|
|
Евгений Никонов: У нас есть рычаги воздействия на любое звено всей системы здравоохраненияГоворить о полной информатизации здравоохранения преждевременно. Существующие в различных учреждениях системы никак не связаны между собой, что приводит к невозможности сбора и обработки какой-либо статистической информации в отрасли, а, следовательно, и проблемам учета, контроля и планирования. Об этом в интервью CNews рассказал Евгений Никонов, доктор медицинских наук, секретарь рабочей группы Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор) по координации приоритетного национального проекта «Здоровье» CNews: Система здравоохранения Российской Федерации долгое время финансировалась в очень ограниченном объеме. Как вы оцениваете современный уровень информатизации учреждений системы здравоохранения? Евгений Никонов: На данный момент реальной информатизации учреждений системы здравоохранения нет. Процесс, происходивший в последние 10-15 лет, носил бессистемный характер. Созданы различные системы, которые между собой никаким образом не связаны. В отдельных учреждениях здравоохранения они хорошо организованы, но говорить о цельной, единой системе мы не можем, так как даже на уровне руководителей нет единого толкования понятия «информатизация». Очень часто под информатизацией понимают не построение системы оперативного обмена данными на основе единых классификаторов и справочников, с помощью которых можно принимать управленческие решения, а поставку компьютеров, прокладку оптоволокна. CNews: То есть, под информатизацией понимают автоматизацию непосредственно рабочего места? Евгений Никонов: Да. Система информатизации здравоохранения находится в начале пути. У нас есть неплохие исходные позиции, потому как в настоящее время уровень компьютерной грамотности значительно возрос, практически в каждом медицинском учреждении имеются компьютеры. К сожалению, менеджмент среднего уровня главные врачи центральных районных больниц, да и обычные практикующие врачи, психологически еще не готовы к работе с электронными историями болезни. Отчасти это связано с тем, что более 30% практикующих врачей в России это пенсионеры с достаточно низкой мотивацией, и нередки случаи абсолютного непонимания и непринятия происходящих процессов. К примеру, сейчас уже практически завершена установка программного обеспечения по ведению Федерального регистра медработников. Программное обеспечение установлено более чем в 5000 медицинских учреждениях первичного звена. Методологически регистр медработников является отображением подсистемы «Отдел кадров», устанавливаться он должен в отделе кадров, и именно там сотрудники должны вводить данные. Но в отделе кадров стоит очень старый компьютер. А современный компьютер находится в кабинете главного врача, как поставка под цветы, и даже никогда не включается. В некоторых регионах продолжают пытаться работать по старинке и собирать сведения для регистра на бумажных носителях, а затем передавать их в территориальные информационно-аналитические центры. CNews: В рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» задачами Росздравнадзора являются формирование и ведение «Федерального регистра медработников» и контроль за осуществлением денежных выплат. Каким образом осуществляется заполнение и верификация регистра? Имеются ли здесь какие-либо сложности, например, в работе программного обеспечения, или связанные с «человеческим фактором»? Евгений Никонов: Программное обеспечение федеральных регистров разработано на платформе Microsoft Windows, а система управления базами данных выбрана российская. Она называется HyTech. На этой СУБД очень успешно и уже много лет работает Фонд социального страхования. При заполнении и верификации регистра очень важно качество первичной информации. Уже на этапе формирования регистра проводились и продолжаются до настоящего времени проверки достоверности данных с выездом на место. Нашим территориальным управлениям мы разбили регистр по блокам. Скажем, в этом месяце планируется проверить блок из 10-15% сведений регистра, в следующем еще 20%, и так далее. За прошедшие полгода практически весь регистр более чем на 90% выверен в каждом субъекте Российской Федерации. Проверка данных идет не только по трудовой книжке, но и по другим документам, так как возникает много вопросов, вплоть до казусных ситуаций, так как оператор (низкооплачиваемая должность) случайно мог ввести ошибочные данные. В любом случае, при выявлении предположительно некорректной информации проводится проверка. Все поля ввода данных в программе в настоящее