|
|
Рынок информатизации здравоохранения уже который год находится «на низком старте». Государственные инициативы по модернизации отрасли, обещание 24 млрд руб на ее информатизацию и требование в ближайшие годы продемонстрировать ощутимый для граждан результат подарили интеграторам надежду на то, что ни сегодня-завтра начнется взрывной рост спроса на ИТ-решения со стороны не только коммерческих и ведомственных, но и государственных медучреждений. В этот сектор начали выходить новые крупные игроки, которые еще несколько лет назад никак не ассоциировались с информатизацией медицины.
Несмотря на обилие позитивных для отрасли инициатив и заявлений, в прошедшем 2010 г. и первой половине 2011 г. ощутимых сдвигов в области информатизации отечественного здравоохранения не произошло. По мнению же ряда опрошенных CNews экспертов, события развивались скорее по негативному сценарию.
«Год выдался крайне сложным, масса проектов была заморожена или не развивалась так, как хотелось разработчикам и заказчикам. Рынок медицинских информационных систем (МИС) был фактически «подвешен» постоянными разговорами со стороны Минздравсоцразвития про ФАП,- рассказывает Александр Гусев, заместитель директора по развитию К-МИС. - В итоге многие чиновники в регионах восприняли это как обоснование не тратить деньги на информатизацию вообще и ждать, пока федералы все сделают сами».
«Также самую негативную роль сыграли тезисы о «типовой» МИС, разработанной на федеральные деньги и рекомендованной для внедрения, - продолжает эксперт. - С одной стороны, многие ЛПУ и региональные заказчики убедились в недееспособности этой идеи и типовых решений, с другой стороны, не рискнули покупать МИСы на открытом рынке и в итоге приняли традиционное для чиновников России решение не делать вообще ничего. Рынок был не уничтожен за счет единичных активных руководителей и заказчиков, которые всеми правдами и неправдами делали свое дело, но постоянно оглядывались на федеральную власть. Фактически, часть рисков упала на плечи руководителей таких ЛПУ».
«Появилось много новых разработок в расчёте на кусок обещанного на информатизацию 24-х миллиардного пирога. Различные компании, отталкиваясь от имеющихся у них продуктов – учётных систем, быстро программируют «всё остальноё» для медиков и запускают рекламный процесс,- говорит Ефим Шульман, генеральный директор компании «Медицинские Информационные Технологии» («МедИнТех»). - Ничего хорошего для ЛПУ из этого не выйдет. Чтобы создать удобный для врача продукт, надо очень сильно постараться и три раза (как минимум) переписать большую часть кода. И это при условии, что при проектировании структуры базы данных не было сделано грубых ошибок. А при отсутствии большого опыта работы с медиками избежать таких ошибок очень сложно».
«Государство направляет достаточно большие средства на создание непонятно чего. Большая часть этих денег, видимо, просто разворовывается - ведь реальных результатов никто не видит, а простая экспертная оценка того, что сделано (если что-то и было сделано), покажет, что эта работа явно не стоила тех миллионов и сотен миллионов рублей, которые на нее были списаны, - продолжает Дмитрий Полилов, заместитель генерального директора «Сентор Софтвер». - Конкурсы Минздравсоцразвития со стоимостью работ 50-60 млн. руб и сроком исполнения 10-14 дней на разработку программ носили абсурдный характер».
«Несмотря на значительные достижения в области разработки и внедрения МИС, говорить о серьезных успехах пока не приходится. Информатизация отечественных ЛПУ не получила за прошедший год широкого распространения, - считает Александр Элинсон, главный исполнительный директор НИПК «Электрон». - Случаи внедрения МИС в отдельные лечебные учреждения не носят системный характер. Закрепление информатизации ЛПУ на уровне государственной стратегии, конечно, увеличило интерес к проблематике со стороны властей, но приходится констатировать, что единого понимания того, что информатизация – необходимый инструмент, нет. А интерес скорее вызван возможностью освоения бюджетных денег, а не повышением эффективности работы ЛПУ. Нет этого понимания и у самих ЛПУ. Конечные потребители просто не знают, что конкретно им надо».
По данным рейтинга, подготовленного CNews на основании данных, предоставленных ключевыми игроками рынка информатизации здравоохранения, выручка 10 крупнейших поставщиков ИТ в этом секторе по итогам 2010 г. составила 1204,2 млн руб, что на 36% больше, чем в прошедшем 2009 г. (887,1 млн руб). Среди участников Топ10 на паритетных началах представлены компании из «двух столиц» (Москвы и Санкт-Петербурга) и российских регионов (Новосибирска, Белгорода, Казани, Самары).
Крупнейшие поставщики ИТ в здравоохранении России 2010
№ | Название | Город | Доля ИТ в здравоохранении в общем доходе, % | Выручка от проектов в области здравоохранения (с НДС), тыс. руб. | Структура выручки по направлениям, % | |||||
2010, % | 2009, % | 2010 | 2009 | Прогноз 2011, % | ИТ-услуги | ПО | АО | |||
1 | Электрон | Санкт-Петербург | 25 | 20 | 640 000 | 480 000 | +125 | 10 | 30 | 60 |
2 | Пост Модерн Текнолоджи* | Москва | 95 | 95 | 175 000 | 120 000 | +50-60 | 40 | 60 | |
3 | Утилекс АйТи 2000 | Новосибирск | 4,2 | 3,5 | 103 300 | 72 000 | +15 | 35 | 20 | 45 |
4 | СП.АРМ | Санкт-Петербург | 90 | 80 | 85 000 | 70 000 | н/д | 20 | 80 | |
5 | СофТраст | Белгород | 100 | 100 | 60 000 | 38 000 | +20 | 90 | 10 |
* Оценка CNews Analytics
** Данные без НДС
Источник: CNews Analytics, 2011
Таким образом, рынок ИТ в здравоохранении, несмотря на негативные отзывы экспертов, начал свое восстановление вместе со всем ИТ-рынком страны (напомним, по итогам 2009 г. динамика составляла здесь -1%). Участники рейтинга прогнозируют дальнейший рост оборотов своих компаний в среднем на 50% уже в 2011 г.
