|
|
Основная задача современного здравоохранения - повышение качества медицинской помощи с одновременным сдерживанием и снижением его себестоимости. На уровне государства это означает обеспечение доступности качественной медицинской помощи. Технология ИНТЕРИН и Медицинская информационная система ИНТЕРИН PROMIS предназначены для создания интегрированных медицинских информационных систем лечебно-профилактических учреждений и их территориальных и ведомственных сетей, обеспечивающих информационную поддержку решения таких задач.
Обладая богатым опытом успешной реализации многих крупных проектов, Институт программных систем РАН предлагает апробированную методологию создания информационной системы управления ЛПУ (в другой терминологии – медицинская информационная система).
Информатизация ЛПУ может охватывать различные уровни и проходить поэтапно с возможностью дальнейшего развития системы.
Информационная система управления ЛПУ может включать в себя:
«Аптека ЛПУ» и подсистема «Лечебное питание» могут функционировать как в составе комплексной ИСУ ЛПУ, так и отдельно – в качестве самостоятельных программных решений.
Остальные подсистемы поставляются в комплексе с Клинической либо с Амбулаторно-поликлинической системой.
Количество рабочих мест и пользователей ИСУ на каждом этапе, глубина информатизации конкретного ЛПУ и номенклатура рабочих мест персонала, а также перспективы развития могут быть уточнены в процессе согласования проекта.
В дальнейшем наращивание мощности ИСУ ЛПУ без расширения функционала может производиться простым увеличением числа рабочих мест и пользователей информационной системы. При переходе на следующий уровень информатизации в ИСУ ЛПУ будут добавлены соответствующие рабочие места и дополнительный функционал.
Технология ИНТЕРИН – это комплекс инструментальных программных средств и методик разработки, настройки и установки медицинских информационных систем (информационных систем управления ЛПУ).
ИНТЕРИН PROMIS– типовой вариант медицинской информационной системы масштаба крупного предприятия, созданный в технологии ИНТЕРИН. Система ИНТЕРИН PROMIS спроектирована таким образом, что может использоваться практически в любом лечебно-профилактическом учреждении.
Предусмотрены специализации системы для стационаров (ИНТЕРИН PROMIS), амбулаторно-поликлинических учреждений (ИНТЕРИН PROMIS Амбуланет), а также для крупных медицинских центров и комплексов (ИНТЕРИН PROMIS ЦКБ).
Медицинские информационные системы семейства ИНТЕРИН ориентированы и на совместную работу с несколькими учреждениями – возможно, разного типа – и могут стать основой при формировании единого информационного пространства комплекса ЛПУ.
Технология ИНТЕРИН и типовые ИСУ семейства ИНТЕРИН стали обобщением накопленного Институтом программных систем РАН опыта за годы разработки, внедрения и сопровождения медицинских информационных систем крупных медицинских учреждений.
На базе предлагаемого решения для информатизации ЛПУ реализован и успешно функционирует ряд прикладных медицинских информационных систем (см. раздел «Опыт создания медицинских информационных систем семейства ИНТЕРИН»).
Создание информационной системы управления для ЛПУ ИПС РАН предлагает осуществить на базе типового варианта МИС ИНТЕРИН PROMIS, адаптировав его к нуждам ЛПУ и развив необходимую функциональность с применением технологии ИНТЕРИН.
Или зачем нужна МИС в ЛПУ?
Основная задача современного здравоохранения – повышение качества медицинской помощи с одновременным сдерживанием и снижением его себестоимости. На уровне государства это означает обеспечение доступности качественной медицинской помощи. Эти задачи в первую очередь решаются на уровне лечебно-профилактических учреждений, которые составляют основу системы здравоохранения.
Лечебно-профилактические учреждения нуждаются в инструментах, позволяющих решать следующие задачи:
Процесс управления медицинским учреждением претерпевает существенные изменения в связи с изменениями в общественно-политической жизни в последние годы. Повышается заинтересованность ЛПУ в подсчете затрат/прибыли, в учете материальных ценностей, а также работы персонала. Больнице приходится уделять огромное внимание себестоимости лечения, о чем ранее учреждениям здравоохранения задумываться не приходилось. Этот процесс пока не устоялся, он в значительной степени подвержен влиянию различных факторов, но сам он, в свою очередь, напрямую определяет общую успешность клиники.