время оснащены контрольными логическими фильтрами. Если выявили специалиста старше 75 лет, то обязательно будет проверено: действительно ли он работает врачом скорой помощи? В таких случаях выезжает наш работник, проводит проверку, просматривает не только трудовую книжку, но и копии приказов о приеме на работу. Часто возникают проблемы в связи с неправильным оформлением записей в трудовых книжках. Например, запись «принят на работу заведующим отделения», а рядом в скобках «участковым терапевтом» имеет двусмысленное толкование. Такие ситуации тоже требуют тщательной проверки. Программа позволяет выявлять «двойников» специалистов, одновременно работающих в 2 и более учреждениях как в рамках одного, так и разных субъектов российской Федерации и пытающихся получить соответственно доплаты несколько раз. CNews: Какую информацию позволяет собирать и анализировать регистр? Как эта информация может быть использована в целях дальнейшего совершенствования качества медицинского обслуживания населения? Евгений Никонов: В Федеральном регистре медработников содержится подробная актуальная информация обо всех сотрудниках лечебно-профилактических учреждений Российской Федерации. Имея такую информацию, мы можем получить различные аналитические отчеты. Например, очень важный момент это соответствие профессиональной подготовки специалиста его должности. Не любой врач, имеющий узкую специализацию, может работать по более широкому профилю. Например, гастроэнтеролог после повышения квалификации может работать участковым Ведение Федерального регистра медицинских работников позволило выявить второй очень важный момент в организации системы здравоохранения. Мы знаем, что укомплектованность первичного звена специалистами составляла от 40 до 70%, и в процессе реализации приоритетного национального проекта эти показатели начали расти. Ранее никто не анализировал такие данные, как численность прикрепленного населения, то есть, сколько пациентов обслуживает участковый врач. Существуют официально утвержденные Министерством здравоохранения и социального развития нормативы с установленной дельтой, то есть возможными отклонениями в ту или другую сторону. Например, на участке со средней нормой в 1700 пациентов допустимы вариации в интервале 1500-1900. Де-факто в Москве средняя численность прикрепленного населения на каждом 3-ем участке составляла 3000-3500 человек. Иногда численность обслуживаемого населения возрастает до 10000. Данные обстоятельства резко снижают качество медицинского обслуживания. В мае 2006 года руководитель Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Рамил Хабриев подписал специальное письмо о проведении реструктуризации участков и приведении их численности в соответствие с установленными нормативами, и этот процесс уже начался, а в некоторых территориях успешно завершен. CNews: С уменьшением нормативов по численности прикрепленного населения на одном участке возникнет проблема в наличии самих врачей, главным образом, участковых терапевтов. Что планируется предпринять в этой связи? Евгений Никонов: Решение этого вопроса должно быть основано на предварительном анализе тех данных и показателей, которые содержатся в федеральном регистре. Здесь важен дифференцированный подход, так как, кроме указанной ранее причины снижения качества оказания медицинской помощи, существует еще проблема малокомплектных участков по 100, 200, 300 человек. Как правило, это отдаленные территории. Надо сказать, что Федеральная Служба здесь занимает очень жесткую позицию терапевты, имеющие малокомплектные участки, не удаляются из регистра. Это очень важный показатель, зафиксированный соответствующим постановлением правительства России. Регулировать численность населения, прикрепленного на участке право субъекта федерации. Другой вопрос в том, чтобы определить долю софинансирования субъектом своих нормативов. Федеральные деньги могут расходоваться только на федеральные нормативы. Если мы позволим распространить федеральное финансирование на нормативы в 4000-5000 человек на участке, то впоследствии также не сможем говорить о качественной медицинской помощи. Проблема отсутствия специалистов заключается не только в необходимости пересмотра нормативов и создания четкого механизма их выполнения. Проблема стоит гораздо шире. Необходимо развивать целый институт по закреплению медицинских кадров в первичном звене, и только денежные выплаты не смогут решить все проблемы. Остро стоят вопросы обеспечения жильем, социальной инфраструктурой. Важно сказать и об оснащении медицинских учреждений