|
|
Одна из главных технических задач Концепции - повышение качества медицинских услуг за счет обеспечения прозрачности информации и эффективности менеджмента и достижения изменяемости экономического и социального эффектов от внедрения. Для реализации этих задач предполагается использовать «облачные» решения.
Согласно утвержденной приказом №364 Министерства здравоохранения и социального развития РФ Концепции, единая государственная информационная система в сфере здравоохранения будет состоять из двух операционных блоков – регионального и федерального прикладных компонент. Вторая компонента физически будет представлять собой распределенный ЦОД на базе имеющихся вычислительных мощностей Минсоцздравразвития, дополненных новыми дата-центрами, которые предстоит построить в ближайшей перспективе.
Региональный компонент предполагается размещать либо в федеральном на правах аренды, либо строить за свой счет тем регионам, которые считают это необходимым.
Фундаментом для обоих компонент должно стать единое хранилище национальных стандартов и регламентов. Этим вопросом сейчас самым активным образом занимаются эксперты Минсоцздравразвития: стандарты медицинских услуг, протоколы медицинских действий и т.д.
Архитектура ИС здравоохранения
Источник: Минздравсоцразвития РФ, 2011г.
В федеральном ЦОДе получат хостинг такие решения, как «электронная регистратура», «электронная медицинская карта», телемедицина, бухгалтерские и кадровые ИС. На региональных уровнях будут работать медицинские информационные системы (МИС), «электронный рецепт», «мониторинг состояния здоровья» и др.
В процессе обсуждения Концепции было решено отказаться от универсального типового решения для регионов по принципу «установил, работает». Функционал и методы его реализации оставлены регионам. При этом интеграция имеющихся ИС учреждений и органов государственной власти, ТФОМС с общесистемными компонентами, а также интеграция регионального фрагмента с федеральным также отнесены в ведение региональных структур Минсоцздравразвития.
Над операционными компонентами находится блок «Подсистема интеграции прикладных систем», представляющий собой ПО класса middleware, объединяющее в единое информационное пространство всё многообразие прикладных решений.
На вершине пирамиды располагается «сегмент централизованных общесистемных компонентов». Данный сегмент состоит из общесистемного и платформенного программного обеспечения, хранилищ данных, сервисов доступа и обработки данных, а также общесистемных технологических сервисов, необходимых для обеспечения информационного, лингвистического и процессного взаимодействия между прикладными компонентами системы, защиты данных от несанкционированного доступа и потери.
Защита персональных данных граждан обеспечивается в соответствии с требованиями законодательства РФ за счет ведения перечня информационных ресурсов ИС и сведений об уровне их конфиденциальности. Должно быть обеспечено ведение единого каталога пользователей, их ролей и категорий, использования инфраструктуры открытых ключей электронной цифровой подписи и шифрования данных, поддержки обмена юридически значимыми электронными документами. Возможно использование обезличивания персональных данных, получаемых из медицинских информационных систем для централизованной обработки и хранения и при их передаче по каналам связи и т.д.
С учетом сложности, комплексности и масштабности реализации задач, связанных с созданием ИС, предлагается многоуровневая система управления процессом ее создания, включающая в себя уровни стратегического управления, заказчика (пользователя), исполнителя.
Центральной фигурой проекта является Генеральный конструктор ИС, назначаемый Минсоцздравразвития, который отвечает за практическую реализацию положений Концепции. Постоянный контроль за деятельностью министерства и координацию взаимодействия с другими заинтересованными ведомствами будут осуществлять Совещательный орган при президенте РФ и Координационный орган при правительстве РФ.
Управление проектом
Источник: Минздравсоцразвития РФ, 2011г.
На местах - это субъекты РФ, которые будут реализовывать свои программы в рамках «Концепции» за счет средств ФФОМС, переданных субъектам РФ. Для контроля над достижением социальных целей предполагается участие Общественного совета.
Что предполагается сделать в самое ближайшее время? Наверное, самое трудное – не столько получить от всех субъектов РФ программы создания своих фрагментов, сколько привести их в соответствие с требованиями Концепции с указанные сроки. Министерство в оперативном порядке подготовило типовые методические рекомендации – набор типовых требований к системе, что должно помочь в этом вопросе.
Ближайшие этапы в рамках реализации Концепции
Сроки | Содержание этапа |
До конца II квартала 2011г. | Получить от всех субъектов РФ программу создания фрагментов регионального сегмента Системы |
До конца III квартала 2011г. | Запустить работы по созданию федерального компонента системы |
До конца 2011г. | До конца 2011 года запустить программу технического дооснащения регионов |
До конца 2011г. | Запуск первого общественно значимого сервиса в составе ЕИС здравоохранения |
Источник: Минздравсоцразвития РФ, 2011г.
До конца 2012г. необходимо реализовать минимальные показатели автоматизации по утвержденному списку автоматизируемых процессов. На втором этапе, в 2013-2020 годах, планируется обеспечить завершение работ по стандартизации в сфере медицинской информатики, завершение мероприятий по созданию Федерального ЦОД и перенос на него основных централизованных общесистемных компонентов ИС.
Кроме того, будут продолжены работы по обеспечению защищенного подключения медицинских организаций к интернет, реализации программ стимулирования внедрения ИКТ в деятельность медицинских организаций и продолжение реализации мероприятий по популяризации использования информационных технологий в здравоохранении.
Вернуться на главную страницу обзора
Опубликовано в 2011 г.