|
|
На вопросы CNews ответил Евгений Хохлов, генеральный директор компании «ПрограмБанк».
CNews: Необходимость информатизации российского здравоохранения неоднократно подчеркивалась руководством страны. Речь шла и о внедрении электронной медицинской карты, и о создании системы записи на прием к специалистам через интернет, и о создании системы персонифицированного учета граждан. Какие важные вопросы информатизации здравоохранения, на ваш взгляд, обойдены вниманием в дискуссиях на эту тему?
Евгений Хохлов: По-моему, обойден вниманием самый важный вопрос – зачем информатизация нужна здравоохранению? То есть содержание и особенности процесса информатизации обсуждаются ИТ-экспертами «вообще», без понимания путей и способов прямого влияния информатизации здравоохранения на здоровье россиян. И, наоборот, любое мнение медиков принимается как необсуждаемый постулат, даже если оно опирается на опыт работы в «неинформатизированной» медицине.
И то, и другое снижает качество дискуссии как способа движения к рождаемой в споре истине. Поэтому мы начали с того, что выписали объявленные цели здравоохранения и свели их к конкретным задачам, решаемым в основном или исключительно с помощью информатизации. Это позволило для многих из вопросов, по которым ведется дискуссия, сразу указать прагматичные ответы, и быстро перейти к разработке наиболее актуальных прикладных систем.
CNews: Правительство заявило о выделении 24 млрд руб. на 2011-2012 гг. на модернизацию здравоохранения. На решение каких задач по информатизации отрасли их в первую очередь необходимо направить, по вашему мнению?
Евгений Хохлов: По объемам распределение очевидно: 75% - это информатизация «линейного звена», стационаров и поликлиник; 15% - информатизация региональных систем управления здравоохранением; 10% - разработка и внедрение систем поддержки принятия врачебных и управленческих решений (СППР) в здравоохранении, без которых эффект от затраты первых 90% становится близким к нулю.
Но это – распределение по объемам. Что касается распределения во времени, то самое актуальное сейчас – последние 10%, поскольку для первых 90% существуют хоть какие-то решения, а вот с наукоемкими СППР у нас просто никак. Не вообще с медицинскими СППР, а с предназначенными работать именно в информатизированном здравоохранении, повышая в десятки раз его эффективность.
CNews: Опрошенные CNews представители ЛПУ сетуют на то, что медики часто не до конца осознают преимущества внедрения ИТ, что в значительной мере тормозит процесс информатизации медучреждений. Что, на ваш взгляд, могут дать ИТ здравоохранению?
Евгений Хохлов: На уровне государства: снижение избегаемой смертности, снижение избегаемых расходов, измерение и повышение качества медицинских услуг, повышение оценки обществом усилий государства в области здравоохранения. Под каждое из этих очевидно востребованных достижений у нас есть четкое понимание, каков возможный вклад собственно информатизации, как измерять этот вклад, и каков он может быть количественно.
На уровне врача: повышение качества врачебных решений, снижение нагрузки по документированию лечебного процесса, создание условий для эффективной научной работы в области медицины для каждого врача.
Конечно, потенциал положительного влияния информатизации не исчерпывается перечисленными достижениями, но «до чисел» нами пока проработаны эти. Остальное – по ходу дела.
CNews: Минздравсоцразвития уделяет большое внимание внедрению информационных систем в ЛПУ, в том числе занимается формированием фонда алгоритмов и программ. Какие решения «ПрограмБанк» могла бы предложить в этой связи?
Евгений Хохлов: Мы готовим к передаче в ФАП одну из версий своей МИС «Интрамед». Однако, если говорить о «внедрении информационных систем в ЛПУ», то не передача в ФАП должна быть критерием правильности выбора конкретной МИС конкретным ЛПУ, а прикладные качества этой МИС.
CNews: Какого рода программные продукты наиболее востребованы этим рынком в настоящее время – «коробочные» или индивидуальные?
