|
|
ЕГЭ и проблема оценки качества образованияЭффективная система образования в начале 21 века стала важнейшей составляющей экономического, научного прогресса и национальной безопасности любого государства. От качества подготовки выпускников зависит не только уровень благосостояния граждан внутри страны, но и самостоятельность, и конкурентоспособность Российской Федерации на международной арене. Современное постиндустриальное общество неразрывно связано с высокими технологиями, постоянными инновациями и изменениями во многих областях человеческой жизни. Успешно функционирование системы образования, подразумевающее своевременное и точное выполнение социального заказа, требует непрерывного и систематического анализа предоставляемых ею образовательных услуг. Государственный мониторинг качества образования В основе европейской системы образования лежит мониторинг его качества, который осуществляется через внешнюю и внутреннюю формы оценки. Причем в континентальной Европе больше распространена внешняя форма, в соответствии с которой государственные институты осуществляют лицензирование, аттестацию и аккредитацию учебных заведений. В Великобритании администрация образовательного учреждения проводит «самоаттестацию» — именно таким образом происходит внутренняя оценка качества образования. Россия решила взять на вооружение зарубежный опыт. Действующая концепция модернизации системы отечественного образования до 2010 года содержит положения о совершенствовании контроля и управления качеством образовании. Одной из важнейших задач образовательной политики Российской Федерации является создание общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО), деятельность которой будет связана с аттестацией образовательных учреждений и обучающихся; международными мониторинговыми исследования (PISA, TIMSS и др.); введением единого государственного экзамена (ЕГЭ) и организацией системы мониторинга качества образования в регионах и высших учебных заведениях. В связи с расширением деятельности областных, районных учреждений управления образования предполагается создание региональных информационных центров (РИЦ) управления качеством образования. В соответствии с законодательством, на данный момент определены две формы аккредитации учебных заведений: государственная и общественная. С их помощью государство защищает потребителей образовательных услуг от различного рода злоупотреблений: проверяет содержание и уровень подготовки преподавателей образовательных учреждений, а также эффективность внутривузовской системы обеспечения качества образования; контролирует соответствие учебных планов и программ, качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям государственных образовательных стандартов; изучает условия обучения, качество и уровень учебной литературы; виды и формы внеучебной работы. Одним из важнейших критериев при выдаче свидетельства о государственной аккредитации учебного заведения является востребованность выпускников после завершения образования. Успешное прохождение государственной аттестации позволяет учебному заведению продолжать заниматься своей деятельностью, выдавать различного рода свидетельства о прохождении обучения, присуждать квалификацию своим выпускникам. С 2004 года обязанность проведения государственной аккредитации высших, средних профессиональных и общеобразовательных учебных заведений была возложена на Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки РФ. Основную работу в этом направлении выполняет Национальное аккредитационное агентство в сфере образования и Аккредитационная коллегия, в состав которой входят ректоры, профессора государственных и негосударственных образовательных учреждений, а также представители различных министерств и общественных организаций. Общественный и международный контроль Менее известно в нашей стране о деятельности органов общественной аккредитации. Достаточно продолжительное время в России существует Аккредитационный независимый центр (АНЦ), который осуществляет независимую общественно-профессиональную аккредитацию высших учебных заведений по определенным видам образовательных программ в соответствии с перечнем установленных направлений и специальностей сроком на 5 лет. Результаты деятельности АНЦ позволяют выделять из множества вузов или факультетов одного профиля нескольких лидеров для составления рейтингов учебных заведений по определенным специальностям. Независимая общественно-профессиональная аккредитация проводится добровольно, отрицательные результаты проверки не публикуются, но к ней могут быть допущены только те образовательные учреждения, которые уже имеют государственную аккредитацию. Таким образом, государство проводит первоначальную «селекцию» образовательных учреждений, которые в дальнейшем могут обратиться к независимым экспертам для повышения своего статуса, в том числе и за рубежом. Критерии, используемые при проведении независимой аккредитации образовательных программ вузов, соответствуют требованиям Европейского консилиума аккредитации (ЕСА) в сфере высшего образования, существующего с 2003 года на территории Европейского сообщества. Россия, как участница Болонского процесса по созданию единого общеевропейского пространства высшего образования, заинтересована в интеграции национальных аккредитационных систем в европейскую, а затем и мировую систему мониторинга образования. Наша страна уже принимает участие в трех международных проектах по оценке качества общего образования: «Исследование качества чтения и понимания текста» (Progress in International Reading Literacy Study, PIRLS, IEA) в начальной школе; «Программа по оценке образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста» (Programmе for International Student Assessment, PISA, OECD) и «Исследование тенденций в математическом и естественнонаучном образовании» (Trends in International Mathematics and Science Study, TIMSS, IEA). Эти тесты позволяют оценить уровень образования учащихся разного возраста, пола, национальной и религиозной принадлежности на всех ступенях образовательной системы. Таким образом, данные этих исследований представляют собой совокупность независимых систем мониторинга образования в мире. Участие России в этих международных сравнительных исследованиях способствует становлению общероссийской системы оценки качества образования. Объективен ли ЕГЭ По мнению инициаторов реформы российского образования, одним из эффективных инструментов оценки его качества должен стать Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Разработчики электронной системы рассчитывают, что ее внедрение будет способствовать повышению объективности оценки результатов выпускных экзаменов, создаст предпосылки для становления и развития национальной системы контроля качества образования. Однако не стоит забывать, что процедура тестирования, осуществляющая диагностику и анализ знаний учащихся по предмету за определенный период, не является универсальной технологией, замещающей все другие. Подразумевается, что единый государственный экзамен будет, прежде всего, муниципальной моделью педагогического мониторинга, и только потом общероссийской - слишком различны его результаты по регионам. Если государственный экзамен будет проводиться повсеместно и систематически, а инициаторы его проведения смогут обеспечить условия для получения действительно объективных результатов, то база данных ЕГЭ станет ценнейшим материалом для проведения количественных статистических исследований. Но комплексный мониторинг всей системы образования требует многолетних и разнообразных данных, сбору которых может способствовать введение обязательного портфолио ученика - собрания достижений ребенка за весь период обучения, включая оригиналы дипломов, сертификатов, грамот, сочинений, контрольных работ, а также мини-графиков успеваемости за все годы обучения. Такой качественный мониторинг, объективная оценка качества образования возможны только в открытом и демократическом обществе, граждане которого (учащиеся, их родители, педагоги, чиновники, работодатели) заинтересованы в получении объективных данных. Необходимо искоренить практику подтасовки результатов экзаменов, стремление учебных заведений и чиновников «от образования» отрапортовать о блестящих результатах на подведомственном участке, сделать невозможным взяточничество на всех уровнях государственной образовательной системы. В противном случае Общероссийская система оценки качества не будет способствовать подъему отечественного образования. Светлана Судоплатова / CNews |