|
|
ИТ в медицине: нездоровые проблемыРеализация приоритетного национального проекта "Здоровье" является началом качественно новой ступени развития российского здравоохранения. Он ставит перед государством конкретные практически важные задачи. Но без создания современной информационной инфраструктуры национальный проект "Здоровье" полностью своих задач решить не сможет. Решение современных проблем здравоохранения на новой основе требует изучения процессов, происходящих в системе на всех уровнях, и коренного изменения хода некоторых ключевых процессов, другими словами, целенаправленного управления ими. Эффективно работающие информационно-управляющие системы — нехарактерное явление для современного российского здравоохранения. В тоже время компьютеризация и налаживание информационного взаимодействия — это необходимый шаг к дальнейшему развитию и модернизации отрасли. В настоящий момент структура парка компьютерных систем2 в некоммерческих медицинских учреждениях свидетельствует о низком уровне информационной культуры. Среди них 50,8% составляют административные системы, 24,3% — системы решения задач ОМС (обязательного медицинского страхования), и только 16,6% — собственно медицинские системы (диагностика, лечение, профилактика). При этом 16% ПК используются в качестве пишущих машинок. По мнению самих медиков, факторами, сдерживающими использование ИТ в области здравоохранения, являются: отсутствие денежных средств, нехватка квалифицированных специалистов по ИТ, недостаточность знаний и навыков медицинских сотрудников и неопределенность экономической выгоды от использования ИТ. При этом у руководства медицинских учреждений часто просто нет информации о существующих системах, их преимуществах и специфике использования, как нет и возможности пользоваться квалифицированной помощью по выбору и сопровождению систем. Без создания современной информационной инфраструктуры национальный проект "Здоровье" полностью своих задач решить не сможет. На современном этапе необходима разработка и реализация концепции информатизации здравоохранения и создания единого информационного пространства. Прежде всего, руководству медицинских учреждений должна стать очевидна экономическая целесообразность внедрения ИТ. Принятие национального проекта позволило увеличить расходы на компьютеризацию здравоохранения, отдельной финансовой статьей в бюджете выделяются деньги на программное обеспечение и техническое сопровождение, поэтому успех информатизации российской медицины полностью зависит от желания и усилий руководителей на местах. Структура парка компьютерных систем (УЗ СВАО г. Москвы) Источник: АРМИТ2, 2007 Не менее актуальной проблемой является стандартизация разрабатываемых систем. В настоящее время используемые в медицинских учреждениях информационные системы в большинстве случаев несовместимы. Тем не менее, по оценкам экспертов, рынок данных систем постепенно становится все более цивилизованным. Количество компаний, занимающихся разработками в сфере медицинских информационных технологий, сокращается, а рынок консолидируется. В 2002 в этой области разработок было зарегистрировано 406 фирм, в 2006 — 295, при этом каждый год появляется 25 — 30 новых разработчиков2. Событием 2006 года в сфере медицинских информационных технологий в России стало создание национального стандарта по электронным историям болезней. Пути оптимизации здравоохранения Актуальность проблем здравоохранения, необходимость реализации положений концепции развития медицины в Российской Федерации требуют принятия комплекса мер. Основными приоритетами национальной программы являются: всеобщность, социальная справедливость и доступность медицинской помощи населению вне зависимости от социального статуса граждан, уровня их доходов и места жительства, профилактическая направленность, обеспечение эффективного функционирования целостной, организационно и экономически гибкой системы оказания первичной медико-санитарной помощи, активное участие всех органов власти в решении вопросов здравоохранения, повышение уровня квалификации медицинского персонала. Достижение приоритетов программы осуществляется по ряду направлений. Кадровые изменения Низкая эффективность отечественной системы здравоохранения во многом является результатом того, что в последнее время она была ориентирована на развитие стационарной медицинской помощи в ущерб первичным догоспитальным медуслугам. Результатами этого структурного перекоса стали недостаточная обеспеченность участковыми врачами, низкая оснащенность