|
|
Владимир Яблонский: Пока «Школа будущего» является скорее исключением из правилПравительство Москвы вкладывает немалые средства в развитие столичного образования. Реализация программ «Столичное образование-1» — «Столичное образование - 4» позволила городским учебным заведениям занять лидирующие позиции в оснащенности самым современным оборудованием и ПО. О том, что ждет московские учебные заведения в ближайшем будущем, в интервью CNews рассказал Владимир Яблонский, руководитель Информационно-аналитического центра Департамента образования города Москвы CNews: Современное образование трудно представить без применения информационных технологий (ИТ). Каков уровень ИТ-оснащенности столичных школ? Насколько велика разница между наиболее и наименее компьютеризированными школами города? Владимир Яблонский: Новый учебный 2007-2008 год начался с открытия «Школы будущего», в которой каждый ученик и преподаватель имеют ноутбук для работы, как в школе, так и на дому. Однако пока такие школы являются скорее исключением из общих правил и примером для подражания. Если говорить об общем уровне ИТ-оснащенности московских школ, то мы имеем достаточно полную статистику по её основным показателям, а именно: в столичных школах установлено 55991 компьютеров; более 200 московских школ имеют полнофункциональные локальные сети, в которых большинство кабинетов объединено в одну сеть; количество предметных кабинетов (не считая кабинетов информатики), где установлены ПК, составляет 7611; 98% столичных школ подключены к Интернету; 422441 человек охвачено обучением с использованием информационных технологий; 42863 педагога владеет навыками работы в области информационно-коммуникационных технологий; в преподавании трети предметов используются информационные технологии; число школ, в которых внедрена «Карта учащегося» составляет 50; более 1000 детей-инвалидов обучаются на дому с использованием программ дистанционного обучения. Таким образом, получается, что школы имеют в среднем диапазоне 1,5-2 компьютерных класса с достаточно современным оборудованием. Безусловно, необходимо сказать о том, что школ, в которых бы полностью отсутствовали компьютерные классы, не говоря уже о персональных компьютерах в кабинетах администрации школ, практически нет. CNews: Насколько широко и при обучении каким предметам используются современные мультимедийные материалы в школах города? Многие ли московские школьники используют компьютер при подготовке домашних заданий? Владимир Яблонский: Говоря о широте охвата использования мультимедийных материалов в столичном образовательном процессе, можно отметить, что на сегодняшний день большинство московских школ достаточно широко используют мультимедийные диски с цифровыми образовательными ресурсами и обучающими программами и электронными учебными пособиями. Множество таких ресурсов разрабатывает Департамент образования города Москвы. В течение ряда лет систематически и в больших объемах для каждой школы закупались мультимедийные диски всех ведущих производителей. Также в образовательных учреждениях активно используются те ресурсы, которые разработаны на федеральном уровне. Данные ресурсы охватывают преподаваемые в школах учебные дисциплины и достаточно широко представлены в Интернете, что существенно облегчает подготовку домашних заданий столичным школьникам. CNews: Насколько актуальна для московских школ проблема лицензионной чистоты используемого в них программного обеспечения? Будете ли вы рекомендовать столичным школам активнее использовать программное обеспечение с открытым исходным кодом? Владимир Яблонский: Вся вычислительная техника, закупленная городом для столичных образовательных учреждений, комплектовалась лицензионным программным обеспечением (ПО): операционными системами Microsoft Windows, офисными пакетами Microsoft Office различных версий и антивирусным программным обеспечением. Однако существуют проблемы с закупкой лицензионного ПО прикладного назначения, в частности, средств разработки, графических редакторов, специфических программ, используемых в учебных дисциплинах естественно-научного профиля. Что касается использования ПО с открытым исходным кодом, то в школах Москвы есть положительный опыт использования такого ПО. Однако это в высокой степени связано с уровнем подготовки учителей. В соответствии с предложением Мининформсвязи, поддержанным