|
|
Российский рынок аптечного ПОРоссийский фармацевтический рынок характеризуется высокими темпами роста и значительными объемами коммерческого сектора. К такому выводу пришли специалисты Центра маркетинговых исследований "Фармэксперт"1, которые проводят ежегодный мониторинг субъектов фармацевтического рынка. Вместе с ним развивается и сектор аптечного программного обеспечения, позволяющего автоматизировать основные функции современного фармпредприятия. По данным ЦМИ "Фармэксперт", за последние четыре года количество аптек и аптечных пунктов увеличилось более чем на 11% (в 2006 г. их насчитывалось около 24 тыс); еще большими темпами растет число аптечных киосков: сейчас их функционирует около 40 тыс (к 2003 г. рост составил более 19%). При этом розничная аптечная сеть развивается в основном за счет поглощения крупными сетевыми структурами более мелких игроков и создания новых аптек. В настоящее время крупные сети контролируют более 40% рынка, а через 2 года, по мнению экспертов, их доля достигнет 60%. Российский фармрынок — игра по-крупному В настоящее время на фармацевтическом рынке представлены 4 группы субъектов: государство, дистрибьюторы, инвесторы и частный капитал. Государственные аптеки занимают значительное, а в ряде регионов и ведущее место на фармацевтическом рынке. Многие из них объединены в сети, но большую часть составляют отдельные аптечные пункты. Специалисты отмечают устойчивую тенденцию к поглощению отдельных торговых точек крупными сетями. В тоже время, необходимость обеспечения гарантий социально-значимых услуг населению, в частности лекарств по программе ДЛО, не позволит государству полностью отказаться от своей доли в аптечном бизнесе и передать эти предприятия в частные руки. Ряд компаний-дистрибьютеров тоже занимается развитием собственных розничных сетей. Безусловным лидером в этом сегменте является компания ПРОТЕК, создавшая 2 торговые сети — "Ригла" и О3, объединяющие по итогам I квартала 2007 года 650 аптек. Большой интерес к российскому розничному рынку медикаментов проявляют и крупные европейские розничные операторы AllianceBoots и Celesio AG. По мнению специалистов ЦМИ "Фармэксперт", в ближайшее время к ним может присоединиться сеть гипермаркетов Wal-Mart, которая занимается продажей лекарственных препаратов под собственной торговой маркой. TOP 5 межрегиональных аптечных сетей с наибольшим количественным составом Источник: ЦМИ "Фармэксперт", 2006 Несмотря на рост крупных аптечных сетей, значительную часть рынка по-прежнему занимают единичные частные аптеки. Жестокая конкуренция приводит к постепенному уменьшению их количества, однако, по мнению экспертов, полное исчезновение этой категории игроков рынка ни в коем случае не грозит. За последние пять лет число аптек в Москве выросло в восемь раз — с 300 до 2500, а с учетом аптечных киосков составило, по оценке DSM Group, почти 3500. Тем не менее, фармацевтический рынок продолжает расширяться — в прошлом году была запущена новая розничная сеть "А5", в состав которой должны войти 300 аптек. Сравнение прироста общего товарооборота в аптечных сетях разных категорий в 2006 г. относительно показателей 2005 г.,% Но, по мнению экспертов, пик роста аптечного рынка пройден в 2006 г., когда объем розничных продаж лекарств и парафармацевтики вырос на 37%, превысив $12 млрд. В дальнейшем рост начнет замедляться: к 2010 г. объем рынка составит, по прогнозам DSM Group, $21,4 млрд, а среднегодовые темпы — 12-15%. По данным DSM Group по соотношению аптек и населения Россия (одна аптека на 3200 человек) опередила такие европейские страны, как Германия (на 3800 человек) и Польша (на 3400). ИТ в аптеках: история вопроса Рынок автоматизации аптечных предприятий начал формироваться в середине 90-х годов. На начальном этапе качество внедряемых программных продуктов оставляло желать лучшего. Это было связано, прежде всего, с тем, что основными поставщиками ПО для аптек были ИТ-компании, специализирующиеся на автоматизации розничной торговли. Зачастую, аптечным предприятиям предлагалось внедрение стандартных решений для розничной торговли с возможностью "донастройки". При таком подходе интеграторы информационных систем не всегда могли полностью реализовать задачи аптечных предприятий. К концу 90-х программы комплексной автоматизации аптечных предприятий оформились в самостоятельный сегмент. Были разработаны специализированные программные продукты. Заказчиками систем автоматизации стали наиболее успешные и финансово состоятельные аптеки, способные самостоятельно закупить дорогостоящее оборудование, программное обеспечение и оплатить техническое обслуживание. Постоянно усиливающаяся конкуренция крупнейших фармацевтических дистрибьюторов заставляла их искать новые пути привлечения аптек к долгосрочному сотрудничеству. Так, несколько крупнейших национальных дистрибьюторов объявили в 1999-2001 гг. о начале проектов по автоматизации своих ключевых клиентов. Компания СИА Интернэшнл, работая в сотрудничестве с разработчиком программного обеспечения, компанией Эскейп, активно занималась автоматизацией муниципальных аптек, перешедших на схему 100% закупок в СИА по договорам комиссии, помогая им приобрести и установить программу М-Аптека. В начале 2000 года Инвакорп Фарма объявила о своем проекте по автоматизации ключевых клиентов компании. К этому моменту программистами компании уже была создана программа Инвакорп-Аптека, которая была запущена в опытную эксплуатацию в одной из крупнейших московских муниципальных аптек №36 "Виктория". На рынке впервые появился программный продукт, созданный и обслуживаемый не ИТ-компанией, а фармацевтическим дистрибьютором. Позже в связи с ликвидацией компании Инвакорп Фарма отдел автоматизации Инвакорп перешел в компанию Аптека-Холдинг. На настоящий момент компания Аптека-Холдинг имеет право на распространение и внедрение программы Инвакорп-Аптека. На данный момент на рынке автоматизации аптечных предприятий работает четыре дистрибьютора фармацевтических препаратов: ЦВ Протек, СИА Интернешнл, Аптека-Холдинг, ГК Интерлизинг. Среди ИТ-компаний можно перечислить порядка 30-40, которые занимаются внедрением специализированного аптечного программного обеспечения. Кто играет на рынке аптечного ПО? Среди поставщиков информационных систем для аптечных предприятий можно выделить следующие категории:
Для первой категории поставщиков разработка аптечного ПО чаще всего не является приоритетным направлением. В большинстве случаев данное направление выделяется в компании-разработчике ПО для предприятий розничной торговли после внедрения нескольких схожих решений под заказ. Таким образом, компания-разработчик ПО предлагает заказчикам одно из специализированных отраслевых решений, но зачастую не выделяет в своем бизнесе отдельного "аптечного" направления. Для двух последних категорий свойственно более продуманное отношение к выделению ресурсов на предложение услуг по автоматизации аптек. Для фармдистрибьюторов разработка ПО не является профильным направлением, и если компания решается на такой проект, то зачастую автоматизация аптек не приносит прямой прибыли компании. Целями фармдистрибьюторов, занимающихся автоматизацией аптек, могут являться повышение уровня обслуживания клиентов; повышение объемов продаж за счет взаимовыгодных схем внедрения ПО; повышение уровня лояльности клиентов за счет создания положительного имиджа надежного партнера по бизнесу; привлечение большего числа аптек в качестве прямых клиентов. Конкурентными преимуществами фармдистрибьюторов перед ИТ-компаниями являются высокий уровень присутствия компаний дистрибьюторов и наработанная клиентская база на рынке автоматизации аптечных предприятий. Компании-фармдистрибьюторы занимаются внедрением собственных разработок (ЦВ Протек, Аптека-Холдинг) или реализуют проекты, привлекая ИТ-компании в качестве партнеров (СИА Интернэшнл). В этой группе наиболее крупными игроками рынка являются ЦВ Протек, Аптека-Холдинг, СИА Интернэшнл и ГК Интерлизинг. Тем не менее, компании-разработчики программного обеспечения, среди которых можно выделить Инсофт Девелопмент, Компьютер-Сервис, Регард Софт, Фирма Эйс, ЭКМИ-мастер, Эскейп, PharmaNet, 1С-Рарус, прочно удерживают свою долю рынка. Наталья Рудычева/CNews |