|
|
Модели и тенденции развития здравоохранения в мире 2006-2007В 2006 году расходы на здравоохранение во всем мире составили $3608,7 млрд1. По подсчетам Национального НИИ общественного здоровья, 2/3 этой суммы было потрачено на здравоохранение в Северной Америке. Основными тенденциями развития мировой системы здравоохранения 2006 года стали проведение реформ в области здравоохранения, развитие медицинских служб, обеспечение лекарственными средствами, повышение уровня технологического развития здравоохранения, восстановление систем здравоохранения после военных конфликтов и природных катаклизмов. Результаты организованного Национальным НИИ общественного здоровья РАМН мониторинга позволили среди главных событий 2006 года особо выделить реформы национальных систем здравоохранения, которые проводятся в бывших социалистических странах (Чехия, Венгрия, Болгария) и странах третьего мира, а также региональные реформы, осуществляемые в отдельных штатах и провинциях. В целом мировая реформа здравоохранения проходит по следующим направлениям:
Поиск оптимальной роли государства в системе здравоохранения В 2006 году наблюдалось значительное снижение роли государства в системе здравоохранения Болгарии, Чехии, Польши, Венгрии. Зачастую это происходило по причине акционирования больниц, в результате которого часть государственных услуг в области здравоохранения переходила в частные руки. Насколько это эффективно и экономически оправдано, покажет время. В тоже время, в других странах в 2006 году происходило усиление роли государства в сфере здравоохранения, но не на уровне поставки медицинских услуг, а на уровне увеличения финансирования. Так, в Китае, Индии, Венесуэле, США до недавнего времени роль государства была незначительна. Например, Китайское государство с середины прошлого века практически не участвовало в финансировании здравоохранения своей страны. Однако после вспышек птичьего гриппа Китайское Правительство приняло решение о значительном увеличении государственных ассигнований в систему здравоохранения, причем в первую очередь в систему сельского здравоохранения. Кроме увеличения доли расходов государства на сельскую медицинскую помощь до 40% от всех расходов на здравоохранение предполагается создание инфраструктуры низкостоимостных больниц, которые были бы доступны для малообеспеченных семей. Другая азиатская страна — Индия, разочаровавшись в возможностях частного рынка, также взяла курс на увеличение доли общественного сектора здравоохранения. Венесуэла, практически строя социализм, проводит ту же линию и в сфере здравоохранения. Лидер Венесуэлы Уго Чавес объявил о том, что вся инфраструктура здравоохранения страны должна быть государственной, а медицинские работники обязаны состоять исключительно на государственной службе. Однако политика президента страны не получила широкой поддержки венесуэльских медиков, в результате чего в настоящее время в страну приглашаются специалисты из других государств. Так, за последние 4 года в Венесуэлу прибыли 12 тыс врачей из Кубы, которым предложили оплату труда в размере $500 в месяц и так называемую «корзину продуктов». Теперь Уго Чавес отправляет своих студентов на Кубу для обучения профессии врача. Все эти меры направлены на построение в стране государственной системы здравоохранения. Усиление роли государства в здравоохранении наблюдается и в развитых странах. Так, правительство США активно занимается созданием системы лекарственного обеспечения населения. В таких странах как Швеция, Великобритания оптимизация роли государства проходит через осуществление частно-государственного партнерства. В Швеции государством привлекаются частные поставщики медицинской помощи, а в Великобритании действует система предоставления права пациентам лечиться в частных клиниках, если государственные медицинские учреждения не в состоянии обеспечить им необходимую медицинскую помощь. В этом случае государство берет на себя обязательство оплачивать все расходы пациентов на частные медицинские услуги. Таким образом, в целом в мире наблюдается увеличение роли государства в предоставлении медицинских услуг — оно становится регулятором, контролером и финансистом функционирования системы здравоохранения. Реформы в системе финансирования и страхования Реформируя систему финансирования страны в 2006 году, Германия ставила перед собой задачу сокращения расходов на здравоохранение. В стране был создан Централизованный Фонд Здоровья — аналог российской системы медицинского страхования. Теперь все страховые компании осуществляют выплаты по единым тарифам через этот фонд, в то время как до реформы платежи проводились в отдельных компаниях по различным тарифам. На основе единой тарифной системы планируется создать конкурирующий рынок страховщиков, что повысило бы эффективность всей системы страхования. Предполагается, что в перспективе за счет этого расходы на здравоохранение будут снижены примерно на 7-10%. По данным Национального НИИ общественного здоровья РАМН сокращение дефицита финансирования больничных учреждений в 2006 году происходило и в Великобритании. Бюджет здравоохранения в этой стране достиг показателя 81 млрд. фунтов стерлингов, при этом из 570 работающих трастов 37% находятся в финансовом кризисе.1 Таким образом, прошлый год был посвящен борьбе с финансовым кризисом и дефицитом в области медицинского обслуживания населения. Для этого правительством Великобритании были поставлены задачи по сокращению штатов (в результате число врачебных ставок уменьшилось на 1 тыс), снижению объемов госпитализации, закрытию больничных палат. На данный момент неизвестно, удалось ли полностью ликвидировать дефицит финансирования здравоохранения, но по предварительным результатам эта работа пока не дала ожидаемого результата: дефицит сохранился, как естественная реакция на закрытие больниц выросли очереди на госпитализацию, возникли весьма напряженные отношения среди работников системы здравоохранения. Аналогичные процессы происходят и во Франции — страна вступила в борьбу с дефицитом финансирования больничных учреждений. Управление финансами на медико-санитарную помощь было передано частному сектору, и руководители больниц стали вести бюджет по принципу доход — расход на основе новых правил. Кроме