|
|
Прошедший 2010 год характеризовался, в первую очередь, усилением внимания государства к социальной сфере, в том числе и к вопросам повышения качества оказания медицинской помощи путем автоматизации и внедрения высокотехнологичных решений.
В апреле 2010 г. председатель правительства Владимир Путин представил в Государственной Думе очередной ежегодный отчет, в котором заявил, что государство намерено выделить в течение 2 ближайших лет около 300 млрд руб. "на приведение всей сети здравоохранения страны в порядок… На внедрение современных информационных систем в здравоохранении ... предполагается направить порядка 24 млрд руб. Это позволит повысить эффективность использования средств, значительно улучшить организацию доступа граждан к услугам медицинских учреждений".
Министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова уточнила, что Минздравсоцразвития в течение 3 лет планирует модернизировать и оснастить необходимым оборудованием около 80 медицинский учреждений. По данным министерства, около 30% оборудования в ЛПУ изношено или нуждается в ремонте, около 50% используется более 10-ти лет, хотя срок его службы ограничен 5 годами. Регионам России поручено до 1 января 2011г. подготовить программы по модернизации оборудования.
Чуть позже, в июле 2010 г. на заседании Совета по развитию информационного общества при президенте РФ, состоявшемся в рамках VII Тверского социально-экономического форума "Информационное общество", г-жа Голикова привела следующие данные. Информационные системы, полностью автоматизирующие деятельность персонала ЛПУ, существуют в 20% медицинских учреждений. На одно медучреждение в России в среднем приходится 37 компьютеров. "Это означает, что на одно информатизированное рабочее место приходится 5 медицинских служащих, что расходится с требуемым показателем в 1,7-2,5 служащих на одно рабочее место", - уточнила министр.
Минздравсоцразвития была разработана Концепция информатизации здравоохранения, которая уже одобрена советом по развитию информационного общества при президенте России и отправлена на согласование в другие министерства. В рамках концепции предусмотрено создание информационной системы для ведения персонифицированного учета оказания медпомощи гражданам Российской Федерации в рамках предоставления государственных гарантий по оказанию бесплатной медицинской помощи населению; создание и развитие информационно-аналитических систем (в их числе электронные библиотеки, информационные сети медработников и экспертные системы); развитие технологий персонального мониторинга здоровья пациентов (практика применения подобных технологий особенно востребована для отслеживания состояния здоровья больных сахарным диабетом и сосудистыми заболеваниями).
Татьяна Голикова предложила "инкорпорировать сегмент информатизации здравоохранения в государственную программу "Информационное общество 2011-2020".
Говоря о планах министерства, она уточнила, что в ближайшие два года планируется создать информационную систему для управления и организации обратной связи при реализации региональных программ модернизации здравоохранения, к концу 2010 г. года закончить формирование федерального регистра медицинского и фармацевтического персонала, который охватывает данные от 40% регионов России, а с 2011 ввести электронные медицинские паспорта регионов России и электронные паспорта отдельных медучреждений.
Что касается финансирования предлагаемых Минздравсоцразвития работ, то, по словам министра, программа информатизации здравоохранения потребует около 24 млрд руб. бюджетных средств на 2011-2012гг.
Однако доклад г-жи Голиковой не вызвал восторга со стороны президента. Он напомнил, что два года назад на заседании президиума Госсовета в Петрозаводске было дано поручение разработать и утвердить комплекс мер по информатизации системы здравоохранения. Позднее Минздравсоцразвития докладывало о подготовленной стратегии, затем о программе, но, по словам Дмитрия Медведева, "до настоящего времени документы не согласованы, реализация поручения задерживается". "Нужно дать объяснение", - сказал президент.
Не поддержал инициативы Минздравсоцразвития и министр финансов Алексей Кудрин. По его мнению, предложенная программа информатизации нуждается в дополнительной проверке и пока достаточно дорога для бюджета. "Когда мы смотрим концепцию здравоохранения, то видим, что 14 миллиардов рублей будет выделено согласно финансово-экономическому обоснованию на информатизацию аптек, или, например, в рамках каждого медицинского учреждения примерные оценки 4 миллиона рублей (на информатизацию), .у нас сейчас пока дороговаты эти программы", - отметил он.
В качестве примера для сравнения глава Минфина привел электронную систему документооборота, которую уже использует Федеральное казначейство. "Это уже реализованный проект, один из самых крупных в России. Он уже известен, он стоит около одного миллиарда долларов", - пояснил Кудрин, добавив, что такая сложная система с онлайн-режимом стоит дешевле, чем "некоторые услышанные здесь проекты по информатизации". По словам Кудрина, "мы за четыре миллиона рублей средний район областной информатизируем".
