|
|
На пути к равным возможностямНациональный проект «Образование» заложил основы для обеспечения равных возможностей для всех граждан России при получении качественного полноценного образования. Информационно-коммуникационные технологии должны стать одним из основных инструментов реализации поставленной задачи. Основные предпосылки По данным Росстата на начало 2006-2007 учебного года в нашей стране насчитывалось 61042 общеобразовательных учреждений. Согласно тем же данным за последние десять лет количество школ сократилось более чем на девять тысяч. Сокращение это происходит по разным причинам, но одной из основных является недоукомплектованность учебных заведений, в первую очередь это касается тех, что находятся в сельской местности. Школы укрупняются, но все равно во многих регионах России наблюдается острая нехватка квалифицированных педагогических кадров, недостаток учебных материалов и пособий. Как следствие, конституционное право каждого российского гражданина получить качественное образование реализуется не везде и не всегда. По данным Росстата в 2002 году каждый сотый житель России старше 15 лет вообще не имел никакого образования, а уровень образования 7,7% взрослого (старше 15 лет) населения ограничивался лишь начальным образованием. Несмотря на то, что с 1989 года, когда почти 20% взрослого населения нашей страны имели лишь начальное образование или не имели его вовсе, достигнуты определенные успехи, в области обеспечения равных возможностей в образовании все еще существует множество проблем. В частности, согласно данным, приведенным в Федеральной целевой программе «Дети России 2007-2010 гг.» из 29 млн. детей, проживающих в Российской Федерации 731 тыс. являются сиротами или остались без попечения родителей, 676 тыс. находятся в социально опасном положении, а 587 тыс. являются инвалидами. По некоторым данным не могут посещать учебные заведения около 200 тыс. детей-инвалидов. Предоставление каждому человеку возможности получения качественного полноценного образования в любой точке России является одной из основных целей «Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы», которая стартовала в конце 2005 года. Подключение образовательных учреждений к интернету Одной из задач, которые должны быть решены в рамках приоритетного национального проекта «Образование», является организация доступа всех без исключения учебных заведений России к качественным образовательным и методическим ресурсам. В июле 2006 года Правительством Российской Федерации было принято решение об организации подключения к интернету государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, а также муниципальных образовательных учреждений. В соответствии с условиями государственного контракта производилось не только подключение образовательных учреждений к глобальной сети, но и предоставление доступа в интернет без ограничения объема потребляемого трафика в течение двух лет с момента подключения. Стоимость проекта была определена в 3 млрд. рублей, его исполнителем стала компания «РТКомм.РУ». Государственный контракт с исполнителем был подписан 13 сентября 2006 года. На момент начала подключения из почти 62 тыс. российских школ, 52940 вообще не имели выхода в интернет — их и предстояло подключить к сети менее чем за полтора года (в ходе реализации проекта эта цифра была скорректирована и в итоге составила 52752). Реализация проекта осложнялась еще и тем, что 38232 учебных заведений находилось в сельской местности, причем часть — в труднодоступных районах. Кроме того, часть школ испытывала трудности с подачей электроэнергии, в некоторых из них в качестве основного источника электропитания использовался дизель-генератор, а в ряде наиболее отдаленных районах субъектов Российской Федерации подача электроэнергии осуществлялась не постоянно, а лишь в определенное время. В связи с этим, для подключения школ предстояло также провести большую подготовительную работу на местах. Техническим заданием было оговорено, что минимальная скорость подключения должна была составлять 128 Кбит/с с возможностью увеличения ее в дальнейшем до 512 Кбит/с. В качестве основного вида подключения была выбрана технология ADSL, позволяющая передавать данные по обычной телефонной линии. По данным Мининформсвязи к моменту начала проекта в 12 тыс. школ вообще отсутствовала телефонная связь, поэтому было принято решение часть образовательных учреждений подключить, используя средства спутниковой связи. В итоге 7 тыс. образовательных учреждений, находящихся в сельской местности, были подключены по спутниковой технологии VSAT. Результатом проекта стало то, что