адекватным поставленным задачам набором медицинской техники и транспортом. Кроме того, вопросы оказания первичной медико-санитарной помощи, нормативными документами, отнесены к компетенции муниципальных образований. В ходе вступления в действие новых федеральных законов о разграничении полномочий, просматривается тенденция к появлению новообразованных муниципалитетов. Например, только в Минусинском районе Красноярского края для координации деятельности 3 небольших участковых больниц было создано целое управление здравоохранения, а жители Минусинского района в условиях отсутствия эффективного взаимодействия между администрациями муниципальных образований г. Минусинска и Минусинского района могут быть в итоге лишены возможности лечения в Минусинской ЦРБ. CNews: По имеющимся данным, около 10% врачей не имеют подтверждения своей квалификации, и еще 10% должны получить это подтверждение в 2006 году. Какие меры планируется принять для решения этой проблемы? Какие технологические решения будут использованы? Евгений Никонов: Во многих клиниках врачи по 7, 8, а иногда и 10 лет не повышали свою квалификацию. Как решать эту проблему? В рамках национального проекта запланировано обучение специалистов. Но Росздравнадзор, основываясь на данных регистра медработников, уже в начале года сообщил о том, что потребность в повышении квалификации специалистов в четыре-пять раз выше запланированной. Чтобы не быть голословным, приведу некоторые цифры. Около 27 тысяч человек составляют только те медработники, у которых сертификат заканчивает действие в 2006 году. Примерно столько же 23-24 тысячи составляют те, кто не повышал свою квалификацию более пяти лет, а это одна треть всех медиков, зарегистрированных в Федеральном регистре медработников первичного звена. Национальный проект должен стать триггером для коренного изменения в отношении администрации субъектов к медицине. Кроме того, повышение квалификации должно проходить качественно. Мы против формальных курсов. Сертификат врача должен подтверждать действительно высокий профессиональный уровень. Но с другой стороны, сегодня встречаются ситуации, когда необходимых специалистов в регионе нет вообще. Например, проведение диспансеризации требует наличия врачей-профпатологов, урологов, эндокринологов. В отдельных субъектах таких специалистов нет. А договоры на дополнительную диспансеризацию уже заключены, и уже кое-кто отчитывается об «успехах». Одной из главных задач Росздравнадзора вовремя обнаружить и разрешить подобные ситуации и тем самым обеспечить высокое качество исполнения поставленных президентом задач. CNews: Одновременно с формированием федерального регистра медработников намечено приступить к созданию реестра медицинских учреждений РФ. Какие основные задачи призвана решить эта информационная система? Какие технологии будут использованы при его формировании? В какие сроки этот проект планируется реализовать? Евгений Никонов: Регистр лицензированных учреждений здравоохранения создан. Кроме того, если в Федеральном регистре медработников мы имеем в регистре запись о враче, то мы знаем, в каком лечебном учреждении он работает и имеется ли у этого учреждения лицензия. Более того, сейчас вводится новая опция, позволяющая знать, имеет ли этот врач (фельдшер) право выписки рецептов по системе дополнительного лекарственного обеспечения. Таким образом, все системы, которые ранее работали автономно, сейчас «завязываются», образуя единое информационное поле. Например, система лицензирования напрямую связана с системой регистра врачей. Регистр врачей это ничто иное, как штатное расписание, «отдел кадров» лечебных учреждений. Отдел кадров, естественно, связан с системой профессиональной переподготовки и повышения квалификации, что дает возможность получения любой необходимой информации: кто нуждается в повышении квалификации, кто какое учебное заведение закончил, в каком году, и так далее. Создается стройная система, которая работает на единых классификаторах и единых справочниках. Справочники и классификаторы, использованные для этой системы, общедоступны и известны. Например, «Классификатор адресов России (КЛАДР)» или учрежденный Минздравсоцразвития «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих». Если возникает необходимость внести должность, которой нет в перечне Минздравсоцразвития России, то для этого существует специальное поле, куда вводится эта информация. Система предполагает быть легко модифицируемой, то есть в дальнейшем иметь возможность подстраиваться под новые требования. CNews: В системе ОМС