|
|
Игорь Баландин: Основная проблема это степень подготовленности педагогов к переходу на современные методы преподаванияВ последнее время все больше говорят о необходимости «социальной ответственности» бизнеса и тесном сотрудничестве государства и коммерческих структур в социально значимых областях. Пример такого сотрудничества на протяжении многих лет показывает компания Microsoft. О существующих и перспективных проектах в области образования в интервью CNews рассказал Игорь Баландин, руководитель отдела по работе с образовательными учреждениями Microsoft CNews: В последнее десятилетие в развитых странах происходят фундаментальные перемены в образовательном процессе, затрагивающие все ступени получения знаний начальное, профессиональное, высшее и дополнительное образование и связанные с широким распространением и проникновением в повседневную жизнь граждан информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Насколько, если судить по вашим наблюдениям, эти тенденции проникновение электронных инструментов в школьное обучение, увеличение числа «нетрадиционных» студентов, активное использование интернет и дистанционного обучения для получения знаний, значительный рост сегмента «домашнего» образования и т.д. затронули и Россию, по сравнению, например, с США и Европой? Игорь Баландин: Да, действительно, эти тенденции активно развиваются в российской системе образования. В рамках национального проекта «Образование» проводится много акций, направленных на всё большее проникновение ИКТ в образовательные учреждения. В условиях обостряющейся конкуренции на рынке образовательных услуг на первый план выходят проблемы обеспечения качества образования. Очевидно, что техническая оснащенность учебного заведения современными ИКТ средствами пока не достаточна для достижения целей информатизации образования. Важно видеть перспективу развития и обеспечить его устойчивость. Одной из приоритетных задач реформирования отечественного образования остается его интеграция в мировое сообщество. Учебным заведениям, претендующим на соответствие мировым стандартам качества образования, необходимо руководствоваться в том числе и нормами международного права по охране интеллектуальной собственности. В этом смысле приобретение лицензионного программного обеспечения это единственно верный, цивилизованный, экономически оправданный и юридически безупречный выбор. Тем не менее, российская система образования всё ещё отстает от США и Европы в этом ключевом вопросе. CNews: Какие из государственных приоритетов в образовании представляются вам наиболее значимыми с точки зрения сокращения «цифрового разрыва» и «улучшения навыков готовности к трудоустройству» и почему? (В России это следующие государственные приоритеты: оснащение всех школ компьютерными классами, предоставление всем школам неограниченного доступа в интернет, грантовые программы для школ, создание новых национальных университетов, поддержка учителей и талантливой молодежи). Игорь Баландин: Не секрет, что на сегодняшний день темпы информатизации общеобразовательных учреждений значительно отстают от российских ВУЗов. Поэтому действия государства, направленные на сокращение цифрового разрыва между школами и ВУЗами, выглядят наиболее оправданными как сегодня, так и на ближайшую перспективу. Немало уже сделано в рамках национального проекта, и результаты этих нововведений уже не за горами. Но, я уверен, в ближайшие месяцы мы станем свидетелями ещё более серьезных изменений в том, что касается готовности российских школ встать на путь информатизации. Что касается высшего образования, то здесь хотелось бы особо отметить активность государства в развитии инновационности российских ВУЗов. Не понаслышке знаю, какой интерес проявляют ВУЗы к поистине уникальной возможности получить серьезную государственную поддержку своих инновационных концепций. Эта возможность не только стимулирует творческий потенциал российских ВУЗов, но и создает прекрасные предпосылки к серьезным ИТ инфраструктурным изменениям. CNews: Что является препятствием (или каковы основные препятствия), помимо уровня дохода россиян, для более активного использования информационных технологий в образовании в России и цифровой интеграции отечественного образования в мировую образовательную среду? Игорь Баландин: Основная проблема, по моему мнению это степень подготовленности педагогов к переходу на современные методы преподавания с использованием ИКТ на всех этапах обучения. Причём я имею в