обычной телеконференции со слабовыраженным результатом: решения вопросов о дополнительной диспансеризации, раннего выявления хронических заболеваний явления, которое вообще никогда не было подтверждено диспансерным осмотром. Телемедицина это медицина на расстоянии. Ее основная суть заключается в том, чтобы, используя различные мобильные средства, получить максимально качественный результат. В свое время вышла статья об оценке эффективности применения телемедицинских комплексов. В ней указаны несколько показателей эффективности, которые могут быть получены за счет применения телемедицинских технологий. Первый показатель это уменьшение средств на передвижения пациента внутри региона, то есть снижение транспортных расходов. Второй уменьшение количества дней, которые пациент проводит в больнице, когда можно обойтись без госпитализации. Третий это увеличение продолжительности жизни за счет выявления заболевания на ранней стадии и обеспечения своевременной медицинской помощи. Соответственно, тем самым повышается производительность труда, увеличивается ВНП, поскольку эти процессы очень взаимосвязаны. CNews: В какие сроки это можно реализовать? Георгий Лебедев: Трудно обозначить какие-то сроки. Когда примут закон? За каждым сроком стоят какие-то риски. Создадут Департамент информационных технологий в Минздравсоцразвития или не создадут? Но я думаю, что в ближайшее время такой департамент все-таки появится, либо ЦНИИОИЗ будут переданы дополнительные полномочия в этой области. CNews: Что нас ожидает в конце следующего 2007 года? Георгий Лебедев: Я думаю, что у нас появится система национальных стандартов и система подтверждения соответствия информационных технологий этим стандартам. И тогда можно будет сказать, что мы переломили ситуацию. Надеюсь, что будет создан орган, координирующий информатизацию здравоохранения. Тогда уже можно будет что-то планировать и говорить, что мы начали работать. Можно будет создавать программу развития. Мониторингом национальных проектов сейчас занимается очень много людей, причем официально. Мониторингом занимается Росздравнадзор, Росздрав; Минздравсоцразвития проводит конкурс на мониторинг, Соцстрах. Все получили деньги на мониторинг национальных проектов. Каждый строит свою информационную систему мониторинга. Потом получится, что создано пять систем мониторинга. И главврач должен дать отчет во все эти системы. Это совершенно неправильно. Должен быть один орган медицинский информационно-аналитический центр, который за все отвечает, координирует все мониторинговые системы и создает единую. Это будет совершенно правильно. Каждый из этой системы будет получать тот раздел информации, который ему нужен. И я надеюсь, что до конца 2006 года какие-то вопросы в этой области уже будут решены. А в следующем году у нас обязательно будет создана система национальных стандартов, у нас будет система сертификации информационных технологий и система управления информационными технологиями. В этом году будут заложены основы, а в следующем году это уже начнет функционировать. CNews: А что будет с теми системами, которые уже разработаны, внедрены, работают, но окажется, что они не соответствуют принятым стандартам? Георгий Лебедев: Если это системы сопровождаемые, то разработчики будут их дорабатывать. Для несопровождаемых систем будут созданы процессинговые центры, как они сейчас называются сервис-ориентированные архитектуры. Эти архитектурные решения позволят за счет конвертации данных привести все к единому формату обмена информацией. И это совершенно оправдано я не сторонник того, чтобы все отбросить и по-новому сделать. Есть какие-то моменты, где все надо делать по-новому, но если люди уже работают и получают эффект от использования информационных технологий, то эти технологии надо сохранить и за счет современных средств комплексирования технологий создать единую информационную систему. CNews: Спасибо. |