|
|
Сергей Ковалевский: Данные не надо собирать, их надо обрабатыватьПравительство страны обращает все более серьезное внимание на проблему безопасности используемых в государственных органах информационных систем и обеспечения защиты обрабатываемых персональных данных граждан. Вопрос широко использования открытого программного обеспечения обсуждается уже на самом высоком уровне. Между тем, в Фонде социального страхования уже почти 10 лет работает система под управлением отечественной СУБД HyTech. О возможностях этой системы в интервью CNews рассказал доктор технических наук, академик РАЕН, заместитель председателя Фонда социального страхования РФ Сергей Ковалевский. CNews: Национальный проект «Здоровье» реализуется уже второй год. Как вы оцениваете изменения в системе социальной поддержки, ее информационно-технологическом обеспечении, произошедшие за это время. Каких результатов, на ваш взгляд, удалось достичь в области мониторинга реализации приоритетного национального проекта «Здоровье»? Сергей Ковалевский: Не только проект «Здоровье», а все четыре приоритетных национальных проекта реализуются уже второй год. Естественно, все организации, задействованные в них, занимаются вопросами информатизации внутренней деятельности и автоматизацией решения поставленных задач. Это связано с масштабностью и сложностью намеченных целей, а также большими объемами выделяемых государственных средств и необходимостью контроля над расходами. Еще два года назад, до начала реализации приоритетных национальных проектов, было ясно, что необходимо обеспечить мониторинг их выполнения, чего невозможно добиться без информатизации. К настоящему времени произошли некоторые положительные изменения, но я считаю, что налицо факт подмены понятий. Вместо создания информационной системы, объединяющей работу всех подразделений, включая внутренние — бухгалтерия, кадры и пр., — так и взаимодействующей с другими организациями и ведомствами, учреждения создают сайт, регистрируют его в интернете и считают, что информационная система создана. Но это не информационная система, а обычный интернет-ресурс, который никоим образом не связан с другими подсистемами. К сожалению, сейчас во многих государственных структурах происходит именно так. Вместе с тем, решение задачи мониторинга стоит на месте. И президентом, и кураторами национальных проектов, было сказано, что необходимо обеспечить их мониторинг в режиме реального времени. Но сегодня мы имеем лишь некую технологию сбора отчетных статистических данных. В тоже время, не прекращаются разговоры о том, что надо обеспечить оперативность, актуальность, полноту и достоверность информации. Эти четыре понятия определяют и архитектуру, и требования к информационной системе. Если мы говорим об актуальности данных, значит, они не могут предоставляться один раз в месяц. Если мы хотим полной информации, то должны иметь доступ ко всем данным, а не только к конкретным отчетным показателям. Если мы говорим о достоверности данных, то это, опять же, должно быть первично подтверждено бумагами. Должна существовать территориально распределенная база данных, обеспечивающая удаленный доступ и обработку первичных сведений. Это позволит формировать не отчетность, а оперативную сводку по любому интересующему показателю. CNews: Федеральный Фонд социального страхования производит мониторинг в реальном масштабе времени обеспечения льготных групп граждан санаторно-курортным обслуживанием; проезда больных к месту лечения; социального страхования, обслуживания инвалидов, ветеранов техническими средствами реабилитации, профилактики несчастных случаев и профзаболеваний и др. Как наличие такой системы мониторинга помогает контролировать выполнение государственных гарантий гражданам? Не могли бы вы привести конкретные примеры противодействия злоупотреблениям в данной сфере? Сергей Ковалевский: Фонд социального страхования существует с 1992 г. Задачи, которые он решает, отражены уже в самом его названии. Это финансово-кредитное учреждение, которое занимается социальным страхованием работающих граждан. Налогоплательщики сдают в Фонд отчетную форму, где указывают, как они расходуют средства социального страхования. С каждым предприятием ведется работа — ревизоры проверяют, сколько больничных листов, сколько пособий по беременности и по уходу за ребенком и т.