Правительством РФ, до конца 2007 г. в ряде субъектов Российской Федерации предполагается реализовать пилотный проект, связанный с использованием открытого ПО на основе операционной системы Linux. Надеемся, что это даст нам новый опыт и возможности апробации данных решений. CNews: Правительство Москвы одним из первых заявило о необходимости создания единой информационной образовательной среды города. Что будет представлять собой эта среда? Как продвигаются работы по её формированию? Владимир Яблонский: Правительство Москвы одним из первых начало работу по созданию единой образовательной информационной среды города (ЕОИС). В столичном регионе такая среда уже создается в течение более 10 лет. За 2 года до начала Приоритетного национального проекта «Образование» абсолютное большинство школ было подключено к Интернету. В ходе реализации программ «Столичное образование-1» — «Столичное образование-4» был выполнен большой объем работ по информатизации системы образования в Москве. В кратчайшие сроки достигнут современный уровень оснащения средствами информационных и коммуникационных технологий, проведено полное насыщение образовательных учреждений программным обеспечением, цифровыми образовательными ресурсами и контентом. Создана мультисервисная корпоративная сеть, объединяющая все общеобразовательные учреждения, большинство колледжей, ВУЗы, всю систему управления столичным образованием в единое электронное пространство. Внедрена система контекстной фильтрации, предохраняющей учреждения и учащихся от нежелательного трафика. К 2007 году через подключение к мультисервисной корпоративной сети уже обеспечены высокоскоростным подключением к сети Интернет 98% школ, гимназий и лицеев, 77% учреждений профессионального образования, все ВУЗы и весь аппарат управления образованием, городские и окружные центры. Так что можно говорить о том, что ЕОИС в Москве создана и сейчас мы работаем над её развитием и реализацией в ней новых инновационных проектов, в частности в рамках ГЦП «Электронная Москва». CNews: Будет ли в Москве создаваться единая информационно-технологическая платформа и пакет тиражируемых типовых решений для учреждений образования? Если подобный проект рассматривается или реализуется, то каковы перспективы использования таких типовых решений в школах? Владимир Яблонский: В Москве уже создана единая информационно-технологическая платформа и пакет тиражируемых типовых решений для учреждений образования. Эти системы на протяжении свыше 10 лет находятся в реальной промышленной эксплуатации. В рамках ГЦП «Электронная Москва» разработана и эксплуатируется Интегрированная автоматизированная информационная система управления образованием, в составе которой функционируют автоматизированные информационные системы «Общее образование», «Комплектование дошкольных образовательных учреждений», «Контингент» ("Всеобуч"); «Кадровое обеспечение», «Материально-техническое снабжение»; корпоративный портал Департамента образования, портал «Московское образование»; система электронного документооборота; программный комплекс образовательного учреждения «Школьный офис». На сегодняшний день нами создано и активно эксплуатируются: более 20 автоматизированных информационных систем и подсистем, входящих в состав современной интегрированной автоматизированной информационной системы; более 4 000 автоматизированных рабочих мест для образовательных учреждений, 500 — для окружных управлений образования, Дирекций и Центров, более 200 — для сотрудников Департамента образования города Москвы; более 1000 столичных и более 300 региональных образовательных учреждений, используют в своей деятельности программные комплексы "Школьный офис" или «Типовое ядро». Кроме этого в режиме промышленной эксплуатации находится целый ряд отраслевых и межведомственных систем - в частности, система автоматизированного учета очередников и автоматизированная межведомственная система по учету всех детей до 18 лет, обучающихся в Москве. CNews: Качество образования в российских школах определяется не только наличием современного оборудования, но и уровнем подготовки учителей. Между тем, до самого последнего времени в средних учебных заведениях столицы наблюдалась нехватка специалистов, а выпускники педагогических ВУЗов не торопились идти работать в школы. Что может изменить ситуацию к лучшему? Какие действия предпринимаются в Москве? Владимир