|
|
Справочные системы современной аптекиРазвитие информационных технологий и повышение доступности сети интернет позволяет создавать автоматизированные системы поиска информации о наличии и стоимости лекарств и медицинских товаров не только в аптеках родного города, но и во всех фармацевтических предприятиях страны. В 2006 году Европейское агентство по оценке лекарственных средств (European Medicines Evaluation Agency — EMEA) приступило к созданию базы данных лекарственных препаратов «Eudrapharm», содержащей информацию обо всех препаратах, имеющихся на европейском рынке. Эта база данных разрабатывается в целях повышения прозрачности деятельности фармацевтической отрасли в соответствии с вступившим в силу в октябре 2005 г. новым фармацевтическим законодательством, которое требует от национальных регуляторных органов предавать гласности все детали заявок для получения разрешений на маркетинг лекарственных средств. Ввод системы в эксплуатацию запланирован на 2007 год. По замыслу создателей доступ к этой базе будет открыт и для пациентов, и для врачей. Последние будут иметь возможность с помощью новой системы сообщать о любых побочных эффектах, возникающих при использовании препаратов, непосредственно компании-производителю и регуляторным органам. EMEA также разработана система «EudraVigilance», которая позволяет фармацевтическим компаниям информировать национальные регуляторные органы о побочных эффектах в режиме on-line. А что у нас… О создании подобной базы данных в России, к сожалению, пока нет и речи. Тем не менее, системы поиска информации о наличии и стоимости медицинских препаратов в аптеках российских городов появились достаточно давно. В настоящее время работа большинства из них организована по весьма простой схеме. Городские аптеки с указанной периодичностью передают информацию о наличии лекарств в управляющий центр, который создается по инициативе фармацевтического комитета или управления при администрации. Там данные загружаются в единую базу данных, а затем рассылаются обратно в аптеки. Естественно, говорить об актуальности и точности информации в таких системах вряд ли приходится. Данные о наличии лекарств в аптеках вводятся вручную, что неизбежно приводит к наличию большого числа ошибок. Более того, недостаточный уровень информатизации большинства аптек приводит к отсутствию оперативной информации о наличии товара на складе. Аналогичные справочные службы создаются и в рамках крупных аптечных сетей. В этом случае посетители имеют возможность получить более актуальную информацию, поскольку коммерческие фармацевтические предприятия, как правило, автоматизированы значительно лучше государственных, и данные о наличии товара попадают в систему непосредственно из программы складского учета. Однако запрашиваемая информация ограничена рамками конкретной аптечной сети, что, естественно, не позволяет покупателю выбрать товар по минимальной цене. Интересное исследование было организовано Центром фармацевтической информации Департамента здравоохранения города Москвы, специалисты которого провели сравнительный анализ цен на группу препаратов. В процессе исследования были использованы данные справочных служб «Медицина для Вас», «36,6», «Союзфарма», «ФармМир», «Старый лекарь» и городской справки. Для 60% наименований минимальные цены на медикаменты были предложены городской справкой, для 20% — «Медициной для Вас» и «Союзфарма», а службы «СИА», «36,6» и «Старый лекарь» ни по одной позиции не смогли предложить лучшую цену. Таким образом, для организации полноценной справочной службы необходимо объединение отдельных систем, установленных в аптечных предприятиях, в глобальные информационные ресурсы. Первые шаги в этом направлении сделаны в Москве, где создано ГУП «Столичные аптеки», призванное интегрировать все 280 столичных государственных аптечных предприятий в рамках единой информационной системы. Кроме этого на базе ГУП разработан Единый городской классификатор лекарств, имеющий открытый формат и распространяемый на бесплатной основе. Наличие такого классификатора позволяет наладить информационный обмен между информационными системами, используемыми в различных аптечных предприятиях и аптечных сетях. В 2006 году о создании Единой информационной системы, объединяющей городские аптеки и поликлиники, было заявлено в Санкт-Петербурге. Таким образом городские власти намерены решить проблему своевременного получения медикаментов гражданами, имеющими право на дополнительное лекарственное обеспечение. Теперь, зайдя на