поликлиник диагностическим оборудованием. Эти факторы существенно снизили качество оказания первичной медицинской помощи, что привело к высокому уровню хронических и запущенных заболеваний. Одной из основных мер в решении данной проблемы на современном этапе становится совершенствование кадровой политики. В 2007 году планируется дальнейшее изменение системы оплаты труда медицинских работников. Она будет осуществляться с учетом результатов их деятельности. Кроме того, при наличии у врача основных специальностей "Терапия", "Педиатрия" для занятия должности участкового врача-терапевта или педиатра необходимо будет пройти курс повышения квалификации. Эти и другие меры, направленные на развитие кадрового потенциала, направлены на повышение качества медицинской помощи. Современные медицинские технологии Для большинства населения в России по-прежнему остаются недоступны по-настоящему эффективные методы лечения: сложные операции, дорогие лекарства, точные технологии диагностики. К примеру, операцию аортокоронарного шунтирования проводят лишь для 17-20% нуждающихся в ней пациентов. Высокотехнологичная медицинская помощь — это использование сложных и уникальных медицинских технологий, основанных на современных достижениях науки и техники. Это операции на открытом сердце, трансплантация органов, нейрохирургические вмешательства, лечение наследственных и системных заболеваний, лейкозов, хирургические вмешательства высокой степени сложности. Лечебные учреждения, оказывающие медицинскую помощь такого рода, должны быть обеспечены высококвалифицированными медицинскими кадрами. Для расширения доступа различных категорий населения к современным медицинским технологиям запланировано существенное увеличение средств федерального бюджета на оплату высокотехнологичной медицинской помощи, повышение эффективности расходования средств за счет перехода от содержания медицинских учреждений к государственному заданию на оказание определенного объема высокотехнологичной медицинской помощи, расширение мощностей для оказания такой помощи, в том числе за счет строительства новых центров высоких медицинских технологий в регионах России, а также повышение прозрачности ведения очереди на получение высокотехнологичной медицинской помощи путем введения системы "листов ожидания". Проект рассчитан на 5 лет, до 2010 года. Но уже в 2006 году объем таких видов лечения вырос в полтора раза1, в 2007-м должен увеличиться почти в 3 раза. Существовавшие до начала национального проекта научные медицинские институты будут создавать и осваивать новейшие методы лечения, обучать специалистов, лечить самых сложных пациентов. Задача новых центров — тиражирование медицинских технологий, постановка их на поток. Все операции, все методы лечения будут выполняться по единым технологиям и стандартам. За 5 лет запланировано построить по 6 специализированных центров по каждому из основных направлений: кардиохирургии, травматологии, трансплантологии, нейрохирургии и репродуктивным технологиям. Количество высокотехнологичных коек в стране вырастет в полтора раза, объемы помощи на них — в 4-5 раз. Новые центры должны будут строиться по согласованию с регионами, по единым строительным технологиям. Больным не придется ехать в Москву или Санкт-Петербург и годами ждать очереди. Финансирование здравоохранения В рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" предусмотрено выделение дополнительных финансовых средств — 145 млрд рублей на первые два года. Сумма примерно равна всему федеральному бюджету здравоохранения, запланированному на 2006 год (146,7 млрд руб.). Более того, эти деньги строго расписаны по строчкам и пунктам проекта. Скрупулезно подсчитаны койки, должности, ставки, оборудование и инструменты, продуман механизм согласования бюджета с регионами. Не менее важно то, что в проекте определены меры, способствующие созданию экономической базы для завершения перехода к страховому принципу оплаты медицинской помощи и применению механизмов экономической мотивации деятельности учреждений здравоохранения и медицинских работников. Детальная проработка планов не дает гарантии от погрешностей и ошибок. Но масштаб, конкретность приоритетного национального проекта "Здоровье", а также различные меры, направленные на повышение экономической эффективности деятельности учреждений здравоохранения, предупреждение экономических потерь, дают надежду, что система здравоохранения начинает выздоравливать. Законодательная база Многие тенденции современного здравоохранения