внедрена информационная система, аналогичная вашей, оперирующая аналогичными данными. Как Федеральный регистр медработников связан, скажем, с регистром ФОМС? Евгений Никонов: Наше ведомство является службой контроля и надзора. Мы имеем доступ к информации Фонда обязательного медицинского страхования. Но речь сейчас идет о том, чтобы на уровне Минздравсоцразвития создать единую информационную систему. В соответствии с Постановлением Правительства №325, принятым в 2004 году после проведения административной реформы, эта функция была поручена Федеральному агентству по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Документы, определяющие единые требования к созданию такой системы на уровне системы здравоохранения, еще в процессе разработки. Российские реалии таковы, что если мы говорим о разграничении полномочий, то рычагом, воздействующим на любое звено всей системы здравоохранения вне зависимости от формы собственности, является только один процедура лицензирования, осуществляемый Росздравнадзором. В принципе, ни Фонд социального страхования, ни Пенсионный фонд, никакие другие ведомства не могут получить достоверные данные из лечебного учреждения. Потому что у них нет ни одного рычага воздействия на это учреждение, так как все приказы Минздравсоцразвития России носят рекомендательный характер. У нас есть эти рычаги, и мы готовы и будем использовать их на 100% для выполнения государственных целей. CNews: Одной из основных задач Росздравнадзора является организация контроля над использованием диагностического оборудования, за целевым использованием выделенного санитарного автотранспорта, за использованием оборудования и материально-техническим обеспечением обследования новорожденных. Какие технические решения для этого планируется использовать? Евгений Никонов: Решить эти вопросы можно несколькими способами. Во-первых, невозможно осуществлять контроль над целевым использованием оборудования, которое перешло в собственность субъекта Российской Федерации. В настоящее время лицензионные требования и условия не имеют четко регламентированных требований к оснащению медицинской техникой. Допустим, я главный врач и купил в клинику автомобиль. Федеральная служба не может ко мне прийти с проверкой путевого листа и требованием отчета о целях и способах использования автомобиля. Федеральная служба имеет полномочия в части осуществления контроля качества оказания медицинской помощи. Но ни финансовой, ни любой другой функции надзора Федеральная служба не несет. Вообще, все, что проводится в рамках приоритетного национального проекта это шанс спасти государственный сектор здравоохранения. Поэтому все то оборудование, которое недавно закупили, поставляется в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России «Об оснащении амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических медицинских учреждений». Речь идет о том, чтобы с 2008 года оснащение лечебного заведения приняло статус лицензионных требований и условий. Сейчас для того, чтобы получить лицензию, нужно иметь помещение, санитарно-гигиеническое заключение, заключение пожарной службы, самый минимальный набор техники и специалистов. Это достаточно простые требования, установленные постановлением правительства и если мы хотим, чтобы помощь оказывалась действительно качественно, в лицензионные требования и условия должны войти требования по оснащению. Тогда мы сможем осуществлять контроль и за целевым использованием оборудования, поставленного в субъекты в раках приоритетного проекта, и опять же, через систему регистра врачей, которая взаимосвязана с системой реестра лечебных учреждений. На их основе очень легко построить систему, учета оборудования, которое уже стоит на балансе. В качестве тестовой версии сейчас распространена автоматизированная система мониторинга медицинских изделий, которая разрабатывалась Всероссийским научно-исследовательским испытательным институтом медицинской техники. Пока она требует значительной доработки, но мы очень надеемся, что, как и при внедрении регистра врачей, так и при внедрении этой системы совместно со всеми заинтересованными субъектами, мы получим нормальную, работоспособную версию. Не бывает программ, которые сразу рождаются такими, какими их хотят видеть конечные пользователи. Должно обязательно пройти время для апробации и достижения устойчивой работы. И не важно, какая система в конце концов ляжет в основу общего технологического решения. Важно, что мы строим сейчас единую систему управления здравоохранением, государственным и муниципальным, и создаем