Евгений Хохлов: Если задачей все-таки является не установка компьютера на стол врачу, а достижение целей, в том числе - государственных, то МИС безусловно должны быть «типовыми», но обязательно должны содержать элементы ERP, причем ERP-составляющая должна позволять интегрировать лечебные процессы отдельного ЛПУ в общий региональный «виртуальный конвейер предоставления медицинских услуг».
CNews: Многие представители ЛПУ утверждают, на российском рынке практически нет хороших недорогих решений, полностью соответствующих их требованиям. По этой причине они вынуждены заниматься созданием собственных разработок «на коленке», что, неизбежно, приводит к формированию так называемого «информационного зоопарка» в отрасли. Как вы могли бы прокомментировать это мнение?
Евгений Хохлов: На двери системного отдела моей фирмы висит плакат: «Мы можем сделать для Вас работу быстро, качественно и дешево. Выбирайте любые два параметра, и мы Вам их гарантируем».
Хорошее решение, тем более «полностью соответствующее» индивидуальным требованиям конкретного главврача, не может быть недорогим. За 20 лет работы на гораздо более платежеспособном банковском рынке я видел только одно «коленочное» решение, которое готов был без всяких скидок признать хорошим, но цена этого для банка никак не соотносилась с рынком.
Современные технологии и доступные инструменты быстрой разработки могут создать у медика иллюзию возможности «руками двух студентов» создать промышленное решение. Однако, ни одна из известных мне иллюзий не прошла проверку реальностью. В условиях же действительно массовой информатизации здравоохранения и необходимости поддерживать непрерывный контакт с региональной информационной системой, «коленочные» решения просто вымрут как явление.
CNews: Информационные системы уже сейчас внедрены в отдельных клиниках. Что касается региональных решений, то, по рассказам очевидцев, широко разрекламированные проекты этого уровня начинают «тормозить» уже на начальной стадии своей реализации. Почему, по вашему мнению, это происходит?
Евгений Хохлов: Причина сформулирована в ответе на 1-й вопрос. Если нет понимания, как (и почему!) «успешное» внедрение регионального решения повлияет на показатели здравоохранения региона, инициатива внедрения такого решения быстро выдыхается, потому что оно остается нужным только нескольким людям в регионе. Если же такое понимание есть, и оно донесено до губернатора, среди показателей оценки деятельности которого есть и демография, то вероятность доведения внедрения регионального решения до конца становится близка к единице. Мы идем именно по второму пути.
CNews: Ни для кого не секрет, что большинство работников медучреждений – люди старшего возраста, подчас далекие от ИТ. Насколько серьезные сложности возникают в этой связи в процессе внедрения программных продуктов?
Евгений Хохлов: Дело не в возрасте, а в воспитываемом у внедренцев умении уважительно относиться к любому пользователю и в «прозрачности», привычности пользовательского интерфейса для медика.
Если медик на экране видит фактически ту же форму статталона учета посещения, которую он тысячи раз уже заполнял на бумаге, то привычка к заполнению экранной формы возникает в первые же дни эксплуатации системы.
Если в дополнение к этому система еще и существенно сокращает время на заполнение экранных форм, то даже самые пожилые медсестры быстро становятся приверженцами информатизации.
CNews: Каковы планы вашей компании в области информатизации здравоохранения на 2011 г.?
Евгений Хохлов: Планами на год проще всего делиться после его окончания. Однако, рискну.
Мы планируем до конца 2011 года начать проекты внедрения региональной информационной системы в 3-х – 5-ти субъектах федерации. Соответственно, внедрить «Интрамед» в 100-200 ЛПУ этих регионов. В текущих ценах это 100-200 млн. руб. Однако, существующая неопределенность такова, что может получиться и втрое меньше, и втрое больше.
CNews: Спасибо.
Вернуться на главную страницу обзора
Опубликовано в 2011 г.