|
|
Автоматизация сельского хозяйства: на что пойдет госбюджет?В современных государственных программах не последнее место занимает информатизация сельского хозяйства. На ИТ выделяются немалые бюджеты, однако серьезных изменений пока нет. Тем не менее, Мининформсвязи и Минсельхоз продолжают уделять пристальное внимание данному вопросу. Очередные госпрограммы направлены на создание единой системы информационного обеспечения АПК и развитие телекоммуникационных услуг в сельской местности. Принесут ли они результат? На сегодняшний день не подлежит сомнению, что предоставление электронных услуг сельскому населению увеличило бы конкурентоспособность АПК, во–первых, за счет повышения оперативности обмена информацией между работниками сельскохозяйственного сектора, во–вторых, за счет эффективности регулирования агропродовольственного рынка в целом. Другими словами, информационно-телекоммуникационная система АПК России должна обеспечить автоматизированный обмен данными на федеральном, окружном, региональном и районном уровнях. Государственное информационное обеспечение в сфере сельского хозяйства 29 декабря 2006 г. в нашей стране был принят федеральный закон "О развитии сельского хозяйства". Включение в него отдельной статьи под названием "Система государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства" говорит об осознании важной роли информационных технологий в сфере развития агропромышленного комплекса России. Система информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства, освещая данные разного рода, должна составить единый государственный информационный ресурс этой отрасли. К настоящему моменту министерство сельского хозяйства России разработало проект государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 — 2012 годы". Раздел этой программы — "Создание общих условий функционирования сельского хозяйства" определяет создание единой системы информационного обеспечения АПК (ЕСИО АПК) в качестве комплекса мер по формированию системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства. ЕСИО АПК состоит из четырех элементов. Информационно-телекоммуникационная система АПК России. Эта система служит для создания унификации информационного обмена, который возможен лишь при переходе на использование общепринятого XML-формата (стандарт ISO 15022). Так, в России уже несколько лет ведутся работы по унификации предоставления электронных документов и бухгалтерской информации на основе XML, разрешению проблемы межотраслевого взаимодействия, которое должно быть организовано посредством юридически значимых документов — "Электронный нотариат". Такой подход должен лечь в основу "Электронного правительства" и решать задачи, поставленные в федеральной целевой программе "Электронная Россия". "Электронный нотариат" должен играть важную роль в структуре совместного эффективного функционирования территориальных информационных систем, консультативно-информационных центров субъектов Федерации и районного уровня, а также центров рыночной информации, подведомственных Минсельхозу России. Важную позицию занимает он в системе доставки конечному потребителю на селе государственных услуг с помощью web-порталов и мультимедийных средств. Понятно, что публикация не заверенных нотариально документов не будет иметь юридической значимости, что не позволит в полном объеме оказывать государственные услуги конечному потребителю на селе. Автоматизированная информационная система Минсельхоза России (АИС) обеспечивает информационную поддержку деятельности Минсельхоза, Россельхознадзора, процессов управления отраслью, регулирование производства и агропродовольственных рынков. Функционально она предназначена для обеспечения руководства и специалистов достоверными и оперативными данными о результатах оценки состояния и анализа ситуаций, информационной поддержки процессов принятия решений в интересах управлению отраслью. Система опирается на большое количество баз данных и хранилище данных, агрегирующее основные информационные ресурсы Минсельхоза России во временном измерении. Важным моментом, без которого невозможно функционирование АИС, является наличие единого подхода к формированию и ведению системы нормативно-справочной информации (НСИ) и показателей АПК. Практической реализацией такого подхода является структура, объединяющая отраслевые классификаторы и статистические показатели, собранные Минсельхозом России, статистические показатели и систему классификаторов Росстата, а также общероссийские и международные классификаторы. Все это интегрировано в рамках отраслевой системой "АГРОСИС". Система "АГРОСИС" обеспечивает ведение и публикацию информации из базы данных общероссийских и международных классификаторов, применяемых в сельском хозяйстве. Процедура ведения основана на заявках сельскохозяйственных предприятий. В настоящее время проводится работа по организации ведения всей нормативно–справочной информации АПК по этому же принципу. Ее цель — методологическая целостность ЕСИО. Для этого обеспечивается ведение классификаторов и доступ к ним средствами интернета, создается база метаданных статистических показателей АПК. База метаданных должна обслуживать отрасль, отслеживая и фиксируя все изменения показателей. Результаты этой работы станут доступными всем заинтересованным лицам через интернет. В конечном итоге должна быть решена проблема понятности и доступности статистических и отчетных данных. Система научно-технической информации (СНТИ) АПК предназначена для создания централизованного хранилища на основе полноформатных электронных версий текстов, обеспечения удаленного формирования полноформатных электронных версий текстовых документов исследовательскими институтами РАСХ и подведомственными организациями Минсельхоза России по сельскохозяйственной тематике, а также для предоставления удаленного доступа к центральному хранилищу с обеспечением поиска и просмотра полнотекстовых документов, с учетом тематических особенностей информации АПК, используемых классификаторов, справочников и словарей. За годы экономических реформ сельскохозяйственные предприятия разных форм собственности были переориентированы на рыночные отношения. Органы государственного управления АПК России из командно-распорядительных превратились в органы индикативного планирования и регулирования рыночных отношений. В этих условиях всем сельскохозяйственным предприятиям и органам государственного управления АПК России для эффективной работы необходима более оперативная, полная, достоверная и разнообразная информация об аграрном рынке, то есть данные о спросе и предложении, условиях поставок, расчетов и главное — о складывающейся при