п. выдано той или иной организацией. Таким образом формируется некая социальная картина жизни в стране. Очевидно, что когда число страхователей приближается к 4 млн, обработать информацию без информационной системы не реально. В 2005 г был принят Федеральный закон № 125 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», в соответствии с которым Фонд производит единовременные, разовые страховые выплаты, занимается вопросами реабилитации и т. д. Существует свыше 30 видов льгот: например, на проезд до места санаторно-курортного лечения, на обеспечение зубными протезами и т.д. И всем этими вопросами занимается наш Фонд. Решить задачу выплат, отслеживать их без информационной системы невозможно. Кроме того, Фонд социального страхования участвует в программе «монетизации льгот», обеспечивая граждан путевками, оплачивая им проезд. Очевидно, что решить эту задачу без информационной системы тоже невозможно — только она способна обеспечить адресность и прозрачность финансовых потоков. В настоящее время мы занимаемся проблемой обеспечения инвалидов и ветеранов техническими средствами реабилитации, по их заявкам выделяем персональные кресло-коляску, протезы и т. д. В обязанности Фонда входит и работа с родовыми сертификатами в соответствии с президентской программой, призванной решить вопросы демографии, и обеспечение массовой медико-санитарной помощи, и проведение углубленных медицинских осмотров, диспансеризации — спектр задач достаточно широкий. Чтобы руководство Фонда имело возможность решать все эти проблемы, мы создали информационную систему, но не тогда, когда начались эти проекты, а еще в 1997 г. В 2000 году была поставлена задач — обеспечить систему «финансового контроля», в дальнейшем она переросла в мониторинг в режиме реального времени. Была применена технология распределенной обработки данных на отечественной системе управления базами данных HyTech. Фундамент, заложенный еще десять лет назад, позволил оперативно решить все задачи — наша система очень гибкая, масштабируемая и надежная. Она способна быстро решить любую задачу: требуется взаимодействие с Пенсионным фондом — нет проблем, нужна связь с Федеральной налоговой службой — пожалуйста, необходимо реализовать принцип «одного окна» — тоже нет вопросов. Сейчас уже невозможно представить нашу работу без этой системы. CNews: За прошедший период многие государственные ведомства создали собственные системы мониторинга реализации вверенных направлений и компонентов национального проекта «Здоровье» — такие программы реализованы и в Росздравнадзоре, и в Росздраве. Существует ли задача обмена информацией между ИТ-системой Федерального Фонда социального страхования РФ и системами Росздравнадзора и Росздрава? Если «да», то каким образом это реализовано? Сергей Ковалевский: В основе созданного Росздравнадзором Регистра врачей лежит технология, принятая в Фонде социального страхования. В процессе взаимодействия с разными структурами — и с Пенсионным фондом, и с Федеральной налоговой службой, и с Фондом обязательного медицинского страхования, и с Федеральным Казначейством, и с тем же Росздравнадзором, и с поликлиниками — нам приходится подписывать соглашения об информационном обмене, согласовывать справочники. Никаких проблем, с точки зрения информационного обмена, создания единого информационного пространства я не вижу. Подписаны все необходимые для этого соглашения. Обмен информацией с Пенсионным фондом был налажен в течение одной недели, с Федеральной налоговой службой — в течение полутора месяцев. CNews: Какие подсистемы или блоки единой информационной системы Фонда претерпевают обновления и с чем это связано? Каким образом осуществляются планирование и развитие единой информационной системы Фонда? Сергей Ковалевский: У нас постоянно что-то меняется. Например, на начальном этапе программы «Родовой сертификат» необходимо было заполнить бланк, содержащий два талона. Через год оказалось, что этой информации недостаточно, и был разработан новый сертификат, содержащий три талона. Третий талон поменял структуру данных — он содержит информацию о том, какой это ребенок — первый, второй и т. д. и позволяет учитывать возраст матери. Сейчас появилась задача проведения углубленных медицинских осмотров, которые финансируются через Фонд социального страхования. Для этого необходимо знать, сколько людей работает во вредных и опасных условиях в каждом регионе страны. Задача новая, и для ее решения пришлось изменить форму отчетности для страхователя. Изменения в нашей системе связаны и со сменой подходов к бухгалтерскому учету, в частности со сменой кодов бюджетной классификации. Сейчас перед нами стоит задача — обеспечить страхователю возможность сдавать все документы в электронном виде, тем более, что