|
|
Татьяна Подберецкая: Правильно говорить — достойное обслуживание за достойные деньгиСфера жилищно-коммунального хозяйства является одной из самых проблемных в России. Реформирование отрасли происходит крайне медленно и тяжело во многом по причине отсутствия объективной информации о ее реальном состоянии. О том, что необходимо предпринять для того, чтобы превратить ЖКХ из убыточной в сервисную отрасль экономики в интервью CNews рассказала Татьяна Подберецкая, советник генерального директора компании OXS. CNews: У вас обширный опыт работы в области управления жилищно-коммунальным хозяйством. Как вы можете охарактеризовать основные проблемы отрасли? Татьяна Подберецкая: Обычно, перечисляя проблемы отрасли, в качестве основных называют плачевное состояние фондов, отсутствие профессионального управления, большое количество ветхого и аварийного жилья, неготовность существующего института управления в сфере ЖКХ к работе в новых экономических условиях и т. д. На самом деле, отрасль ЖКХ весьма многогранна. Это и коммунальное хозяйство, которое представлено совершенно разными системами и направлениями — энергетикой, тепло и водоснабжением, другими энергоресурсами, это и жилищное хозяйство, представленное всем многообразием жилищных услуг. То есть в понятие ЖКХ входит все, что относится к жизнеобеспечению населения. Одной из главных проблем сегодня безусловно является отсутствие достоверной информации об объектах управления, их техническом состоянии, что в свою очередь мешает правильному планированию расходов на модернизацию и ремонт объектов, приводит к огромным нерациональным затратам. Немаловажным фактором является отсутствие профессиональных менеджеров в данной отрасли, что обусловлено недостаточным вниманием к ЖКХ со стороны государства в прежние времена. Если вспомнить недалекое прошлое, то эта отрасль всегда финансировалась по остаточному принципу, и ей не придавалось особого значения. К сожалению, о ЖКХ вспоминали и вспоминают лишь перед выборами, и только сейчас руководство страны обратило на нее внимание как на одну из самых социально значимых отраслей. Сегодня влияние на развитие ЖКХ со стороны государственных институтов достаточно велико, что не может не сдерживать развитие рыночных механизмов в этой отрасли. CNews: Одной из задач приоритетного национального проекта «Жилье» является обеспечение высокого качества содержания жилищного фонда и предоставления доступных коммунальных услуг. Какой вы видите роль информационных и коммуникационных технологий в этом процессе? Татьяна Подберецкая: Когда мы говорим о доступном жилье, подразумевается, что мы хотим за малые деньги получить услуги хорошего качества. Это нонсенс, такого не бывает. Думаю, правильнее определить данную задачу как «достойное обслуживание за достойные деньги». Кстати, это прописано и в приоритетах по национальным проектам. Для того чтобы приступить к решению перечисленных мной выше проблем, необходимо, в первую очередь, создать единую информационную систему, содержащую сведения об объектах ЖКХ, их принадлежности, формах собственности и т.д., данные об их техническом состоянии, времени проведения ремонтов. Имея полную и достоверную информацию о состоянии всех фондов, можно будет говорить о реформировании данной отрасли. Я хочу обратить внимание на то, что существующие сегодня IТ-ландшафты любого региона, да и страны в целом — это несвязанные между собой лоскуты. Создание единой информационной системы позволит в режиме реального времени владеть достоверной информацией о всех процессах, происходящих в ЖКХ, определить стандарт качества услуг, стоимость и порядок их предоставления в разрезе субъектов, решать множество других задач. Без создания автоматизированной системы сбора информации и управления этой информацией успешное развитие реформы в сфере ЖКХ невозможно. CNews: Реформа жилищно-коммунального хозяйства в основном находится в ведомстве региональных и муниципальных органов государственной власти. Насколько, по вашим оценкам, регионы России готовы к проведению коренных преобразований в этой сфере? Татьяна Подберецкая: Опыт моего общения с регионами свидетельствует об их высокой готовности к решению этих вопросов. Естественно, они очень ориентированы на федеральную власть, и отсутствие финансов, конечно, сдерживает преобразования. Но если вы возьмете любой из наиболее развитых регионов, например Нижний Новгород или Омск, и посмотрите, какие деньги