|
|
"Электронная регистратура" - еще относительно молодое направление информатизации отечественного здравоохранения. Конкуренция пока невелика, а сам рынок еще далек от насыщения. Во что обойдется медучреждениям ЭР, и каков эффект от ее внедрения?
В целом "электронная регистратура" продвигается на рынке практически всеми известными сейчас способами – от классической продажи лицензий и связанных услуг до практически точной реализации принципа SaaS (программное обеспечение как услуга). Есть примеры, когда одно и то же решение может быть поставлено по обеим схемам.
Обсуждение преимуществ и недостатков каждого из этих подходов заслуживает отдельной статьи, поэтому в данном материале не затрагивается. Существуют различия и в методиках расчета стоимости того или иного решения - исходя из численности жителей, количества ЛПУ, числа создаваемых сайтов или серверов.
Например, решение "электронная регистратура" пермской компании "Сван" предлагается из расчета от 1,45 руб. на одного жителя города/региона + аналогичная по сумме стоимость услуг за внедрение. Если численность населения региона (составляет менее 200 тыс. жителей, то расчет стоимости поставки и внедрения осуществляется из расчета на 200 тысяч жителей. Услуги технической поддержки составят 40% от контракта в год.
Решения, которые поставляются заказчику по классической схеме продажи лицензий, в среднем обходятся в 33 тыс. руб. за 1 ЛПУ и примерно 44 тыс. руб. за услуги внедрения (без оплаты командировочных расходов). Техническое сопровождение таких решений будет обходиться от 10 до 30% в год от стоимости лицензий.
Важно понимать, что у решений, ориентированных на продажу лицензий, кроме затрат на прикладное ПО будут расходы и на общесистемное (операционные системы, СУБД, антивирусная защита и т.д.). Кроме этого, для внедрения таких систем потребуются издержки на оборудование ЦОДа и оплата услуг интернет-провайдера.
Очень привлекательная на первый взгляд стоимость внедрения выявлена у решений, продвигаемых по модели SaaS. В среднем она составляет у различных разработчиков 8 тыс. руб. за 1 ЛПУ в месяц. При этом у заказчика отсутствуют затраты на оборудование, общесистемное ПО и обслуживание (оплата каналов связи до провайдера, услуги в разных случаях оплачивается по-разному).
Хотя с точки зрения стоимости указанные модели предоставления ПО существенно различаются, при ближайшем рассмотрении становится очевидно, что безоговорочная выгода от внедрения "электронной регистратуры" по методу SaaS на самом деле таковой может и не являться. Чтобы оценить фактические (а не декларируемые разработчиком) различия в стоимости нескольких вариантов предоставления ПО, попробуем рассчитать сумму затрат на проект внедрения "электронной регистратуры" в гипотетической региональной столице с численностью населения 400 тыс. человек и 30 ЛПУ и оценить итоговую стоимость владения проектами за первые 5 лет эксплуатации.
Допустим, что обновление оборудования и общесистемного ПО не требуется, а установившаяся на данный момент цена самого решения изменяться не будет. Более того, предположим, что в городе создается один общий сервер "электронной регистратуры", на котором разворачивается соответствующий сайт и к которому подключаются рабочие места регистраторов и врачей от ЛПУ. Так как при любой схеме внедрения потребуется аренда каналов связи и оборудование рабочих мест в ЛПУ, не будем рассматривать эти затраты в своих расчетах.
В результате получаем итоговую стоимость в разрезе разовых затрат, ежегодного платежа и суммарной стоимости за 5 лет по 2-м основным вариантам.