мы готовы к этому — Фондом создан портал http://fz122.fss.ru. Я думаю, что в ближайшее время мы уже перейдем заветную границу: у нас уже 100 тысяч страхователей, которые зарегистрировались на портале, получили права доступа и самостоятельно вводят данные. Система постоянно требует совершенствования, и именно ее гибкость позволяет не только быстро расширять географию страхователей, включать новые территории, но и обеспечивать решение новых задач. CNews: Можно ли выделить ключевое преимущество единой информационной системы Фонда? Сергей Ковалевский: Ключевое преимущество? Это первая в стране территориально распределенная база данных, гибкая и безопасная. Согласитесь, достаточно сложно повредить или похитить базу, распределенную по 750 городам, — в этом уникальность нашей системы. Уникальность заключается и в том, что впервые в масштабе страны 750 локальных сетей и 25 тысяч компьютеров интегрированы в единую корпоративную сеть. Мы впервые реализовали технологию удаленного доступа и обработки данных — информация обрабатывается там же, где возникает, ее не надо перекачивать, создавать регистры. Третье преимущество заключается в том, что вся эта технология распределенного управления данными построена на отечественной СУБД HyTech. Созданная система хороша еще и тем, что — это система государственного финансового контроля за прохождением бюджетных средств. Ее идея заключается в том, что любые бюджетные средства долж ны быть «привязаны» к документам — это могут быть талоны, билеты, родовые сертификаты, накладные, путевки. В результате автоматизации рабочих мест любой документ фиксируется в компьютере. Таким образом, мы можем проследить, как были израсходованы средства федерального бюджета. Аналогичных систем, способных обеспечить прозрачность прохождения бюджетных средств, пока нет. Я считаю, что это — система не только мониторинга национальных проектов, но, прежде всего, система финансового контроля за расходованием бюджетных средств в рамках национального проекта, в рамках системы социального страхования и т. д. CNews: Система Фонда была представлена на выставке CeBIT в 2007 г и вызвала серьезный интерес со стороны европейцев. В частности, была продемонстрирована мэру Ганновера, который дал ей высокую оценку. Получила ли развитие эта инициатива, насколько этот интерес вылился в продолжение сотрудничества или в какие-то другие формы? Сергей Ковалевский: В Ганновере мы продемонстрировали функциональность ЕИИС «Соцстрах», вышли на разработчиков прикладных систем, передали им ее дистрибутив, показали все компоненты, позволяющие быстрее создавать приложения. Но их больше интересовал переход на Linux. Сейчас ведутся переговоры, разработчики взаимодействуют друг с другом. Когда HyTech будет работать под Linux, тогда можно будет говорить о более тесном сотрудничестве. Из-за форс-мажорных обстоятельств отъезд группы наших разработчиков в Германию, запланированный на ноябрь, отложен. Но работа продолжается, хотя первые шаги этого международного альянса достаточно сложные. CNews: Вы упомянули Linux и, учитывая, что в России стартовала масштабная программа перехода школ на ПО с открытым исходным кодом, — каково ваше мнение об этом проекте? Сергей Ковалевский: Реализуемые сейчас проекты по переводу школ на Linux знаменательны тем, что впервые на уровне вице-премьера было сказано: нам надо отказаться от западного ПО, разработать дистрибутивы, и за год-два перевести все школы на Linux. При желании субъекты Федерации могут оплачивать Windows из регионального бюджета, но при этом будут существовать бесплатные дистрибутивы, доработанные и функциональные. Надеюсь, это первая ласточка, и в будущем от Windows откажутся и на государственном уровне. Эта тема обсуждается на всех уровнях уже достаточно давно, но 2 года назад о запрете иностранного ПО никто не хотел и слышать. Но зачем прямо сейчас закупать лицензии Microsoft, если через 2 года от них нужно будет избавляться? В прошлом году утверждалось, что это связано со вступлением в ВТО, но этот вопрос в настоящий момент «повис в воздухе». Можно было подождать год-два, а потом спокойно перейти на свободное ПО, как делают все страны, такие как: Япония, Германия, Нидерланды, Шведы, ЮАР, Австралия. Но переход на Linux — это опять полумеры. Ядром любой операционной системы является база данных, а какая система управления базами данных будет взята? Я предлагаю обратить внимание на нашу систему — она открытая, бесплатная. CNews: Решению демографической проблемы в стране уделяется большое значение на самом высоком