|
|
Внедрение во всех медицинских учреждениях России «электронной регистратуры» - одна из первоочередных задач, которая будет решена в процессе реализации Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения. В настоящий момент на российском рынке представлено несколько тиражируемых решений такого класса. Все без исключения решения поддерживают принцип «тонкого клиента» для работы и допускают применение всех основных браузеров, включая Microsoft IE, Firefox, Safari и т.д
Системы удаленной записи к врачу через интернет, называемые для краткости «Электронная регистратура» (ЭР), в последние годы стали набирать популярность. Например, на прошедшей в Москве в конце 2010 года выставке и конференции «Информационные технологии в медицине» эти решения впервые были выделены в отдельное направление. Их представляли несколько разработчиков, им была посвящена секция в программе докладов, для них был выделен отдельный лот в конкурсе «Лучшая медицинская информационная система 2010».
Рост популярности ЭР связан, вероятно, с несколькими основными факторами. Во-первых, это повышенное внимание со стороны федеральных властей и, в первую очередь, президента и премьер-министра, которое в итоге вылилось в то, что «Электронная регистратура» была признана одной из приоритетных государственных услуг. Во-вторых, включение «Электронной регистратуры» в типовые программы модернизации, в концепцию информатизации здравоохранения до 2020г. и другие руководящие документы, формируемые Минздравсоцразвития и определяющие первоочередные задачи в региональных проектах внедрения медицинских информационных технологий. Положительную роль сыграл существенный и быстрый социальный эффект, достигаемый при внедрении «Электронной регистратуры». Доклады и публикации последнего времени по этой теме наглядно демонстрируют, что число жителей, пользующихся этой услугой, доходит в ряде случаев до 40-50%, а количество очередей в поликлиники и другие ЛПУ достоверно снижается.
Видимо, в силу этих причин регионы стали присматриваться к имеющемуся опыту и проявлять интерес к такого рода решениям. Разработчики, почувствовав этот интерес, достаточно оперативно предложили свои решения, которых сейчас насчитывает уже свыше 10.
Суть работы систем «Электронная регистратура» состоит в следующем: в сети интернет создается специальный сайт, на котором отображается расписание работы врачей конкретного ЛПУ или группы ЛПУ (например, уже не редкость городские и даже региональные проекты, содержащие расписание работы сразу всех лечебных учреждений). Любой пациент с помощью обычного браузера (а развитые решения поддерживают и мобильные клиенты – смартфоны) может зайти на такой сайт и выбрать необходимое ему лечебное учреждение, а затем – и необходимого врача.
Осуществив выбор, пациент получает на экране расписание работы этого врача с информацией о часах приема, занятых и свободных номерках и т.д. Принципы выбора врача разные, и некоторые решения поддерживают сразу несколько таких возможностей: просто выбор ЛПУ и врача из списка, выбор специалиста и потом доступного ЛПУ, в котором данный специалист ведет прием, указание своего адреса и автоматическое попадание в ЛПУ, к которому данный участок привязан и т.д.
Выбрав удобное для себя свободное время приема (чаще всего, его называют электронным номерком), пациент производит запись на него, указывая свои ФИО, телефон или электронную почту, иногда – место жительства или полис ОМС. В ряде систем действует проверка корректности введенных данных и наличия данного пациента в реестре застрахованных. Если введенная информация не совпала с имеющейся в базе данных, пациенту предлагается обратиться в регистратуру больницы или поликлиники лично. Как правило, расписание в «Электронной регистратуре» открывают на ограниченное время – до 2-4 недель.
После записи пациента на конкретный номерок, у ряда решений начинает работать система оповещений – через call-центр (когда операторы звонят пациенту и напоминают ему о приеме врача), через электронную почту или SMS-уведомления.
На настоящий момент на российском рынке представлено несколько тиражируемых решений класса «Электронная регистратура».