Яблонский: В Москве создан целый ряд своих педагогических ВУЗов: Московский гуманитарный педагогический институт (МГПИ), Московский городской педагогический университет (МГПУ), Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ), Московская государственная академия делового администрирования (МГАДА), занимающихся подготовкой педагогов для столичных образовательных учреждений. Большинство выпускников данных ВУЗов идет работать либо в школы, либо в различного рода Центры, обеспечивающие работу с родителями и детьми. Если говорить о подготовке учителей, то в течение ряда лет проводятся массовые программы по повышению квалификации учителей, обучению их использованию информационных технологий (модули по ИТ) в обязательной программе по повышению квалификации. Для решения проблемы соответствия квалификации учителей и выпускников системы профобразования современным требованиям активно ведётся работа по привлечению ведущих ИТ-компаний для внедрения современных образовательных программ. Совместно с представительствами ведущих международных и российских IT-компаний (Microsoft, Oracle, Hewlett Packard, IBM) создается система фирменного профессионального обучения и осуществляется работа по внедрению инновационных технологий и отработке программ подготовки кадров, востребованных на рынке труда. CNews: Насколько успешно происходит обучение учителей работе с новыми ИТ-решениями? Насколько интенсивно они используют современное оборудование в образовательном процессе? Владимир Яблонский: На сегодняшний день можно говорить о том, что десятки тысяч московских учителей обучены работе с современными ИТ. К сожалению, несмотря на массовое (практически повсеместное) оснащение столичных школ современным оборудованием, необходимо усиление преподавания не только информатики, но других предметов с использованием ИКТ. Таким образом, в этом направлении ещё много работы по интенсификации использования этого оборудования в образовательном процессе. CNews: Наличие компьютеров и доступа в интернет позволяет педагогам проводить уроки с использованием специализированных образовательных интернет-ресурсов. Как вы оцениваете качество существующих в настоящее время специализированных сайтов для школьников? Финансируется ли из средств городского бюджета создание образовательных ресурсов и специализированных обучающих программ для школ и ВУЗов столицы? Если «да», то какие это ресурсы и программы и как они используются? Владимир Яблонский: Из средств городского бюджета финансируются создание образовательных ресурсов и специализированных обучающих программ для школ, в частности контент для дистанционного обучения детей-инвалидов, часть образовательных ресурсов по поддержке конкретных предметов. У нас есть большая уверенность в том, что в рамках существующих программ финансирования в Российской Федерации будут созданы полноценные предметные образовательные ресурсы, которые обеспечат комплексную поддержку учебного процесса в образовательных учреждениях. CNews: Вместе с проектом «Социальная карта москвича» в столице реализуется программа создания «Карты учащегося». Расскажите подробнее об этом проекте. Будут ли, кроме школьников, участвовать в этом проекте студенты средних специальных и высших учебных заведений? Каких результатов можно ожидать от внедрения «Карты учащегося»? Владимир Яблонский: Данный проект реализуется в рамках проекта «Социальная карта москвича» ГЦП «Электронная Москва» и включает в себя несколько подсистем: «Питание», «Безопасность», «Транспорт», «Образование» и «Библиотеки». Подсистема «Питание» обеспечивает контроль безналичных расчетов за питание в школе. Модуль «Безопасность» отвечает за контроль прохода на территорию школы и контроль посещаемости. Именно эти две подсистемы внедряются в первую очередь в рамках пилотного проекта, которым сейчас охвачено 50 школ Центрального, Северо-Восточного и Зеленоградского округов. Приложение «Транспорт» обеспечивает использование «Карты учащегося» в качестве проездного документа, а подсистема «Библиотеки» - в качестве читательского билета. Блок «Образование» позволит контролировать вопросы, связанные с организацией учебного процесса. Уже сейчас «Карта учащегося» обеспечивает льготную оплату проезда на Московском метрополитене. На настоящий момент московским школьникам выдано более 500 тыс. электронных карт. Планируется, что до конца текущего