|
|
Юрий Петров: Информационная система призвана выявлять проблемные зоны
Отставание уровня отечественного образования от потребностей времени, низкий уровень технической оснащенности учебных заведений, существенный разрыв в уровне подготовки столичных и региональных специалистов вот далеко не полный перечень проблем, на решение которых направлен приоритетный национальный проект «Образование». О том, какие меры предусмотрены для практической реализации поставленных задач, рассказал в интервью CNews Юрий Петров, заместитель начальника Управления программ развития в сфере образования Федерального агентства по образованию (Рособразования)
Cnews: Какие задачи, стоящие перед приоритетным национальным проектом в области образования, планируется решить путем широкого использования достижений информационных и коммуникационных технологий? Какие меры по ИТ обеспечению образования уже предпринимаются и какие планируется предпринять?
Юрий Петров: В рамках реализации приоритетного национального проекта планируется решить задачи:
- Обеспечение доступа учащихся образовательных учреждений через сеть Интернет к современным информационным образовательным ресурсам (ИОР), созданным за счет средств федерального бюджета в результате реализации федеральных целевых программ, в том числе федеральным образовательным порталам, электронным образовательным ресурсам, сетевым лабораторным практикумам, депозитариям и др.
- Повышение уровня образования учащихся и качество подготовки выпускников образовательных учреждений.
- Внедрение современных образовательных программ и технологий в учебный процесс (развитие интерактивных форм обучения, использование мультимедийных технологий и обучающих программ).
- Возможность для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий.
24 июля объявлен конкурс по проекту «Обеспечение доступа к сети интернет образовательных учреждений Российской Федерации» для определения организации-исполнителя и подписания государственного контракта.
Внедрение информационных технологий в образование реализуется не только в рамках национального проекта. В рамках Федеральной целевой программы развития образования реализуется ряд проектов, направленных на:
- создание электронных образовательных ресурсов нового поколения, обеспечивающих реализацию образовательных программ по предметам: Физика, Химия, Биология, Иностранный язык (английский язык), География, Мировая художественная культура (МХК) и Искусство, История, Русский язык, Естествознание, Математика;
- дальнейшее развитие информационной системы «Единое окно» с целью обеспечения быстрого и эффективного поиска и доступа к необходимым образовательным информационным ресурсам для всех уровней и направлений образовательной деятельности;
- модернизацию информационной инфраструктуры учреждений высшего профессионального образования в целях отработки различных моделей финансирования;
- создание технологической площадки Федеральных центров информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР), снабженной всеми необходимыми инфраструктурными компонентами, развертывание на ее базе всех предусмотренных Системным проектом прикладных систем, тестирование, приемка и ввод системы ФЦИОР в опытную эксплуатацию;
- поставку аппаратно-программных комплексов и специализированного оборудования для детей с ограниченными возможностями для оснащения демонстрационных залов Региональных координационных центров и поставку аппаратно-программных комплексов для оснащения административных и учебно-методических модулей Региональных координационных центров.
Cnews: Несмотря на то, что программа компьютеризации школ идет полным ходом, «цифровой разрыв» между наиболее и наименее оснащенными учебными заведениями различных регионов России чрезвычайно велик. Какие меры предпринимаются для сокращения «цифрового разрыва»?
Юрий Петров: В рамках приоритетного национального проекта планируется довести количество образовательных учреждений, подключаемых к сети интернет, до 100%. Субъекты Российской Федерации обеспечивают образовательные учреждения своего региона автоматизированными рабочими местами. В 2007 году планируется поставка компьютерного оборудования в образовательные учреждения Российской Федерации, в результате чего значительно сократится «цифровой разрыв» между наиболее и наименее оснащенными учебными заведениями различных регионов России.
Cnews: Во всем мире на место традиционных библиотек с читальными залами постепенно приходят электронные библиотеки. Планируется ли в рамках реализации приоритетного национального проекта в сфере образования выделение средств на создание таких информационных ресурсов
Юрий Петров: В рамках реализации приоритетного национального проекта создаются все необходимые предпосылки для использования информационно коммуникационных технологий в образовательном процессе. При этом в целях поддержки мероприятий приоритетного национального проекта Федеральной целевой программой развития образования реализуется ряд комплексных проектов, направленных на создание электронных библиотек образовательных ресурсов, федеральных депозитариев электронных средств учебного назначения и электронных изданий, составление электронных перечней литературы, электронных (оцифрованных) изданий, электронных каталогов (на CD-дисках).