виду, прежде всего, психологическую готовность, хотя технологическая и профессиональная подготовка также нуждаются в дальнейшем усилении. В основном это касается системы общего образования, где ИКТ пока только приживаются, и не всегда этот процесс получает поддержку педагога. Но и в ВУЗах мы сталкиваемся со сложностями во внедрении современных продуктов и решений, направленных на автоматизацию системы обучения речь идёт не о нежелании ВУЗа использовать такие решения, а о наличии и готовности в этом университете методических материалов и поддерживающего цифрового контента. Это ещё одно серьезное препятствие, которое можно и нужно преодолевать в самое ближайшее время, иначе процесс глубокого проникновения ИКТ в систему преподавания не будет эффективным. CNews: В развитых и многих развивающихся странах происходит переход к концепции “обучение в течение всей жизни” и, учитывая, что будущее за международными стандартами использования ИКТ в образовании, как компания Microsoft видит национальные приоритеты информатизации образования в России? Игорь Баландин: Спасибо за вопрос. Концепция «обучение в течение всей жизни» требует пересмотра всей системы образования, ведь традиционно государством поддерживается система образования, ориентированная на предоставлении образовательных услуг на начальных этапах обучения индивидуума. В настоящее время в быстроменяющемся мире, в особенно это относится к предметным областям, связанным с ИКТ, специалист может менять направления своей деятельности каждые 5-6 лет и, соответственно, ему нужно переучиваться. В области ИКТ этот период составляет 2-3 года. Традиционные образовательные учреждения в силу ряда причин не могут быстро перестроиться и сформировать программы для расширенной аудитории. Нишу на рынке образовательных услуг заполняют коммерческие учебные центры. Компания Microsoft помогает традиционным образовательным учреждениям занять центральное место в системе обучения, предоставляя им доступ к современным образовательным ресурсам с помощью широкого набора программ. CNews: Microsoft реализует значительное число образовательных инициатив во многих странах мира, в том числе и в России. Одна из программ "Партнерство в образовании", стартовавшая в сентябре 2004 г. и включающая несколько компонент. Насколько вы удовлетворены результатами этой программы? Каким направлениям уделяете основное внимание? Как вы видите развитие этой программы в ближайшие год-два? Игорь Баландин: Дальнейшее развитие программы «Партнерство в образовании» будет реализовано через проект Microsoft «ИКТ-академия учителей» (Microsoft IT Academy for Teachers Training) для системы общего и начального профессионального образования. Проект предполагает реализацию обучения педагогов и методистов по PiL курсам и формирование сообщества творческих педагогов с помощью программы ITP (Innovative teachers Program). Целью этого проекта является усиление процессов информатизации школ на основе наиболее эффективного встраивания новых информационных технологий в учебный процесс силами обученных в проекте учителей по PiL курсам. Проект «ИКТ-академия учителей» в России будет реализован с привлечением заинтересованных учебных центров и институтов повышения квалификации партнеров в регионах страны. Координатор проекта - Академия повышения квалификации (Москва), который является центром подготовки региональных тьюторов для сети партнеров. Региональные партнеры включаются в проект на основе заявки и выполнения условий участия в проекте «ИКТ-академия учителей» (см. сайт АПК и ПРО). Предусмотрены гранты Майкрософт участникам партнерства как в форме инвестиций, так и ресурсов. Основными ресурсами являются PiL- курсы и ITN портал. Инвестиции направлены на обучение региональных тьюторов в АПК и ПРО и образовательную деятельность учебных центров по подготовке учителей региона по курсам Майкрософт. Региональные тьюторы составят экспертное сообщество по проекту, станут основными организаторами сетевого взаимодействие творческих педагогов на ITN портале. Региональные учебные центры силами подготовленных тьюторов обучат в каждом регионе около 1000 творческих учителей, участников национального проекта в образовании и помогут им технологично представлять свой инновационный опыт для педагогического сообщества. Предполагается охватить программой «Партнерство в образовании» все регионы, выразившие заинтересованность в проекте «ИКТ-академия учителей». До конца 2006 года в проект войдет 30 территорий участников проекта