|
|
Для повышения эффективности работы и совершенствования качества лечения медучреждениям все чаще приходится обращать внимание на средства автоматизации. Какие из этих средств наиболее востребованы среди ЛПУ? Какие решения выгоднее внедрять — локальные или комплексные? И что тормозит продвижение процессов автоматизации ЛПУ?
В традиционной системе медобслуживания огромная часть времени медперсонала уходит на сопутствующие операции – поиск информации, заполнение карт, регистрационных форм и т.п. Разумеется, все это происходит в ущерб диагностике и лечению. Именно ту часть работы, которая не требует участия врача, и призваны заменить информационные системы.
Основные направления автоматизации медучреждений — организация приема пациентов, повышение эффективности процесса принятия врачебных решений и лечения. Кроме того, ИТ-решения могут с успехом использоваться для автоматизации не только лечебных, но и административных процессов: управления персоналом, финансами, запасами и т.п. Медучреждения все рачительнее относятся к своим затратам и ресурсам и все более нуждаются в решениях для их учета.
Чем больше размер ЛПУ, тем выше важность комплексных медицинских информационных систем (КМИС) для ее эффективной работы. Большое значение при выборе ИТ-решений для крупных поликлиник имеют функциональность, надежность (устойчивость к отказам), быстродействие, простота обслуживания и наличие технической поддержки со стороны поставщика решения. Очень важно обеспечить интеграцию медицинских информационных систем (МИС) с уже имеющимся ПО, например, с системами бухгалтерского и управленческого учета, а также возможность расширения за счет новых модулей и взаимодействие с более крупными системами (на уровне района, города, региона). В крупных клиниках МИС позволяют обеспечить внедрение среди медперсонала единых стандартов работы с пациентами и четко регламентировать лечебный процесс.
Одной из самых актуальных задач автоматизации любой поликлиники является организация приема посетителей. Для ее решения необходимо внедрить электронную регистратуру, систему ведения документации и хранения информации о пациентах в цифровом виде (с помощью электронных медицинских карт), а также упростить процедуру записи на прием к врачу путем использования интернета или терминалов. Все это высвобождает трудовые ресурсы ЛПУ и экономит время пациентов. Однако внедрение подобных инструментов может споткнуться о компьютерную безграмотность медицинских работников, поэтому необходимо предусмотреть обучение персонала основам работы с компьютером.
Не менее эффективной может быть автоматизация еще одного участка работы – выписки рецептов. В качестве примера такого решения можно привести проект, реализованный компанией Intel в центральной районной больнице (ЦРБ) г. Искитима (Новосибирская область). В рамках проекта было оснащено 30 рабочих мест участковых терапевтов и других врачей, объединенных в локальную сеть. Кроме того, сотрудники Intel провели обучение работников ЛПУ основам компьютерной грамотности. Система позволила значительно упростить выписку рецептов. До внедрения системы, получив направление у врача, пациенту необходимо было возвращаться в регистратуру за рецептом, который следовало вновь отнести врачу на подпись. Рецепт считался действительным только после того, как пациент вновь вернется в регистратуру и поставит печать. Если учесть, что перед каждой операцией приходилось выстаивать очередь, важность электронного аналога такой системы не вызывает сомнений. С ее помощью врач сам выписывает рецепт, регистрирует его в системе и сразу ставит подпись. Остается только поставить штамп в регистратуре.
Информационные технологии могут играть существенную роль и в решении основной задачи поликлиники – организации эффективного лечения. Например, в научном центре сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н.Бакулева работает автоматическая система обеспечения решений врача (АСОР). Эта система основана на математической модели кровообращения, которая опирается на базу данных клинико-физиологических закономерностей и сведений о 20 тыс. больных и 100 млн записей. Результат использования АСОР — снижение числа осложнений и летальности. А ведь именно эти показатели являются основными в работе любого ЛПУ.
Кроме того, для любой поликлиники все более насущной становится потребность в персонифицированном учете оказанных медуслуг. Для клиник, обслуживающих пациентов по программам добровольного медстрахования, актуально наличие финансового блока информационной системы, с помощью которого настраиваются индивидуальные условия страхового договора.