условия для интеграции в него частного здравоохранения. Не имеет значения, на какой СУБД сделан программный продукт на Oracle или на HyTech, какая использована платформа Unix или Windows. Главное иметь возможность в заданное время, в заданный час получить полную и исчерпывающую достоверную информацию. При этом язык каждого участника этой системы должен быть понятен всем. Вот это основное требование, основной подход к построению системы управления. И вот тогда мы сможем говорить и о качестве медицинской помощи через ее управление, и о многом другом. CNews: В рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» необходимо решить проблему организации предоставления высокотехнологичной медицинской помощи населению в субъектах Федерации. Будет ли разработана информационная система мониторинга потребностей регионов в высокотехнологичной медицинской помощи? Евгений Никонов: Отвечая на вопрос о высокотехнологичной помощи, хочу сказать, что Федеральная служба осуществляет контроль качества предоставления этой помощи и контроль в части формирования «листа ожидания». В этой сфере тоже возникает масса проблем. Дело в том, что до настоящего времени само понятие высоких технологий было несколько размытым. К примеру, в Германии в 1997 году Комитет по высоким технологиям закрыли, потому что практически все клиники к этому времени имели возможность проводить аорто-коронарное шунтирование. Зачем говорить о высоких технологиях, если они уже стали обычными? Но мы находимся сейчас на том этапе развития, когда необходимо осуществлять надзор за качеством предоставления высокотехнологичной медицинской помощи. В частности, очень важно контролировать процесс формирования «листа ожидания». Например, в Свердловской области годовая квота составляет порядка 1800 человек. Это те люди, которые ожидают высокотехнологичного лечения. Эта квота очень маленькая. Реальная потребность такого огромного региона, в котором население 4,5 млн. человек, составляет 10 тысяч человек. Возможно, еще больше. За полгода комиссия при Министерстве здравоохранения Свердловской области направила на лечение менее четырехсот человек. Это даже не 50% квоты. Это 25-30%. Это связано, опять же, с работами специальных комиссий, члены которых определяют, кому надо предоставить высокотехнологичную помощь, а кому нет. В части получения информации о результатах проведенного лечения совершенно не отлажена связь территориальных органов управления здравоохранения субъектов и федеральных специализированных учреждений. Чаще всего не обеспечивается преемственность в наблюдении участковым врачом за пациентом, получившим дорогостоящую помощь. В связи с этим, Росздравнадзором сейчас разрабатывается система, которая будет конгруэнтна абсолютно со всем программным обеспечением, существующим в федеральных медицинских учреждениях, оказывающих высокотехнологичную помощь, и в департаментах здравоохранения субъектов федерации. Эта система позволит реально контролировать «лист ожидания», который будет представлен в виде регистра пациентов, ожидающих высокотехнологичную помощь. Что сегодня делается в плане высокотехнологичной помощи? В Федеральном агентстве по здравоохранению и социальному развитию есть отдел, в котором имеются подразделения, занимающиеся мониторингом 67 формы по оказанию высокотехнологичной помощи. Что такое форма №67? Это – форма отчетности, которая заполняется один раз в месяц. Она малофункциональна, так как содержит сугубо статистические данные, не позволяющие вести динамическое управление процессом предоставления помощи. Человек, стоящий на очереди на оказание высокотехнологичной помощи, иногда не может ждать и трех-пяти дней. Ему нужно оказать ее быстро. Здесь основной проблемой является взаимодействие федеральных центров и территориальных органов управления здравоохранения. Кроме того, система призвана решить проблему персонифицированного учета услуг в сфере высоких технологий. Это очень важный вопрос. Поэтому новая система будет запущена в ближайшее время. Мы планируем доработать ее до конца года. В этом вопросе мы надеемся на очень тесное взаимодействие с вновь сформированным Федеральным агентством по высокотехнологичной медицинской помощи. CNews: Каким образом будет обеспечиваться оперативность обновления информации в регистре, учитывая, что данные собираются из тех мест, где еще нет интернета? Евгений Никонов: Если поликлиника не подключена, это не означает, что в этой местности нет интернета. Интернет есть практически в любой точке земного шара. В поликлинику можно поставить модем, который стоит