Стоимость внедрения и владения "электронной регистратурой" по различным моделям
№ | Статья затрат | Средняя стоимость по модели продажи лицензий, тыс. руб | Средняя стоимость по модели SaaS | |
В расчете на 1 ЛПУ | В расчете на 1 жителя | |||
Начальные затраты | ||||
1 | Серверное оборудование | 200 | 0 | |
2 | Общесистемное ПО | 200 | 0 | |
3 | Стоимость "Электронной регистратуры" | 990 | 580 | 0 |
Услуги по внедрению | ||||
4 | Стоимость внедрения | 1 320 | 580 | 0 |
Стоимость владения (технического сопровождения), в год | ||||
5 | Стоимость технической поддержки или оплата за аренду ПО | 198 | 232 | 2 880 |
Итого общая стоимость проекта за 5 лет | 3 700 | 2 720 | 14 400 |
Источник: "Врач и информационные технологии", 2011
Как видно из расчетов, отсутствие начальных затрат на внедрение "электронной регистратуры" по модели SaaS оборачивается в итоге практически четырехкратным увеличением стоимости владения за первые 5 лет эксплуатации решения. Поэтому, осуществляя выбор конкретной "электронной регистратуры", необходимо тщательно взвешивать не только их функциональные характеристики и начальные затраты, но и последующие расходы, которые потребуются на содержание проекта.
Необходимо отметить, что встречаются и нетрадиционные модели получения разработчиками прибыли от внедрения своих решений. Например, известен случай попытки внедрения "электронной регистратуры" в одном из южных городов, где заказчику (ЛПУ и городскому комитету по здравоохранению) предлагалось на совершенно безвозмездной основе предоставить и аппаратное обеспечение (сервер, компьютеры в регистратуру), и каналы связи, и все необходимое ПО. Когда заказчик стал детальнее вникать в предложение, то выяснилось, что разработчики планировали зарабатывать на том, что со счета каждого пациента, записавшегося на прием к врачу через интернет и включившему на сайте галочку "напомнить по SMS" списывать 15 рублей за это напоминание.
Главным образом, внедрение ЭР способствует равномерному распределению потока пациентов между медицинскими учреждениями, сокращению времени ожидания записи на первичный прием, к врачам-специалистам, диагностических процедур и госпитализации.
Практически все разработчики и пользователи констатируют, что имеет место существенное сокращение очередей в регистратурах поликлиник. При этом чем активнее население пользуется сайтом "электронной регистратуры", тем выше этот результат. Однако вызывают серьезные сомнения заявления о том, что только за счет внедрения ЭР можно обеспечить полное отсутствие очередей.
Востребованность ЭР населением в некоторых проектах впечатляет. Например, по данным Кировской области (которая реализует такой проект сравнительно недавно, с апреля 2010 г.), посещаемость регионального сайта "электронная регистратура" превысила 2700 посетителей в день. Всего записей, сделанных в ЭР с апреля 2010 г., свыше 135 тыс., а их количество за последнюю неделю сентября 2010 г. достигло 12 тыс. (из них 3540 через интернет), что составило 14% от общего числа посещений (через интернет 4%). При этом наблюдения, сделанные в этой области, опровергают опасения, что сайты "электронных регистратур" - удел только молодых и прогрессивных пациентов. Согласно статистике, собранной в области, пользователями ЭР являются широкие слои населения, и возраст не является преградой для использования этой услуги.
Количество записей в "электронной регистратуре" Кировской области по возрастным группам, апр. - сент. 2010 г.
Источник: "Врач и информационные технологии", 2011
"Электронная регистратура" - еще относительно молодое направление информатизации отечественного здравоохранения. Вместе с этим, внимание федеральных властей и Минздравсоцразвития к информатизации, а также грядущие проекты модернизации медицинских учреждений неизбежно будут подогревать интерес к любым видам медицинских информационных систем. И "электронная регистратура" здесь не исключение. Очевидно, в ближайшее время мы станем свидетелями новых решений и усиления конкуренции, а также снижения стоимости внедрения.
На вопросы CNews ответил Вадим Дубинин, директор департамента информатизации Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
CNews: Когда может быть реализована программа создания информационной системы в здравоохранении?
Вадим Дубинин: Выполнение планов зависит от множества внешних факторов. Скорее всего, к концу 2011 г. первая компонента, информационно-технологическая, будет реализована за счет аренды. В этом же году должно начаться, если будет принято решение и выделено финансирование, проектирование федерального центрального серверного узла. Тем более что он нужен не только здравоохранению, но и Казначейству, и Минпромторгу, и многим министерствам.
Также в 2011 г. должна быть реализована хотя бы одна общефедеральная функция, причем та, которая касается непосредственно пациента. О данной функции еще идет спор, но лично я считаю, что это должна быть система электронной регистратуры и записи к врачу.
Вернуться на главную страницу обзора
Опубликовано в 2011 г.