Вместе с тем наиболее широкие возможности для обеспечения эффективной работы медучреждения предоставляют комплексные МИС. Они учитывают все аспекты деятельности ЛПУ. Наиболее привлекательны в плане внедрения модульные системы, возможности которых можно наращивать со временем.
Например, в федеральном центре сердца, крови и эндокринологии им. В. А. Алмазова с помощью системы qMS автоматизировано большинство задач медучреждения. Это ведение цифровой базы данных, стандартизация лечебных процессов, электронное расписание и составление финансовой отчетности. В медучреждении уже признали положительный эффект от внедрения МИС, который выражается в сокращении числа жалоб на обслуживание, росте качества и скорости обслуживания пациентов, увеличении пропускной способности ФЦСКЭ. Кроме того, повысилась точность данных, необходимых для работы со страховыми компаниями. Важным преимуществом стало появление возможности информационного обмена между сотрудниками ЛПУ, в том числе между территориально разделенными подразделениями.
Комплексная медицинская информационная система
Источник: СП.АРМ, 2011
Комплексные МИС работают и во множестве других медучреждений. В больнице скорой медицинской помощи города Набережные Челны внедрено комплексное решение AquaMed. С его помощью были автоматизированы все этапы оказания медицинской помощи. Кроме того, функции AquaMed, такие как ведение электронных медкарт, работа с изображениями, планирование лечебной деятельности и статистика, тестировались в отделении сосудистой хирургии института им. Н.В. Склифосовского.
Чтобы правильно выбрать ИТ-решения для медучреждений, нужно учитывать не только нынешний спрос, но и то, как он будет меняться со временем? Чем отличаются в этом плане государственные клинки от коммерческих?
Александр Гусев, заместитель директора по развитию компании К-МИС, считает: "Среди основных стимулов, побуждающих медучреждения к использованию информационных систем, можно выделить потребность в формировании статистической и финансовой отчетности, стремление наладить контроль за деятельностью ЛПУ и расходом ресурсом, а также желание внедрять и осваивать современные методы организации здравоохранения — на основе информационных технологий".
"В ближайшее время наибольшим спросом будут пользоваться медицинские информационные системы (МИСы) для комплексной автоматизации ЛПУ, а также решения для автоматизации регистратур, приемных отделений и записи к врачу через интернет, - считает он. - Также стабильно высок спрос на ЛИС и PACS (Picture Archiving and Communication System). Спрос на эти решения между госучреждениями и частными ЛПУ отличается в разрезе функционала. Для коммерческих ЛПУ самую значимую роль играют функции тотального учета оказанных услуг, формирование счетов на оплату и тарификация услуг, функции записи пациентов на прием и управления ресурсами. Для государственных ЛПУ - это ведение многочисленных учетных и отчетных форм, статистика и реестры на оплату по ОМС".
По мнению Владимира Варфоломеева, управляющего партнера компании SofTrust, наибольшим спросом среди ЛПУ пользуются продукты для персонифицированного учета медицинской помощи, записи к врачу в электронном виде и ведения электронных медицинских карт. Между государственными и коммерческими клиниками спрос отличается незначительно, но частные ЛПУ больше тяготеют к учету финансовых показателей деятельности.
"Спросом пользуются решения, отвечающие критериям "недорого, надежно, быстро", - утверждает Инна Ашенбреннер, директор направления "Госсектор и медицина" компании "Корус Консалтинг". - В регионах более востребованы решения для первичной автоматизации ЛПУ и регионального управления, мониторинга. Частные клиники находятся чуть впереди государственных - у них этап начальной информатизации уже пройден. Они более клиентоориентированы, поэтому заинтересованы в системах класса CRM".
