|
|
Перспективы стандартизации мединформации в РоссииПерспективы стандартизации информационных технологий в здравоохранении на настоящий момент времени достаточно туманны. Старая система стандартизации уже не действует, новая все еще не создана, а к тем стандартам, которые, возможно, появятся в ближайшее время, придется долго привыкать всем: и медицинским специалистам, и разработчикам программного обеспечения. Разработка и внедрение программ информатизации здравоохранения в Российской Федерации ведется с начала 90-х. К настоящему времени в стране созданы элементы информационно-коммуникационной инфраструктуры для нужд медицины, положено начало применению и распространению современных ИКТ в сфере здравоохранения. Несмотря на то, что работа ведется уже достаточно давно, медицинское сообщество в своем подавляющем большинстве ни профессионально, ни психологически не готово к использованию ИКТ в повседневной деятельности, и для многих рядовых работников отрасли это до сих пор является экзотикой. «Информационный зоопарк» Текущее состояние ИКТ в здравоохранении можно коротко охарактеризовать как «информационный зоопарк». По различным данным, в настоящее время в российских лечебно-профилактические учреждениях представлено от 2501 до 8262 программных продуктов для медицины. При этом средний «возраст» систем, существующих сейчас на рынке, составляет 8 лет: разработка большей части всех мединформсистем началась более 10 лет назад2. Почти все решения создавались без использования какого-либо единого подхода к разработке подобных программных продуктов, а часть программ разрабатывалась «на коленке» без соблюдения вообще каких-либо требований к созданию автоматизированных систем. В результате подавляющее большинство решений несовместимы друг с другом и между ними отсутствует возможность обмена данными. В сложившейся ситуации одной из основных причин, сдерживающих развитие компьютеризации медицины в РФ, является отсутствие стандартизации и информационной совместимости разработанных систем. Данная ситуация является следствием невнятности государственной политики в сфере медицинских информационных технологий и отсутствия систематизированной информации о существующих системах, их сравнительных характеристиках, специфике использования и т.д. По своей сути, проблема стандартизации существующих медицинских информационных ресурсов является составной частью проблемы создания единого информационного пространства данных, на этот раз в медицине. Первые шаги в этом направлении уже предпринимаются. В частности, разрабатывается технология информационной совместимости компьютерных систем и процедуры взаимодействия с системой обязательного медицинского страхования с его развитой информационной инфраструктурой, формируются базы данных, создаются профессиональные общественные объединения, проводятся конференции. Но все это не решает основной проблемы — отсутствие единого подхода к созданию медицинских информационных систем. Стандартизация и единое информационное пространство «Специалисты, которые профессионально занимаются информатизацией здравоохранения, прекрасно понимают, что такое единое информационное пространство (ЕИС). Другое дело, что нет единого понимания, а точнее, официально принятых общих принципов построения и функционирования единой информационной системы здравоохранения — основы единого информационного пространства, — прокомментировал ситуацию Андрей Столбов, доктор технических наук, заместитель директора Медицинского информационно-аналитического центра РАМН. — Нужна концепция построения ЕИС здравоохранения, а не только ЕИС Минздравсоцразвития РФ или Росздрава, проекты которых в последнее время были представлены профессиональному сообществу. Нежелание понять и игнорирование того, что ЕИС здравоохранения — это федеративная (не «федеральная», а именно федеративная!) система, принципы построения и функционирования которой существенно отличаются от вертикальных, корпоративных систем, а также попытки некоторых ведомств доминировать, навязать свои ИТ-решения, отсутствие координации и т.п. — в этом сегодня ключевая проблема и болевая точка создания ЕИС отрасли». Существующее российское законодательство никоим образом не разрешает создавшуюся ситуацию. В 2002 году был принят федеральный закон № 184 «О техническом регулировании». Закон определяет само понятие «национальный стандарт» и регламентирует переход к новой международной модели стандартизации. Но главное — закон отменяет систему отраслевой стандартизации, практически ничего не предлагая взамен. «Если прежде за стандартизацию в медицине отвечал Минздрав, то теперь за это никто не отвечает, — рассказал один из авторов первого российского стандарта в области медицинской информатики Никита Шкловский-Корди. — В Минздраве существовали экспертный совет и программа отраслевой стандартизации. На излете действия этой программы мощный авторский коллектив, руководимый Андреем Павловичем Столбовым, разработал два отраслевых стандарта: «Информационные системы в здравоохранении. Общие требования» и «Общие требования к форматам обмена информацией». Зарегистрировать