|
|
ИТ в ЖКХ в 2006-2007 годуЖилищно-коммунальное хозяйство — одна из наиболее социально ответственных отраслей экономики, что накладывает отпечаток и на процесс информатизации коммунальных служб. В настоящее время инвесторы не готовы вкладывать средства в ЖКХ, поскольку никто не может предоставить объективной информации о реальном положении дел в отрасли. Сбор, обработка и анализ такой информации возможны только путем внедрения современных автоматизированных средств учета и контроля. Преграда реформам Жилищно-комунальное хозяйство — весьма запущенная отрасль, материальная база которой не обновлялась десятилетиями. Ее характеризуют плачевное финансовое положение, монополизированность и непрозрачность бизнес-процессов. Это является тормозом на пути проводимой в настоящее время реформы ЖКХ. Монополизм ЖКХ затрудняет создание реального рынка коммунальных услуг, на котором собственники жилья могли бы выбирать поставщиков тепла, электроэнергии, газа, воды. Для того чтобы какие-то новые компании могли конкурировать с естественными монополиями, занятыми в отрасли, нужны гигантские капитальные вложения, внедрение новых технологий, направленные на реконструкцию зачастую устаревших коммунальных систем. Реформирование социальной сферы предполагает выполнение целого ряда проектов. На практике, впрочем, они зачастую сводятся к усилению административного контроля со стороны федеральных и муниципальных органов власти, а предпосылок для саморазвития ЖКХ не создается. Одним из приоритетов ЖКХ является внедрение систем автоматизированного учета потребления коммунальных услуг и организации расчетов. В новостройках эта проблема решается с помощью предложенного Мининформсвязи стандарта, по которому жилье уже на этапе строительства оснащается современной инфраструктурой телекоммуникаций. Со старыми зданиями несколько иначе — вести ЖКХ-бизнес (под которым понимается не только строительство, но и эксплуатация и управление объектами) в них намного сложнее. В этом случае требуется налаживание межведомственного взаимодействия государственных организаций и воссоздание структур, осуществляющих расчетно-учетные функции. По оценкам экспертов, сегодня стоит заниматься не акционированием, не привлечением в отрасль малого или среднего бизнеса, заинтересованного лишь в краткосрочных инвестициях, а приложить максимум усилий в направлении организации перехода к рыночному развитию коммунальной сферы с сохранением госрегулирования и мобилизации населения для решения широкого круга бытовых вопросов. Для этого, конечно, нужны значительные инвестиции, которые позволили бы достичь рентабельности отрасли хотя бы на уровне 10%. ЖКХ нужны услуги информатизации В соответствии с новым Жилищным кодексом, с 1 января 2007 года государство планировало передать все процессы управления ЖКХ в руки частных компаний, оставив за собой только функции тарифного регулирования набора стандартных услуг. Однако впоследствии эти сроки были перенесены. По мнению правительства, это должно улучшить ситуацию со свободной конкуренцией на рынке и повысить эффективность и качества оказания коммунальных услуг. Аргументом против перехода ЖКХ на рыночные рельсы является непременный рост цен на них и, как следствие, увеличение социальной напряженности. Однако с другой стороны, информатизация ЖКХ позволит сократить потери, которые сегодня довольно высоки. Так, из 25% энергоресурсов потребляемых ЖКХ почти 40% составляют потери. Сегодня реформирование ЖКХ идет полным ходом только на бумаге. Теоретически, в нем участвуют Минрегионразвития с Росстроем, Минпромэнерго в части энергосбережения и энергоэффективности, Мининформсвязи в части организации протоколов обмена, создания информационных баз и инфраструктуры. На практике же усилия по реформе и управлению ЖКХ слабо скоординированы, головная организация, способная выступить генеральным заказчиком, отсутствует. Препоной является и слабое технологическое оснащение ЖКХ, а также проблемы в действующей нормативно-правовой базе. Оценить уровень информатизации сферы ЖКХ возможно лишь косвенно. Например, по показателям прибыльности, составляющим в настоящее минус 2%. Этот показатель позволяет сделать однозначный вывод: отрасль неэффективна ни с управленческой, ни с инженерной точек зрения. По данным Росстроя, в 2007 году впервые за долгие годы дебиторская задолженность превысила кредиторскую, хотя степень износа объектов коммунального хозяйства порой достигает 70-80%, а темпы нарастания износа составляют 1-2% в год. На переоснащение и реформирование российскому ЖКХ потребуется $140 млрд., из которых $50-60 млрд. необходимо потратить только на модернизацию отрасли и внедрение новых технологий. Реформирование на практике Для реформирования жилищно-коммунальной сферы, прежде всего, необходима территориальная привязка управляющей компании. Таким образом она сможет качественнее отслеживать ситуацию и состояние улиц, домов и прочих строений. Эффективное обслуживание невозможно и без взаимодействия с гражданами по решению их конкретных проблем. Кроме того, в 2007 г. был проведен конкурс Минпромэнерго на разработку технического регламента требований к программно-аппаратному комплексу учета энергоресурсов в ЖКХ. Подобные технологии постепенно появляются в российских городах — не только в Москве, Санкт-Петербурге, но и в Нижнем Новгороде, Свердловской области, Ханты-Мансийском автономном округе — Югра, Сургуте, Перми и др. Например, в Нижнем Новгороде на базе уже реализованных решений введена Единая система оплаты услуг жилищно-коммунального хозяйства. Платежные трансакции осуществляются в режиме реального времени — эти технологии подобны тем, что применяют операторы сотовой связи. В Нижнем Новгороде, кроме того, вводится система предоплаты, которая позволит оплатить квартплату перед отпуском. В Свердловской области оптимизированы процедуры сбора платежей в преддверии отопительного сезона. Проблема с задержкой платежей решена с помощью Комплексного расчетного центра (КРЦ), доступного на территории 36 городов Среднего Урала и обслуживающего 490 тыс. абонентов. В Екатеринбурге комлексный расчетный центр также обеспечивает прозрачность и оперативность поступающих платежей, а средства за коммунальные услуги пересылаются на счета их поставщиков. Подобные технологии в этом году появятся и в других российских городах. Тем не менее, подобные локальные успехи являются лишь малой толикой информатизации ЖКХ. О реальном состоянии жилищно-коммунального хозяйства страны сегодня практически ничего не известно, а это, напомним, не дает развернуть долгосрочную программу реформирования и развития отрасли, а также найти явно выраженные источники финансирования проектов внедрения автоматизированных систем. Поэтому текущее положение на рынке информатизации ЖКХ не дает повода для оптимизма. Хотя и существуют разнообразные ИТ-системы, разработанные с учетом опыта других стран, однако в целом спрос на них минимален. Государственными программами реформирования жилищно-коммунального хозяйства страны не предусмотрено финансирование внедрения ИТ. Это приводит к тому, что на рынке нет крупных заказчиков на их создание и внедрение, не заинтересованы в создании таких систем и интеграторы. По мнению экспертов, до тех пор, пока в соответствующем законодательстве, связанном с ЖКХ, не появятся слова «услуги информатизации», говорить о реальных успехах реформ невозможно. Сергей Лосев / CNews |