Генеральный директор компании "Аксимед" Игорь Гридин уточняет, что сейчас наибольшим спросом пользуются универсальные медицинские информационные системы, обладающие модульной архитектурой. "Они позволяют ЛПУ в режиме "Лего" формировать из модулей МИС необходимую им конфигурацию, тем самым оптимизируя свои инвестиции в ИТ и извлекая из них максимальный эффект. В ближайшие годы наряду с сохранением стабильного спроса на упомянутые решения будет расти интерес и к специализированным продуктам — радиологическим и лабораторным информационным системам, PACS. В этих условиях также увеличится потребность в услугах по интеграции различных продуктов, эксплуатируемых в ЛПУ, как различных типов МИС (общегоспитальных систем, РИС, ЛИС, PACS и т.д.), так и других ИТ-систем (управленческих, финансовых, бухгалтерских, кадровых)".
"Что касается различий в характере спроса со стороны частных и государственных ЛПУ, то коммерческие клиники несколько опережали государственные ЛПУ в движении по описанному выше пути, а также проявляли большую заинтересованность в онлайновых сервисах. Однако сейчас решения на основе интернет технологий стали весьма востребованными и в сегменте государственных и муниципальных ЛПУ", - продолжает он.
В последние годы набирает обороты внедрение МИС на уровне районов, городов и даже целых регионов. Это способствует развитию здравоохранения, помогает наиболее эффективно использовать возможности всех региональных ЛПУ – перераспределять потоки пациентов, проводить единую политику здравоохранения, внедрять единые стандарты лечения и т.п.
Лидером в этом направлении традиционно считается Татарстан, где на уровне республики реализованы две крупные информационные системы. Первая система ("Диспетчерский центр здравоохранения") позволяет четко спланировать маршрут лечения пациента от поликлиники и диагностики до высокотехнологичной операции и последующей реабилитации, а вторая - ("Центральный архив медицинских изображений") предназначена для длительного хранения в оцифрованном виде и использования результатов исследований – УЗИ, МРТ, рентгеновских снимков и других анализов. Кроме этого, в республике планируется перейти к оказанию медуслуг с помощью телемедицины (в электронном виде) и автоматизировать базовые бизнес-процессы и документооборот в ЛПУ, создав тем самым единую информационную систему здравоохранения на уровне региона.
Централизованное хранилище медицинских изображений
Источник: Agfa Healthcare, 2011
В Якутске в 2010 году реализован проект "Электронная регистратура". С ее помощью всю документацию (личные карточки, истории болезни) теперь можно вести в электронном виде. Система помогла ликвидировать очереди, с ее помощью можно производить корректировку расписания и распределять потоки пациентов между городскими ЛПУ. Для самостоятельной записи к нужному врачу пациенты теперь могут воспользоваться сенсорным терминалом. Раньше для этого нужно было простоять очередь к регистратуре и получить карточку.
Вместе с тем региональные проекты автоматизации ЛПУ достаточно редки, и говорить о единых требованиях к таким системам пока рано. "Региональные проекты автоматизации ЛПУ не готовы к слепому копированию и масштабированию, это лишь глянцевая иллюстрация возможностей ИТ, – считает Александр Гусев. - Поэтому делать выводы на основании одного проекта категорически ошибочно".
Федеральный медицинский биофизический центр им. А.И.Бурназяна ФМБА России
На вопросы CNews ответила Наталья Амосова, заместитель главного врача по медицинской части ФМБЦ им. А.И. Бурназяна.
CNews: С какими сложностями вы столкнулись в процессе внедрения МИС в вашем центре?
Наталья Амосова: Наибольшую трудность вызвала адаптация МИС к конкретным условиям и профильности ЛПУ. Например, при существующей пока многоканальной системе финансирования учреждения, потребовались существенные доработки блока «Аптека и склад», направленные на раздельный учет медикаментов и расходных материалов по разным источникам финансирования.
Многопрофильность ЛПУ потребовала существенной коррекции в блоке «Электронная медицинская карта пациента» для формализации осмотров профильных пациентов (терапия, кардиология, хирургия, онкология, неврология и др.) согласно требованиям к оформлению медицинской документации. А постепенное внедрение федеральных стандартов лечения основных заболеваний и в дальнейшем потребует вносить коррективы в МИС для облегчения контроля качества оказания медицинской помощи на всех этапах и уровнях (от врача приемного отделения до администрации клиники).
Вернуться на главную страницу обзора
Опубликовано в 2011 г.