|
|
В январе 2006 г. был дан старт проекту строительства в России высокотехнологичных медицинских центров. К настоящему моменту заработали 9 из них, 4 находятся в стадии подготовки к запуску, а строительство 2 прекращено на различных стадиях. Новые медицинские центры оснащаются самым современным оборудованием, в них внедряются новейшие технологические решения. Это открывает новые возможности для российских компаний, работающих в сфере информатизации здравоохранения.
Национальный проект «Здоровье» стартовал 1 января 2006 г., и в числе его основных приоритетов было заявлено расширение доступности высокотехнологичной медицинской помощи. Диспуты о том, каким образом это сделать, начались уже на первом этапе обсуждения этого вопроса, и их участники до сих пор не пришли к единому мнению о том, что эффективнее – строить специализированные медицинские центры «с нуля» или организовывать их на базе уже существующих заведений.
20 марта 2006 г. постановлением правительства №139 «О строительстве федеральных центров высоких медицинских технологий» был определен перечень медицинских центров, которые планировалось построить. На первом этапе в него было включено 14 региональных и 1 московский объект - Федеральный научно-клинический центр детской гематологии, онкологии и иммунологии. На строительство этих центров высоких медицинских технологий в 2006 г. было выделено 12,6 млрд руб. ($463,6 млн), в 2007 г. эта цифра должна была возрасти до 19,4 млрд руб.($758,7 млн).
В начале 2007 г. было создано Федеральное агентство по высокотехнологичной медицинской помощи (Росмедтехнологии), которое призвано было заняться строительством Центров высоких медицинских технологий. В рамках нацпроекта предполагалось ускоренными темпами не позже 2010 г. из готовых строительных модулей немецкого и турецкого производства с полной внутренней отделкой и частично установленной медтехникой построить 15 новых современных медицинских центра.
Решено было начать с 7 регионов. В Хабаровске, Красноярске, Астрахани и Пензе должны были появиться центры сердечно-сосудистой медицины, в Чебоксарах и Краснодаре - центры травматологии, ортопедии и эндопротезирования, в Тюмени – центр нейрохирургии. Причем, 4 из них должны были быть запущены в эксплуатацию уже в 2007 г.
В качестве преимуществ новой для России технологии модульного строительства назывались высокая скорость производства, удобство транспортировки и монтажа. Предполагалось, что на строительство нового медцентра «под ключ» должно уходить около 3 месяцев с момента поставки модулей. Среди недостатков – высокая стоимость. Но эту проблему планировалось оперативно решить путем переоборудования завода в Череповце под производство модулей по немецкой технологии. На первом этапе в России собирались выпускать простые модули - коридорные, палатные, а затем перейти к сложным - операционным, палатам интенсивной терапии и т.д.
В течение 2007-2008 г. модули для строительства поставлялись компанией Cadolto. Cadolto до сих пор гордится этим контрактом, в рамках которого в Россию было поставлено 2400 модулей общей площадью около 135 тыс. кв. м.
Одновременно в Санкт-Петербурге были созданы компании «УК Модуль» и «Росмодульстрой». Учредителями последней являются Канунникова Татьяна Александровна (25%), Шамалов Николай Терентьевич (25%), Катамадзе Зураби Владимирович (23%), ООО "Росинвест" (13%), Колесников Сергей Владимирович (13%) и Горелов Дмитрий Владимирович (3%). Фамилии по крайней мере троих из упомянутых лиц – Шамалова, Колесникова и Горелова – хорошо известны в связи с появившимися в СМИ материалами о строительстве так называемого «Дворца Путина».
«Росмодульстрой» по проекту, разработанному компанией «АрхСтройСервис» http://arhss.ru/catalog/production/77/ занялась строительством завода в Череповце. Череповецкий завод успел произвести модули для высокотехнологичных медицинских центров в Челябинске и Перми, работал над заказом из Смоленска и готовился приступить к изготовлению модулей для Барнаула, когда осенью 2011 г. его работникам перестали выплачивать заработную плату. Для сотрудников предприятия это было полной неожиданность – ведь интерес к продукции предприятия проявляло множество заказчиков, но, тем не менее, цех был остановлен. По состоянию на начало 2012 г. завод признали банкротом.
Одновременно планировалось решить и кадровый вопрос - в течение 2 лет подготовить 1000 врачей и 3320 специалистов среднего медицинского звена.