По итогам заседания Совета при президенте РФ по развитию информационного общества в Российской Федерации от 8 июля 2010 года Дмитрий Медведев утвердил перечень поручений, среди которых создание и внедрение в деятельность учреждений здравоохранения медицинских информационно-справочных систем, в том числе в целях ведения электронной истории болезни, автоматизации работы регистратур и приёмных отделений, включая использование систем записи на приём к врачу через интернет; телемедицинских технологий; системы непрерывного дистанционного обучения врачей к 31 декабря 2012 г., а также оснащение станций и центров скорой медицинской помощи современными автоматизированными системами обмена информацией, обработки вызовов и управления мобильными бригадами скорой медицинской помощи с использованием аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС к 1 декабря 2012 г.
В октябре 2010 г. в Минздравсоцразвития разразился скандал, в результате которого лишился своего места идеолог информатизации здравоохранения директор департамента информатизации Олег Симаков. Поводом для скандала стало появление трех тендеров со сроками исполнения от 14 до 16 дней, в частности, тендера на создание социальной сети для медработников и пациентов за 55 млн руб. По словам Олега Симакова, столь сжатые сроки проведения работ объяснялись тем, что нормативный документ о разработке соцсети появился всего 10 дней назад, а отчитаться о выполнении проекта требовалось до конца финансового года, то есть – к середине декабря. Однако, поднятая СМИ шумиха заставили министерство отменить тендеры, а директор департамента информатизации Минздрава подал заявление об увольнении.
Новый ИТ-директор появился в министерстве только в начале 2011 г. Им стал бывший руководитель отдела автоматизированных информационных систем Академии народного хозяйства (АНХ) при правительстве РФ Вадим Дубинин. К середине апреля 2011 г. он переработал созданную его предшественником концепцию информатизации здравоохранения, которая, по его словам, "носила лоскутный характер". В новом варианте определен четкий курс на облачную модель построения информационных технологий, говорит Дубинин, но таким образом, чтобы не разрушать уже разработанные и запущенные ИТ-системы. Сама концепция, по его словам, теперь стала системной — в ней появилась структура взаимосвязанных задач.
12 апреля документ был заслушан на заседании правительственной комиссии по внедрению информационных технологий, одобрен и затем утвержден приказом Минздрава. Так завершилась почти 3-летняя история разработки концепции информатизации российского здравоохранения.
CNews обратился к разработчикам МИС с предложением оценить значимость основных событий, произошедших в отрасли в 2010-2011 гг. Наиболее важными событиями респонденты признали утверждение концепции создания информационной системы в здравоохранении (3,8 балла), выделение 24 млрд руб. на ее реализацию (3,4 балла) и утверждение положения о порядке использования бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение создания информационной системы в здравоохранении (3,4 балла).
Оценка значимости событий в области информатизации здравоохранения в России, 2010-2011
Источник: CNews Analytics, 2011
Однако ни одно из них не набрало максимального количества баллов. В своих комментариях большинство участников исследования называет усилия, прилагаемые государством и, в частности, Минздравсоцразвития в направлении информатизации отрасли, недостаточными и неэффективными.
"Мне кажется, отношение к Минздравсоцразвития практически у всех участников отрасли единое - совершенно никчемная структура, которая в последние годы ничем не облегчает жизнь ЛПУ, а только мучает бесконечными запросами различных отчетов, цель которых - отрапортовать наверх", - говорит Дмитрий Полилов, заместитель генерального директора "Сентор Софтвер".
"Деньги выделяются – это хорошо, но дальше – абсолютно непрофессионально, - продолжает Владимир Павлов, директор компании "Ристар".- Когда речь идет о стратегической ядерной ракете или об истребителе 5-го поколения, то всем понятно, что нужны сначала теоретические и проектные работы, потом эскизные и опытные образцы, многолетние испытания, с возможными неудачами, авариями и т.п. и только потом принятие на вооружение, да с постоянной модификацией, да в условиях жесткой конкуренции. Почему же, когда речь идет о не менее сложных информационных системах, господствует абсолютно шапкозакидательский подход – в 2012-м электронную медкарту?"
"А как связать базы данных ФОМС с единой электронной социальной картой, которую тоже вроде как планируют внедрять? А с другими федеральными базами, где планируется использовать персональные данные? – продолжает он. - А региональные или местные решения с федеральной базой? Или это должно быть одно единственное решение? А как связать с единой электронной медкартой узкоспециализированные решения (например, лабораторные информационные системы, рабочие места врачей конкретной специальности с встроенными специальными для данного врача функциями)? А кто должен заниматься вообще проблемами информационной совместимости?"
Сам факт наличия подобных усилий, безусловно, признается всеми участниками рынка как положительное явление, однако об их результатах, по мнению респондентов, судить пока рановато. "Когда деньги на самом деле будут выделены, их, конечно, освоят и тогда эффективность усилий все увидят", - говорит Ефим Шульман, генеральный директор компании "Медицинские Информационные Технологии" ("МедИнТех").
Вернуться на главную страницу обзора
Опубликовано в 2011 г.