|
|
Мобильные технологии в здравоохранении уже получили распространение на Западе. Крупнейшие вендоры создают интернет-сервисы, позволяющие отправлять информацию врачам-специалистам и получать от них необходимые консультации. Эксперты ожидают, что в скором времени такие услуги станут популярны и в России.
В США и Европе уже оценили удобство мобильных технологий для контроля за своим здоровьем. Наибольшее распространение получили сервисы для ведения электронных медицинских карт и мобильные приложения для наблюдения за хроническими больными (астмой, диабетом, сердечными заболеваниями). Кроме того, используются приложения для напоминания о приеме лекарств. Успешно работают справочные системы, дающие информацию о лекарствах, их побочных действиях и ближайших медучреждениях, в которых можно получить медицинскую помощь.
Среди наиболее известных решений в этой области Google Health – интернет-сервис для ведения персональных электронных медкарт. С 2009 года система может автоматически получать информацию от датчиков давления, уровня сахара и кардиопоказателей. Аналогичные услуги предоставляет и сервис HealthVault от компании Microsoft.
В США используются системы напоминания о приеме лекарств через SMS. Причем такие системы предполагают наличие обратной связи — после приема пациент должен подтвердить (опять же через SMS-сообщение), что лекарство им принято. Одно из таких приложений — MedWatcher – интегрировано с сервисом MedWatch, который предоставляет доступ к информации о побочных эффектах препаратов.
Приложение iTriage предоставляет информацию о симптомах заболевания, дает советы по получению медицинской помощи и информирует о ближайших медицинских учреждениях. Asthmapolis – приложение от компании Reciprocal Sciences для больных астмой. Его задача – подсказывать время и место использования ингалятора. В систему входит устройство, которое передает информацию лечащему врачу.
Asthmapolis подсказывает время и место использования ингалятора больным астмой
Некоторые производители мобильных устройств и крупные операторы связи рассматривают мобильное здравоохранение как самостоятельное направление в своем бизнесе. Например, компания Ericsson открыла «мобильную лабораторию». Смысл ее в том, что на теле пациента закреплены датчики, которые передают информацию врачам с помощью мобильных устройств. Если у диабетика фиксируется рост содержания сахара в крови, то в зависимости от ситуации ему либо дают сигнал о приеме лекарства, либо к нему выезжает врач. По подсчетам компании Ericsson, такой способ наблюдения позволяет сэкономить до 70% средств от содержания больного в стационарной больнице.
Один из крупнейших телекоммуникационных операторов Америки, компания AT&T,совместно с компанией WellDoc предоставляет своим клиентам похожий сервис с помощью приложения DiabetesManager. Система также предупреждает пациентов и врачей о возможных проблемах и позволяет корректировать лечебные курсы. Ее особенность в том, что данные о состоянии здоровья хранятся в «облаках».
Каких результатов позволяет достичь использование m-Health?В Институте здравоохранения Великобритании подсчитали, что с помощью удаленного мониторинга за одним пациентом с сердечной недостаточностью достигается экономия в $5 тыс. Аналитики Juniper Research предполагают, что к 2014 году медицинские центры смогут экономить от $1,96 млрд до $5,83 млрд за счет удаленного мониторинга пациентов.
Даже такой простой инструмент, как SMS способен давать огромную экономию. Лондонским королевским колледжем было проведено исследование, в результате которого выяснилось, что SMS-напоминания о предстоящем приеме врача способно снизить количество пропущенных приемов на 26-39%, сэкономив в масштабах страны миллиарды долларов.
Как считают аналитики Research2guidance, наиболее востребованными мобильные технологии станут для людей, имеющих проблемы с сердцем, и диабетиков. Именно они должны обеспечить рост рынка m-Health - ведь показатели сердечной деятельности или уровня сахара требуют постоянного мониторинга. К тому же, чем быстрее пациент получит помощь в случае сердечного приступа, тем скорее произойдет восстановление поврежденных тканей сердца.
Благодаря приложению mVisumна платформе BlackBerry кардиолог может контролировать состояние пациента и в любой момент принять меры по оказанию медицинской помощи
Одно из таких решений уже работает в США. Им пользуется центр медицинского обслуживания ветеранов округа Колумбия. Благодаря приложению mVisumна платформе BlackBerry кардиолог может контролировать состояние пациента и в любой момент принять меры по оказанию медицинской помощи. Кроме того, такая система способна доставлять качественное ЭКГ прямо на смартфон врача, значительно сокращая время диагностики.
Мобильным медицинским технологиям в России пророчат бурное развитие. Основная задача — обратить внимание врачей и пациентов на эти удобные и практичные инструменты. Кроме того, необходимо решить ряд технических задач использования мобильных устройств, например, проблему сжатия и кодирования данных в телефоне, что необходимо для разгрузки канала, и вопрос защиты персональных данных.
Как считает Инна Ашенбреннер, директор направления «Госсектор и медицина» компании «Корус Консалтинг»: «Как и в других сферах, направление мобильной медицины будет развиваться крайне интенсивно вслед за взрывным ростом потребления подобных услуг и устройств населением. И врачи, и пациенты (особенно в крупных городах) будут стремиться к оказанию/получению медицинских услуг с использованием мобильных решений, т.к. это удобно и соответствует современной модели организации социума».
С этим мнением согласен генеральный директор компании АКСИМЕД Игорь Гридин: «Вряд ли российское здравоохранение пойдет здесь по пути, отличному от зарубежной медицины, где мобильные технологии оказались востребованными и популярными. Для России процессы старения населения так же характерны, как и для европейских и ряда азиатских стран (например, Японии и Южной Кореи), и использование мобильных технологий в обслуживании представителей старших поколений выглядит весьма разумным. Более того, с учетом размеров российской территории значение «мобильного здравоохранения» для нашей страны представляется даже более важным, чем, скажем, для гораздо более компактных европейских государств».
Вместе с тем, пока российское здравоохранение испытывает трудности в информатизации в целом, мобильные технологии не считаются жизненно важными в большинстве ЛПУ. Как считает Александр Гусев, заместитель директора по развитию компании К-МИС, «в данное время — это не массовые продукты (функции), а скорее только зарождающееся направление, востребованное у ограниченного круга ЛПУ. Для большинства государственных поликлиник и стационаров - это не предмет первой необходимости».
Вернуться на главную страницу обзора
Опубликовано в 2011 г.