менее чем за год, к началу 2007-2008 учебного года, удалось обеспечить доступом в интернет более 50 тыс. школ, что составляет 95% от общего числа подключаемых. Исполнение проекта по подключению школ шло параллельно с программой оснащения учебных заведений необходимым компьютерным оборудованием в рамках проекта «Внедрение информационных образовательных технологий». Эта задача была возложена на субъекты Российской Федерации. Утвержденная спецификация автоматизированного рабочего места предусматривала установку системного блока с процессором тактовой частотой не менее 2 ГГц и оперативной памятью не менее 256 Мбайт. Компьютер должен быть оснащен жестким диском емкостью не менее 40 Гбайт, пишущим DVD\CD+RW приводом и видеоадаптером с объемом памяти не менее 128 Мбайт. Размер экрана монитора должен быть не менее 17 дюймов по диагонали, а акустическая система мощностью не менее 12 Вт. Что касается программного обеспечения, то на каждое АРМ преподавателя должно быть предустановлено системное программное обеспечение и пакет офисных приложений, а также пакет антивирусных программ с годовой поддержкой и обновлением антивирусных баз. Использование ресурсов всемирной сети В период массового подключения школ к интернету перед заказчиками и исполнителями встали технические и организационные задачи по обеспечению доступа к ресурсам сети. Технические трудности выразились в резком увеличении объемов трафика, генерируемого образовательными учреждениями. Только по итогам 2006 года, когда была подключена лишь треть школ, объем трафика, передаваемого по сети, составил более 10 Тбайт в месяц, а среднее потребление трафика из расчета на одно образовательное учреждение возросло с 238 Мбайт в октябре до 525 Мбайт в ноябре 2006 года. Одновременно с подключение школ к интернету шла разработка системы контентной фильтрации для того, чтобы не допустить доступа к ресурсам интернета, «несовместимым с задачами воспитания образования». В частности с ноября 2006 года, в соответствии с протоколом совещания у Первого председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева Федеральным агентством по образованию начата тестовая эксплуатация программно-технического комплекса, обеспечивающее осуществление контентной фильтрации доступа всех образовательных учреждений, подключаемых к интернету в рамках приоритетного национального проекта «Образование». На сегодняшний день, согласно результатам мониторинга, проводимого оператором Национального проекта «Образование» Национальным фондом подготовки кадров (НФПК), школьники наиболее активно используют образовательные порталы, специализированные сайты по различным учебным предметам, также востребованы порталы органов власти и поисковые системы. Использование интернет-ресурсов Форма использования ресурсов Интернет ОУ (по объему учебных часов) по Российской Федерации за 1 квартал 2007 года В скором времени проект должен получить свое продолжение. В связи с тем, что первоначальным контрактом предусматривалось предоставление доступа в интернет в течение двух лет с момента подключения, в ближайшее время должен быть организован новый конкурс, который позволит школьникам использовать ресурсы всемирной сети без ограничения по объемам потребляемого трафика еще в течение двух лет. Также должна быть расширена зона охвата проекта. В частности, в III квартале 2007 года планируется проведение конкурса на подключение к интернету учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования. С целью обеспечения всем гражданам равных возможностей в сфере образования, помимо подключения образовательных учреждений к интернету, реализуется еще несколько направлений. Например, большое значение придается развитию различных форм дистанционного обучения. В соответствии с системой целевых индикаторов и показателей по основным направлениям деятельности в рамках «Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы» удельный вес численности выпускников учреждений профессионального образования, освоивших образовательную программу с использованием методов дистанционного обучения, к 2010 году должен возрасти до 20%. Не последнюю роль в деле обеспечения равных возможностей должно сыграть развитие института Единого государственного экзамена. В 2010 году удельный вес численности лиц, принятых в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования с учетом результатов Единого государственного экзамена должен составить 90%. Таким образом, именно информационно-коммуникационным технологиям отводится решающая роль в процессе обеспечения равных возможностей по получению качественного образования. Леонид Кузьмин / CNews |