Как производственный, так и управленческий процессы ЛПУ традиционно, кроме практических действий, реализуются информационными системами, т.к. предполагают работу с внушительными объемами информации.
Сегодня при лечении пациента приходится иметь дело с огромными массивами информации. Появление специализированных устройств обработки информации – компьютеров, а тем более, специализированных вычислительных сетей ЛПУ – выводит деятельность врачей и лечебных учреждений на качественно новый уровень, позволяя для принятия решений обрабатывать большие объемы информации и представлять ее в пригодном для анализа виде. Теперь речь идет не об отдельных случаях заболевания, отраженных в истории болезни – врачу становится доступной единая электронная медкарта, электронный паспорт здоровья пациента. Кроме информации о пациенте, врач пользуется справочниками – справочники лекарств, справочник болезней МКБ-10, стандарты оказания медицинской помощи и пр. Врач должен владеть и административной информацией – расписание работы служб и кабинетов, льготные категории пациентов, наличие препаратов в аптеке и их стоимость, и т.д. Решения становятся более обоснованными, более взвешенными и более оперативными – а именно это определяет качество и эффективность как лечебно-диагностического, так и процесса управления лечебно-профилактическим учреждением. Предоставление современному ЛПУ эффективного инструмента работы с информацией напрямую влияет на эффективность работы учреждения.
Руководство ЛПУ, в свою очередь, контролирует множество параметров работы своей организации и принимает управленческие решения, основываясь на них. Оно нуждается в инструментах, позволяющих контролировать занятость врачей, загруженность коечного фонда, стоимость закупок лекарств и материальных ценностей и выполнение договорных соглашений на обслуживание пациентов и т.д. Анализируя финансовое положение своей клиники и ее отношения со сторонними организациями, руководство контролирует себестоимость оказания медицинской помощи и разрабатывает стратегию формирования ее цены. И в то же время, самого пристального внимания требует от руководителя ЛПУ контроль качества лечения пациентов в своей больнице.
В ЛПУ происходит массовый обмен информацией и между персоналом – это направления, назначения, записи на прием, заключения консультантов и результаты анализов, больничные листы и справки. Информация перемещается между подразделениями, а зачастую в обмен данными вовлекаются и сторонние учреждения – другие больницы, вышестоящие организации, страховые компании и пр.
Сегодня качественное решение вышеперечисленных задач ЛПУ без использования информационных технологий представляется невозможным. Для ЛПУ оптимальным решением является использование интегрированных медицинских информационных систем, охватывающих деятельность всех его служб и обеспечивающих создание единой информационной среды учреждения.
Использование интегрированной медицинской информационной системы в ЛПУ также позволяет:
Технология ИНТЕРИН и Медицинская информационная система ИНТЕРИН PROMIS предназначены для создания интегрированных медицинских информационных систем лечебно-профилактических учреждений и их территориальных и ведомственных сетей.
Внедрение МИС поможет в решении целого ряда проблем информатизации ЛПУ:
Являясь типовой, Медицинская информационная система семейства ИНТЕРИН может решать задачи лечебно-профилактических учреждений различного типа и масштаба.
Основные прикладные задачи деятельности ЛПУ, решение которых поддерживает система:
Формализованная медицинская карта в ИНТЕРИН PROMIS представляет собой специализированное хранилище данных, содержащее сведения о пациентах и полный набор документов о ходе лечебно-диагностического процесса.
Принцип организации единой электронной медицинской карты представлен на схеме:
Каждая медицинская карта на рабочем столе ИСУ имеет свою определенную структуру. Она представляет собой папку, разделами которой являются наборы документов того или иного типа.
Ниже приведены состав и внешний вид типовых амбулаторной карты и истории болезни.
Разделы амбулаторной карты:
Разделы истории болезни:
Каждый документ или папка медкарты представлены в виде, удобном для просмотра. Каждый документ можно просмотреть, создать, отредактировать и т.д.
Медицинская карта может включать в себя и несколько специализированных медкарт (стоматологическую, гинекологическую и т.д.), а также записи амбулаторного журнала Поликлиники о проведенных пациенту амбулаторных манипуляциях. Карта может быть напечатана и, в случае необходимости, выдана на руки пациенту.