Всемирного банка «Информатизация системы образования» в рамках Соглашения Майкрософт с НФПК. CNews: Одна из российских программ Microsoft это портал «Сеть творческих учителей» для школьных учителей, заинтересованных в эффективном использовании ИТ в учебном процессе. Какое значение вы придаете этой программе? Насколько активно в ней участвуют учителя, в том числе в сообществах и дискуссионных группах? Отмечаете ли вы существенный приток новых участников программы в 2006 г? Игорь Баландин: Организация онлайнового сообщества на ITN портале является частью программы ITP, подразумевающей и общение в рамках конференций, профессиональные конкурсы и другие мероприятия. Русскоязычный ITN портал для учителей-новаторов открыт в 2005 году. На портале предоставлена полезная и интересная информация для педагогов, использующих ИТ в процессе преподавания, а также дающая возможность учителям формировать сообщества по интересам, общаться и обмениваться опытом. Слушатели курсов, прошедшие обучение в «ИКТ-академии учителей» после регистрации в «Сети творческих учителей» получают доступ к уникальным ресурсам международного педагогического сообщества и могут воспользоваться еще и следующими возможностями:
Планируется значительно расширить возможности портала в части работы с регионами участниками проекта «ИКТ академия учителей». Так уже к 2007 году все регионы участники сформируют на портале свое региональное представительство Сети творческих учителей, в котором отразят конкурсы педагогических инициатив, региональные сетевые педагогические форумы и все ИКТ учебные центры, напрямую работающие с учителями в районах, рядом со школами. Так же планируется дать возможность школам побудителям национального проекта представить свою инновационную образовательную деятельность на региональном представительстве портала. Такое сообщество школ поможет тем, кто только входит в конкурс по национальным проектам, познакомиться с передовым опытом победителей. Планируется за 2006-2007 учебные годы сформировать экспозицию «визитных карточек» учителей России победителей национального проекта. Обучаясь в ИКТ-академии в своем регионе, они научатся технологично представлять свой опыт коллегам. Таким образом, педагогическое кредо самых талантливых учителей страны станет доступно для всех учителей, в том числе из-за рубежа. Предполагается зарегистрировать около 10 000 таких учителей и дать им трибуну для обмена опытом. Всего за период реализации программы (до лета 2008 года) планируется привлечь к такому сетевому сотрудничеству около 50 000 учителей слушателей курсов ИКТ-академии и сформировать на портале не менее 50 региональных представительств, отражающих разнообразие образовательных достижений регионов страны. CNews: Каковы на ваш взгляд условия эффективного использования ИКТ в школах? Какую роль смогла бы сыграть программа «компьютер в каждый дом/семью», в случае начала ее реализации? Игорь Баландин: В рамках программы «Партнерство в образовании» корпорация Microsoft разработала ряд уникальных курсов, предназначенных как для повышения квалификации учителей, так и для обучения учеников. Основной критерий их отбора полезность курсов в развитии современного содержания школьной информатики как предмета, формирующего ИКТ-компетентность школьников. Важно также, чтобы курсы могли использовать и учителя школ, активно применяющие ИКТ в своей практике. Курсы могут использоваться для включения в программу информатики соответствующего класса, как дополнение к стандартной программе обучения в качестве факультатива, спецкурса, элективного курса, внеклассной работы. Цель курсов повысить квалификацию педагогов, научить их технологично представлять свой педагогический опыт, привить ученикам навыки эффективного использования ИКТ в школе и в жизни, заложить основы дальнейшего обучения и получения международных сертификатов Microsoft Office Specialist, Microsoft Certified Professional и Microsoft Certified Desktop Support Technician. CNews: Ваша компания поддерживает сотрудничество в выпуске учебных пособий. По каким критериям отбираются эти пособия? Каковы результаты этой программы и как она будет развиваться в дальнейшем, учитывая быстрорастущий интерес государства к отрасли ИКТ и обучению граждан в этой сфере? Игорь Баландин: Актуализация образовательных программ и курсов неотъемлемая часть подготовки современного специалиста, владеющего наиболее востребованными знаниями и опытом. С этой точки зрения подготовка и распространение учебных курсов