того, было запрещено переносить дефицит расходов на следующий год, при этом ответственность за дефицит была возложена на сами больницы, которые, кроме прочего. Вынуждены были искать новые способы самофинансирования. Предварительные итоги этой реформы показали, что многие лечебные заведения смогли выровнять свои доходы и расходы, одновременно увеличился объем востребованной медицинской помощи. Еще одним значимым событием 2006 года явилось начало крупной программы по страхованию сельского населения в Китае. Согласно этой программе к 2010 году все сельское население страны, а это около 900 млн. жителей, из которых 700 млн. находится за чертой бедности, будет обеспечено полисами медицинского страхования . Китайское Правительство предполагает так называемое кооперативное страхование, по которому 1,5 доллара за медицинские услуги оплачивает житель, а 5 долларов — государство. Таким образом, 65% гарантированной медицинской помощи будет оплачиваться Китайским Правительством, остальные 35% — населением страны. Реформы региональных систем здравоохранения Реформы региональной системы здравоохранения в 2006 году проходили в следующих регионах: Квебек (Канада), Новый Уэльс (Австралия), Мичиган, Калифорния (США), Шанхай (Китай), Астана (Казахстан). Частно-государственное партнерство, введенное в канадской провинции Квебек, подразумевает, что если государственная больница может предоставить нужную услугу только через полгода, то для получения более своевременной помощи пациент может обратиться в частное медицинское учреждение, услуги которого будет оплачивать региональное правительство. В австралийском Новом Уэльсе была проведена программа реструктуризации органов здравоохранения штата: сокращено число медицинских учреждений региона, количество ставок управленцев, а также снижены затраты на управление. В штатах Калифорния и Мичиган были застрахованы жители, которые ранее не имели медицинского страхования. В китайском Шанхае было построено 600 больниц, из которых 200 больниц либо уже управляются иностранным капиталом, либо имеют иностранных акционеров. В Астане (Казахстан) стартовала интересная программа по построению кластеров современной медицинской помощи — Началось строительство примерно 10 медицинских учреждений всех основных профилей. Важно заметить, что для управления кластеров будут привлекаться иностранцы двумя способами: либо, через вложение капитала, либо через управляющие компании. Развитие медицинских служб В 2006 году по данным Национального НИИ общественного здоровья РАМН в мировом здравоохранении наблюдалось развитие медицинских служб в сфере трансплантации органов человека. В организации деятельности по трансплантации большое внимание уделялось предоставлению гарантии безопасности донорских органов и тканей, легализации системы торговли человеческими органами, развитию направления по производству искусственных органов, а также медицинскому туризму. На основании полученной в исследовании1 информации было подсчитано, что к настоящему моменту среднее время ожидания органов в Европе приближается к трем годам. К 2010 году время ожидания увеличится до 10 лет, что указывает на наличие тенденции усиления дефицита органов для пересадки на общемировом уровне и увеличения очередей больных. Так, в США в 2006 очередь на пересадку почки достигла 90 тыс. человек. В 2005 году в Израиле проводилось 260 операций по пересадке органов в день, в то время как в США только 73 операции, что говорит о неравномерном распределении возможностей трансплантации в мире. 2006 год ознаменовался появлением новых видов медицинского обслуживания. Так, в Великобритании открылись дневные Центры здоровья для пассажиров, следующих на работу или домой, что вызвало повсеместное одобрение граждан этой страны. А жители США получили возможность воспользоваться услугами медицинских центров в магазинах страны. Ситуация в сфере лекарственного обеспечения Состояние мировой системы лекарственного обеспечения в 2006 год определялось уровнем доступности лекарственных средств, развитием тенденций снижения стоимости лекарственных препаратов и уменьшением количества контрафактных лекарств. С 1 января 2006 года в США начала проводиться модернизация лекарственного обеспечения по программе Медикер. Согласно этой программе, в течение ближайших 10 лет на лекарственное обеспечение Правительством страны будут выделены средства в размере $678 млрд, при этом примерная стоимость одного рецепта будет равна $5. D Германии c начала 2006 года снижение стоимости лекарственных средств произошло за счет освобождения лиц, желающих покупать менее дорогие лекарственные средства, от уплаты налога c продаж. По данным Национального НИИ общественного здоровья было выяснено, что в 2006 году 50% всех контрафактных лекарств, которые составляют 10% мирового рынка лекарств, было куплено через Интернет, 30% — в африканских странах, 20% — в странах СНГ. Информационно — технологическое развитие здравоохранения В 2006 году служба здравоохранения испанской Барселоны заключила с корпорацией IBM 4-летний контракт на сумму 20 миллионов евро для реализации проекта по трансформации и модернизации медицинских информационных систем в восьми госпиталях Каталонии. Целью проекта является упрощение работы как рядовых сотрудников, так и руководителей службы здравоохранения, организация целого ряда сервисов для пациентов за счет сокращения количества бюрократических процедур. В результате врачи смогут быстрее обслуживать пациентов и более точно ставить диагнозы. В Финляндии с апреля 2006 года существует виртуальный роддом, в котором будущие мамы до тонкостей могут ознакомиться с медицинскими рекомендациями врачей. Данный интернет — проект открывает посетителям сайта двери родильного дома Университетского госпиталя Куопио, Восточная Финляндия, предоставляя возможность будущим роженицам и их семьям не только ознакомиться с работой родильного дома, но и получить ответы на конкретные вопросы, возникающие в период ожидания ребенка. Специально для этого медики предусмотрели как текстовую, так и фото, и видеоинформацию. Ксения Федичева / CNews 1 Данные выступления Вадима Филатова, заместителя директора Национального НИИ общественного здоровья РАМН на конференции «Современный медицинский центр», май 2007 |