Уже в 2008 г. Минэкономразвития РФ в докладе «О мерах по реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в 2008- 2010 годах» пересмотрело заявленные ранее сроки. Ввод в эксплуатацию 4 центров – в Краснодаре, Красноярске, Хабаровске и Тюмени – был перенесен на 2008 г., а в планах на 2009 г. появились еще 7 центров – в Барнауле, Владивостоке, Смоленске, Калининграде, Перми, Челябинске и Новосибирске. Одновременно было сказано, что строительство федеральных центров в 2008 г. будет проводиться за счет переходящих средств 2007 г.
В конце 2008 г. постановлением правительства РФ от 22 октября 2008 г. N 773 были внесены очередные изменения в первоначальные планы. Объем финансирования высокотехнологичных центров в 2008 г. должны были составить 13,7 млрд руб. ($552,2 млн), а в 2009 г. – 9 млрд руб. ($284,1 млн). При этом, начиная с 2009 г., финансирование Федерального научно-клинического центра детской гематологии, онкологии и иммунологии в Москве, согласно постановлению правительства РФ от 25 августа 2008 г. N 640, стало осуществляться отдельной строкой.
Федеральные центры высоких медицинских технологий
№ | Федеральный центр высоких медицинских технологий | Планируемая дата сдачи | Фактическая дата сдачи |
1 | Центр сердечно-сосудистой хирургии (Пенза) | 2007 | 23.01.2008 |
2 | Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования (Чебоксары) | 2007 | 10.2008 |
3 | Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии (Астрахань) | 2007 | 04.2009 |
4 | Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии (Хабаровск) | 2008 | 01.09.2010 |
5 | Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии (Красноярск) | 2008 | 10.09.2010 |
6 | Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии (Челябинск) | 2009 | 09.12.2010 |
7 | Федеральный центр нейрохирургии (Тюмень) | 2008 | 27.04.2011 |
8 | Федеральный научно-клинический центр детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Д.Рогачева (Москва) | 01.06.2011 | |
9 | Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии (Пермь) | 2009 | 28.02.2012 |
10 | Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии (Калининград) | 2009 | назначен главный врач, открытие было запланировано на апрель-май 2012 г., по данным на 29.06.2012 г. открытие перенесено на 15.08.2012 г. |
11 | Федеральный центр нейрохирургии (Новосибирск) | 2009 | назначен главный врач, открытие запланировано на сентябрь 2012 г. |
12 | Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования (Смоленск) | 2009 | открытие было запланировано на 15 июня 2012 г., по данным на 23.07.2012 г. открытие перенесено на август 2012 г. |
13 | Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования (Барнаул) | 2009 | открытие было запланировано на май—июнь 2012 г., на момент публикации не состоялось. |
14 | Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования (Владивосток) | 2009 | строительство заморожено, принято решение о строительстве многопрофильного медцентра на острове Русский |
15 | Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования (Краснодар) | 2008 | строительство остановлено в конце 2010 г., здание подлежит сносу |
Источник: CNews, 2012
К середине 2009 г. выяснилось, что на бумаге все получается значительно проще, чем в жизни. Строительство центров явно затягивалось – где-то возникли проблемы с коммуникациями, где-то отсырели сборные конструкции, где-то возникли проблемы с поставками всего и вся. В результате за 1,5 года было построено только 3 объекта - Центр сердечно-сосудистой хирургии в Пензе, Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования в Чебоксарах и Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии в Астрахани.
Разразившийся экономический кризис позволил руководству Минздравсоцразвития отложить строительство оставшихся 14 центров до конца 2011 г. Было заявлено, что на это потребуются дополнительные средства, объем которых оценить практически невозможно в сложившихся сложных экономических условиях.
Ответственной за продолжение строительства была назначена государственная корпорация «Ростехнологии», поскольку в мае 2008 г. созданное ранее Федеральное агентство «Росмедтехнологии» было упразднено. В середине 2009 г. «Ростехнологии» получили первую государственную субсидию в размере 7 млрд 477 млн 972,63 тыс. рублей ($239,5 млн) на «аудит и завершение строительства». По результатам аудита планировалось уточнить смету всего проекта. Одновременно было объявлено, что на момент передачи проекта «Ростехнологиям» в строительство было вложено 13 млрд руб. (согласно отчету Минздравсоциразвития, 12,7 млрд.), 19 млрд остались неизрасходованными.
Через год, в августе 2010 г., выяснилось, что ввод в эксплуатацию федеральных центров высоких медицинских технологий в очередной раз откладывается. Причина в том, что они должны строиться на паритетных началах 50 на 50 за счет средств федерального и регионального бюджетов. Все федеральные деньги были перечислены в регионы в срок, а вот регионы заявили, что в связи с ростом стоимости строительства у них средств не хватает.