этом цене товаров. Система информации о рынке АПК России (СИР АПК) должна обеспечить сбор, обработку, хранение и предоставление рыночной информации населению и субъектам агропродовольственного рынка. Ее базой развития определено ФГУ "Центр рыночной информации АПК" Минсельхоза России. Сбор собственной первичной рыночной информации в этом центре базируется на ведомственном мониторинге, осуществляемом специалистами органов управления АПК всех уровней и рыночными репортерами учреждений в муниципальных, региональных и окружных филиалах. В настоящее время открыты и находятся в стадии развертывания 14 окружных и региональных филиала, проводится комплектация еще 18-ти. Требования к предоставляемой первичной информации зависят от уровня потребителя. Для задач федерального уровня важен анализ состояния и составление прогнозов развития агропродовольственного рынка регионов и страны в целом. Сводные рыночные отчеты распространяются как на бумажных носителях, так и в электронном виде по e-mail. Отчеты размещаются на порталах Минсельхоза России, Центра рыночной информации и на сайтах филиалов. Там же размещаются аналитические материалы. Анализ тенденций развития села, совершенствования его инфраструктуры, развития сельхозпроизводства показывает, что пока мы не в состоянии с необходимой точностью решать задачи по прогнозированию урожайности сельскохозяйственных культур, не владеем картографическим материалом гибели посевов, эрозии почв и засоленности земель, не решена проблема контроля над использованием земель сельхозназначения. В настоящее время разрабатываются информационные системы, позволяющие принимать управленческие решения по отдельным территориям на основе оперативной, предметной информации. Работы осуществляются в рамках внедрения и адаптации в отрасли географических информационных систем — цифрового картографического материала сельскохозяйственной тематики и оперативных данных спутникового мониторинга. Система дистанционного мониторинга земель сельхозугодий (СДМЗ АПК) ориентирована на решение ряда задач, связанных с мониторингом состояния сельскохозяйственных угодий, контролем урожая с использованием данных дистанционного зондирования. Работы по использованию геоинформационных систем в сельскохозяйственной отрасли России начаты Минсельхозом России в 1999 году, и сейчас уже разработана общая структура модели отраслевой ГИС, состоящей из двух основных частей — блока картографической информации и блока представления результатов спутникового мониторинга земель сельхозназначения. Результаты обработки космической съемки интегрируются на базе геоинформационных технологий с картографическими данными для территорий основных сельскохозяйственных регионов, что позволяет проводить оценку посевных площадей, урожайности, объемов производства, плодородия почв, а также использования земельных ресурсов. К настоящему моменту Минсельхозом России создан прототип системы спутникового мониторинга сельского хозяйства как компонент более общей системы — федеральной иерархической многоуровневой ГИС. Федеральная ГИС включает в себя четыре уровня представления информации — федеральный, областной, районный и уровень хозяйства. На каждом из них имеется набор картографических и спутниковых данных соответствующих масштабов, необходимой для решения своих задач. На федеральном уровне собрана информация, позволяющая проводить макроанализ всей территории России по материалам почвенных и ландшафтных карт, карт земельных угодий, обобщенных космических и климатических данных. На уровне хозяйства ГИС позволяет принимать обоснованные управленческие решения, основанные на анализе различных информационных слоев: экспликации севооборотов, плана лесонасаждений, почвенно-эрозионная карты, карты содержания минеральных веществ. Одним из способов получения такого рода информации является дистанционное зондирование. Данные, которые ежедневно поступают со спутников, обрабатываются и архивируются, а затем на их основе происходит мониторинг сельхозугодий, контроль состояния посевов, оценка урожайности, оценка использования земель. Также благодаря использованию цифровых картографических и спутниковых материалов осуществляется формирование различных тематических карт (например, карт неучтенных обрабатываемых земель). Таким образом, формируются базы данных, содержащие важнейшую информацию о состоянии сельскохозяйственных угодий нашей страны. В результате вторичной обработки этих данных, создаются вторичные информационные продукты: статистика, данные о климате, почве, фитосанитария и т.д. Меры, принятые в области развития инфраструктуры села Одним из решений проблемы обеспечения доступа сельских жителей к телекоммуникационным услугам и информационным ресурсам было создание в федеральной целевой программе (ФЦП) "Социальное развитие села до 2010 года" специального раздела, реализацию которого планируется осуществлять в соответствии с федеральным законом № 126-ФЗ "О связи". В качестве приоритетных в рамках реализации этой программы обозначены не только задачи жилищного строительства, газификации, развития сети общеобразовательных учреждений, сети учреждений первичной медико-санитарной помощи, но и информационно-консультационного обеспечения и развития телекоммуникационных сетей в сельской местности. Задачи информационно-консультационного обеспечения и развития телекоммуникационных сетей в сельской местности обозначили проблему оторванности сельских жителей от общества, недоступности для них современных информационных ресурсов, информационного неравенства на селе. На Всероссийском совещании "Сельская связь-2007", которое прошло 26 июня 2007 года, заместитель директора департамента государственных программ, развития инфраструктуры и использования ограниченного ресурса Мининформсвязи России Михаил Лучинкин рассказал об основных приоритетах государственной политики в сфере региональной информатизации. Одним из ее направлений является создание информационно-маркетинговых центров, в задачи которых входит обеспечение доступа сельхозпроизводителей к сети интернет и специализированным интернет-ресурсам, организация участия сельхозпроизводителей в электронных торгах, а также ведение баз данных сельхозпроизводителей. Кроме этого, в целях стандартизации процессов развития ИКТ в регионах РФ была запущена типовая программа развития ИКТ в субъекте РФ, в рамках которой предусмотрено создание "Электронного правительства региона", развитие ИКТ сектора и поддержка инноваций, которые вводятся региональными производителями ИКТ, а также развитие человеческого капитала в сфере ИКТ, в том числе повышение компьютерной грамотности населения. Ксения Федичева / CNews |