сейчас сущие копейки, и вопрос организации трафика для учреждений здравоохранения не столь дорог. CNews: Что будет представлять из себя «Паспорт высокой медицинской технологии»? Для каких целей создается такой паспорт? Евгений Никонов: Сегодня Министерство здравоохранения и социального развития определяет перечень видов высокотехнологичной помощи. И оно же определяет те учреждения, в которых эта помощь должна осуществляться. Но простая логика говорит, что оказание высокотехнологичной помощи должно осуществляться не там, где это определили на бумаге, а там, где для этого уже сложились соответствующие условия и обстоятельства: например, наработанный опыт и наличие высокопрофессиональных специалистов. Таким учреждением может быть и частная клиника. Поэтому, к определению мест для размещения различных видов высокотехнологичной помощи должны предъявляться особые требования. Если существует высокая конгруэнтность между паспортом учреждения и паспортом высокой технологии, то именно этот фактор должен быть решающим в выборе лечебного учреждения, именно туда должны пойти федеральные деньги, именно туда должны быть направлены пациенты. Соответственно качество оказания медицинской помощи должно быть проверенным и гарантированным. CNews: Каким образом будет осуществляться мониторинг реализации приоритетного национального проекта «Здоровье»? Будут ли результаты мониторинга доступны гражданам России и, если «да», то каким образом это планируется реализовать? Какие сложности существуют в реализации программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО)? Евгений Никонов: Существует концепция проведения мониторинга приоритетного национального проекта. Все результаты проверок и результаты мониторинга в целом уже доступны гражданам Российской Федерации. Например, через сайты: www.rost.ru, www.mzsrrf.ru, www.fz122.fss.ru. В ближайшее время для этого будут организованы специальные сайты службы. Запланировано создание сайта, посвященного защите прав пациента. Есть определенные сложности при реализации программы ДЛО. И самая большая сложность в осуществлении контроля над обоснованностью выписки рецептов. В одних клиниках врачи выписывают недостаточное количество рецептов, в других чрезмерно большое. Иногда рецепты из одной клиники содержат сплошь дорогие препараты, из другой только дешевые. Это достаточно сложный вопрос. Наиболее перспективными подходами в этом направлении являются меры по пересмотру списка лекарственных средств (выведению из него лекарственных средств, которые могут использоваться только стационаре), введение в действие индикаторов качества работы медработников первичного звена, рассмотрение возможностей по использованию сооплаты населением дорогих «брендовых» лекарств, а также тех лекарств, которые не предусмотрены стандартами лечения. Естественно, что привлечение страховых компаний к участию в контроле над обоснованностью выписки рецептов тоже может дать серьезные результаты. В целом, решение этих вопросов является прерогативой Минздравсоцразвития России. CNews: Каковы, на ваш взгляд, критерии оценки качества медицинской помощи? Предполагается ли для оценки эффективности реализации национального проекта «Здоровье» использовать сравнительные показатели, например, оценивать, как улучшились показатели качества медицинской помощи после осуществления затрат по различным направлениям? Евгений Никонов: В оценке качества медицинских услуг существует несколько подходов. Во-первых, это система сертификации медицинских услуг, система сертификации специалистов то, чем мы сейчас занимаемся. Во-вторых, пришло время говорить о клиент-ориентированной модели здравоохранения. Пациент не может объективно оценить качество медицинских услуг. Например, пациент не может определить правильность назначения лекарственного препарата. Но он может оценить уровень сервиса – время ожидания, вежливость общения с персоналом. Он может оценить, как врач информировал его относительно состояния здоровья, прогноза течения заболевания; подписал ли врач с пациентом согласие на операцию или другие формы лечения, согласовал ли экономические моменты в части стоимости лечения, и так далее. Оценка пациента это один из рычагов в контроле уровня обслуживания, который надо использовать. Сейчас Федеральная служба разрабатывает программы социологических опросов по изучению мнения потребителей медицинской помощи. В-третьих, существуют очень объективные показатели, так называемые индикаторы качества. Они еще находятся в стадии разработки, но некоторые результаты уже получены. Например, существует