|
|
Государственный регистр фармпрепаратовВ развитии современного российского здравоохранения делается упор на создании единой интегрированной информационной системы, позволяющей вводить, хранить и обрабатывать всю полноту медицинских данных в электронном виде. Одной из составляющих этой системы является Государственный регистр лекарственных средств, охватывающий все уровни оборота фармпрепаратов. Создание этого регистра интересно государству не только потому, что делает фармакологическую информацию доступнее, объективнее и полнее, но и потому, что позволяет получать полноценные данные о состоянии фармацевтической отрасли, а значит, повышать эффективность государственного управления этой сферой. Доступность фармакологической информации Как отмечают аналитики, на фармацевтическом рынке актуальна проблема дефицита серьёзной полной фармакологической информации. Спрос на лекарства большей частью порождает реклама. Издается достаточно большое количество фармацевтических справочников, но не все они отвечают строгим профессиональным требованиям, массив информации в них в определенной степени размыт. В то же время спрос на профессиональную информацию у потребителей (начиная от производителей информации и маркетологов до фармацевтов и врачей) значителен и постоянно растет. При этом, сложилась ситуация, когда многие популярные препараты, являясь высокоэффективными, высокотехнологичными средствами лекарственной терапии, могут быть доступными только более обеспеченной прослойке потребителей (на что в значительной мере влияют затраты производителей на продвижение и рекламу). Их ближайшие, но малоизвестные аналоги находятся в другой ценовой нише (значительно более дешевой), но остаются также достаточно эффективными при соответствующей терапии. Особенности фармацевтического рынка в России В отличие от большинства других потребительских рынков России, фармацевтический рынок всегда характеризовался в высокой степени развитым рынком предложения. И эта тенденция становится все более очевидной. Помимо отечественных производителей, на российском фармацевтическом рынке действуют большое число компаний из самых разных стран, в том числе основные инновационные компании. Рынок имеет развитую инфраструктуру и, несмотря на продолжающееся динамичное расширение, характеризуется нарастающим уровнем конкуренции. Сложная конкурентная среда повышает роль стратегического маркетинга и заставляет российские компании усиливать маркетинговую ориентацию своей деятельности. При этом потребность здравоохранения и большинства людей в лекарственных средствах в значительной степени не удовлетворена, что объясняется низкой платежеспособностью населения, все еще ограниченными объемами финансирования из государственных бюджетных и страховых источников, низким уровнем развития добровольного медицинского страхования. С другой стороны, одновременно с ограниченным спросом, российский рынок характеризуется развитым предложением, что определяет превышающие спрос возможности по его удовлетворению и, соответственно, высокий уровень конкуренции среди компаний-производителей. Сложная конкурентная среда и низкая конкурентоспособность значительной части отечественной продукции заставляет российские компании менять производственную ориентацию бизнеса на маркетинговую. Главенствующее значение в стратегическом маркетинге имеет аналитический аспект, оценивающий долгосрочные тенденции и определяющий перспективные для компаний рынки. Спрос на лекарственные средства — индикатор состояние здоровья населения Аналитические исследования фармацевтического рынка проводятся с целью получения информации, которая становится основой управленческих решений в области отраслевого маркетинга. Однако, исследования долгосрочных тенденций в макроэкономической и отраслевой среде, изучение потребностей и запросов рынка, его потребительской и товарной сегментации могут стать основой и для государственных стратегических решений. Потенциальный и реальный спрос на фармацевтическом рынке определяется, прежде всего, объективной потребностью в лекарствах. Показатели численности, размещения, половозрастной структуры, социального состава населения являются важнейшими характеристиками территориальных потребительских рынков. Для анализа фармацевтического рынка ключевое значение имеет специфический демографический фактор — заболеваемость. Показатели заболеваемости, которые группируются по основным классам, группам и отдельным видам болезней, определяют объективную потребность в лекарственных средствах. Основным демографическим фактором, действующим в РФ на протяжении 90-х годов и в последующие годы и создающим негативные предпосылки развития потребительских рынков, является сокращение численности населения за счет естественной убыли. В то же время на протяжении всех этих лет наблюдалась устойчивая тенденция роста первичной и накопленной общей заболеваемости, что создавало предпосылки для положительной динамики фармацевтического рынка. В качестве факторов, определяющих объем и динамику спроса на лекарства, необходимо выделить также платежеспособность населения, уровень расходов на здравоохранение и лекарственное обеспечение из бюджетов всех уровней и средств системы ОМС, инфляцию. Сохраняющиеся в РФ в последние годы высокие темпы роста доходов и расходов населения создают предпосылки для расширения спроса на потребительские товары, в том числе на фармацевтическую продукцию. В то же время негативное влияние на потребительские рынки оказывает углубление экономической дифференциации населения. Ведущим фактором, определившим рост фармацевтического рынка в 2005 г., явилось значительное увеличение финансирования лекарственного обеспечения из федерального бюджета. В связи со сформированными планами среднесрочного социально-экономического развития страны и реализацией национального проекта «Здоровье» можно и в дальнейшем ожидать усиления роли государственных источников в финансировании фармацевтического рынка. Информационный спрос и продажи лекарств Информация о лекарстве формирует характеристики, в той или иной степени отражающие спрос потребителей, продавцов, специалистов, его продвигающих и назначающих это лекарство. Развитие новых интернет-технологий позволило проводить измерения численных значений этого спроса, что коренным образом изменило возможности анализа. Например, специалистами была разработана технология анализа потока обращений к информации о фармацевтических брендах и группах препаратов и расчета на ее основе ряда показателей. Базовым среди них стал информационный спрос на лекарство1. Чем больше интересуются лекарством, тем выше его продажи. Падение индекса информационного спроса указывает на то, что через какое-то время начнут уменьшаться и его продажи. Оперативное наблюдение за спросом, возможное благодаря технологиям интернета, позволяет заблаговременно увидеть тенденции падения спроса и оказать необходимые маркетинговые воздействия. Показатели спроса измеряются через равные промежутки времени на каждое зарегистрированное в России лекарство. Спрос на любой препарат включает тенденцию роста или падения спроса (тренд), периодическое его падение и рост, обусловленные сезонными факторами, а также разного рода скачки спроса, обусловленные, в том числе, рекламными акциями и другими направленными и ненаправленными воздействиями. Например, эпидемия гриппа сопровождается сезонным увеличением спроса на противовирусные и антибактериальные препараты. Таким образом, информация, основанная на использовании адекватных для конкретных ситуаций статистических и аналитических методов, может быть эффективным инструментом принятия управленческих решений. Разработанные в настоящее время информационные системы и базы данных позволяют создать единое информационное пространство, которое объединит производителей и потребителей, государственные структуры и фармацевтические компании, и, кроме того, такие системы дают возможность проведения различных исследований рынка в реальном режиме времени. Елена Баканова / CNews 1 Отношение количества запросов к описанию определенного бренда к общему числу запросов ко всем брендам за определенный срок, выражается в промиллях |