уровне, что находит своё отражение в необходимости создания и поддержки в актуальном состоянии паспорта здоровья, паспорта территории. Проводятся ли эти работы, и, если «да», то как в них участвует Федеральный Фонд социального страхования? Сергей Ковалевский: Фонда социального страхования — это единственная структура в стране, которая обладает полной информацией о каждом человеке: он еще не родился, а мы уже выплачиваем пособие по беременности и родам; родился — пособие по рождению; потом пособие по уходу за ребенком; человек работает, мы следим, в каких условиях он работает, как проводятся диспансеризация, углубленный медосмотр, как он болеет; человек ушел — мы выплачиваем пособие на погребение. Таким образом мы формируем некий паспорт: паспорт территории, паспорт человека. В частности, мы можем собрать информацию по каждой поликлинике о том, какое количество услуг, кому было оказано, какие специализированные врачи нужны, как часто в нее обращаются люди за помощью. Для каждой территории имеется собственная статистика — где-то человек обращается к врачам два-три раза в год, где-то — десяток. Можно построить распределение частоты обращений, чтобы сформировать паспорт территории по заболеваемости и смертности. Для расчета стоимости «страхового года» можно использовать данные о количестве и стоимости оказанных услуг. В Фонде социального страхования очень много информации, и она доступна прямо на нашем портале. CNews: Масштабная информатизация социальной сферы — это и перевод многочисленных справочников в электронный вид, а также их конвертация, изменение их структуры, формата. Возможность одних ведомств использовать справочники других — задача немаловажная. Каков опыт Федерального Фонда социального страхования в этой области? Как его можно использовать в других организациях социальной сферы? Сергей Ковалевский: Еще 10–15 лет назад была разработана концепция создания единого информационного пространства исполнительных органов власти. Впоследствии она перерастала в разные задачи: создание регистра населения и т.д. Как этот вопрос решается сейчас? По мере возникновения задач ведомства и структуры решают их чисто технически. Фондом подписано очень много соглашений об информационном взаимодействии, причем они двунаправлены и не предполагают жестких ограничений по срокам: для одного региона — это пятое число, для другого — десятое, где-то раз в квартал, где-то раз в декаду, где-то раз в месяц. Наша уникальность в том, что Фонд — это единая вертикаль, единая информационная система, единый разработчик. Когда мы согласовываем какой-то формат информационного обмена, то нам не составляет труда перейти на него в течение нескольких минут по всей стране. В других ведомствах согласование происходит достаточно долго, поскольку в разных регионах используется разное программное обеспечение. CNews: Возвращаясь к возможности сдачи отчетности в электронном виде… Вы говорите, что у вас уже 100 тысяч субъектов, с которыми вы таким образом работаете. Какого рода эти субъекты? Это крупные или малые предприятия? Каково их распределение по территории России? Сергей Ковалевский: Мы собираем информацию о том, кто хотел бы взаимодействовать с Фондом в электронном виде через портал. Крупные это предприятия или мелкие; богатые или бедные; из каких отраслей, из каких регионов, есть ли у них расходы по социальному страхованию, есть ли расходы по несчастным случаям? Кто это — наши должники или «пустые» предприятия? Эту информацию можно прямо сейчас посмотреть на портале в разделе «Страхователь и статистика», построить любые графики. Принципиально следующее: нас уже не интересует увеличение количества страхователей, работающих с Фондом в электронном виде. Мы предлагаем массу сервисов. Например, можно узнать, планируется ли выездная документальная проверка или камеральная проверка и когда это произойдет, посмотреть состояние взаиморасчетов с фондом, правильность разнесения платежей по банкам и расчета пени за нарушение сроков оплаты. По статистике последних девяти месяцев 75% страхователей не обнаружили расхождений между собственными данными и данными Фонда. Конечно, эти 100 тысяч страхователей составляют небольшую долю из 4 млн организаций, взаимодействующих с нашим Фондом. Но это очень крупные предприятия, через которые в некоторых регионах проходит 50–70% финансовых потоков. Таким образом, нам удается отслеживать значительную часть расходов средств на социальное страхование. CNews: Насколько быстро происходит переход на сдачу отчетности в электронном виде? Сергей