тест на гликированный гемоглобин, по которому можно определить эффективность проведения терапии у больных сахарным диабетом. Если больной сахарным диабетом регулярно проходит этот тест, то есть реальная возможность сказать: эффективно или нет, у него контролируется уровень глюкозы в крови. Во всех стандартах оказания медицинской помощи больным сахарным диабетом написано, что этот тест должен выполняться не реже, чем 1 раз в полгода. По полученным нами сведениям оказалось, что в некоторых регионах вообще не знают о существовании этого теста. Медицина шагает очень быстро, и важно, чтобы мы вовремя узнавали про новые технологические подходы и их использовали. Индикаторы – они в какой-то мере будут еще и своеобразными стимулами для эффективного развития медицинской помощи. Минздравсоцразвития России рассматриваются разные варианты внедрения индикаторов качества для работы врачей первичного звена. Мы предлагаем, чтобы индикаторы учитывали не только качество, но и объем работ. Для этого должны быть составлены паспорта участков каждого врача. Соответственно, учитывая данные паспорта, рассчитывается стоимость участка. Это вариант, который необходимо обсуждать, разрабатывать и внедрять. CNews: Отсутствие стандартов информатизации является одним из основных препятствий на пути формирования единого информационного пространства. Какие меры предпринимаются для обеспечения совместимости разрабатываемых систем с информационными ресурсами других органов государственной власти? Будет ли при разработке системы учитываться необходимость не только межведомственного, но и международного взаимодействия? Евгений Никонов: Могу сказать принципиально, что отсутствие стандартов информатизации – это вопрос другого ведомства. Для нас речь должна идти, прежде всего, о единых классификаторах, единых справочниках. Могут быть разные стандарты, но единые классификаторы и справочники должны быть. Для чего? Для того чтобы можно было обмениваться информацией, и эта информация была своевременной и достоверной. CNews: Какие меры предпринимаются для обеспечения конфиденциальности сведений, содержащихся в уже разработанных и только разрабатываемых информационных системах? Евгений Никонов: Уже подписаны регламенты об обеспечении информационной безопасности с Фондом обязательного медицинского страхования. В них подробно описаны условия доступа к информации различного рода. Хотя те технологии, которые используются, например, при создании распределенных систем, не требуют применения даже цифровых подписей. CNews: Какие задачи в информатизации здравоохранения, на ваш взгляд, необходимо реализовать в текущем году? В следующем 2007 году? В течение ближайших лет? Евгений Никонов: На сегодняшний день Федеральный регистр медработников работает уже в полном объеме, несмотря на то, что сведения собираются централизованно, и регистр обновляется раз в месяц. Первого мая на ВВЦ мы проводили неделю тренинга, на котором присутствовало 279 участников из 61 региона. Все в один голос говорили о необходимости быстрейшего внедрения программного обеспечения Федерального регистра. Многое приходится разъяснять, например, что для введения данных по акушерам и врачам первого звена нужно одно и то же ПО, один и тот же регистр, и для этого достаточно наличия всего лишь одного компьютера. Мы находимся на этапе, когда основная работа связана с человеческим фактором. Сейчас можно сказать, что 82 субъекта работают в полном объеме. Но неожиданно возникла проблема другого рода: не всех устраивает тот факт, что поставка ПО в лечебные учреждения осуществлялась бесплатно, то есть за счет федеральных средств. Дело в том, что в каждом регионе есть структуры, которым выгоднее создать свое программное обеспечение и получить за него деньги из местного бюджета, нежели работать на государственном бесплатном ПО. Отстаивая свои финансовые интересы, они зачастую дают отрицательные оценки новому программному продукту. А впереди огромная работа. Здравоохранение России будет переходить на персонифицированный учет оказания медицинских услуг. Планируется создание баз данных по крови и ее препаратам, регистра доноров, а также создание реестра органов для трансплантации. Но, учитывая, что орган живет два часа, а сейчас информация меняется с периодичностью раз в месяц, сразу же встает другая задача возможность быстрой передачи информации и обмена данными. А для этого необходимо подключение к интернету всех лечебных учреждений. Собственно, решение этих и других задач составляет основу планов работы на ближайшее будущее. CNews: Спасибо. |