свидетельствуют о необходимости совершенствования законодательной базы. Осуществление этой задачи непосредственно связано с реализацией обеспечения прав граждан на охрану здоровья, установленных Конституцией РФ и действующим законодательством РФ и субъектов РФ. Принимаемые государством меры в сфере охраны здоровья должны быть адекватны не только сложившимся социально-экономическим условиям, но и способствовать повышению ранее достигнутого уровня правовых гарантий граждан, пользующихся медицинскими услугами. В рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" предусмотрена подготовка и утверждение нормативных правовых актов, которые будут способствовать реализации в полной мере права граждан на бесплатную медицинскую помощь. В 2006 году утверждены 43 таких акта, касающихся прежде всего схем финансового взаимодействия, предусмотренных бюджетами различных уровней, а также обеспечения реализации прав на получение своевременной качественной медицинской помощи. В системе отечественного здравоохранения за последние годы были достигнуты определенные позитивные результаты, среди которых можно отметить успешное внедрение в практику отечественного здравоохранения стандартов Всемирной Организации здравоохранения (ВОЗ) по диагностике и лечению ряда заболеваний, улучшающееся с каждым годом финансирование отрасли, укрепление материально-технической базы медицинских учреждений. Эти и другие меры позволили повысить результативность медицинской помощи и улучшить некоторые показатели общей заболеваемости населения. Однако многие проблемы в системе здравоохранения остаются актуальными. Большинство из них являются весьма сложными, и их решение требует радикальных перемен в сфере управления органами здравоохранения в целом. Елена Баканова / CNews 1 Руслан Хальфин, заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ, доклад от 16.02.2007 на Всероссийском совещании руководителей органов управления здравоохранением субъектов РФ и исполнительных директоров территориальных фондов ОМС 2 Выступление Михаила Эльянова, генерального директора АРМИТ (Ассоциация Развития Медицинских Информационных Технологий) на конференции MedSoft 2007 Алексей Аносов: Назрела необходимость комплексного подхода к решению проблемы автоматизации регионального здравоохраненияПроблема обеспечения льготных категорий граждан лекарственными препаратами является одной из самых социально значимых в любом государстве. Прошлогодний скандал в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования заставил обратить более пристальное внимание на существующую систему дополнительного лекарственного обеспечения. О том, как информационные технологии способствуют обеспечению прозрачности отрасли, в интервью CNews рассказал Алексей Аносов, генеральный директор компании «Эскейп». CNews: Какие изменения в области информатизации здравоохранения произошли с момента начала реализации приоритетного национального проекта «Здоровье»? Можно ли, на ваш взгляд, говорить о серьезных изменениях и значительной активизации деятельности в этой области? Алексей Аносов: Начну с того, что приоритетный национальный проект «Здоровье» реализуется сразу по нескольким направлениям. Каждое из этих направлений требует информационной поддержки. Трудно представить, например, высокотехнологичную медицинскую помощь без соответствующего программного и технического обеспечения. Соответственно, какая-то часть денежных средств, выделяемых на здравоохранение, направляется и на его информатизацию. И это привело к некоторому улучшению общей картины. Наличие компьютера на столе главврача уже не воспринимается как чудо. Не последнюю роль сыграла и реализация программы дополнительного лекарственного обеспечения — ДЛО. Формирование логистических цепочек и их автоматизация фармдистрибьюторами, задействованными в системе ДЛО, закупка программных продуктов и техники территориальными фондами обязательного медицинского страхования способствовали созданию ИТ-инфраструктуры в регионах, решающей задачи информационного обмена в процессе доставки лекарств до потребителя, автоматизированной выписки и регистрации отпуска рецептов, подготовки отчетности для ТФОМСов. Но, если оценивать ситуацию в целом, то первое, что бросается в глаза, это ведомственная разобщенность в решении проблем информатизации здравоохранения. Не отработаны регламенты информационного взаимодействия между ведомствами и зачастую дублируются даже справочные данные в различных информационных системах. И пока продвижения в решении этой проблемы незаметно. |