Ковалевский: Сейчас можно зайти на портал http://fz122.fss.ru и посмотреть, какое количество предприятий зарегистрировалось за последнее время. В период сдачи отчетности регистрируется свыше 1000 предприятий в день, летом нашими пользователями становились 300–400 организаций ежедневно. В течение года мы практически приблизились к цифре 100 тысяч. Пользователям нашего портала доступно огромное количество данных, в том числе социально-экономические показатели: смертность, заболеваемость, рождаемость, средняя зарплата, распределение предприятий по численности рабочих. Можно посмотреть статистику по страхователям, зарегистрировавшимся на портале. Наша цель — охватить как можно больше предприятий, у которых отражаются все финансовые потоки по социальному страхованию, по несчастным случаям и т. д. CNews: В заключение хотелось бы поговорить о формировании концепции построения в России электронного правительства. Некоторые моменты, например техническая сторона, единство на технологическом уровне, оставлены за рамками этой концепции. С вашей точки зрения, поможет ли она в построении единого информационного пространства? Какова роль этой концепции в процессе создания электронного государства? Сергей Ковалевский: Разговоры на эту тему ведутся уже более семи лет. За это время разработано множество разных концепций, различных программ. Они, безусловно, нужны, но как специалист я хотел бы узнать, что мы получим через два года. Какова основная идея этого проекта? Если организация обмена информацией, то он и так ведется. Никакого дублирования нет, никаких технических проблем я не вижу. Получим ли мы через несколько лет то, что задумывали? Два года назад заговорили о мониторинге реализации приоритетных национальных проектов в реальном масштабе времени, но затем началась подмена понятий: обычный сайт объявили системой мониторинга. В рамках электронного правительства планируется наладить оказание услуг населению с помощью сети интернет. Технология, заложенная в информационную систему Фонда, позволяет решить массу вопросов. С нами работают роддома и женские консультации, которые сами заполняют родовые сертификаты, потом выставляют счет, который оплачивает Фонд социального страхования. Мы можем собрать информацию по каждому конкретному человеку, позволить ему с использованием ЭЦП подписать любое заявление. Та технология, на которой работает наша система, позволяет говорить, что существуют распределенная база, распределенные информационные источники и грамотный доступ к обработке этих данных. Я категорически против создания специализированных ситуационных центров, центров обработки данных. Наш портал — это и есть ситуационный центр: графики — пожалуйста, прогнозирование — пожалуйста, адресное отслеживание — пожалуйста. Он может решить любую технологическую задачу. Я думаю, пора перестать разрабатывать новые концепции, а заняться развитием того, что уже существует. Центры обработки данных — это опять сбор и обработка информации, но данные не надо собирать, их надо обрабатывать. Именно такая технология позволяет решить задачи финансового контроля в нашем Фонде. Мы в любой момент можем обратиться к источнику первичной информации, обработать ее и получить необходимые сведения. CNews: Какая задача стоит сейчас перед информационно-технологической компонентой Фонда на ближайшее время, на среднесрочную перспективу? Сергей Ковалевский: Поскольку мы все больше работаем с персонифицированной информацией, то будем и дальше заниматься проблемами защиты информации. Это очень актуальные вопросы. Помимо того, что у нас имеется распределенная база данных, которая тоже является одним из предметов обеспечения безопасности, мы хотим решить вопросы масштабируемости нашего портала. Когда число страхователей превышает 100 тысяч, и каждый из них работает с информацией портала, возникает необходимость переходить на двухуровневый портал. Синхронизация информационных потоков — достаточно сложная задача, и, опять же, аналогов ее решения в России нет. Вопрос электронной подписи, как я говорил, мы тоже прорабатываем, он принципиальный и для нас, и для страхователя, и для управляющих. Вместе с ростом количества предприятий увеличиваются объемы отчетности. Организационно-техническую часть мы отладили, все лицензии, необходимые для работы с электронной подписью, получили. Конечно, возникает вопрос дублирования каналов для обеспечения надежности. Наши текущие, чисто технические задачи — замена устаревшей техники, расширение каналов, защита информации, электронная подпись. CNews: Спасибо. |