Cnews: Как вы относитесь к возможности внедрения технологий дистанционного обучения в России? Какие мероприятия в этом направлении предусмотрены в рамках приоритетного национального проекта?
Юрий Петров: Одна из задач мероприятия «Развитие технической основы современных информационных образовательных технологий» направления «Внедрение современных образовательных технологий» приоритетного национального проекта «Образование» повышение качества и доступности образования за счет предоставления новых образовательных услуг, основанных на обеспечении образовательным учреждениям доступа к различным современным информационно-образовательным ресурсам, расположенным в сети интернет. Параллельно реализуется ряд проектов в рамках Федеральной целевой программы развития образования, направленных на развитие дистанционных технологий в образовании.
Cnews: В настоящее время разрабатывается информационная система управления реализацией целевых программ и программных мероприятий Минобрнауки (ИСУ ЦП). Что будет представлять собой эта система? На решение, каких задач направлено ее создание?
Юрий Петров: Проект «Создание второй очереди системы управления программными мероприятиями на основе проектного управления» ориентирован на достижение следующих целей:
- Разработка второй очереди автоматизированной информационной системы управления целевыми программами и программными мероприятиями Рособразования на основе ранее созданного макета;
- Развитие методологии и инструментов календарно-ресурсного планирования в Рособразовании и внедрение в практическую деятельность агентства;
- Интеграция отдельных инструментов и механизмов в единую среду информационной поддержки проектной деятельности;
- Ведение баз знаний и баз данных по управлению проектами, предоставление единого, структурированного реестра описаний реализованных и выполняемых проектов, их поиск, категоризация и классификация;
- Обучение сотрудников Рособразования работе с информационной системой управления целевыми программами и программными мероприятиями.
Cnews: Минобрнауки России в 2005 году также инициировал создание информационной системы мониторинга и статистики в образовательной сфере. Какие задачи будет решать эта система? Из каких основных блоков она состоит? Какие работы по созданию системы уже завершены и что предстоит сделать? Какого социально-экономического эффекта Вы ожидаете от внедрения этой системы?
Юрий Петров: Целью создания информационной системы мониторинга и статистики является информационная поддержка разработки и реализации государственной образовательной политики, в том числе:
- Обеспечение органов управления образованием Российской Федерации актуальной, полной, достоверной и регулярно обновляемой информацией о состоянии и тенденциях развития системы образования Российской Федерации;
- Создание единой информационной базы, необходимой для анализа и прогноза развития образования;
- Создание современной комплексной системы мониторинга и статистики в сфере образования в соответствии с международными стандартами.
Современная информационная система призвана объективно отображать состояние и тенденции развития системы образования в Российской Федерации, адекватно оценивать меры по реформированию организационно-экономических механизмов образования, выявлять проблемные зоны, оперативно корректировать образовательную политику как на федеральном уровне, так и на уровне региональных и муниципальных органов управления образованием, и, более широко, региональных и местных органов власти. Информационная система должна представлять устойчивую во времени конструкцию, обеспечивающую регулярное содержательное обновление, а так же допускающую при этом обновление в зависимости от актуальных требований образовательной политики.
На данном этапе достижение указанных целей обеспечивается решением следующих задач:
- Проведение обследования системы управления образованием с целью выявления и анализа потребностей пользователей в статистической информации на различных уровнях управления образованием для принятия управленческих решений, включая:
- Минобрнауки России;
- Рособразование;
- Рособнадзор;
- Территориальные органы управления образованием субъектов РФ (пилотные регионы)
- Разработка рекомендаций по актуализации и совершенствованию комплексной системы индикаторов и показателей статистики и мониторинга образования каждой из следующих подсистем:
- подсистема целевых показателей развития образования Российской Федерации, включающей основные индикаторы образования;
- подсистема показателей развития образования, обеспечивающих проведение международных сопоставлений в сфере образования.