года их получат учащиеся всех образовательных учреждений Москвы, в том числе студенты высших учебных заведений и учреждений профессионального образования. CNews: В рамках городской целевой программы «Электронная Москва» реализуется проект создания системы виртуальных дневников, включающий SMS- и интернет-сервисы, что позволит родителям учеников отслеживать успеваемость своих детей и оперативно получать информацию. Какие ожидания связаны с реализацией этого проекта? Каковы итоги внедрения в первых 10-и школах? Владимир Яблонский: В рамках проекта ГЦП «Электронная Москва» в ряде московских школ уже внедрена система виртуальных дневников: SMS и интернет-сервисов. Система позволяет родителям школьников, обучающихся в этих школах, эффективно контролировать успеваемость своих детей. С помощью учетных записей, выданных ученикам в школе, родители могут посредством интернета или SMS-сервиса посмотреть текущие оценки детей, проверить домашнее задание, узнать расписание, проконтролировать посещаемость ими учебного заведения и т.д. Кроме того, система организовывает рассылку на электронный адрес или сотовый телефон родителей приглашений на родительские собрания и другую необходимую информацию. В отдельных школах внедрение системы даже привело к росту успеваемости, т.к. система подсчета среднего балла по оценкам, полученным учащимися, дает своеобразный рейтинг каждому, что стимулирует дух соревнования. CNews: 31 мая 2007 года заработал детский портал столицы. Чем была вызвана необходимость его создания? Каковы перспективы его дальнейшего развития и совершенствования? Владимир Яблонский: Существующими порталами Департамента образования уже охвачены различные направления работы системы образования. Поскольку Правительство Москвы посчитало нужным расширить их спектр вопросами воспитания и социальной защиты, то такой межведомственный портал создан. В настоящее время мы работаем над информационным наполнением данного портала и его совершенствованием. В рамках портала "Московское образование" планируется создать целую сеть тематических информационных ресурсов, посвященных всем группам учащихся столичной системы образования: дошкольникам, школьникам, учащимся колледжей профессионального образования, студентам ВУЗов, а также родителям учащихся и учителям для обеспечения полномасштабной обратной связи как внутри данных групп, так и с общественностью и органами управления образованием. CNews: В начале 2006 года вступил в действие Федеральный закон №94 «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», регламентирующий единые правила проведения закупок для всех госзаказчиков страны. Насколько новая процедура госзакупок способствует оптимизации поставок оборудования в учебные заведения? Владимир Яблонский: Новая процедура госзакупок, по нашему мнению, создала единые для всех участников типовые правила проведения конкурсов и закупок на все виды бюджетных средств. Очевидно, это поможет сформировать более прозрачную систему госзакупок, которая способствует приходу на рынок большого количества компаний-поставщиков серьезного уровня. CNews: В 2007 году российские школьники сдавали Единый государственный экзамен. Как вы оцениваете опыт сдачи ЕГЭ в Москве? Владимир Яблонский: В конце прошедшего учебного года выпускники столичных школ в качестве обязательного государственного экзамена сдавали экзамен по русскому языку. Остальные предметы в ЕГЭ выпускники сдавали на добровольной основе. Результаты сдачи были такими: положительные оценки получили 94% от общего числа выпускников; 150 столичных выпускников на экзамене набрали 100 баллов из 100. Конечно, эти показатели лучше, чем в большинстве регионов России. Однако для 6% выпускников результаты экзамена по русскому языку оказались отрицательными. В соответствии с федеральными инструкциями этим выпускникам была поставлена итоговая тройка и выдан аттестат. В перспективе, а именно, с 2009 г. ЕГЭ становится обязательным для всех. Это означает, что уже сейчас должна быть обеспечена качественная подготовка учащихся к ЕГЭ, включающая различные формы тренинга, в том числе — широкое использование Интернет. В то же время необходимо учитывать опасность натаскивания к ЕГЭ и развивать различные формы текущей и итоговой аттестации. CNews: Учитывая высокий уровень проникновения персональных компьютеров в семьи горожан, будет ли Департамент образования