выделяются там на информатизацию, на развитие систем управления, то увидите, что запросы руководства достаточно высоки. На мой взгляд, регионы сегодня даже больше готовы к проведению подобных преобразований, чем Москва. CNews: Большинство населения страны негативно относится к передаче управления ЖКХ в частные руки, опасаясь неконтролируемого роста цен на услуги. Насколько, на ваш взгляд, эти опасения оправданы? Что необходимо предпринять для превращения коммунальной сферы из убыточной в подлинно сервисную и прибыльную отрасль экономики? Татьяна Подберецкая: Я полагаю, что это два совершенно разных вопроса. Первый — отношение населения к переходу ЖКХ в частные руки. Население еще не полностью осознало себя собственником недвижимости, а ведь сегодня не государство, а сами жители определяют, кому можно доверить управление своей собственностью. Именно они выступают в роли заказчика и принимают решение по выбору организации, которой доверят управление своей собственностью. Другой вопрос — готово ли к этому население? Чтобы управлять своей собственностью в соответствии с законом, сегодня необходимо учиться каждому из нас. Второй вопрос — страх перед увеличением стоимости услуг. Я уверена, что приход на рынок ЖКХ частного бизнеса не может повлиять на стоимость услуг управления и эксплуатации. Все зависит от стоимости энергоносителей, используемых материалов, от квалификации персонала и объема заказанных собственниками услуг. Любая частная компания, приходящая на рынок ЖКХ, заинтересована прежде всего в долгосрочных отношениях, в предоставлении качественных услуг за разумные экономически обоснованные цены. Снижение нагрузки на население в части эксплуатации и ремонта объектов можно решить за счет модернизации, реконструкции объектов с привлечением инвестиционных и бюджетных средств. Приход частного бизнеса в систему управления объектами ЖКХ и результат его работы в данной отрасли должен быть обусловлен предоставлением полной информации о предстоящих объектах управления в сфере ЖКХ. Сегодня в любом регионе страны наиболее острой является проблема отсутствия достоверной информации о состоянии фондов и возможности предоставления ее частным компаниям в необходимых объемах. В регионах в сфере ЖКХ преобладающее большинство организаций в эксплуатации — частные компании. Количество МУПов постоянно сокращается. Весьма интенсивно развивается и присутствие частного бизнеса в системе управления жилым фондом. В Москве частный бизнес входит в отрасль управления ЖКХ очень сложно. Велико сопротивление чиновников всех уровней и существующих ДЕЗов. Получить необходимую информацию о состоянии заинтересовавшего вас объекта у предыдущего управляющего практически невозможно. Только создание единого хранилища данных на уровне муниципалитетов, регионов, городов позволит частному бизнесу оперативно получить необходимую информацию, оценить рынок и прийти в эту отрасль. CNews: Однако эта отрасль традиционно считалась убыточной, а ведь бизнес всегда стремится к получению прибыли… Татьяна Подберецкая: Любая отрасль при разумном управлении может перейти из убыточных в разряд прибыльных. Причины убыточности отрасли ЖКХ — невыполнение обязательств в части финансирования ремонтов и содержания объектов ЖКХ, предоставления дотаций со стороны федеральных органов и субъектов федерации, заведомо низкие тарифы на услуги, заниженные стандарты, ориентированность на политику, а не на экономику. Как только эти вопросы будут решены, в сферу ЖКХ пойдет бизнес. Рынок ЖКХ отмечен наличием постоянных крупных финансовых потоков, по статистике это, наверно, одна из наиболее финансово емких отраслей. При создании экономически обоснованной, грамотно выстроенной системы управления сферой ЖКХ, появлении хорошо подготовленных менеджеров в сфере управления данной отраслью рынок ЖКХ станет весьма привлекательным и прибыльным для частного бизнеса. Бизнес в сфере жилищно-коммунальных услуг интересен и при существующем положении дел. В регионах он представлен ОАО «Российские коммунальные системы», созданными под эгидой РАО «ЕЭС России». В Москве на рынок управления объектами ЖКХ приходит компания «Миракс Групп», которая известна на рынке строительных компаний, есть интерес к данной сфере у другой крупной частной корпорации «ПИК». А это о многом говорит! Что сегодня необходимо для развития бизнеса — это четкий учет, разумная политика в регулировании и расчете стоимости жилищных и коммунальных