- подсистема показателей реализации образовательной политики, включающей систему показателей эффективности бюджетных расходов на образование и подготовку кадров, по целям, задачам, мероприятиям;
- подсистема показателей деятельности образовательных учреждений;
- подсистема тематических индикаторов (индикаторы экономики образования, индикаторы образовательных и экономических стратегий, индикаторы использования ИКТ в сфере образования, индикаторы инновационного развития, индикаторы интеграции образования и науки, индикаторы интеграции вклада образования в новую экономику);
- подсистема показателей, обеспечивающих проведение межрегиональных сопоставлений и расчет рейтингов регионов;
- подсистема внесистемных индикаторов (индикаторы, характеризующие взаимосвязи демографических процессов и развития образования, индикаторы, характеризующие взаимосвязи образования в формирование человеческого капитала, индикаторы, характеризующие участие населения в непрерывном образовании).
- Разработка на основе нового инструментария государственной статистической отчетности (формы ОУ-1/ОУ-2 и НПО-1/НПО-2) ключевых индикаторов по каждой из вышеперечисленных подсистем, общим количеством не менее 200 индикаторов и не менее 20 индикаторов по каждой из подсистем. Разработка ключевых индикаторов мониторинга и статистики высшего и среднего профессионального образования по тематике вышеперечисленны подсистем.
- Разработка ключевых показателей и индикаторов, а также инструментария ведомственной отчетности для проведения оперативной оценки и получения аналитической информации о состоянии системы образования: в том числе:
- Разработка индикаторов развития системы образования и оценки институциональных изменений; - Разработка индикаторов мониторинга модернизации системы образования и реализации мероприятий приоритетного национального проекта; - Разработка ведомственной статистики, отражающей социально-экономическое состояние системы образования
- Формирование электронной библиотеки моделей (репозитария) информационных потоков «Как будет» процесса статистики и мониторинга образования на федеральном и региональном уровнях.
- Разработка организационных регламентов по сбору, обработке и анализу данных мониторинга и статистики;
- Разработка 1-й очереди ИС МиСО, включающей разработку технического задания 1-ой очереди ИС МиСО, технорабочее проектирование, проведение пуско-наладочных работ программных и технических средств и проведение предварительных испытаний 1-ой очереди ИС-МиСО;
- Опытная эксплуатация 1-ой очереди ИС МиСО в пилотных регионах на основе нового инструментария государственной статистической отчетности и проведение приемочных испытаний 1-ой очереди ИС МиСО;
- Подготовка дистанционного курса обучения пользователей ИС МиСО.
Cnews: Отсутствие стандартов при разработке и внедрении информационных систем является тормозом на пути формирования единого информационного пространства. Каким образом при создании информационных систем Минобрнауки решается проблема информационного взаимодействия и интеграции с информационными ресурсами других ведомств и организаций?
Юрий Петров: Проблема информационного взаимодействие и интеграции с информационными ресурсами других ведомств и организаций, решается:
- в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, в ней разрабатываются электронные образовательные ресурсы (ЭОР) нового поколения на модульной основе.
- в рамках реализации мероприятия 26 «Развитие инфраструктуры единого образовательного информационного пространства, включая развитие сетей образовательных коммуникаций, развитие сети распределенных информационно-образовательных ресурсов и сети региональных ресурсных центров», проводиться конкурс «Интеграция федеральных образовательных порталов на базе концепции «Единого окна».
- Министерством информационных технологий и связи РФ разрабатывается система мониторинга и контроля реализации национальных проектов. В рамках Системы мониторинга и контроля реализации национальных проектов можно выделить следующие функции:
- учет запланированных мероприятий - ведение нормативно-справочной информации - составление и ввод отчетных данных в систему - мониторинг реализации национальных проектов - контроль реализации национальных проектов - разграничение прав доступа - обеспечение информационной безопасности - администрирование системы
Cnews: Каким образом обеспечивается прозрачность деятельности Минобрнауки в частности при реализации приоритетного национального проекта в области образования?
Юрий Петров: Деятельность Минобрнауки в частности при реализации национального проекта в области образования обеспечивают информационные сайты Росообразования, Министерство образования и науки РФ, а так же утвержденное техническое задание, конкурсная документация.
Cnews: Спасибо.
|
|