развивать применение технологий дистанционного обучения в московских школах в ближайшие год-два? Владимир Яблонский: Департамент образования города Москвы активно развивает технологии дистанционного обучения, в частности технологии поддержки одаренных детей, детей с ограниченными возможностями. На настоящий момент создана и развивается система дистанционного профессионального обучения, в том числе и для детей-инвалидов. В экспериментальном режиме уже отработана модель дистанционного обучения в четырех московских колледжах (№№ 27, 31, 39, 58) с охватом более 200 человек. Причем в трех из этих образовательных учреждений учатся студенты-инвалиды по специальностям: «Библиотековедение»; «Информационные технологии в профессиональной деятельности коммерсанта»; «Компьютерная графика и дизайн». Департамент образования планирует дальнейшее развитие системы дистанционного образования на базе московских школ. Это вызвано тем, что система дистанционного образования является универсальной системой дополняющей и улучшающей традиционную систему обучения школьников и студентов. CNews: После начала реализации приоритетного национального проекта «Образование» мэр столицы отметил, что заложенные показатели в городе в целом достигнуты и заявил о программе «Школа будущего». Это собирательное название, объединяющее современные столичные проекты в сфере образования, или такая программа уже существует или разрабатывается? Если «да», то какие мероприятия она включает? Владимир Яблонский: 1 сентября в Шмитовском проезде ЦАО города Москвы открылась «Школа будущего». Это самое большое в Европе образовательное учреждение позволило вместить в себя учащихся двух старых школ довоенной постройки, которые были снесены. Школа отличается не только своими размерами, но и технологиями обучения. В процессе обучения дети в новой школе используют персональные ноутбуки, которые они могут брать на дом по договоренности с директором. В школе также работают издательский центр, фотокиностудия, библиотека-медиатека, интернет-клуб и медицинский блок с кабинетом физиотерапии, стоматологическим кабинетом, процедурной и кабинетом врача. Эта только одна из моделей проекта «Школа будущего». Всего в ближайшее время планируется создать около 15 «Школ будущего», в систему которых войдут ещё порядка 37 школ. CNews: Каковы планы Департамента образования Москвы по дальнейшему совершенствованию системы среднего, среднего специального и высшего образования в столице на ближайший год? На 3 года? Какими будут московские школы, колледжи и ВУЗы через 5 лет? Владимир Яблонский: Как уже было сказано, будет активно развиваться проект «Школа будущего». Однако следует отметить, что будущее развитие столичной системы образования планируется не только трудами московских отраслевых НИИ, но и при активной поддержке непосредственных участников этого процесса — наших детей. В частности, в этом году нами была проведена Городская телеконференция ученического актива города Москвы «Строим школу будущего». В ходе телеконференции школьники из северо-восточного, северо-западного, южного и северного административных округов обменивались мнениями по темам: «Чему учит школа будущего?», «Мировоззрение, способности, компетенции», «Прорывные проекты». Система среднего и начального профессионального образования у нас уже прошла реорганизацию. 18 сентября в Правительстве Москвы рассматривается новая целевая Программа «Рабочие кадры». В рамках данной программы планируется активное развитие системы профессионального образования. В этом году будет разработана и внесена на рассмотрение в Правительстве Москвы программа Столичное образование-5, которая является логическим продолжением программы Столичное образование-4 и очертит новые направления в развитии системы образования. В рамках этой программы планируются мероприятия по координации общественных и государственных организаций и органов управления, общественно-государственной аттестации учебных заведений всех уровней, подготовке кадров учителей, переподготовке руководящих кадров для системы образования, развитию информационно-коммуникационной образовательной среды, проекту «Школа будущего», повышению квалификации, дополнительному образованию детей, научно-методической поддержке системы образования и многим другим. Сейчас над программой Столичное образование-5 ведется интенсивная работа. CNews: Спасибо. |