Система обеспечивает возможность посмотреть и проанализировать информацию о пациенте в различных представлениях:
Клиническая подсистема обеспечивает информационную поддержку деятельности медицинского персонала, непосредственно занятого в лечебно-диагностическом процессе.
Автоматизированные рабочие места персонала создаются либо с использованием наработанных типовых АРМ, либо конструированием из имеющихся элементов.
Клиническая часть информационной системы ЛПУ содержит необходимые объекты для формирования АРМов врачей и среднего медицинского персонала различной специфики.
В соответствии с профильностью оказываемой конкретным ЛПУ помощи на их основе создаются типовые АРМы заведующих отделениями, врачей и среднего медперсонала отделений: терапевтического (терапия, кардиология, пульмонология и т.д.), хирургического (гастроэнтерология, нейрохирургия, урология и т.д.) профиля, восстановительного (лечебной физкультуры, физиотерапевтического и т.д.), диагностического (УЗИ, рентгенологического и т.д.), лабораторного (биохимической, клинической и т.д.).
Затем каждому пользователю ИСУ на основе типового создается персональный АРМ, позволяющий исполнять свои обязанности в соответствии с должностными инструкциями.
Системные механизмы поддерживают бизнес-логику технологических цепочек прохождения пациентов по поликлинике, стационару, диагностическому центру, здравпункту и т.п., позволяя адаптировать АРМы пользователей к требованиям конкретного ЛПУ.
Основные возможности автоматизированных рабочих мест врачей:
АРМ заведующего отделением представляет собой АРМ врача с дополнительными средствами наблюдения и контроля работы отделения (оформление историй болезни и ход лечебно-диагностического процесса; загруженность врачей; поступление пациентов; заполняемость коечного фонда и т.д.).
Специфические функции АРМ заведующего отделением реализуются динамическими отчетами (простыми и настраиваемыми).
АРМ врача-диагноста представляет собой рабочее место врача, дополненное расширенными средствами назначений/исполнений.
Специфичный для врача-диагноста функционал:
Автоматизированы функции старшей медсестры:
Автоматизированы функции постовой медсестры:
Медсестра приемного отделения (диспетчер) может заводить Историю болезни, заполнять ее титульный лист, формировать необходимую отчетность.
Система ИНТЕРИН PROMIS Амбуланет является отдельным проектным решением для автоматизации амбулаторно-поликлинических учреждений здравоохранения. Система относится к классу медицинских информационных систем семейства ИНТЕРИН.
ИНТЕРИН PROMIS Амбуланет может работать как в составе интегрированной информационной системы управления комплексного лечебно-профилактического учреждения, обеспечивая взаимодействия стационара, поликлиники и других ЛПУ, входящих в комплекс, так и отдельно в поликлиниках или амбулаториях.
ИНТЕРИН PROMIS Амбуланет включает в себя подсистемы:
Кроме того, МИС может функционировать совместно с другими информационными системами семейства ИНТЕРИН, обслуживающими стационар, аптеку, другую поликлинику и пр. Может быть организовано взаимодействие и с программными продуктами сторонних производителей при условии соблюдения стандартов обмена данными.
С учетом специфики амбулаторно-поликлинической помощи МИС ИНТЕРИН PROMIS Амбуланет имеет следующие свойства:
Предназначена для управления использованием ресурсов в лечебно-диагностическом процессе. Предусмотрена поддержка составления и сопровождения графиков и расписаний работы как отдельных специалистов, так и служб, кабинетов, приборов и т.д., а также записи пациентов на то или иное время посещения. Для унификации объектов расписания введено понятие ресурса.
Система поддерживает одновременную работу нескольких регистратур, каждая из которых может вести как различные, так и общие расписания. Реализовано разграничение прав доступа к просмотру и записи на всех уровнях - расписаний, ресурсов и конкретных слотов времени. Имеется возможность (как для диагностических служб, например) автоматического определения длительности посещения в зависимости от заказанной процедуры. Предоставляется возможность записи на прием в свободную клетку расписания с любого рабочего места ИСУ.
