|
|
Регулирование цен и проблема доступности лекарствГосударственная система здравоохранения России функционирует как гарант права гражданина на качественную бесплатную медицинскую помощь. При этом, не смотря на развитие и реформирование национальной системы здравоохранения, увеличение её бюджетного финансирования, насыщенность рынка лекарственных средств, актуальным остаётся вопрос ограниченных возможностей в лечении амбулаторных и стационарных больных. Эту проблему связывают, прежде всего, с низким уровнем доходов большинства населения и неадекватным бюджетным финансированием лечебных учреждений. Низкая платежеспособность большинства граждан приводит к тому, что некоторые лекарственные средства, особенно дорогостоящие, для них недоступны. При этом в случае, когда больной не имеет достаточных средств для приобретения лекарственного препарата, качество лечения значительно снижается. Ситуация усложняется рядом социально – демографических проблем: старением населения, увеличением распространения инфекционных заболеваний, возникновением эпидемий «болезней бедности» и др. Государственное регулирование цен в России и факторы доступности фармпрепаратов В целом решение проблемы обеспечения доступности лекарственных средств должно осуществляться на базе эффективно работающих нормативных документов. В настоящий момент в России государство регулирует цены исключительно на лекарственные средства, которые включены в перечень важнейших и жизненно необходимых препаратов как отечественного, так и импортного производства1. При этом регулирование цен на лекарственные средства осуществляется путем государственной регистрации предельных отпускных цен российских и иностранных организаций-производителей на препараты. Кроме того, устанавливаются предельные оптовые и розничные надбавки на фармпрепараты. Их размеры утверждаются актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Лекарственное средство, цена на которое зарегистрирована, вносится в государственный реестр зарегистрированных предельных отпускных цен. Согласно трактовке Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), понятие «доступность лекарственных средств» рассматривается в аспектах физической2 и экономической доступности. Вторая включает в себя систему государственного регулирования цен и систему формирования спроса на лекарственные средства. Цена лекарственных средств новых поколений, используемых для эффективного лечения различных заболеваний, зачастую слишком велика для большинства потенциальных потребителей. Стремление к высокому качеству в рамках решения проблем доступности фармпрепаратов ограничивается необходимостью сокращения затрат и удешевления производства. Наиболее актуальна в данном случае поддержка производителя со стороны государства. Значительная часть фармацевтического рынка приходится на зарубежные лекарственные средства. В данном направлении государство может также использовать ряд политических мер для поддержки конечного потребителя. Среди них - упрощение процедуры регистрации высококачественных импортных лекарственных средств, предоставление значительных льгот в создании совместных предприятий, другие способы привлечения к сотрудничеству иностранных фармацевтических компаний с высокой мировой репутацией. При этом данная политика позволяет не только существенно удешевить импортную лекарственную продукцию, но и создать дополнительные рабочие места, пополнить бюджет налоговыми отчислениями. Немаловажным аспектом, формирующим доступность лекарственных средств, является система сбыта и реализации продукции. Конечную стоимость товара значительно повышает цепь доставки лекарственного средства от производителя к конечному потребителю. Количество и размещение аптек, размеры оптовой цепочки имеют здесь решающее значение. Доступность лекарственных средств на уровне аптечного предприятия представляет собой, в конечном счете, баланс спроса и предложения. Она может быть определена как отношение количества лекарственных средств, которые покупатель может приобрести или заказать в аптечном учреждении, по отношению ко всем нужным потребителю лекарственным препаратам. Другими словами, оценку этого показателя можно провести по определению устойчивости ассортимента, т. е. наличия соответствующего товара в ассортименте. В условиях рыночной системы обеспечения лекарственными препаратами большое значение имеет также разработка Перечня жизненно необходимых лекарственных средств, разрешенных к закупкам за бюджетные средства. Эта мера позволяет поддержать здоровье людей, болеющих несмертельными заболеваниями, но не имеющих достаточных средств для приобретения дорогостоящих препаратов. Обеспечение данного вида доступности непосредственно отражается на больном и имеет большое социальное значение - позволяет улучшить практику назначения лекарств врачами, что, в конечном счете, и является основным фактором, определяющим доступность и эффективность системы здравоохранения. Прогнозирование спроса на фармпрепараты Для влияния на доступность фармпрепаратов необходимо учитывать спрос на лекарственные средства. Систематический мониторинг обеспечения населения лекарственными средствами предполагает оценку доступности лекарств в результате сравнения показателей потребности в них по основным заболеваниям с фактическим потреблением. В настоящий момент прогнозирование спроса на лекарственные средства как организациями государственного здравоохранения, так и фармацевтическими компаниями осуществляется на основе территориального учета заболеваемости, проведения опросов потребителей и специалистов-экспертов, анализа тенденций потребления. При этом маркетинг фармацевтических компаний в основном построен на заказных исследованиях. Эти методы дают возможность выявить лекарственные средства, для которых характерен высокий спрос, и осуществить определенное прогнозирование. Однако большинство аналитиков отмечают, что спрос на лекарства достаточно изменчив и нестабилен, восприимчив к воздействию многочисленных факторов (экономических и политических, факторов поведения конкурентов, рекламных кампаний). В результате полученные данные (характеристики и показатели спроса) чаще всего имеют для практического анализа рынка историческую ценность. Развитие современных информационных технологий позволяет использовать более оперативные методы оценки и прогнозирования. На некоторых информационных фармацевтических порталах действуют интерактивные сервисы, позволяющие оценивать и наблюдать за потенциальными потребителями и их интересом к фармацевтическим продуктам. А, как известно, тот, кто знает, как ведет себя спрос сегодня, может предсказать, как поведут себя продажи завтра. Простое измерение кликов по торговому названию позволяет оценить интерес к продукту, дать характеристику потенциальному спросу on-line и получить данные в реальном режиме времени о пиках спроса, корреляции спроса и продаж в разные периоды времени, территориальном распределении спроса, категориях потенциальных потребителей и др. Для фармацевтической компании такая интерактивная система оценки интереса к продукту позволяет решать ряд задач, в конечном счете оказывая значительное влияние и на цену изучаемого препарата:
Главным при этом остаётся своевременное получение высококвалифицированной фармацевтической информации и способствование созданию условий, при которых личные расходы потребителя на приобретение лекарственного средства не являются непосильным бременем для семейного или личного бюджета и фактической причиной отказа от лечения. 1 Постановление Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2001 года №782 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства» 2 предложение потребителям качественных, эффективных и безопасных лекарственных средств Елена Баканова / CNews |