|
|
Национальный проект «Здоровье»: итоги и перспективыНациональный проект «Здоровье» был разработан в целях реализации предложений Президента РФ Владимира Путина по совершенствованию медицинской помощи в Российской Федерации. Необходимость ускоренного решения проблем здравоохранения в России, являясь одним из приоритетных направлений социально-экономической политики государства, стимулировала выработку подходов, обеспечивающих более динамичное развитие событий. 1 января 2006 года проект стартовал, первые шаги по его реализации и выводу здравоохранения из затянувшегося кризиса, возникшего еще в советский период, уже сделаны. Необходимо оценить первые итоги и определить основные решения для достижения наиболее эффективных результатов. Основные направления проекта В рамках проекта были определены три основных направления работы: повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи, усиление профилактической направленности здравоохранения и расширение доступности высокотехнологичной медицинской помощи. Основное внимание планировалось уделить укреплению первичного медицинского звена (муниципальные поликлиники, участковые больницы) — увеличению зарплаты участковым врачам и медсестрам, оснащению этих медучреждений необходимым оборудованием, переобучению врачей общей практики, введению родовых сертификатов. Первичное звено Наиболее нуждающееся в поддержке в сфере здравоохранения направление — первичное звено медико-санитарной помощи. Здесь оказывается 80% всей медицинской помощи и находится максимальное количество единиц медицинского и диагностического оборудования, сюда чаще всего обращаются пациенты. Тем не менее, в нашей стране долгое время наблюдался приоритет развития стационарного звена, специализированной помощи, прежде всего потому, что они финансировались за счет отдельных источников. Муниципалитеты, которые финансируют амбулаторию, на сегодняшний день располагают самыми скромными возможностями, в связи с чем последние десятилетия объемы средств, поступающих в первичное звено, не были существенными. Поэтому увеличение материальной базы стало важным этапом в повышении качества работы медицинских учреждений. Прежде всего, в рамках реализации проекта значительно вырос средний уровень оплаты труда различных категорий медицинских работников (в среднем на 80 — 100 %). Качество первичной медицинской помощи стало повышаться и по другим показателям. В рамках проекта действуют программы подготовки и переподготовки врачей, наблюдается положительная динамика изменения численности медицинских работников. В результате в 2006 году коэффициент совместительства снизился с 1,6 до 1,31 в целом по России, снизилась доля лиц пенсионного возраста среди медицинских работников первичного звена. И изменение это обусловлено не только приходом выпускников медицинских вузов и училищ, но и, например, созданием в некоторых областях России особых условий молодым врачам, изъявившим желание работать на селе. Подготовка и переподготовка врачей общей (семейной) практики, участковых терапевтов и педиатров Профилактика заболеваний Профилактика заболеваний — самое эффективное средство от болезней. Профилактическое направление в здравоохранении всегда было приоритетным в нашей стране. В рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» была определена государственная финансовая поддержка профилактических мероприятий. В настоящий момент федеральный бюджет снова взял на себя эти обязательства. Основными целями стали профилактика ВИЧ и гепатита В и С, а также иммунизация населения в рамках национального календаря прививок. Кроме того, были введены дополнительные диспансеризации, медицинские осмотры, скрининговые исследования беременных женщин и новорожденных. В результате, по многим оценкам, в 2006 году значительно снизилась заболеваемость данными инфекциями, повысился процент диагностирования заболеваний на ранней стадии. Изменение расходов по временной нетрудоспособности (%) в 4 кв. 2006 года по сравнению с 3 кв. 2006 года К профилактическому направлению можно отнести и появление программы родовых сертификатов. Родовой сертификат был создан с целью дополнительной финансовой поддержки деятельности учреждений здравоохранения, предоставляя право на оплату услуг медицинской помощи. При этом его основная задача — повышение живорожденности. Показатели младенческой смертности 2006 года (10,21 человека на 1000 рожденных) снизились по сравнению с предыдущими годами (в 2005 году — 11 человек). Тем не менее, планируется достигнуть международных стандартов живорожденности с одновременным улучшением профилактики невынашивания беременности. Большое значение имеет и достигнутое повышение результативности диагностических и лечебных мероприятий, сокращение числа платных услуг по обследованию и лечению патологии беременных женщин. Основные причины смертности в России — результат воздействия четырех — пяти факторов: транспортные травмы и ДТП, острые отравления, онкология, сердечно-сосудистая патология и качество работы служб родовспоможения. На следующие три года приоритетным национальным проектом «Здоровье» определены два основных приоритетных направления: борьба с сердечно — сосудистыми патологиями и с дорожно–транспортным травматизмом. В 2007 — 2008 гг. планируется потратить 13,5 млрд. рублей1 на профилактику данных проблем. Доступность новейших технологий в области медицины В рамках приоритетного национального проекта правительство РФ приняло решение