Динамика выручки ИТ-поставщиков в здравоохранении
Источник: CNews Analytics, 2011
В настоящее время основными потребителями услуг и продуктов поставщиков ИТ на рынке здравоохранения являются коммерческие и ведомственные медучреждения. Значительный рост этот рынка возможен лишь за счет появления на нем новых заказчиков из числа государственных ЛПУ, доля которых в общей структуре системы здравоохранения оценивается в 90%. Таким образом, потенциал развития сектора информационных технологий в медицине поистине огромен.
К сожалению, в 2010 г. ощутимого роста присутствия государственных организаций на рынке информатизации здравоохранения не произошло. «Интерес ЛПУ и, тем более, региональных властей к информатизации постоянно меняется, и сказать что, он значительно вырос, сейчас нельзя», - говорит Денис Смирнов, руководитель отдела технической поддержки MLS IT Systems.
Часть игроков рынка связывает это с отсутствием у медиков интереса к такого рода решениям в связи с расплывчатостью государственной политики в области информатизации. Руководители медучреждений ждут четких указаний от министерства и избегают принятия самостоятельных решений. «Совершенно определенно говорить о росте интереса не приходится,- утверждает Шамиль Абушаев, директор НВП «Социопрогресс». - Все находятся в полном замешательстве от «инициатив» сверху и ждут прояснения ситуации и каких-то более определенных решений». «Ждут, что Минздравсоцразвития РФ в принудительном порядке будет рекомендовать определенные МИС», - уточняет Сергей Клименко, руководитель отдела компании Master Lab.
Впрочем, другие эксперты утверждают, что врачи просто не верят в то, что информатизация может стать для них серьезным подспорьем в работе, поскольку «сыты по уши» навязанными «сверху» учетными системами, ориентированными исключительно на подготовку многочисленных отчетов.
«Интерес к ИТ со стороны врачей, безусловно, растет. Но одновременно появляется и противоположная тенденция – нежелание переходить на новые технологии, отчасти из-за неподготовленности и незнания, но часто потому, что врачи не видят для себя серьезных преимуществ,- говорит Владимир Павлов, директор компании «Ристар». - Большинство создаваемых по инициативе «сверху» информационных систем ориентировано на решение задач собственно этих самых «верхов» или типовых вопросов статистики, учета услуг, регистратуры. Собственно автоматизации рабочих мест врача, глубокой проработки электронной медицинской карты как динамичной структуры медицинских данных, а не как хранилища документов на электронных носителях, которые надо заполнять в режиме «текстового редактора», практически очень мало. В первую очередь государство интересуют «денежные потоки», а проблемы непосредственно медицинского персонала почти не затрагиваются, т.к. формализация собственно медицинской деятельности в разы, а может и на порядки сложнее и более трудоемка, чем реализация электронной регистратуры, учета медицинских услуг и взаиморасчетов между участниками процесса».
«По-прежнему большая часть МИС сосредоточена на административно-хозяйственной деятельности ЛПУ, в то время как информационные потребности именно врачей реализованы в меньшей степени. Зачастую пользование МИС сводится к заполнению электронных форм и последующей их распечатке»,- продолжает Вадим Казаров, руководитель проекта НИПК «Электрон».
Однако существует и иная точка зрения. По словам Игоря Гридина, генерального директора компании «Аксимед», «у большей части ЛПУ интерес к медицинским информационным технологиям присутствовал уже давно, но раньше носил в основном «теоретический» характер. Сейчас же этот интерес не только возрос, но и всё больше начал приобретать практические очертания». С ним согласна и Инна Ашенбреннер, директор направления «Госсектор и медицина» компании «Корус-консалтинг»: «Рост интереса ЛПУ к ИТ есть, хотя усилия федеральных властей по развитию информатизации здравоохранения в России можно оценить как весьма слабые».
«Сейчас многие медицинские учреждения посчитали свои активы и потихонечку начали информатизироваться. Этому процессу также способствуют постановления и разговоры правительства об автоматизации», - утверждает Клавдия Макарова, ведущий специалист направления «Медицина» компании «СофтБаланс».
«Рост интереса есть, - продолжает Евгений Коган, генеральный директор компании «Коста». - Во-первых, просто идет время. Компьютерные технологии стали обычнее – и для врачей, и для главных врачей. Электронная почта, оформление документов стали привычным делом. Дети из компьютера не вылезают. Все это подсознательно действует на людей, принимающих решения. Во-вторых, требования государства все региональные чиновники воспринимают с воодушевлением и готовы выполнять».
Остается надеяться, что в 2011 г. ситуация в отрасли наконец-то начнет меняться более динамично, озвученные государством инициативы приобретут очертания конкретных методических указаний, а проекты информатизации можно будет изучать не только на примерах многочисленных презентаций, но и «вживую» - в поликлиниках, больницах, лабораториях.
Вернуться на главную страницу обзора
Опубликовано в 2011 г.