Решения «Электронная регистратура», применяемые на территории России
№ | Разработчик | Регион | Название решения | Где посмотреть описание |
1 | MasterLab | Москва | Интернет-портал Medihost.ru | http://medihost.ru/ |
2 | Интерин | Переславль-Залесский | Интернет-регистратура | http://medinline.ru/ |
3 | Комплексные медицинские информационные системы | Петрозаводск | Электронная регистратура КМИС | http://e-reg.kmis.ru |
4 | Корпоративные информационные рутины | Казань | Электронная регистратура КИР | http://www.kirkazan.ru/news-and-events/news/117/ |
5 | Медотрейд | Москва | Самозапись.ру | http://samozapis.ru |
6 | Парус Медиа | Самара | Электронная регистратура | http://er63.ru/ |
7 | ПостМодернТекнолоджи | Москва | Сервис MOBIMED.RU | http://mobimed.ru/ |
8 | Решение | Санкт-Петербург | Система самозаписи в учреждения здравоохранения | http://medreg.arhcity.ru/ |
9 | САГА Технологии | Москва | Электронная регистратура | http://www.saga-tech.ru/soft/el-reception/ |
10 | Самсон-Виста | Санкт-Петербург | Портал http://www.mylpu.ru | http://www.mylpu.ru/ |
11 | Сван | Пермь | Система дистанционной записи к врачу и управления потоками пациентов «Электронная регистратура» | http://demo.swan.perm.ru:83 |
12 | СофТраст | Белгород | «ТМ:Регистратура» | www.1oms.ru |
13 | Торинс | Красноярск | Веб-регистратура | http://www.med-registratura.ru/ |
Источник: «Врач и информационные технологии», 2011
«Интернет-регистратура» компании «Интерин» является портальным решением, реализующим интернет-площадку для различных лечебных учреждений, в том числе имеющих сложную филиальную структуру. Она позволяет публиковать данные о своей организации и ресурсах, вести электронное расписание приема консультантов и диагностических служб, осуществлять поиск информации о ресурсах и времени их приема, выполнять запись на прием через портал.
Система интегрирована с МИС «Интерин PROMIS» и предоставляет широкие возможности по конфигурации прав поверки прикрепления, сроков и наличия медицинских программ обслуживания пациентов. Для зарегистрированных пользователей система предлагает персональную область – личный кабинет, где доступна работа с выполненными записями на прием и прочие сервисные функции. Система имеет интерфейс работы с инфоматами с возможностью печати произвольных документов: памятка, талон амбулаторного пациента, талон на прием к врачу, отдельно настраиваемых для каждого ЛПУ.
Также для каждого ЛПУ возможна индивидуальная логика идентификации, контроля права записи и индивидуальных лимитов. Все данные настраиваются в профиле ЛПУ системы. Присутствует возможность после записи оплаты приема через платежный терминал в качестве подтверждения записи.
«Электронная регистратура» компании «Парус Медиа» поставляется как программно-аппаратный комплекс или как отдельное программное решение. Поддерживается запись как на платный, так и на бесплатный приём. Вся информация о выданных через интернет или в информационном терминале талонах в режиме реального времени появляется в информационной системе медучреждения.
Информация о выданных через интернет или в информационном терминале талонах в режиме реального времени появляется в информационной системе медучреждения
Преимущества решения: универсальность (возможность работать в составе МИС или как автономное решение), масштабируемость (систему можно использовать в качестве централизованного решения на город или область), хорошая настраиваемая функциональность: различные проверки (флюорография, диспансерники, участки, финансирование и т. д., платный прием, выбор сопутствующих услуг, ввод направления и т.д.), поддержка режима записи авторизованным врачом стороннего ЛПУ.
«Электронная регистратура» компании К-МИС разработана как дополнительная опция для Карельской медицинской информационной системы, но может поставляться и как отдельный автономный продукт. Поддерживаются все основные функции, обеспечена гибкость как в настройках, так и в оформлении.
Решение поддерживает все основные функции, гибкое как в настройках, так и в оформлении
Решение кроссплатформенное (поддерживается работа сервера под управлением Microsoft Windows, Linux, Unix, Solaris, Mac OS X и т.д.), поддерживает мобильных клиентов, имеет простой и понятный интерфейс и одну из самых низких стоимостей владения.
Проект «Самозапись.ру» компании «Медотрейд» представляет собой сайт samozapis.ru, к которому могут быть подключены различные заказчики и через который пациенты могут записываться на прием или вызывать врача на дом.
Через сайт пациенты могут записываться на прием или вызывать врача на дом
ЛПУ могут составлять расписание работы врачей, при изменении которого записанные пациенты получают уведомления. Поддерживается работа call-центра, оператор которого за день до приема обзванивает пациентов, чтобы его подтвердить. Решение может поставляться как услуга (SaaS), имеет низкую стоимость владения, готовый call-центр, включенный в услугу, имеет функцию проверки намерения пациента посетить врача за день до приема и множество способов записи на прием, включая мобильный клиент.
«Электронная регистратура» компании «Сван» представляет собой программно-технический комплекс, включающий в себя единый центр обработки данных, call-центр и интернет-портал записи.
Решение представляет собой программно-технический комплекс, включающий в себя единый центр обработки данных, call-центр и интернет-портал записи
В решении реализована централизованная архитектура, позволяющая в кратчайшие сроки развернуть систему в масштабах города или региона. Кроме этого, данное решение – одно из первых на рынке и имеет существенный опыт эксплуатации.
Решение «ТМ:Регистратура» компании «СофТраст» предназначено для автоматизации рутинных процессов работы регистратуры и управления очередью на прием к врачу, в том числе с использованием сети интернет, информационно-справочных сенсорных терминалов и call-центров.
Решение предназначено для автоматизации рутинных процессов работы регистратуры
Оно отличается привлекательность интерфейса, гибкостью интеграции, простотой внедрения, широким функционалом настройки и адаптации, наличием системы управления очередью перед кабинетом врача.
«Электронная регистратура» компании «Торинс» предназначена для автоматизации работы регистраторов и управляющего персонала медучреждений. Она решает задачи регулирования потоков амбулаторных больных, планирования деятельности врачей, обеспечивает выполнение следующих функций: управление режимом и расписанием врачебных приемов, регистрация и контроль регистрации случаев предварительной записи на прием к врачам, удаленная запись на прием к врачу, электронная очередь, информационный терминал.
Система имеет интуитивно понятный и привлекательный интерфейс, возможность гибкой работы с расписанием, а также работы с базой медучреждений в онлайн режиме, штрих-кодирования документации, интеграции с платежными системами для терминалов.
Одним из первых решений, появившихся на рынке, является разработка компании «СофтТраст», которая начала работать в 2006 г.. Большая часть решений была разработана в 2009-2010 гг., видимо, под влиянием появившегося на рынке спроса. При создании продуктов применялись самые разнообразные платформы, которые, впрочем, традиционно применяются и при создании других медицинских информационных систем. Лидером в этом направлении является СУБД Microsoft SQL Server, применяются также Oracle, IBM Lotus Notes/Domino и, в меньшей степени, ряд других продуктов. Все без исключения решения поддерживают принцип «тонкого клиента» для работы и допускают применение всех основных браузеров, включая Microsoft IE, Firefox, Safari и т.д.
С точки зрения технической реализации все «Электронные регистратуры» (ЭР) можно разделить на 2 большие группы. Первая - это создание дистрибутива и документации, поставляемые заказчику для инсталляции и использования в его инфраструктуре по классической схеме продажи лицензий и услуг на внедрение. Заказчики получают такое ПО в виде «коробки», устанавливают и настраивают (или заказывают эту услугу), а затем начинают работать с ЭР со своих рабочих мест, нередко с применением шлюза Intranet (внутренняя сеть ЛПУ для пользователей) – Internet (внешняя часть ЭР, представленная сайтом для пользователей).
Вторая - создание в сети интернет готовых сайтов для аренды услуг по их использованию для заказчика. В этом случае заказчик получает право подключиться к уже созданному сайту, создать на нем описание ЛПУ и расписание своей работы, а затем использовать информацию о записавшихся пациентах в работе врачей. При этом подразумевается, что имеется прямой доступ в интернет к сайту ЭР с рабочих мест врачей для того, чтобы увидеть записавшихся пациентов и график своей работы.
Анализ функциональных возможностей уже имеющихся на рынке решений позволяет сформировать типовой функционал, который должна поддерживать современная «Электронная регистратура».
Типовой функционал «Электронной регистратуры»
№ | Функциональная возможность |
1 | Возможность создания «сетки» расписания работы врачей ЛПУ |
2 | Поддержка нескольких ЛПУ и подразделений внутри ЛПУ |
3 | Возможность просмотреть свободные номерки на любую дату и к любому специалисту и выбрать наиболее подходящий номерок для записи |
4 | Поиск врача по ФИО и по специальности |
5 | Возможность поиска участкового врача (участка) по указанному адресу |
6 | Возможность регистрации пациентов на сайте ЭР и авторизованного доступа пациента |
7 | Возможность для пациента просмотреть те записи, на которые он уже записался ранее («личный кабинет» пациента) |
8 | Расширенная поддержка идентификация пациента (по ФИО, по полису ОМС) |
9 | Расширенная возможность указывать персональные данные пациента (кроме ФИО, это чаще всего – адрес, номер телефона, электронная почта) |
10 | Возможность распечатки номерка |
11 | Возможность отмены записей |
12 | Оповещение (напоминание) пациенту о необходимости придти на прием по e-mail, sms и через Call-центр (оператором) |
13 | Функция автоматического создания «шахматки» (графика приема) всех специалистов выбранного ЛПУ |
14 | Поддержка работы с ЭР через смартфоны (мобильный клиент) |
15 | Поддержка работы с ЭР через «инфомат» (информационный киоск) |
16 | Поддержка вывода информации на информационные табло (мониторы) |
17 | Интеграция с госпитальной информационной системой |
Источник: «Врач и информационные технологии», 2011
Проекты внедрения «Электронной регистратуры» стали активно набирать популярность начиная с конца 2009 г. В последнее время число регионов, использующих такого рода решения, значительно возросло.