Аналитическая подсистема обеспечивает поддержку функций медицинской статистики и оперативного отдела, функции анализа и контроля деятельности учреждения.
Основной функционал:
ИСУ предоставляет готовые варианты основных утвержденных медико-статистических форм отчетности, а также другие отчеты, употребляемые медицинскими учреждениями для анализа своей деятельности.
Кроме этого, для продвинутых пользователей имеются возможности сформировать необходимый отчет или подборку, пользуясь конструктором произвольных запросов или языком формальных запросов.
Отчеты могут появляться в различных видах:
Модуль предназначен для ввода, обработки и представления данных об экономической составляющей деятельности ЛПУ. Позволяет вести списки организаций, договоров, прейскуранты, списки прикрепления, лицевые счета пациентов, договоров и организаций, учитывать услуги, формировать счета за оказанные услуги и учитывать платежи в различной форме.
Финансовый учет и анализ услуг
Для поддержки работы диагностических лабораторий в ИНТЕРИН PROMIS реализовано две схемы:
Система ИНТЕРИН Аптека (ИНТЕРИН Медицинский Склад) относится к классу медицинских информационных систем семейства ИНТЕРИН. Система может работать как в составе интегрированной информационной системы управления лечебно-профилактического учреждения, так и отдельно.
В концепции комплексной автоматизации деятельности лечебно-профилактического учреждения особое место занимают задачи материального учета. Основная задача ПО ИНТЕРИН Аптека (ИНТЕРИН Медицинский Склад) – всесторонний учет и контроль движения аптечных материалов, медицинского инвентаря и др. материалов в лечебном учреждении на всех уровнях: уровень аптеки (центрального склада); уровень аптечек (складов) старших медсестер подразделений и лабораторий; уровень аптечек (складов) постовых и процедурных медсестер.
Расход материалов детализируется до конкретного пациента. Полностью обеспечивается деятельность складов медикаментов и материалов всех уровней, включая работу с заявками на закупку медикаментов и материалов и отпуском заказов по требованиям, а также инвентаризацию, работу с товарами особого учета и т.д.
Схема информационного взаимодействия на примере Аптеки
Поддерживаются следующие функции:
Система ИНТЕРИН Лечебное Питание относится к классу медицинских информационных систем семейства ИНТЕРИН. Система может работать как в составе интегрированной информационной системы управления лечебно-профилактического учреждения, так и отдельно.
Подсистема служит для комплексной информатизации деятельности системы лечебного питания ЛПУ от контроля количества выбывших/прибывших пациентов и формирования порционников до поддержки индивидуальных (заказных) диет.
Подсистема обеспечивает подсчет стоимости питания, а также расчеты с поставщиками и учет услуг по доставке продуктов питания.
Поддерживается работа пищевого склада (складской учет продуктов питания, тары).
Особенностью медицинской помощи в России сегодняшнего дня является повышенное внимание, уделяемое определению себестоимости медицинских услуг, учету материальных ценностей и возможности формирования гибких экономических политик при организации лечебно-диагностического процесса. Для реализации такого подхода в информационной системе ИНТЕРИН PROMIS, объединенной в единую информационную систему управления предприятием, реализована интеграция с бухгалтерскими информационными системами (Парус и 1С).
Назначение модуля – осуществлять поддержку деятельности администратора МИС. ПО предоставляет возможности по описанию новых пользователей и определению для них доступа к данным по модулям, сессиям и времени работы, а также корректировки ошибочных данных в системе, поиска и устранения повторяющейся информации, выполнения профилактических и оптимизирующих процедур.
Дополнительно в состав ИСУ ЛПУ могут входить:
В дополнение к основной функциональности предлагаемое решение поддерживает ряд возможностей, повышающих эффективность работы сотрудников ЛПУ, таких как:
Комплексный подход к созданию в лечебно-профилактическом учреждении информационной системы управления семейства ИНТЕРИН включает следующие этапы работ:
На базе предлагаемого Институтом программных систем решения для информатизации ЛПУ реализован ряд прикладных медицинских информационных систем.
Специалисты медицинских центров, где установлены МИС, внесли неоценимый вклад в развитие технологии ИНТЕРИН. Наиболее значительные из успешно функционирующих в настоящее время: