idmz.ru

Роман Кругляков

Роман Кругляков:
Комплексный подход к автоматизации способен дать ощутимый результат

На вопросы CNews ответил Роман Кругляков, генеральный директор компании «Армада».

CNews: В рамках обсуждения приоритетных направлений информатизации в первую очередь обсуждается необходимость внедрения электронной медицинской карты и создания системы записи на прием к специалистам через интернет. Какие важные вопросы информатизации здравоохранения, на ваш взгляд, обойдены вниманием в дискуссиях на эту тему?

Роман Кругляков: Надо признать, что процесс управления потоком пациентов достаточно тесно увязан с рядом других процессов, и в ЛПУ это можно увидеть в первую очередь. Когда идет речь о внедрении электронной медицинской карты или автоматизации расписания, очень часто не уделяют должного внимания таким важным процессам, как учет оказанных услуг, медицинский документооборот, выдача электронных рецептов, автоматизация складского учета, подключение медицинского оборудования, объединение ЛПУ и контролирующих органов в единое информационное пространство.  Комплексный подход к автоматизации способен дать существенно более ощутимый результат, который будет в первую очередь виден и пациентам.

Кроме того, сейчас в общественных дискуссиях обойден вниманием ряд более специализированных задач. Например, в данный момент компания «Армада» реализует проект для московских учреждений трансплантологии по созданию системы, которая будет вести банк данных органного донорства. Есть ряд других специализированных задач в области информатизации здравоохранения (от работы с инвалидами до реабилитологии и спортивной медицины, что особенно актуально с учетом ближайших спортивных форумов, которые пройдут в нашей стране). Во всех этих областях также идут весьма интересные проекты, но на фоне глобальной задачи разговоры о них отошли немного в сторону.

CNews: Правительство заявило о выделении 24 млрд руб. на 2011-2012 гг. на информатизацию здравоохранения. Насколько, на ваш взгляд, достаточно этой суммы для решения первоочередных задач? Что это должны быть за задачи?

Роман Кругляков: С первого взгляда цифра впечатляет. Но в пересчете на 1 лечебное учреждение получается цифра порядка 3 млн. руб., чего явно недостаточно для их комплексной автоматизации, особенно если принять во внимание отсутствие в большинстве ЛПУ локальных сетей, какого бы то ни было технологического парка, необходимость построения сетей до ЛПУ, затрат на обучение, внедрение и т.д.

Таким образом, можно сказать, что данные средства нельзя воспринимать как достаточные. Правильнее позиционировать этот шаг федерального правительства как указание на приоритеты в ИТ-политике государства и сигнал регионам поддержать данную инициативу и совместно решить вопрос реализации первоочередных задач информатизации здравоохранения

CNews: Какие решения группа компаний «Армада» могла бы предложить отрасли?

Роман Кругляков: Недавно в состав группы компаний «Армада» вошла компания «Пост Модерн Текнолоджи» (ПМТ), которая является лидером по разработке медицинских информационных систем на российском рынке и обладает большим опытом и компетенциями в информатизации лечебно-профилактических учреждений.

Объединяя опыт «Армады» в области управления крупными проектами и  системной интеграции и опыт ПМТ в области разработки и внедрения медицинских информационных систем, мы готовы предоставить нашим клиентам наиболее комплексный набор компетенций и выполнить проект любой сложности в сфере информатизации здравоохранения как на федеральном, так и на региональном уровне.

Безусловно, мы рассчитываем принять активное участие в региональных программах модернизации здравоохранения, которые упоминались в предыдущем вопросе.

CNews: Какого рода программные продукты наиболее востребованы этим рынком в настоящее время – «коробочные» или индивидуальные?

Роман Кругляков: Если мы рассматриваем рынок государственных ЛПУ, то, безусловно, адаптированное быстро внедряемое коробочное типовое решение способно решить большую часть задач, стоящих перед каждым конкретным  ЛПУ. Если рассматривать рынок коммерческих (частных) ЛПУ, то с ними дела обстоят несколько иначе. Здесь требуется доработка и адаптация решения под каждого конкретного заказчика. Как правило, некоторые бизнес-процессы в коммерческих ЛПУ отличаются, что и требует более плотной работы как с самим заказчиком, так и с ИТ-решением.