услуг, создание автоматизированных систем управления и учета потребления. CNews: Если говорить о роли государства в этой структуре, то должно ли оно определять нормативно-правовую базу? Татьяна Подберецкая: Нормативно-правовая база необходима при решении вопросов реформирования ЖКХ. Но вот как выстроить систему управления, например, каждого дома, должны решать сами собственники. Государство призвано выполнять свою роль и свои обязательства в части капитальных ремонтов, участвовать в установлении тарифов на коммунальные услуги, потому что в этой области у нас существует монополия — водоканалы, тепловики, энергетики. И в задачи государства входит сдерживание монополистов, ведение контроля за обоснованностью предъявляемых ими цен на энергоносители. Я изучала опыт поставки энергоресурсов и других стран, например, в Америке, в штате Калифорния, существует монополия на поставку тепла, однако ее деятельность четко регламентируется законами, в соответствии с которыми монополисты не имеют права повышать тарифы без согласия правительства штата. Там налажен четкий учет со стороны собственников за потреблением поставленных ресурсов. Я думаю, что со временем и мы придем к пониманию необходимости внедрения различных систем учета потребления и поставки ресурсов в регионах. Помощь государства в создании единого информационного поля, в развитии систем учета и контроля, финансирование данных программ позволит дать серьезный толчок развитию реформы в стране. CNews: Какие законодательные акты должны быть приняты в первую очередь? Татьяна Подберецкая: Очень трудно однозначно ответить на данный вопрос. Я думаю, надо законодательно закрепить необходимость развития единого информационного пространства в стране, создание автоматизированных систем управления и контроля. И обязанность государства в финансовом обеспечении данных программ может быть определена возможно даже в виде одного из национальных проектов. Эти проекты требуют больших финансовых затрат, что не по силам множеству регионов нашей страны. В качестве примера эффективной законодательной поддержки отрасли ЖКХ хотелось бы привести опыт Венгрии. В свое время в этой стране была разработана и внедрена система учета поставки, цены и качества продукта, а финансирование данных работ взяло на себя государство. Был проведен достаточно глубокий анализ, разработана нормативная база и стандарты качества услуг, создана единая система, которая дала государству возможность эффективно планировать затраты и решать вопросы планирования и контроля за деятельностью различных сфер ЖКХ. CNews: Какие решения предлагает ваша компания в сфере ЖКХ? Татьяна Подберецкая: Мы предлагаем специализированное отраслевое решение «Домовой». «Домовой» — это автоматизированная информационная система мониторинга жилищного фонда и параметров жилищно-коммунальных услуг, созданная специалистами OXS на базе Microsoft Dynamics AX. Данное решение многофункционально, доступно по цене, и применимо как для малых управляющих компаний, так и для больших городов. Эта система позволяет «по кирпичику» собрать полную информацию о состоянии дел на местах, провести инвентаризацию жилищного фонда, вести постоянный мониторинг его технического состояния. Она дает возможность планировать затраты по фактическому состоянию ЖКХ, а не на основании плановых цифр и, соответственно, осуществлять сокращение затрат на содержание данного фонда, в частности на ремонт. Важной особенностью решения является и соответствие его функциональности государственному регламенту деятельности предприятий ЖКХ. CNews: Это решение строится на основе концепции современной администрации. Несколько слов о самой концепции, что она собой представляет. Татьяна Подберецкая: Концепция — это разработанное пособие для муниципалитетов, регионов, весьма обширный по содержанию документ. Во-первых, это очень жесткая и строгая система управления ЖКХ. Во-вторых, она выстроена на основании четкого понимания национального проекта «Доступное жилье». Мы предложили создать эффективную техническую базу муниципальных образований. Концепция предусматривает формирование нормативно-технологического пакета «Муниципалитет и организация работы». Мы уже говорили о роли государства в этом процессе. Но на уровне каждого муниципалитета существуют свои условия, и, естественно, в каждом муниципалитете законодательной властью устанавливаются свои правила. Мы предложили разработку и формирование пакетов для каждого конкретного муниципалитета. Концепция позволяет выявить и адаптировать существующие сегодня технологические инструменты для муниципальных, региональных властей, и мы предлагаем им пути решения самых актуальных задач. Одним из важнейших факторов является информационная прозрачность. Наша концепция подразумевает повышение уровня подготовки кадров на муниципальном и региональном уровнях. По моему опыту, сейчас существует образовательный голод. Людей, умеющих работать в сегодняшних условиях, мало, а желающих работать — много. Мы предлагаем повышение уровня квалификации тех, кто работает, и обучение новых кадров, ну и, естественно, систему подготовки технологической и методологической базы для тиражирования решений. На основании опыта информатизации нескольких муниципальных образований региона формируются их списки или реестры по схожести. На основании этих реестров предложения, разработанные для одного муниципального образования, могут быть тиражированы в другом. Такое тиражирование позволяет значительно снизить стоимость решения. Концепция достаточно четко расписывает все этапы работы. Сейчас мы дорабатываем ее с учетом появления новых инструментов и накопленного опыта. CNews: А регионы заинтересованы в реализации этой концепции? Татьяна Подберецкая: Да, сейчас у нас идут серьезные переговоры. Мы начинаем внедрять концепцию на уровне управляющих компаний, договорились на уровне города. Мои встречи с вице-губернаторами и с мэрами городов говорят о большой заинтересованности в этих продуктах. CNews: Какова экономическая эффективность предлагаемых вами решений? Татьяна Подберецкая: Как вы знаете, наша компания работает не только в отрасли ЖКХ, но и в сфере энергетики, которая тоже имеет непосредственное отношение к народному хозяйству. OXS является ведущим экспертом и имеет большой опыт успешной реализации проектов в крупных российских энергокомпаниях, что обусловлено прежде всего глубоким пониманием отраслевой специфики. Какова роль информационных систем в развитии экономики отрасли? За счет правильной организации бизнеса информационная система дает вам данные, необходимые для оперативного решения существующих проблем и принятия обоснованных решений. Могу привести пример решения, реализованного OXS в одной из компаний РАО «ЕЭС России». В этой компании только расчетом данных и выставлением счетов занималось огромное количество людей, кроме того, имелись многочисленные филиалы в разных регионах страны. Внедрение информационной системы позволило сократить до минимума затраты на персонал в этой области и значительно увеличить скорость обработки информации. Есть и такое понятие как ТОРО — техническое обслуживание и ремонт оборудования. Этот процесс невозможно просчитать вручную без специальной информационной системы. Более того, в процессе разработки такой системы рождаются предложения по более эффективному использованию оборудования, и таким образом достигается экономия на модернизации. Внедрение системы ТОРО позволяет иметь актуальную информацию о том, какое оборудование и какого качества имеется в наличии, когда его надо ремонтировать, что позволяет сэкономить на содержании основных средств предприятия. Такая система очень интересна для компаний, которые поставляют услуги, — и для коммунальщиков, и для обслуживающих организаций. Существуют различные мнения об окупаемости ERP-систем, но в среднем считается, что подобная система окупает себя за три-пять лет. Думаю, что все зависит от того, что было внедрено, и что вы хотели получить в итоге. На самом деле, ERP-система позволяет создать четкую, прозрачную схему всех бизнес-процессов предприятия. CNews: Несколько слов в заключение о планах на ближайшие два-три года в области информатизации ЖКХ. В каких направлениях собирается двигаться OXS? Татьяна Подберецкая: Приоритетные направления развития компании OXS — это энергетика и ЖКХ, которому сегодня уделяется особое внимание, потому что это огромный новый рынок. Наша компания может предложить достаточно много как небольших модульных разработок, так и серьезных систем управления регионом, городом, «электронных правительств» и т. д. Что касается планов, то мы готовы к решению многих вопросов и наше присутствие на рынке ЖКХ будет активно развиваться. Это одна из самых важных отраслей, в которых надо работать, а у нас достаточное количество экспертов и эффективных решений, так необходимых сегодня в ЖКХ. CNews: Спасибо. |