и пособий является важным шагом в сотрудничестве компании и университетов в области образования. Обладая несомненным промышленным опытом и передовыми технологиями, компания всегда готова делиться ими для подготовки новых и модернизации существующих учебных курсов по наиболее значимым направлениям развития ИКТ. Примерами такого сотрудничества с университетами могут служить серии курсов «Партнерство в образовании» и «Microsoft Official Academic Curricula», курсы, разработанные на гранты Microsoft, и просто инициативные материалы, созданные при нашей информационной поддержке. Кроме репозитория англоязычных ресурсов, в России пользуется большим успехом «Библиотека учебных курсов», где в свободном доступе на сегодня размещено более 50 различных материалов. Единственное условие использования ссылка на авторов курса. В настоящее время по итогам весеннего конкурса грантов на тему «Программная инженерия» в разработке находится еще около 30 курсов и пособий, так что мы надеемся сделать «Библиотеку» еще более полезной и привлекательной для преподавателей и студентов. Стоит отметить, что мало просто подготовить набор курсов, необходимо также помочь их внедрению в учебный процесс. С этой целью в компании разработана специальная программа доступа университетов к программному обеспечению MSDN Academic Alliance, проводятся курсы повышения квалификации преподавательского состава, организуются и поддерживаются тематические конференции и семинары. Так, в 2005/06 учебном году более 280 вузов являлись участниками MSDN AA, около 250 преподавателей из почти 90 вузов прошли обучение по предложенным программам повышения квалификации, более 400 приняло участие в организованных нами конференциях и семинарах, на конкурс грантов подано более 150 заявок. Мы предполагаем дальнейшее развитие этого направления и искренне надеемся, что вклад индустрии в ИКТ-образование позволит выпускникам отвечать самым высоким требованиям современности. CNews: …Кроме того, у Microsoft в России масштабная академическая программа, включающая направления Microsoft Research и Microsoft Academic Days. Каковы цели и задачи этой академической программы? Каких результатов вам удалось достичь? Каковы перспективы развития программы? Возможно, вы думаете о запуске ее новых направлений? (Если возможно поделитесь своими планами). Игорь Баландин: Мы участвуем в подготовке высококвалифицированных специалистов, владеющих информационными технологиями и востребованных на завтрашнем рынке труда. Для этого Microsoft:
В рамках этой деятельности хотелось бы выделить следующие приоритетные направления и конкретные программы: 1. Программное обеспечение доступно образовательным учреждениям для учебных и исследовательских целей в первую очередь в рамках программы MSDN Academic Alliance. В рамках годовой подписки все преподаватели и студенты соответствующего факультета имеют возможность использовать наше программное обеспечение не только в стенах вуза или колледжа, но и на домашних компьютерах. Однако программа MSDN AA не только диски, это и информация, и общение, и сообщество, и тренинги по продуктам и технологиям. Мы прилагаем максимум усилий, чтобы более 280 университетов-участников сообщества кроме продуктов компании получили действительно комфортный доступ к современным технологиям. 2. Для поддержки учебного процесса в университетах мы организовали и поддерживаем Библиотеку учебных материалов Microsoft, способствуем повышению квалификации преподавателей на наших курсах, объявляем конкурсы грантов на разработку учебных курсов, организуем тематические семинары и конференции для преподавателей и исследователей, поддерживаем издание учебно-методической литературы. Так, например, на конференцию «Академические Дни Microsoft», которая за последние 4 года приобрела широкую известность в университетских кругах, приехали около 300 человек из самых разных уголков страны. Мы верим, что комплексный подход к поддержке образования позволит обеспечить необходимый уровень профессиональной подготовки выпускников вузов. 3. Чтобы стимулировать интерес студентов к специальности и помочь им лучше освоить премудрости информационных технологий мы участвуем в проведении и сами являемся инициаторами целого спектра разнообразных студенческих мероприятий. Хорошим примером могут служить конференции для студентов, аспирантов и молодых ученых «Технологии Microsoft в теории и практике программирования». Конференции четвертый год проводятся при поддержке Научно-методического совета по информатике Министерства образования и науки, в этом году они прошли в 4 городах на базе МГТУ им.