CNews: Многие представители ЛПУ утверждают, на российском рынке практически нет хороших недорогих решений, полностью соответствующих их требованиям. По этой причине они вынуждены заниматься созданием собственных разработок «на коленке», что, неизбежно, приводит к формированию так называемого «информационного зоопарка» в отрасли. Как вы могли бы прокомментировать это мнение?

Роман Кругляков: Стремление ЛПУ, как и любой организации, экономить средства понятно. Но не стоит забывать о том, что экономия существует лишь на первых этапах проекта, далее, как правило, такое ЛПУ сталкивается с большим количеством дополнительных проблем и задач, на которые надо продолжать тратить деньги и время собственного ИТ-персонала.

Если мы говорим о сиюминутной выгоде, то да, теоретически «наколенные» решения (в случае, если задача изначально ограничивалась, например, управлением потоком пациентов) могут оказаться дешевле и будут способны сэкономить бюджетные средства в конкретный период времени. Но если рассматривать проект на перспективу, то стоимость подобных решений может в несколько раз превысить стоимость даже самого дорого решения, которое есть на отечественном рынке, даже с учетом его доработки под нужды конкретного ЛПУ.

Что касается «информационного зоопарка», то эту проблему может решить вопрос стандартизации вывода данных. Существует международный стандарт HL7, который применяется большей частью отечественных разработчиков при создании программных продуктов, и про такие продукты с уверенностью можно сказать, что они могут быть интегрированы.

В «наколенных» решениях дела обстоят несколько иначе. ЛПУ, в первую очередь, заинтересовано в максимально низкой цене при максимально высоком покрытии стоящих перед ним задач. Как правило, при таком видении проекта вопрос о дальнейшей интеграции с другими системами не стоит. Это еще один минус «наколенных» разработок.

CNews: Информационные системы уже сейчас внедрены в отдельных клиниках. Что касается региональных решений, то, по рассказам очевидцев, широко разрекламированные проекты этого уровня начинают «тормозить» уже на начальной стадии своей реализации. Почему, по вашему мнению, это происходит?

Роман Кругляков: Как правило, региональные решения «выросли» из решений, изначально направленных на автоматизацию частных ЛПУ. Структура баз данных, сама архитектура решения разрабатывались для локальных задач. В угоду «новым веяниям» по тотальной информатизации и созданию единого информационного пространства региона разработчики экстренно начали именно дорабатывать продукт, а не разрабатывать новый, под более сложные задачи. Это привело к наращиванию функционала на и без того слабой архитектуре, что, несомненно, повлекло за собой перегрузки и снижение скорости работы как самой системы, так и используемой базы данных.

CNews: Ни для кого не секрет, что большинство работников медучреждений – люди старшего возраста, подчас далекие от ИТ. Насколько серьезные сложности возникают в этой связи в процессе внедрения программных продуктов?

Роман Кругляков: На данный момент основная сложность – обучение персонала ЛПУ работе с компьютером, а даже не с самой системой. Данные вопрос можно решить, но он требует большого внимания и значительных временных затрат по отношению к каждому конкретному специалисту. В частных ЛПУ распространена практика работы врача с ассистентом, но в государственных структурах такого, скорее всего, никогда не будет. Максимум что можно предложить в данной ситуации, – повышение компьютерной грамотности населения и создание определенных экранных форм в медицинской информационной системе, повторяющих внешний вид классических бумажных форм.

В системе «Медиалог», которую мы предлагаем, существует достаточно большой объем функций, способных облегчить работу специалиста. Это конструктор экранных форм, различные справочники, облегчающие ввод информации, специальные кнопки автоматического заполнения типовыми фразами, система напоминаний. Примечательно, что все эти  функции можно настраивать самостоятельно без привлечения наших специалистов. Также наша компания готова провести обучение и предоставить любые методические материалы, способные облегчить работу с МИС.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Опубликовано в 2011 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS