|
|
Анатолий Мишанов: Назвать точное количество очередников на данный момент нельзяЖилищный вопрос «испортил» не одно поколение граждан России. В ситуации постоянного роста цен на недвижимость получение квартиры от государства является единственным шансом решить жилищную проблему для многих граждан. О том, каким образом контролируется получение жилищных сертификатов, какие меры принимаются для ликвидации злоупотреблений в данной области рассказал в интервью CNews Анатолий Мишанов, кандидат технических наук, начальник ФГУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой). CNews: Какие задачи стоят перед Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой) РФ? Анатолий Мишанов: Наша организация занимается реализацией государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством. Эта программа охватывает военнослужащих, уволенных и увольняемых с военной службы; вынужденных переселенцев, граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера, участников ликвидации аварии на чернобыльской АЭС, а также граждан, которые подлежат переселению из города Байконур. При реализации программы основной задачей стало проведение инвентаризации очереди необходимо было определить, сколько на сегодняшний день людей принадлежит к этим категориям. Дело в том, что до 2006 года за обеспечение жильем отвечали разные министерства и ведомства: военнослужащими занимался Росстрой, чернобыльцами - МЧС, вынужденными переселенцами - МВД, а населением Севера МЭРТ. В каждом министерстве были свои правила, свои формы учета, свои системы обобщения информации, но в любом случае данные о численности представляли собой бумажные списки, которые с 1995 года не анализировались. Поэтому существующая на сегодняшний день цифра в 712 тысяч очередников не является окончательной - она не учитывает динамику произошедших за последние 10 лет изменений. CNews: Расскажите о программе обеспечения жильем военнослужащих. Какая информационная система для этого используется? Какие результаты уже достигнуты? Анатолий Мишанов: С самого начала программы, с 1998 года, Росстрой и ФГУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» занимались и занимаются обеспечением жильем военнослужащих. Программа распространяется как на все субъекты федерации, так и на силовые федеральные органы: Минобороны, МВД и другие. До 2002 года, между участниками программы не было никакого информационного взаимодействия. Каждый в рамках своей компетенции формировал списки, подавал заявки, выдавал сертификаты, но единого учета между субъектами федерации не проводилось. В результате отсутствовала общая картина: что происходит по каждой категории военнослужащих, сколько состоит на учете, сколько собирается увольняться, куда они перемещаются. Такая ситуация предоставляла широкие возможности для разного рода правонарушений. Например, были случаи неоднократных получений сертификатов, когда человек вставал на очередь одновременно в разных субъектах Российской Федерации. Контролировать этот процесс было невозможно, так как не было возможности свести все данные воедино. Существовавшая на тот момент информационная система не отвечала предъявляемым требованиям. Каждый субъект вел свой список очередников самостоятельно, а нам предоставлял данные на электронных или бумажных носителях. В 2002 году было принято решение о создании единой информационной системы другой конфигурации, которая смогла бы объединить все органы исполнительной власти, все субъекты федерации. Важной задачей системы являлось такое ведение учета, при котором любые изменения, вносимые субъектами в базу данных, не могли остаться незамеченными контролирующим органом. Это могут быть изменения фамилии, очередности, исправления в личном деле. Для этого решено было создать автоматизированную систему, структура которой строится таким образом, что вся база данных и сведения по очередности хранятся здесь, в головной организации, а органы исполнительной власти работают с ними в режиме удаленного доступа. То есть, если субъекту надо внести изменения, он в режиме реального времени со своего компьютера входит в нашу базу данных и выполняет все необходимые операции. Это позволило сократить затраты средств субъектов РФ на закупку дорогостоящего оборудования для работы с нашей системой достаточно иметь только компьютеры и обычный рядовой сервер. До создания системы те субъекты, которые не могли самостоятельно закупить необходимое ПО, предоставляли данные на бумаге, ссылаясь на отсутствие технических мощностей. Сейчас для работы им требуется обычный компьютер, поэтому вопросов относительно техники не возникает, все работают с единой базой данных. С другой стороны, сведения обо всех очередниках находятся в ФГУ, поэтому ситуации двойного получения сертификата или его получения не участником программы быть не может. Также исключены любые попытки незаконным образом переместить очередника на более выгодную позицию списка. Раньше субъекты получали от нас только бланк сертификата, в который сами вручную вписывали имя, фамилию, метраж квартиры, стоимость сертификата и т.д. Сегодня сертификаты заполняются в автоматическом режиме. Перебросить кого-либо из конца очереди в начало программа не позволяет. Таким образом, новая информационная система исключила конфликты с субъектами федерации по поводу количества выделяемых сертификатов. Она работает в строгом соответствии с порядком, определенным постановлением правительства. В 2002 году эта система была внедрена, а с 2004 она работает во всех субъектах и федеральных органах, являющихся участниками программы по обеспечению жильем военнослужащих. CNews: Была ли при формировании базы данных проведена инвентаризация очереди? Каковы были результаты инвентаризации? Анатолий Мишанов: С 2006 года в рамках жилищной программы в систему Росстроя были введены и другие категории граждан. В связи с этим, появилась необходимость проведения инвентаризации, которая даст возможность получить достоверную информацию о состоянии и движении очередей. Во время проведения инвентаризации открылись не известные ранее факты. Например, люди, которые уже получили сертификаты по очереди военнослужащих, теперь получали сертификаты как чернобыльцы или как вынужденные переселенцы. Наша система дает возможность отслеживать и предупреждать такие ситуации. Гражданин имеет право стоять на очереди во всех категориях, к которым он относится, но получить сертификат может только один раз в категории, где быстрее подошла очередь: либо как северянин, либо как чернобылец, либо как военнослужащий. Теперь, объединив все категории в одной базе данных, мы сможем контролировать установленный законом порядок. На сегодняшний день, проведение инвентаризации сдерживает то, что некоторые субъекты не могут предоставить все необходимые данные о своих гражданах. В связи с тем, что раньше у них были сложности с ведением общих реестров, они технически не могут обеспечить сбор информации. К примеру, в Коми на очереди стоит 45 тысяч северян, а база данных насчитывает только 15 тысяч. Возникает вопрос о 30 тысячах человек: являются ли они по-прежнему нуждающимися в жилье или решили свои жилищные проблемы другим путем? Проведение даже предварительной инвентаризации выявило сокращение очереди на 12%. Поэтому, на данный момент нельзя с уверенностью сказать, что общее количество очередников насчитывает 712 тысяч. Реальную картину мы планируем получить только к концу нынешнего года: какова численность очередников по каждой категории, в каких субъектах, кто и в каких очередях стоит. Только опираясь на реальные данные, мы сможем запрашивать у государства необходимые средства на обеспечение жильем. CNews: Какое примерное число сертификатов выдается в год? В какие сроки планируется обеспечить жильем всех очередников? Анатолий Мишанов: На сегодняшний день в год выдается около 20-23 тысяч сертификатов на сумму около 20 млрд рублей. Таким образом, жильем обеспечивается порядка 20% очередников. По нашим оценкам, военнослужащие к 2010 году будут обеспечены жильем больше, чем на 60% - из числа тех, кто уже состоит на очереди. Причем, те, кто вообще не имеет квартир, будут обеспечены жильем на 100% уже к 2009 году. Останутся в очереди только те военнослужащие, кто нуждается в улучшении жилищных условий, то есть занимаемая ими площадь меньше, чем норма в данном субъекте. К 2010 году более чем 50% стоящих на очереди чернобыльцев также будет предоставлено жилье. Такая категория, как северяне граждане, подлежащие выселению из районов крайнего Севера, - будет обеспечена жильем всего на 4% процента. Почему такая неравномерность? В 2002 году был принят закон, в соответствии с которым все перечисленные категории граждан были включены в программу обеспечения жильем, но единой политики по выселению из районов крайнего Севера пока не выработано. Существует пять подкатегорий этих граждан: первыми расселяются граждане из обозначенных правительством поселков и поселений, во вторую очередь инвалиды, в третью очередь пенсионеры, в четвертую безработные, в пятую работающие по истечении срока, если я не ошибаюсь, в 15 лет. Из выделенных на эту программу денег первая подкатегория обеспечивается на 100%, вторая на 20%, по третьей, четвертой и пятой подкатегориям до 2010 года решение вопроса по обеспечению жильем пока не определено. Этот вопрос сейчас обсуждается и в правительстве, и в министерствах, и в ведомствах, и в Росстрое. Мне представляется оправданным для решения этой проблемы увеличить финансирование программы с 8 млрд. до 24 млрд. рублей, обеспечить жильем первую и вторую группы, а остальным предложить другие способы получения жилья, например, постановку на очередь с другими критериями требований. Данный вопрос, конечно, не входит в компетенцию нашей организации, но он активно обсуждается. Множество проблем связано с вынужденными переселенцами, которых насчитывается около 40 тысяч человек. К 2010 году будет обеспечено жильем порядка 12-13% этой категории граждан. Решение вопроса обеспечения жильем всех нуждающихся переселенцев можно увязать с проводимой миграционной политикой. В настоящий момент эти граждане при предоставлении им жилья могут выбирать любой район РФ. Но есть мнение, что было бы целесообразным предоставлять жилье в тех регионах, которые интересуют государство, но с гарантированным обеспечением рабочими местами. Это тоже актуальный вопрос для обсуждения. На сегодняшний день численность людей, реализовавших свой жилищный сертификат, составляет 98%. То есть, из ста человек только двое не находят в положенный срок действия сертификата (9 месяцев) возможности приобрести жилье. Я считаю, что это хороший показатель, говорящий о том, что жилье на рынке по данной стоимости есть. CNews: Как информационная система помогает решить проблемы обеспечения жильем граждан льготных категорий? Анатолий Мишанов: В данный момент все обозначенные категории объединены в рамках единой информационной системы, которая позволяет не только учитывать всех очередников и вести реестр обеспечения их жильем, но и создает возможность наблюдения за миграционными процессами. Куда переехал человек на постоянное место жительства? Каковы общие тенденции перемещений с точки зрения направлений? Открывается возможность проводить статистические исследования и анализировать динамику миграции: какие регионы интересны для граждан той или иной категории; где они, в основном, оседают, выбирая постоянное место жительства; доплачивают ли свои деньги при приобретении жилья; пользуются ли ипотечными кредитами, если хотят купить жилье улучшенного качества. Система содержит данные о каждом человеке из очереди, и мы в любой момент можем их предоставить по всем категориям, перед которыми у государства имеются обязательства. Тем более что сейчас увеличение числа данных в базе не требует увеличения персонала, обслуживающего систему, потому что в автоматизированной системе один оператор управляется с большим количеством информации. CNews: Какие проблемы, связанные со взаимодействием центрального аппарата и регионов, приходилось решать в процессе внедрения системы? Анатолий Мишанов: Проблемы, конечно, были, но на данный момент я могу сказать, что, с точки зрения работы с информационной системой, их нет нигде, даже в отдаленных северных районах. Есть проблема в муниципальных ресурсах, где запущена работа только в рамках автоматизации учета отдельных категорий граждан, как, например, в республике Коми. Там просто не могут подобрать персонал, который бы смог осуществить работу по созданию базы данных и потом пользоваться ею. Случались ситуации, когда субъект запрашивал 1000 сертификатов, а при получении 200 не мог найти и 50 человек. В очереди числится 1000 человек, а реально нет и 5%: кто-то уехал, кто-то отказался, кто-то уже решил свои проблемы. Это как раз вопрос пользования старой базой данных. Поэтому наличие новой системы необходимо, но сейчас оно становится особенно актуальным и по другим причинам. К нам обращались представители других министерств. В настоящее время рассматривается проект программы обеспечения жильем госслужащих. Существует программа обеспечения жильем молодых семей, специалистов на селе. Для решения этих вопросов необходима наша информационная система, способная объединить все категории граждан. Такие же требования к информационной оснащенности выдвигает программа обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной Войны и инвалидов. На сегодняшний день нет точных сведений, сколько граждан этой категории стоит на очереди. Много проблем, которые предстоит решать, но ядро информационной системы уже есть, и на его основе мы будем дополнять и обновлять базы данных. CNews: В таком случае, возникает вопрос о сохранности персональных данных. Существование единой базы данных предполагает, что ее можно взломать, украсть. Как вы обеспечиваете защиту информации? Анатолий Мишанов: Взломать, украсть и продать можно все, но наша система имеет все возможные степени защиты, при этом мы осуществляем ее сертификацию в ФСБ как программы, которая работает с базами данных. Эту сертификацию проводит компания, выбранная нами по результатам конкурса, которая второй год проводит необходимые работы и планирует закончить их к концу этого года. Вопрос сертификации программы связан не просто с выдачей документа, а с внедрением целого комплекса мероприятий, начиная с защиты компьютерных дисков, окон, дверей, установки устройств противопожарной сигнализации, устройств от проникновения, работы с персоналом и заканчивая дифференцированием объема информации по степени защиты. Самый простой пример. Мы работаем со всеми субъектами федерации, у оператора есть свой пароль, ключ. Он может в любой момент узнать, кто входил в базу данных, какой информацией пользовался, какие вносил изменения все это фиксируется. Таким образом, мы можем точно сказать, кто, в какое время, в какой день поставил запятую в нашей базе данных. Но при этом действует ограниченная форма допуска в систему. То есть, если какой-либо работник субъекта захочет скопировать имеющиеся данные всех своих граждан, то одномоментно он этого сделать не сможет. Он сможет копировать, допустим, 50 человек, и только те данные, с которыми он уже работал. Для того чтобы скачать, скажем, все 2000 позиций списка, ему понадобится срок в две недели, и это будет сразу замечено оператором. Такой порядок, в принципе, устраивает всех пользователей, потому что получение сведений сразу на все 3 4 тысячи человек должно быть мотивировано глобальными задачами. Но этот пример не демонстрирует всей разноплановости системы защиты, на самом деле она намного сложнее. CNews: Каковы ваши планы по дальнейшему развитию системы? Анатолий Мишанов: До настоящего времени мы решали вопросы создания базы данных по госслужащим. Для этого был налажен информационный обмен с ведомствами. Я думаю, что перспектива ведения баз данных и по другим категориям граждан уже не является отдаленной. Мы не хотим останавливаться на имеющейся программе, у нас уже есть предложения по разработкам и даже некоторые пилотные проекты. В конечном итоге мы стремимся к созданию полномасштабного информационного поля по обеспечению жильем, формированию базы данных по наличию жилья в субъектах РФ. Это необходимо для того, чтобы граждане в тех субъектах, где им выдают сертификат, могли получить информацию о наличии того или иного типа жилья. Концепция этой программы уже разработана, но она такая обширная, что рассматривается вопрос о создании совместного проекта с Мировым банком. В системе будет содержаться открытая информация, охватывающая все субъекты Российской Федерации. Эта информация актуальна не только для граждан России, но и для банков, занимающихся вопросами ипотечного кредитования и работающих с теми, кто строит жилье. Но это планы ближайшего будущего. CNews: Спасибо. |