их в качестве ОСТ уже не успели, и их статус сегодня не ясен. Главное же то, что работа, начатая этими стандартами, не была продолжена. При этом разработка технического регламента, который в отличие от национального стандарта, имеет статус федерального закона и обязателен для исполнения, сложна, и пока не ясно, какой авторский коллектив мог бы его разработать». Более того, в связи с принятием в 2006 году законов «О защите персональных данных» и «Об информации, информационных технологиях и защите информации», неурегулированность отношений, связанных с использованием медицинской информации может сделать невозможной всякое использование медицинских информационных систем. Следует отметить, что приоритетный национальный проект «Здоровье» также не содержит мероприятий, направленных на внедрение ИКТ в системе здравоохранения. Между тем, стандартизация позволяет решить ряд очень важных задач, в частности:
Без эффективного решения подобных задач создание объединенных медицинских информационных систем практически невозможно, а развитие ИКТ в отрасли просто остановится на уровне «лоскутной» автоматизации. В нашей стране есть перспективные начинания, проекты, над которыми можно и нужно продолжать работу, и в которых применение единых подходов к разработке информационных систем было бы крайне полезным и эффективным. Например, социально-экономическая эффективность использования телемедицинских технологий доказана международной и российской практикой. Телемедицинские технологии и системы являются оптимальным для географических условий России и экономически эффективным инструментом решения этих задач. Для обеспечения дистанционной консультативной помощи телемедицина экономически целесообразна и наглядно продемонстрировала свою жизнеспособность в высокоразвитых странах. Благодаря быстрой и точной постановке диагноза и назначениям с помощью телемедицинских консультаций, сокращаются затраты на пребывание в стационаре, уменьшаются социальные выплаты по больничным листам, сокращается количество хронических больных и инвалидов, снижаются объемы не произведенной из-за болезни работника продукции. Несмотря на все преимущества, в России данное направление все еще находится в зачаточном состоянии. Очень важным и перспективным направлением является введение карт здоровья населения на электронных носителях и создание центров обработки и хранения медицинских данных. Внедрение в медицинскую практику стандартизованных информационных систем, позволяющих более эффективно хранить и обрабатывать информацию об историях болезни пациентов, значительно повысит эффективность медицинской помощи. Это позволит сделать информацию о состоянии здоровья гражданина доступной, независимо от места его нахождения. Создание медицинских приборов и оборудования, повышающих качество диагностики заболеваний, лечения болезней, проведения хирургических операций и других медицинских процедур также невозможно без внедрения единых стандартов. Отсутствие стыковки между производимым оборудованием и работающим программным обеспечением становится серьезной проблемой уже сейчас, в процессе реализации национального проекта «Здоровье». Жить сегодняшним и надеяться на лучшее Как отмечают авторы первого национального стандарта «Электронная история болезни. Общие положения», существующую ситуацию в области стандартизации медицинской информации на текущий момент можно охарактеризовать достаточно просто: «много разговоров, но почти ничего не делается». Данный стандарт на сегодня единственный в медицинской информатике, и авторам не известно о других стандартах, официально находящихся в обсуждении или разработке. Согласно тому же закону «О техническом регулировании» «стандартизация осуществляется в соответствии с принципами добровольного применения стандартов». При этом «национальный стандарт применяется на добровольной основе». В этом заключается коренное отличие современной системы стандартизации от предыдущей, ГОСТовской. Само по себе, принятие стандарта может ничего не означать, если никто добровольно не захочет им пользоваться. И разработчики будущих стандартов должны это учитывать. Никита Шкловский-Корди так же отмечает, что реальный срок внедрения стандарта — не менее 5 лет (2-3 года — разработка и утверждение, не менее 2 лет — осознание специалистами). Поэтому стандарт должен ориентироваться на передовые «завтрашние» идеи и решения, иначе к моменту начала его реального применения он попросту устареет. Главная проблема состоит в том, что пока национальные стандарты будут разрабатываться только на голом энтузиазме отдельных профессионалов, ничего хорошего отрасли ждать не следует. Разработать стандарт трудно, еще труднее провести его обсуждение и свести вместе все разноречивые пожелания. Государство крайне заинтересовано в скорейшем переходе к международным механизмам определения национальных стандартов в сфере информатизации медицинской деятельности (в том числе и в свете грядущего вступления России в ВТО), тем более кажется странным такое невнимание госчиновников к вопросам регулирования процессов автоматизации отрасли. Максим Никитин / CNews |