Сергей Черемизов, генеральный директор государственной корпорации «Ростехнологии», объяснил, что рост стоимости произошел из-за недостатка опыта модульного строительства и, соответственно, увеличения его сроков. Кроме того, стоимость строительства существенно возросла и в связи с ростом курса евро – ведь на выделенные деньги планировалось закупить и медицинское оборудование. В итоге выяснилось, что для завершения строительства требуется еще около 14 млрд руб ($459,3 млн) – точную цифру глава «Ростехнологий» обещал озвучить в ближайшее время.
Было заявлено, что в 2010 г. в эксплуатацию будут введены Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии в Хабаровске (200 операций в 2010 г.), Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии в Красноярске (200 операций в 2010 г.), Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии в Челябинске (200 операций в 2010 г.), Федеральный центр нейрохирургии в Тюмени. На 2011 г. государственное задание по высокотехнологичной медицинской помощи для этих центров составит более 10 000 оперативных вмешательств.
В дальнейшем, по планам «Ростехнологий» должны были появиться Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии в Перми (февраль 2011 г.), Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии в Калининграде (ноябрь 2011 г.), Федеральный центр нейрохирургии в Новосибирске (октябрь 2011 г.), Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования в Смоленске (август 2011 г.), Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования в Барнауле (октябрь 2011 г.), Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования во Владивостоке (декабрь 2011 г.).
На сегодняшний день заработало 9 из 15 Федеральных центров высоких технологий, 4 центра находятся в завершающей стадии строительства и должны начать прием пациентов в 2012 г.
Интересная история произошла со строящимся Федеральным центром травматологии, ортопедии и эндопротезирования в Краснодаре. В августе 2010 г. губернатор края Александр Ткачев в ходе видеоконференции с премьер-министром России Владимиром Путиным предложил снести недостроенное здание, поскольку оно поражено грибком, и построить на его месте другое. К этому моменту, по словам губернатора, «край выполнил взятые на себя обязательства по выведению нулевого цикла и подведению инженерных сетей и коммуникаций. Однако из-за грибкового поражения возводимого здания, которое произошло по вине строителей, завершение строительства невозможно, более того, здание непригодно для размещения в нем лечебного учреждения».
Данные видеокамеры, размещенные на сайте ДЕЗЗ, заказчика-застройщика по строительству федеральных центров высоких медицинских технологий, о состоянии работ в Краснодаре на 05.06.2012 г.
Далее он заверил премьера, что «потребности края в высокотехнологичной травматологической и ортопедической помощи, которые должен был закрыть центр, могут быть удовлетворены за счет краевой больницы при условии предоставления федеральных квот и передачи оборудования, закупленного для оснащения федерального центра».
По данным газеты «КоммерсантЪ», затраты на строительство краснодарского центра к этому моменту составили 3,923 млрд руб, на его снос и строительство на этом месте нового здания понадобится еще 2 млрд руб., а стоимость оборудования, которое будет передано краевой больнице оценивается в 200 млн руб.
Похоронен и Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования во Владивостоке. В мае 2011 г. Виктор Ищеев, полномочный представитель президента на Дальнем Востоке, сообщил, что его строительство заморожено, а правительством РФ принято решение пока строить многопрофильный медцентр на острове Русский. К тому времени на возведение фундамента уже было потрачено около 50 млн руб.
Данные видеокамеры, размещенные на сайте ДЕЗЗ, заказчика-застройщика по строительству федеральных центров высоких медицинских технологий, о состоянии работ во Владивостоке на 05.06.2012 г.
Таким образом, один из самых крупных государственных проектов, реализацию которого планировалось завершить в кратчайшие строки пусть даже и путем дополнительных затрат, превратился в привычный 7-летний долгострой.
На сегодняшний день строительство высокотехнологичных медицинских центров обошлось, по разным оценкам, в 34 - 54 млрд руб. Более точные цифры ни в Минздраве, ни в «Ростехнологии» получить не удалось. Эти деньги были потрачены на 12 объектов, 4 из которых еще не начали работать и, вероятно, потребуют дополнительных финансовых вливаний. Таким образом, стоимость одного медицинского центра составила 3 – 4,5 млрд руб. ( $95 млн - $145 млн).
Вернуться на главную страницу обзора
Опубликовано в 2012 г.