Баумана, НГУ, ННГУ, СПбГПУ. Около 1500 человек приняли участие в работе конференций, опубликовано более 500 работ. Другое интересное событие - конкурс Imagine Cup. На сегодня это крупнейший в мире студенческий конкурс по информационным технологиям (в этом году участвовало более 65000 человек из 80 стран), и тем приятнее, что в прошлом году на финале в Японии российские студенты не только заняли 1 место в самой престижной категории «Программные проекты» и получили приз в размере $25000, но и заняли призовые места еще в двух категориях. В этом году конкурс стартует в октябре, и мы надеемся, что Россия упрочит свое место на этих соревнованиях. Отметим, что мы не только организуем свои мероприятия, но и поддерживаем инициативы университетов по проведению конференций, конкурсов и олимпиад, способствующих становлению будущих специалистов, оказываем помощь сообществам молодых разработчиков, помогаем ребятам получить необходимые знания и навыки для дальнейшей профессиональной жизни. Кроме того, развивается программа студенческих стажировок непосредственно в компании, этим летом 4 студента получили возможность поехать в Америку, более 10 стажировались в наших российских офисах. Сейчас мы расширяем программу и привлекаем новых студентов для прохождения практики в российском отделении Microsoft. Таким образом, мы способствуем установлению связей университетов и промышленных компаний, внедрению передовых достижений индустрии непосредственно в учебный процесс, комплексной подготовке современных ИКТ-специалистов в рамках университетского образования. Работая совместно с вузами и компаниями-партнерами, мы вносим свой вклад в подготовку востребованных специалистов нашей развивающейся отрасли. CNews: В России, как, впрочем, и в мире, ощущается острый дефицит ИТ-специалистов. Насколько велик интерес к инициативе компании Microsoft IT Academy в Европе? в России? Какие специальные программы предлагает Microsoft для факультетов и вузов, готовящих ИТ-специалистов? Как ваша компания в целом видит развитие ИТ-образования в России? Какие шаги необходимо предпринять в неотложном порядке? Игорь Баландин: Программа Microsoft IT Academy пользуется большой популярностью. Об этом говорит возрастающее число участников. На 1-ое июля 2006 г. в странах ЕМЕА было зарегистрировано 2453 участника. Программа предусматривает ежегодную оплату. Каждое образовательное учреждение каждый год, продлевая участие, оценивает ресурсы программы. Поэтому количество участников, особенно продлевающих свое членство, является важным показателем успешности программы. Другим важным показателем является то, что в некоторых странах программы, предлагаемые Microsoft, включаются в традиционные учебные процессы по ИКТ специальностям. В России на сентябрь 2006г. зарегистрировано около 100 участников. И мы очень гордимся этой цифрой по двум причинам. Первая: российские образовательные учреждения готовы инвестировать в инновационную деятельность свои ресурсы, а вторая: большинство учебно-методических материалов англоязычные, т.к. программа международная. В рамках программы российские образовательные учреждения одновременно предоставляют своим студентам и новые формы обучения, и ИТ-знания и технический английский. Microsoft предлагает образовательным учреждениям все ресурсы «авторизованного» обучения, которые разрабатываются для ИТ- специалистов и традиционно предлагаются для коммерческих партнеров в компетенции обучения. Для некоторых сертификационных треков создаются специальные академические версии учебно-методических материалов (MOAC, eLearning). По нашему мнению, в технических ВУЗах на ИТ-специальностях просто необходимо обогащать учебный процесс, включая туда постоянно обновляемые высококачественные программы вендоров. Коллективы ВУЗов, которые внедряют такие программы, необходимо поддерживать и поощрять за внедрение инноваций. CNews: В последние месяцы прошлого, 2005 года Microsoft объявила о новом этапе развития IT Academy о начале разворачивания Региональных ресурсных центров IT Academy. Каких результатов удалось достичь за это время? Каковы дальнейшие перспективы развития программы Microsoft IT Academy в России? Игорь Баландин: Дело в том, что подобно самой ИКТ отрасли, программа Microsoft IT Academy «живая» Microsoft постоянно вносит в программу изменения. Первого октября 2006 года фактически произошел перезапуск программы: значительно