|
|
Национальные проект «Образование» и ИТПриоритетный национальный проект «Образование» направлен на обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании. Решение этой задачи невозможно без информатизации всей системы образования. Развитие образования — дело государственное На протяжении последних нескольких лет вопросам развития российского образования и применения информационно-коммуникационных технологий в нашей стране уделялось повышенное внимание. В 2001 году Постановлением Правительства Российской Федерации №630 была утверждена Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)» (РЕОИС). В этом документе были заложены принципы построения единого образовательного пространства на всей территории страны. В качестве одной из целей программы декларировалось «создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий». Задачами программы предусматривалось «формирование информационно-технологической инфраструктуры системы образования», в том числе «предоставление образовательным учреждениям средств вычислительной техники, средств доступа к глобальным информационным ресурсам», планировалось «создание и использование в учебном процессе современных электронных учебных материалов». Несмотря на то, что не все задачи программы РЕОИС удалось выполнить в полном объеме, она сыграла положительную роль в деле развития ИКТ в сфере образования и стала своеобразным трамплином для «Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы» (ФЦПРО). К моменту начала реализации ФЦПРО оснащенность школ персональными компьютерами выросла более чем в десять раз: если в 2000 году на 1 ПК приходилось 500 учеников, то в 2004 — уже 46. В период реализации ФЦП РЕОИС было создано 17 образовательных порталов федерального уровня, разработано более 100 образовательных мультимедиа-продуктов, переподготовку в области ИКТ прошли более 220 тыс. преподавателей. Тем не менее, на момент старта ФЦПРО в декабре 2005 года уровень использования ИКТ в образовании все еще оставался низким. Существующие электронные образовательные ресурсы в учебном процессе использовались слабо: во-первых, из-за недостаточного развития рынка электронных образовательных ресурсов в России вследствие отсутствия стандартов и единых требований к их разработке, а во-вторых, из-за недостаточной подготовки в области ИКТ основной массы преподавателей, которые не спешили перестраиваться на новые методы работы. Кроме того, проникновение ИКТ в сферу образования сдерживалось еще и тем, что на тот момент доступ в интернет имели чуть более 10% школ, в первую очередь из-за недостаточного финансирования. «Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы» была утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации №803 от 23 декабря 2005 года. Ее основной стратегической целью является обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании. В наше время достижение этой цели невозможно без широкого внедрения информационных технологий в сферу образования. Именно поэтому в ФЦПРО большое значение было уделено вопросам информатизации системы образования. Программа приняла эстафету у ФЦП РЕОИС в деле информатизации системы образования. Она закрепила и углубила то, что было заложено ее предшественницей. Планируется, что реализация ФЦПРО в сфере ИКТ будет идти по следующим основным направлениям:
Кроме того, должно быть обеспечено информационное сопровождение всех мероприятий программы, включая мониторинг всей системы образования. В рамках ФЦПРО предусмотрено:
За полтора года с момента старта «Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы» удалось решить ряд масштабных задач по внедрению ИКТ в сферу образования. Первые результаты Особенностью «Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы» стало то, что государство попыталось сделать ее как можно более конкретной, а процесс ее выполнения максимально прозрачным. Именно благодаря этому уже в первый год реализации программы удалось достичь заметных результатов, в том числе и в области информационно-коммуникационных технологий. В 2006 году был создан Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ФЦИОР), который стал координатором процесса разработки электронных образовательных ресурсов (ЭОР) нового поколения. Также были разработаны единые технические требования к создаваемым ЭОР в соответствии с требованиями международных спецификаций, созданы инструменты для работы с ними, проработаны рекомендации в сфере авторских прав. Все это позволило в сжатые наладить процесс разработки новых электронных образовательных ресурсов. В результате в течение 2007 года хранилище ФЦИОР стало активно пополняться учебными и методическими материалами. Весной 2007 года в хранилище насчитывалось около 3000 ЭОР, а к декабрю планируется пересечь отметку в 10000 ресурсов. Параллельно с разработкой новых электронных образовательных ресурсов и наполнением ими хранилища началась работа по созданию методических материалов, позволяющих наиболее эффективно использовать ЭОР. Например, в 2007 году будет запущен сервис «Конструктор траекторий», который позволит преподавателю самостоятельно «конструировать» учебный