Карта регионов по реализации проектов «Электронная регистратура»
Источник: «Врач и информационные технологии», 2011
К числу регионов-лидеров в этом направлении можно отнести те, где уже запущены и активно развиваются региональные проекты внедрений, насчитывающие несколько ЛПУ, и «Электронной регистратуре», по информации СМИ, уделяется достаточное внимание. В эту группу вошли 15 регионов (17% субъектов РФ), в их числе: Новосибирская, Астраханская, Белгородская, Кировская, Свердловская области, Пермский край, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра и ряд других.
Начинающими можно считать регионы, где есть хотя бы несколько проектов внедрения «Электронной регистратуры» и где, по данным открытых источников, имеется интерес региональных или муниципальных властей или отдельных ЛПУ к этой теме. В эту группу вошли 24 региона (27% субъектов РФ), в том числе: Брянская, Вологодская, Иркутская, Ульяновская области, Республика Удмуртия и ряд других регионов.
Распределение регионов по участию в проектах «Электронная регистратура»
Источник: «Врач и информационные технологии», 2011
Отстающими можно признать все оставшиеся регионы, в которых не удалось обнаружить запущенных проектов внедрения «Электронных регистратур» и упоминания о них нет в сети интернет. Число таких субъектов РФ составило 50 или 56%, т.е. больше половины регионов вообще не приступало к реализации таких проектов.
Рейтинг: Крупнейшие внедрения «Электронной регистратуры» в России
№ п/п | Регион | Разработчик или организатор | Объем внедрения | Сайт |
1 | Свердловская область | Компания «Медотрейд» | В пилотном режиме работают 19 ЛПУ (2 города), далее – 600 ЛПУ | https://samozapis.ru/ |
2 | Пермский край | Компания Сван | 184 ЛПУ | https://k-vrachu.ru |
3 | Красноярский край | Компания «Торинс», Администрация города Красноярска, ККФОМС | 6 ЛПУ (3 города), далее весь город, а затем край (158 ЛПУ) | http://www.med-registratura.ru/ |
4 | Ханты-мансийский автономный округ - Югра | Компания «Медотрейд» | Сейчас – 2 ЛПУ в тестовом режиме, с 2011г. - 140 ЛПУ | https://samozapis.ru/ |
5 | Республика Башкортостан | Компания Сван | 54 ЛПУ | https://er.brsc.ru/ |
6 | Кировская область | Кировский ОГУЗ «МИАЦ» | 46 ЛПУ | http://www.medkirov.ru/e-registr/ |
7 | Астраханская область | Комитет по здравоохранению | 41 ЛПУ | http://www.komzdrav.org/ |
8 | Чувашская Республика | Минздравсоцразвития Чувашской республики | 29 ЛПУ | http://www.med.cap.ru/MedRegistry/ |
9 | Москва | Компания «СофТраст» | 27 ЛПУ | Сайты отдельных ЛПУ |
10 | Омская область | Компания «СофТраст» | 20 ЛПУ | http://www.omskzdrav.ru/ |
11 | Самарская область | Компания «Парус Медиа» | 15 ЛПУ | http://imc.parus-s.ru/docs/regint.html |
12 | Белгородская область | Компания «СофТраст» | 15 ЛПУ | http://talon.belgorzdrav.ru/ |
13 | Омская область | Компания «СофТраст» | 14 ЛПУ | Сайты отдельных ЛПУ |
14 | Новосибирская область | Администрация области | 7 ЛПУ в пилотном режиме, далее – весь город | Сайт тестируется |
Источник: «Врач и информационные технологии», 2011
Необходимо отметить, что большая часть из имеющихся решений запущена относительно недавно, и число внедрений «Электронной регистратуры» в регионах постоянно растет. А вместе с ростом числа внедрений меняется и положение того или иного региона в приведенной выше классификации и представленном рейтинге.
Вернуться на главную страницу обзора
Опубликовано в 2011 г.