сайт www.dlo.spb.ru, врач может получить информацию о наличии необходимого препарата и направить пациента в конкретную аптеку. Около 5 лет работает фармацевтическая справочная служба в Нижнем Новгороде. На интернет-сайте «Будьте здоровы!» www.medinform.nnov.ru жители города могут получить информацию о ценах, наличии лекарств и других товаров в аптеках города с возможностью заказа и бронирования покупки. Эти данные размещаются в системе на коммерческой основе, но стоимость размещения невысока — чуть более 1000 руб в месяц. Информационные киоски В последние годы в российских аптечных предприятиях все чаще стали появляться информационные киоски. Как правило, с их помощью можно получить информацию о наличии товаров в данной аптеке и других аптеках этой сети. Кроме того, покупатель может посмотреть аннотации, предоставленные производителем того или иного товара — его описание, изображение упаковки, сведения о расфасовке, препаратах-аналогах, а иногда и прочитать научно-популярные статьи о различных лекарствах. Аптеки, устанавливающие у себя информационные киоски, как правило, являются достаточно продвинутыми в вопросах автоматизации, поэтому сведения о наличии товаров в продаже автоматически обновляются непосредственно из складских систем и являются актуальными. Кроме простейшего набора функций, перечисленных выше, существует возможность более полного использования технических возможностей информационных киосков, которая пока не приобрела столь широкую популярность. Например, в качестве программного обеспечения может быть установлена наиболее полная база данных лекарственных средств России, в которой содержатся все медицинские препараты, биоактивные добавки и другие товары аптечного ассортимента, а также их расширенные описания, перечень действующих веществ и побочных эффектов и сведения об аналогах. Пациент может не только ознакомиться с этой информацией, но и самостоятельно выяснить, какое лекарство имеется в наличии в аптеке, а также распечатать и взять с собой аннотацию к медикаменту. Как найти наилучшего поставщика Информационные системы, устанавливаемые в аптеках, призваны автоматизировать бухгалтерский и кадровый учет, движение товара и процессы оперативного и стратегического управления. Кроме того, участники рынка вынуждены объединяться в единую сеть с целью обеспечения доступа к общим информационным ресурсам. Связано это, в первую очередь, с тем, что сотни существующих на рынке аптек пользуются услугами сотен поставщиков, разброс цен на товары которых составляет более 200%. Для решения этой проблемы в 1997 году в Санкт-Петербурге была создана региональная информационная сеть фармации, которая объединяет около 360 аптек и 100 поставщиков лекарственных препаратов. Оптовики отправляют прайс-листы на центральный узел, где они обрабатываются и объединяются в единый прайс-лист, доступный заказчикам. Аптеки формируют заказы на лекарственные препараты и с помощью того же центрального узла передают их поставщикам, которые, в свою очередь формируют счета на оплату. Все участники региональной информационной сети фармации имеют возможность получения аналитических и статистических отчетов о наиболее популярных препаратах, о медикаментах, отсутствующих в сети, о новых поступлениях и т.п. Информация доступна участникам проекта на сайте www.aptekamarket.com. В настоящее время, кроме участников фармацевтического рынка Санкт-Петербурга, к сети подключены еще и несколько московских аптек и оптовых поставщиков. Еще одна система обмена информацией под названием «Провизор» www.provisor.ru была создана в том же Санкт-Петербурге в 2005 году. Основной ее целью стало обеспечение обмена информацией поставщика со своими заказчиками. По словам создателей, главное отличие этой системы от остальных разработок — это реализация полнофункционального документооборота и информационного обмена между компаниями-клиентами и холдингом. Система «Провизор» создана силами ИТ-департамента крупного холдинга «Аконит». До самого последнего времени клиенты холдинга периодически получали прайс-лист и на основании него делали заказ товара. Новая разработка позволяет оформить заявку в электронном виде, имея актуальные данные о наличии товара, сроках его реализации, а также подробное описание каждого препарата, а затем получить электронные накладные для последующего импорта в базу данных клиента. Одновременно клиенты системы могут посмотреть списки платежей, оплаченных и неоплаченных накладных, кредитных задолженностей, сроков оплат. Наталья Рудычева / CNews |