процесс, подключая к нему необходимые модули электронных образовательных ресурсов. В сфере компьютеризации и коммуникационного обеспечения образования продолжается поставка в учебные заведения аппаратно-программных комплексов и необходимого оборудования, в том числе для детей с ограниченными возможностями. Кроме того, ведутся работы по интеграции федеральных образовательных порталов - создан портал «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». Из других информационных проектов первого года реализации ФЦПРО можно выделить развитие отраслевой системы управления, а также создание информационной системы мониторинга и статистики в образовательной сфере. Подключение школ к интернету Наиболее масштабным и одним из самых значимых проектов «Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы» стала работа по подключению российских образовательных учреждений к сети интернет. В 2006 году из почти 62 тысяч общеобразовательных учреждений только 9 тысяч имели подключение к интернету. Было принято решение до конца 2007 года обеспечить все неподключенные школы доступом в глобальную паутину. В рамках проекта за год с небольшим предстояло подключить около 52940 школ (в том числе 303 образовательных учреждения Федеральной службы исполнения наказаний). Сложность проекта заключалась не только в сжатых сроках, но и в том, что более половины школ находились в сельской местности, причем более 10000 от общего числа подключаемых учебных заведений было отнесено к категории «сложных» - там отсутствовала телекоммуникационная инфраструктура, а в некоторых школах даже не было электричества. На подключение школ и обеспечение их в течение двух лет после момента подключения неограниченным доступом в интернет было выделено в общей сложности 3 млрд. рублей. Сегодня можно констатировать, что данный проект практически выполнен — по состоянию на 27 августа 2007 года 50072 школ, или 95% от числа подключаемых, были обеспечены доступом в глобальную сеть. Благодаря его реализации, российская система образования сделала шаг вперед по направлению к достижению равных образовательных возможностей для всех российских школьников. Стоит отметить, что данный проект в ближайшее время должен получить свое продолжение. В соответствии с решением межведомственной рабочей группы по приоритетному национальному проекту «Образование» при Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов было рекомендовано в 2007 году провести ряд конкурсов. В частности, в III квартале 2007 года планируется проведение конкурса на подключение к интернету учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования. Кроме того, в ближайшие месяцы должен быть проведен конкурс на обеспечение всех российских школ в 2008-2009 годах услугами доступа в интернет без ограничений по объему потребления трафика и организацию в школах гарантийного обслуживания телекоммуникационного оборудования, а также технической и информационной поддержки. Также ждет своей реализации проект по внедрению и поддержанию единой системы фильтрации поставляемого в школы контента, с целью исключить возможность доступа к интернет-ресурсам, «несовместимым с задачами воспитания и образования». Проект «Информатизация системы образования» С «Федеральной целевой программой развития образования на 2006-2010 годы» неразрывно связан проект «Информатизация системы образования» (ИСО). Он стартовал в 2004 году, когда Министерством образования и науки РФ был получен займ МВФ на сумму 300 млн. долларов, который был направлен на программу интернетизации российского образования. Основная идея проекта перекликается с положениями ФЦПРО и состоит в «создании условий для поддержки системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий в работе учреждений общего и начального профессионального образования». Проектом предусматривается организация работы по трем направлениям:
На первом этапе проекта в качестве пилотных регионов были выбраны Калужская область, Республика Карелия, Красноярский край, Пермский край, Ставропольский край, Челябинская область и Хабаровский край. Недавно к проекту присоединились еще 30 регионов России. Именно в рамках проекта ИСО была создана «Коллекция цифровых образовательных ресурсов», которая, наравне с ФЦИОР, является одним из крупнейших хранилищ электронных образовательных ресурсов Федерального уровня. Эти работы по проекту ИСО будут продолжены в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Внедрение ИКТ в российскую систему образования является одними из приоритетных направлений «Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы». Для решения этой задачи необходимо осуществить масштабную подготовку перевода существующей системы образования на «электронные рельсы», снизить уровень «цифрового неравенства» и повысить уровень квалификации преподавательского состава. Достигнутые на сегодняшний день результаты позволяют надеяться, что к 2010 году удастся выполнить один из целевых показателей проекта «Образование» и довести долю учащихся, охваченных обучением с использованием информационных технологий, до 90%. Леонид Кузьмин / CNews |