о создании высокотехнологичных медицинских центров, при этом это будут, возможно, одни из самых современных центров в мире. На сегодняшний день 80% пациентов, получающих высокотехнологичную медицинскую помощь в федеральных центрах Москвы и Санкт-Петербурга, — жители этих городов и их областей. В ближайшие годы такие центры будут строить в Хабаровске, Красноярске, Иркутске и других городах. Они будут распределены равномерно и способствовать выходу здравоохранения на новый уровень. Есть точка зрения, что в строительстве новых центров нет необходимости, достаточно найти дополнительные средства для финансирования медицинской помощи, которая уже оказывается в действующих медицинских учреждениях. По этой причине впервые федеральное правительство сформировало заказ на 128 тыс. операций1, которые будут проводиться в федеральных специализированных медучреждениях. На будущий год эта цифра увеличится до 170 тыс. операций. С 2007 года впервые в конкурсах на проведение высокотехнологичных операций будет предложено участвовать лечебным медучреждениям субъектов РФ. К этому моменту они должны будут пройти несколько подготовительных этапов: завершить утверждение клинических стандартов на оказании медпомощи, продемонстрировать готовность материальной базы и кадрового потенциала. В 2006 году по результатам конкурсных мероприятий в рамках ПНП «Здоровье» были заключены контракты на поставку диагностического оборудования с отечественными (54%) и зарубежными (46%) производителями1. Доля зарубежных и отечественных поставщиков диагностического оборудования (%) В результате уже в 2006 году повысилась доступность обследований и выявляемость заболеваний на ранних стадиях, в том числе для жителей сельских населенных пунктов, снизилось время ожидания обследования и платность медицинских услуг. Ключевые «пилотные» проекты В 2007 году в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» планируется реализация ряда «пилотных» проектов, которые апробируют новые механизмы работы системы здравоохранения. Новая система финансирования здравоохранения и заработной платы медицинских работников В 2007 году выделено 19 «пилотных» регионов, которые должны будут ввести у себя новую систему оплаты труда и перейти к одноканальной форме финансирования здравоохранения. Предполагается, что все источники денежных средств (их в разных регионах может быть от четырех до шести) сливаются в единый поток. За счет этого появляется возможность более оперативно управлять этими деньгами и тратить их с большей отдачей. Медицинские работники при этом приобретают возможность получать достойную зарплату. С этой программой связан также блок учета объемов оказываемой медицинской помощи различным категориям граждан. Предполагается учет объема страховых взносов и соотнесение их с финансовыми затратами на различные группы пользующихся медицинскими услугами. Система фондодержания и управления ресурсами здравоохранения В «пилотных» регионах предполагается также внедрение элементов частичного или полного фондодержания на амбулаторно-поликлиническом этапе оказания медицинской помощи. В первичное звено будут передаваться те средства, которые врачи общей практики могут реально контролировать. Это создаст конкурентную среду в стационарной помощи, поскольку договора будут заключаться не только с управлениями здравоохранения. Таким образом, данная мера будет способствовать повышению качества медицинской помощи в первичном звене. Однако, уже сейчас очевидны возможные проблемы: сдерживание больных и ограничение их доступа в больницы и другие учреждения здравоохранения с целью увеличения собственных доходов или оказание собственными силами видов помощи, которые должны оказываться только в стационаре. В связи с этим возникнет необходимость жесткого контроля и дополнительных финансовых вложений для организации фондодержания. Модернизация здравоохранения Реализация «пилотных» проектов предполагает и решение общих задач модернизации здравоохранения. В первую очередь ставится задача создания единой федеральной информационной базы, основанной на современных технологиях. Предполагается также дальнейшее развитие нормативно-правовой базы, расширение хозяйственной самостоятельности организаций здравоохранения, модернизация системы обязательного медицинского страхования (ОМС), внедрение современных подходов к кадровому обеспечению отрасли, укрепление материально-технической базы медицинских организаций, поддержка медицинской науки и ее ориентация на развитие высокотехнологичных методов оказания медицинской помощи и многое другое. Несомненно, приоритетный национальный проект «Здоровье», хотя и не охватывает всей системы здравоохранения и, по сути, является пилотным, заслуживает высокой оценки как своей важности, так и достигнутых результатов. Впервые здравоохранение начало работать по единой программе. Уже есть определенные практические результаты. При этом для успешной реализации мероприятий приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения и создания предпосылок для его дальнейшей модернизации ключевую роль играет создание эффективной системы управления и координации его реализации, а также информационное обеспечение. Елена Баканова / CNews 1 Руслан Хальфин, заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ, доклад от 16.02.2007 на Всероссийском совещании руководителей органов управления здравоохранением субъектов РФ и исполнительных директоров территориальных фондов ОМС |