расширились предоставляемые ресурсы, увеличилась оплата ежегодного участия. Для удобства участников, большинство из которых являются государственными учреждениями, Microsoft в России приложил значительные усилия для «локализации» многих процессов программы. Поэтому перезапуск для нас означал выстраивание новых процессов. Мы очень волновались, как это отразится на наших участниках, ведь в связи с перестройкой процессов, сменой логистического партнера, повышением стоимости регистрационного взноса, от нас могли просто отвернуться. Мы приложили все усилия для поддержки наших академий в этот нелегкий период. Совместно с партнерами были разработаны программы обучения, которые образовательные учреждения могут проводить для государственных служащих, тем самым расширить свою аудиторию. Можно сказать, что создано сообщество ВУЗов, индустрии и бизнеса в области ИКТ обучения. В этой связи нельзя умолчать о партнере Microsoft в России комании SoftLine, которая на протяжении 3-х лет поддерживает и развивает программу. CNews: Как вы видите перспективы внедрения технологий дистанционного обучения в России? Какие продукты и решения предлагает ваша компания на этом рынке? Игорь Баландин: Системы дистанционного обучения (СДО) имеют важное значение для нашей страны. Они позволяют дать студентам больше возможностей для получения знаний. Кроме того, в условиях, когда в малых городах и селах трудно найти учителей для преподавания иностранных языков, информатики и т.п., СДО позволяет восполнить этот пробел, организовав дистанционное преподавание данных предметов. Для создания СДО Microsoft предлагает продукт Sharepoint Learning Kit (SLK). Он является бесплатным дополнением к Microsoft SharePoint 2007, позволяет управлять учебными материалами в форматах SCORM 2004, 1.2 и LRM, выдавать их в качестве заданий и контролировать процесс их выполнения и успеваемость. В состав продукта входят мощные и гибкие интерфейсы разработки приложений (API), позволяющие дополнять и расширять стандартный функционал SLK. Возможна и более детальная адаптация продукта к потребностям учебного заведения, поскольку доступен его исходный код. Однако не надо забывать, что учебный процесс - это не только выдача заданий. Это также и календарное планирование с последующим доступом к календарю, и поддержка сообществ преподавателей и учащихся, и общение между собой всех участников процесса обучения в форумах, с помощью электронной почты и мгновенных сообщений (текстовые, аудио и видео коммуникации). Для такой комплексной автоматизации образовательного процесса Microsoft предлагает свое решение Microsoft Learning Gateway (MLG). MLG состоит из нескольких программных продуктов Microsoft, таких как SLK, Live Comminications Server, Office SharePoint Server и других. Получить более подробную информацию о решении можно на сайте www.mlg-edu.ru CNews: Как вы видите перспективы развития информатизации российских образовательных учреждений и увеличение скорости проникновения ИКТ в национальную систему образования в целом? Каковы основные стратегические направления действий вашей компании в образовании в России на среднесрочную перспективу? Игорь Баландин: Национальный проект «Образование» заложил новые базисные основы для ускоренного проникновения ИКТ в российскую систему образования. Стратегические мероприятия, заложенные в проект и подкрепленные серьезными инвестициями в российское образование, являются основным залогом успешного развития информатизации российских образовательных учреждений. Именно поэтому стратегические направления действий Microsoft в области образования мы согласовываем с приоритетными задачами национального проекта, и по этой причине основная наша стратегия может быть коротко обозначена как «инновационность в российской системе образования». Все новые продукты и решения Microsoft, такие как Windows Vista, Office System 2007, Sharepoint Learning Kit, не просто сами по себе являются инновационными, но и помогут российским школам и ВУЗам встать на путь инноваций. Также хотел бы отметить, что стратегическая программа Microsoft «Партнерство в образовании», которая предусматривает инвестиции в российскую систему образования в объеме 4 миллионов долларов в течение пяти лет, полностью отвечает перспективным направлениям национального проекта. Поэтому стратегическое партнерство Microsoft с российской системой образования находит всё большую поддержку со стороны школ, ВУЗов, преподавателей, студентов и школьников. CNews: Спасибо. |