|
|
Об итогах и перспективах работ по информатизации здравоохранения в интервью CNews рассказала Мария Дегтерева, директор МИАЦ департамента здравоохранения администрации Владимирской области.
CNews: Начались ли в вашем регионе работы в рамках построения ЕГИС Здравоохранения?
Мария Дегтерева: Работы по построению ЕГИС во Владимирской области были начаты еще в 2005 г. с внедрения программного комплекса Medbase. Medbase используется в настоящее время в 113 учреждениях здравоохранения Владимирской области. Система позволяет вести электронный автоматизированный учет информации в регистратуре ЛПУ, отделениях поликлиники и стационара, пунктах выписки льготных рецептов, аптеке, отделах медицинской статистики и др. Сформированы условия для оперативного получения обновлений программного обеспечения: интернет-сайт, FTP-сервер, рассылка по защищенной корпоративной сети, запись программного обеспечения на съемные носители информации в отделе программного обеспечения МИАЦ Владимирской области. Работает служба техподдержки программного комплекса.
Организована работа по выявлению и изучению текущих проблем в ЛПУ, связанных с электронной обработкой медико-статистической информации в Medbase, активно проводится работа по разработке в Medbase локальных документов ЛПУ.
С целью оперативного обмена информацией и передачи персональных данных между учреждениями организован защищенный канал VipNet, который объединяет 96 учреждений области и интегрирован с защищенным каналом фонда обязательного медицинского страхования.
Создан единый информационный портал здравоохранения «Медицина33.рф». Этот ресурс позволяет объединить всю разрозненную информацию по медицинской помощи во Владимирской области.
Задачей 2011 г. была подготовка учреждений к информатизации – это построение локальных вычислительных сетей, закупка серверного оборудования, автоматизированных рабочих мест. Все это подготовило учреждения области к интеграции с федеральными информационными ресурсами.
CNews: Как вы видите основные проблемы, возникающие в ходе информатизации здравоохранения? Как их успешно решать?
Мария Дегтерева: Внедрение региональных медицинских информационных систем должно осуществляться с привлечением административного ресурса: департамента, министерства здравоохранения региона. Только при их поддержке и грамотном нормативно-методическом обеспечении такое внедрение будет успешным. Владимирская область внедрила региональную медицинскую информационную систему в 2005 г. при поддержке департамента здравоохранения.
Кроме того, в настоящее время объемы информации, необходимой врачу для изучения как при диагностике заболевания, так и при построении методики лечения, настолько велики, что без унификации всех данных, стандартизации учета освоить и обработать ее невозможно. На сегодняшний день пересмотр отчетно-учетной документации тем более оправдан, так как соответствует задачам модернизации здравоохранения. Эта настолько важно, что было бы оправдано создание консультационного совета регионов для проведения этой работы.
CNews: Как вы считаете, удастся ли построить ЕГИСЗ в заявленные сроки?
Мария Дегтерева: Информатизация региона должна проходить комплексно и планомерно. Для регионов, которые начали эту работу «с низов», сроки построения ЕГИС вполне выполнимы. Информатизация не может успешно начинаться сверху, так как её первичное звено - врач, медицинская сестра - не участвуют тогда в данной системе.
CNews: Как в вашем регионе решается проблема нехватки профессиональных кадров в ЛПУ?
Мария Дегтерева: Проблема нехватки кадров во Владимирской области так же актуальна, как и в других регионах.
Одним из решений этой проблемы, например, может стать электронная регистратура. Она охватывает все виды обращений пациентов в учреждения здравоохранения, позволяет пациенту спланировать посещение врача заблаговременно, а врачу - управлять потоками пациентов, избавиться от излишней бумажной волокиты. Но все эти чудеса становятся доступны только при комплексном подходе к системе.
Во Владимирской области решение этих задач стало возможным с полноценным внедрением услуги «Прием заявок (запись) на прием к врачу» на едином портале «Регистратура33.рф». В настоящее время на портале представлено 80 учреждений здравоохранения области.
Основными целями внедрения услуги являются обеспечение предварительной и неотложной записи пациентов на прием к врачу как при их непосредственном обращении в поликлинику, так и по телефону, через интернет; обеспечение четкого регулирования интенсивности потока пациентов с целью создания равномерной нагрузки врачей и распределения его по видам оказываемой помощи; обеспечение своевременного подбора и доставки медицинской документации в кабинеты врачей, сокращение времени ожидания приема.
Эта услуга направлена на повышение качества жизни населения. При условии ее внедрения пациенту не придется стоять в очереди, чтобы попасть к врачу. Он может записаться на прием, не выходя из дома, получить гарантированную медицинскую услугу в удобное для себя время.
Основой системы является интернет-портал, позволяющий пациенту быстро ознакомиться с графиком работы отдельных кабинетов и врачей. Задачи по предварительной записи на прием, предоставлению исходной информации о работе медицинского учреждения, возложены на информационную систему, которая работает в круглосуточном режиме все дни недели.
Услуга особенно привлекательна для работающих слоев населения, у которых часы работы совпадают с часами работы регистратуры поликлиники. Для них очень важно минимизировать время, потраченное на визит в поликлинику, особенно если этот визит происходит не во время действия больничного листа.
Медицинское учреждение в целом получает возможность 100-процентного учета данных пациентов, обращающихся за медицинской помощью; контроль равномерного распределения пациентов между врачами, ведущими амбулаторный прием согласно действующим нормам и стандартам приема, возможность ведения базы данных прикрепленного населения.
Врачу, ведущему прием, предоставляется возможность планирования и контроля времени каждого приема за счет прогнозирования числа посетителей; возможность подготовки и оформления документов перед приемом (в частности, подготовка медицинских карт пациентов).
CNews: Как по вашим ощущениям – начала жизнь врача и пациента меняться в лучшую сторону?
Мария Дегтерева: Обеспечение своевременного доступа к информации становится критичным, когда речь идет о жизни людей. Владение нужной информацией – часто единственное, чего не хватает врачу, чтобы своевременно и квалифицированно оказать пациенту необходимую медицинскую помощь. Рутинный документооборот, утерянные копии документов, территориально разнесенная информация об одном и том же пациенте, отсутствие квалифицированных методов поиска – все это отнимает у медицинских специалистов время и энергию и значительно снижает эффективность их деятельности.
В руки медиков сегодня даются новые инструменты – информационные системы, которые, безусловно, должны повысить производительность труда медицинских работников.
Конечно, существует определенное противодействие со стороны врачей, не желающих, чтобы их творчество стало достоянием гласности для коллег, к которым обратится пациент, или экспертов разного уровня. Что делать им с годами отточенным нечитабельным врачебным почерком, когда сам пациент в любой момент сможет прочитать любую запись любого специалиста в своей амбулаторной карте? Некоторым врачам это не нравится, но безусловно важно для каждого пациента.
Мы являемся современниками очередной промышленной революции, вызванной бурным развитием информационных и коммуникационных технологий. Чтобы сделать сегодняшнюю систему здравоохранения эффективной, нужна настоящая революция.
По мнению экспертов ВОЗ, «информационные технологии в числе ключевых рычагов могут трансформировать медицину, подняв ее из сегодняшнего разбитого состояния до такого, в котором искусство врачевания будет умножено на науку, коммерческие вопросы станут решаться не хуже, чем в торговых компаниях, и каждый пациент действительно станет центром внимания».
CNews: Спасибо.
Вернуться на главную страницу обзора
Опубликовано в 2012 г.